Сценарий "Старинные посиделки"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Нина Анатольевна Шубина

 

Цель: познакомить с традициями русских посиделок у крестьян; узнавать и находить особенности русского фольклора;  развивать артистические и сценические способности детей.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_Starinnye_posidelki.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

446219,Самарская обл.,  г. Новокуйбышевск, п. Шмидта, ул. Школьная, 4, тел. 3 – 17 – 68

дошкольное отделение: п. Маяк, здание детского сада «Берёзка», ул. Куйбышева, 4, тел. 3- 17- 66.

Г. НОВОКУЙБЫШЕВСК, 2008

Народные посиделки

Цель: познакомить с традициями русских посиделок у крестьян; узнавать и находить особенности русского фольклора;  развивать артистические и сценические способности детей.

Оборудование: народные инструменты, звукозаписи, костюмы.

Ход мероприятия

1. Вступление

(Звучит русская народная мелодия)

Ведущий

Зима освобождала  крестьянина от земледельческих работ, награждая за труды временным отдыхом. Но, кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Так  уж устроен  сельский человек, что он сидеть без дела не может, отдыхает, работая.  Начиналась другая работа. В долгие зимние вечера собирались наши  дедушки и бабушки на посиделки.  Собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах, да  умением   и мастерством блеснуть. На посиделки обязательно приходили с работой, чтобы напрясть пряжи из льна, шерсти, связать кружево, носочки, варежки.

Мы тоже  собрались с вами на такие посиделки, как много лет назад.

Давайте вместе заглянем  в книгу народной мудрости и узнаем, как проходили посиделки у наших дедушек и бабушек.  

Ученик

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

( Д. С. Лихачев)

Старину мы уважаем,

Старину мы  бережем,

О старинном нашем крае

Разговор мы поведем.

2. Основная часть

 Хозяин

Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

 Один из гостей

Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин 

В  тесноте -  не в обиде.

Хозяйка

Небылицы в лицах, сидят в теремах  - светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

Гости исполняют  шутливые диалоги

1.

- Федул, что губы надул?               2.   - Сынок, сходи за водицей на речку?

- Кафтан прожег.                                    – Брюхо болит.

- Можно зашить?                                    - Сынок, иди кашу есть!

- Да иглы нет.                                        – Что ж, раз мать велит – надо идти!

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

Ведущий

А вот на ласковые слова и колыбельные в русской семье не скупились. На крюке, вбитом в матицу, висела колыбелька, прикрытая разноцветным пологом.  Мамы или бабушки убаюкивали своего дитятко задушевными и нежными колыбельными песнями.

Выходят две девочки с куклами.

1. Баю, баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

2 .     Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки, баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою,

Ты  дремли, закрывши глазки,

Баюшки,  баю.

Ведущий.

Поэтичны и красивы наши народные песни. Среди них есть веселые, шуточные,  и хороводные.

Исполнение хороводной песни «Во саду ли в огороде»

1. Во саду ли в огороде

Девица гуляла

 Невеличка, круглоличка

Румяное личико

Идет девушка.

Хоровод: идет по кругу, на каждый такт   вправо, влево.

2. За ней ходит, за ней бродит

Удалой молодец

За ней носит, за ней носит

Дороги подарки 

За девушкой идет купец, предлагает ей подарки (бусы).

3. Дорогие – то подарки

     Кумач да китайки

     Кумачу я не хочу

     Китайки не надо

Купец предлагает ей дорогие подарки: бусы, драгоценности.

Хоровод: девочки кружатся  на месте на всей ступне, приподняв платочки вверх

4. Я пойду ли молоденька

Во торг торговати

Что во то ти торговати

На рынок гуляти.

Приходят с купцом на рынок. Он ей предлагает различный выбор платков, она от всего отказывается и уходит от него.

Хоровод: девочки встают сзади – танцуют,  держась правыми  руками, в левых держат платочки, мальчики впереди – танцуют вприсядку .

5. Я куплю ли молоденька

Пахучие мяты

Посажу я эту мяту

Подле самой хаты.

Подходит к «цветку» ,сажает его возле своего дома, поливает.

Хоровод: девочки двигаются к мальчикам. И  идут по кругу в хороводе.  

6. Не топчи мил кудряватый

Пахучей эту мяту

Не для тебя сажала

Я и поливала.

Девица кружится возле цветка.

Мальчики хлопают. Каждая девочка обходит вокруг своего партнера переменным шагом, возвращается на свое место

7. Я не для тебя сажала,

Я и поливала,

Для кого я поливала,

Того и обнимала.

Девица подходит к другому парню, берет его за руку. Он ее сажает на стул, ходит возле нее.

Девочки  хлопают, мальчики  обходят вокруг своих партнерш.

8. Во саду ли в огороде,

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка,

Румяное личико.  

Девица с парнем берутся за руку и уходят.

Хоровод  идет по кругу и уходят .

Ведущий

Наши прабабушки и прадедушки пели и плясали на посиделках и загадывали загадки, чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум.

Ученик 1

Есть загадки в нашем крае,

До того мудреные,

Кто загадку отгадает, попадет в ученые.

Ученик 2

Сочинит загадку тот,

Разгадает этот,

А загадка все живет

Со своим секретом.

Ученик 3

Да и сложены они

Так хитро и сладко,

Ну, смекалкою блесни,

Вот она загадка.

Загадки:

1) Меня ждут, не дождутся,

А как увидят – разбегутся. (дождь)

2) Один братец отдыхает зимой,

Другой  летом. (телега, сани)

3) В желтом море корабль плывет. (комбайн)

4) Летом одевается,

Зимой раздевается. (дерево, лес)

5) Скинули с Егорушки золотые перышки. Заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

Ведущий.

Лучшим помощником в деле всегда является  песня.

Верно гласят пословицы:

- Хорошая песня – дух бодрит.

- Где песня поется, там весело живется.

- С хорошей русской песней и труд спорится.

 

Частушки!

Две девочки читают частушки перед исполнением пляски.

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

2. Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

4 девочки выходят плясать, исполняют частушки.

1. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире,

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

2. Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3. А у нас  во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки.

4. По деревне я шла

И Ванюшу видела –

Под кустом сидел и плакал.

Курица обидела.

5. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги  мои лежат.

6. Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки?

На середину выбегают мальчики, они танцуют вприсядку, один поет.

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает  сапоги.

Ученик

А мои бабушка и дедушка  всю жизнь прожили здесь. Мой дедушка меня научил играть в игру «Сиди, сиди, Яша!» в эту игру играли и взрослые, и дети.  Давайте и мы поиграем в эту игру!

Игра  «Сиди, сиди, Яша!»

Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре и поют.

Дети: 

Сиди, сиди, Яша.

Ты забава наша!

Погрызи орехи.

Для своей потехи.

(Яша делает вид, будто грызет орешки. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши,  а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится.)

Дети.

 Свои руки наложи,

Имя правильно скажи.

(по  окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него, отгадывает кто это. Чье имя отгадали, сам становится водящим, то есть Яшей, и игра продолжается).  

Ведущий

 Ложки, ложки расписные! Кто хочет поиграть немножко?

Ученик

Эй, народ, не зевай, вместе с нами поиграй!

Кто в веселый наш оркестр?

Выходи, не хватит мест!

(Дети стоят в кругу. У каждого ребенка в руках один из музыкальных инструментов: погремушка, трещотка, ложки, бубен. )

Песня «Пчелочка златая»

  1. Пчелочка златая, что же ты жужжишь?

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?

Припев:

Жаль, жаль жалко мне

Что же ты жужжишь – 2 раза

  1. Али ты не любишь Любушку мою,

Али ты не любишь Любушку мою, мою

  1. У моей Любы русая коса,

У моей Любы русая коса, коса.

4. Обниматься можно, целовать нельзя, нельзя.

Обниматься можно целовать нельзя, нельзя.

5.   Я к губам прилипну, с нею я  и умру

Я к губам прилипну, с нею и умру.

Ведущий

Конкурс следующий  не новый,

Снова конкурс плясунов.

Никого мы не обидим,

Но хотим, друзья,  сказать,

На обычном стуле сидя,

Надо, что–нибудь сплясать.

Все движенья хороши,

Сядь покрепче попляши.

«Пляска на стуле» - садятся два человека и пляшут. 

Ведущий

Знаете ли вы, что очень давно, когда еще не было электричества, крестьянки ткали и вышивали при  свете лучины. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Они сами пряли нитки, а потом из них на домашнем деревянном станке ткали холст. Из этого холста шили полотенца, рубахи, передники, а затем украшали вышивкой.  В настоящее время изделия ручной работы очень ценятся. Что здесь имеется, все это выполнили наши мамы и бабушки. Также они занимались кружевоплетением. Ну,  а произведения говорят сами за себя.

Мы тоже учимся мастерству вязать и вышивать.  

Богата талантами Российская земля. Наши предки умели работать и с деревом, с глиной, с тканью, железом. Хорошо бы, чтобы и вы не забывали свои корни и учились мастерству, сохраняли русские традиции.

Ученик  

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные …

Мы Родиной зовем.

Ученик _        

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В  позабытом селе…

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтоб вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.

3. Итог мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Деревенские посиделки"

Фольклорный праздник в 1 классе...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Новогодние посиделки с Нечистой силой.

Театрально-развлекательный праздник традиционно проводиться нами в ГПД. Роли играют сами дети. Интересная новогодняя программа с песнями, играми и танцами....

Классные посиделки

Стихи к празднику мам...

Посиделки

Душа народа  , жизнь и быт , его культура и обряды.   Его поэтика и песни , его ремесла и наряды.   В чем суть сего ? Постичь придется поколеньям нашим молодым ,   Все...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....


 

Комментарии

Нина Анатольевна Шубина

кому интересна данная разработка, напишите!

Манюшкина Ольга Евгеньевна

Спасибо огромное, замечательная разработка. И хотя я работаю в детском саду, многое взяла для своих детей из вашего сценария!