Методическая разработка занятия "По дорогам Красной книги".
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Занятие для детей 8-9 лет в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "В мире животных" . 

Занятие нацелено на:  

-Знакомство воспитанников  с  Красной книгой.

-Расширение и углубление  знаний  воспитанников о животных  и  растениях Красной книги.

-Воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_krasnaya_kniga.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое  занятие «По  дорогам  Красной  книги»                                                                                в экообъединении «В мире  животных» (8-9) лет                                                                                      по дополнительной образовательной программе «В мире  животных» (8-9) лет

Дата проведения: 24.04.2014г.

Место проведения: мини-зоопарк Центра «Созвездие»

Участники: группа 1.

Цель:

-Знакомство воспитанников  с  Красной книгой.

-Расширение и углубление  знаний  воспитанников о животных  и  растениях

Красной книги.

-Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Красная  книга, листы  белой бумаги, цветные карандаши, мультимедийный проектор, интерактивная  игра «Турнир знатоков. По дорогам Красной  книги».

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Основная  часть

3. Заключение (рефлексия).

Добрый день ребята! Тема нашего занятия «По дорогам Красной книги».

Человек на Земле не одинок. В небе летают птицы, в воде плавают рыбы, на Земле обитает множество животных. Писатель  Михаил Пришвин говорил: «Я, ведь  друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы».

Вслушайтесь в это слово - «хозяева». Ребята как вы думайте? Всегда ли  по- хозяйски мы относимся к окружающей нас природы? Сегодня мы поговорим о Красной  книге и выясним для чего она нужна?

Ребята, что такое Красная Книга и кто знает историю её создания? (ответы детей)

История  создания Красной книги

Красная книга - это книга об исчезнувших, редких и исчезающих видах растений, животных, грибов.

В 1948 году ученые мира создали  Международный союз охраны природы.

По заданию этого союза все зоологи, ботаники,  экологи  стали изучать каким растениям и животным надо помочь.

Составили списки и издали их в виде книги. Так появилась первая Красная книга. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт - известный,  английский  ученый, исследователь, орнитолог.

Красные книги бывают различного  уровня:

1.Международные - это   книга (мира),которая была создана в 1966 году.

2.Национнальная - это Красная книга России, которая  была создана 1974 году.

3.Региональная - это Красная книга ХМАО, которая была создана 1999 году.

Красные книги  периодически обновляются  каталоги видов, подвидов и  популяции животных. В 1966 году - Международная  Красная книга была издана в необычном виде, обложка была Красная, а страницы разноцветные черный, красный, желтый, белый, серый, зеленый (6 цветов).

Ребята как вы думайте, что означает Красный цвет ее обложки? (Дети дают ответ).

Красный цвет - это сигнал тревоги, опасности, предупреждения, надвигающейся на растения и животных.

Ребята,  как  вы думайте, почему страницы Красной книги разноцветные? (Дети дают ответы).

Разноцветные страницы Красной книги сделаны  не для украшения.

Можно сразу определить, в каком положении  находятся животные и растения.

Черные страницы – показывают животных которых больше нет в природе.

(Странствующий голубь, морская корова, большерогий олень, саблезубый тигр и другие).

На желтых  страницах – занесены животные, количество которых стремительно уменьшается.

На красных страницах – занесены животные особо редкие, исчезающие. (Синий кит, гепард, полосатая гиена, зубры, бобры).

На  белый страницах – показаны животные численность которых очень было мала, которые обитают на больших площадях. (Белый медведь, снежный барс,  пятнистый олень).

Последние страницы Красной книги – зеленые. На них  записаны животные, которых удалось спасти от  вымирания. (Орлан- белохвост, Скопа, Беркут, бурый медведь  и другие).

Физкультминутка.

А  теперь немного  отдохнем.

Вы наверное устали? Да!

Ну  тогда  все дружно встали

Ручками похлопали 1,2,3,4,5.

Ножками потопали 1,2,3,4,5.

Вправо ниже наклонились

Влево тоже наклонились.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем

И работу продолжаем.

Ребята, я предлагаю Вам игру «Турнир знатоков «По дорогам Красной книги». Но мы должны  создать команды и выбрать командиров.

Я предлагаю создать такие команды: ЭКОЛОГИ, ЗООЛОГИ, БОТАНИКИ и ответить на вопросы.

1.Ботаники  - что изучают?  (дети дают ответ). Ботаники изучают растения.

2. Зоологи   - что изучают? (дети дают ответ). Зоологи изучают животных.

3.Экологи – что  изучают? (дети дают ответ). Экологи  изучают охрану природы.

Для формирования команд  вы должны  вытянуть жетоны. (зеленый - ботаники, желтый- зоологи ,голубой- экологи).Каждой команде дается задание.

Команде ботаников.

1.Выбрать в карточке редкие виды растений, занесенные в Красную книгу ХМАО.

Команда зоологов.

Сколько страниц в Международной Красной книге? Какого они цвета?  Что означаю эти цвета?

Команде экологов.

Составить правила поведения в природе.

(выступление детей)

Вам даётся 10 минут на выполнение задания.

(Заслушиваем ответы детей)

Команде ботаников:

Многие редкие растения можно увидеть в заповедниках, заказниках.

Здесь они взяты под охрану: прострел желтеющий, башмачок пятнистый, чисто- белая кувшинка, росянка.

Педагог: Мир трудно представить без растений. Но люди рвут редкие растения  не задумываясь о будущем. Давайте бережно относится к растениям.

Команда зоологов:

У Красной книги есть разноцветные страницы (черный, желтый, красный, белый,

серый, зеленый). Каждая страница показывает, какие виды животных и растения в опасности.

Педагог: Правильно ребята! Без растений и животных, без лугов и чистых рек, без лесов полей раздольных жить не может человек! Так давайте сбережем наш природный щедрый дом.

Команда экологов:

Мы написали правила поведения в лесу. И постараемся следовать им.

1.НЕ ломать веток деревья.

2.Не разорять гнезда птиц.

3.Не шуметь в лесу, не пугать животных.

4.Не брать домой лесных зверей.

5.Не рвать редких цветов.

6.Не ловить бабочек и стрекоз.

7.Не разорять муравейники.

8.Не вырывать кустарники с корнем.

9.Не вырывать грибы с грибницей.

10.Не оставлять  мусор в лесу

Педагог: Да, природа терпелива, она многое прощает, но и взывает о нашей помощи: защити!

 

 

Ну, что же, ребята, все команды справились с заданием. Мы с Вами многое узнали о Красной

книге. Давайте все вместе ответим на вопросы.

Что стало причиной возникновения Красной книги?

Для чего нужна Красная книга?

(дети дают ответы)

Ребята, я вам предлагаю сделать открытку «Берегите природу!». В которой будет изображена

бабочка «Махаон», она ребята тоже занесена в Красную книгу ее становится все меньше и меньше.

Ребята, как вы думайте, почему?

(дети дают ответ)

Вырубка лесов, собирают в коллекции бабочек

 

Для изготовлении открытки,я Вам приготовила альбомные листы с контурным рисунком бабочки « Махаон» и цветные карандаши.

Вам необходимо, внимательно посмотреть на цветное изображение бабочки и срисовать все элементы на ее крыльях и туловище.

(Самостоятельная работа детей, выставка открыток).

Молодцы ребята, посмотрите какие получились у нас красивые открытки, давайте подарим их

родным и расскажем о Международной Красной книге и бабочке, которая занесена в Красную книгу ХМАО.

Ребята, занятие наше подходит к концу.

Скажите, что нового вы узнали сегодня на занятии (ответы детей).

Какие задания в течении занятия были трудными для Вас?

( ответы детей).

Использованная литература.

Красная книга России,(автор: Тихонов Александр Васильевич)

Красная книга ХМАО 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия "Красная книга Кубани"

Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани».Задачи:1. Познакомить детей с Красной  книгой  Краснодарского края , растениями  и животными, которые в нее внесены;2. Учить дете...

Методическая разработка занятия "Не красна изба углами, а красна пирогами"

Задачи:       1. Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа...

Методическая разработка "По дороге с облаками"

I.Введение.1.1  Пояснительная записка Концепция федеральных государственных образовательных стандартов предполагает совершенствование системы начального образования, которое направлено на решение...

Тема занятия: «По дорогам Красной книги».

Цель: познакомить учащихся с Красной книгой.-Задачи:-формирование бережного отношения к природе.Образовательные:Расширить и углубить  знания  учащихся о животных  и  растениях Крас...

Методическая разработка урока "Водоемы Красного Села"

Данная разработка предполагает виртуальное путешествие по родному краю. Учащиеся познакомятся с водоемами Красного Села, одного из живописных районов г. Санкт-Петербурга,  узнают какую роль играю...

Методическая разработка экологического урока "Красная книга природы!

Методическая разработка может быть использована на уроке окружающего мира и во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию обучающихся...

Методическая разработка "Веселые старты "Красный, желтый, зеленый"

Методическая разработка нацелена на повторение правил дорожного движения путем использования соревновательной деятельности в беге, прыжках и т.д. и предназначена для возрастной категории детей 7-8 лет...