Методическая разработка занятия "Не красна изба углами, а красна пирогами"
классный час (4 класс) по теме

Глотова Ирина Борисовна

 

Задачи:

       1. Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

 

2.  Воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.

 

 3.  Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и детей,  совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Задачи:

  1. Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

2.  Воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.

 3.  Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и детей,        совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Ход занятия:

Ведущий 1.   Чем дальше в будущее входим,

                      Тем больше прошлым дорожим,

                       И в старом красоту находим,

                       Хоть новому принадлежим!

Ведущий 2.   Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, люди русские! Приглашаем вас к себе, просим милости в гости к нам!

Ведущий 1.   Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Ведущий 2.  Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице! Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется.

Ученик 1.

На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели,

И водили хоровод.

Ученик 2.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,  

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок

И, чего там говорить:

Ученик 1 и ученик 2 вместе:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ведущий 2.

Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать,

А на этих посиделках

Хотели б «Валенки» сплясать!

Танец «Валенки»

Ведущий 2  (в русском сарафане и в платке встречает с хлебом-солью).

Мир вам, гости дорогие,

Что явились в добрый час.

Встречу тёплую, желанную мы готовили для вас.

Хлебосольством да радушием

Знаменит наш русский край –

Для гостей и песни русские,

И медовый каравай.

И места для них приметные

За обеденным столом…

Пусть с гостями радость светлая

Входит в наш просторный дом!

В знак признанья и отличия

Нам приятно в этот час

По старинному обычаю

Хлебом – солью встретить вас!

(Подносит гостям хлеб – соль на полотенце)

Учитель.

Всегда во все времена гостей на Руси встречали хлебом – солью и добрым отношением. В народном творчестве по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?

Ученик 3

Гостю почёт – хозяину честь.

Ученик 4.

Хоть не богат, а гостям рад.

Ученик 5.

Гость в дом – радость в нём.

Учитель:

Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок. Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.

Баба-Яга:

Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дело пытаешь?

Иван-Царевич:

Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои – накорми, да тогда и спрашивай!

Учитель:

И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила – напоила его, вести выспросила. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчается и даже даёт своего крылатого коня для дальнейшего путешествия. Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее? Да, конечно. Ведь отведав русской еды, невозможно оставаться злым.

Ведущий 2.

На занятиях кружка «Быт и культура народов России» в этом учебном году мы занимались созданием миниатюры «Хозяйство и быт крестьянского дома». Заинтересовавшись историей, узнав очень много интересного, у нас появилась идея создать…..а вот, что – вы узнаете, отгадав старинную загадку:

Ведущий 1.

В тёплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в том царстве стужа, змий раскручинится, и начнёт у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются.

Ученик 6.

Если хорошенько подумать, нетрудно догадаться, что «тёплое царство» - это крестьянская изба, в которой стоит русская печь – «пещера каменная», в которой прячется огонь -  «лютый змий».

Ученик 1.

В старину, когда ещё не придумали спички и зажигалки, добывать огонь было очень трудно. Например, высекая искру из камня, или потерев дощечки друг о друга. Но надо было очень долго и очень быстро тереть, чтобы  дощечки разгорелись. Чтобы не мучиться разжигать огонь, его не гасили, а прятали угольки внутри печки, в особом углублении, называемом «горнушкой».

Ученик 6.

Их присыпали золой и оставляли на следующий день, и когда становилось в избе холодно, клали на них мелкие щепочки и раздували новый огонь, или «будили змия», как в загадке.

Ведущий 2.

Используя лишь бумагу и нашу фантазию, мы приступили  к работе. Задача оказалась не из лёгких. Теперь мы понимаем, что работа с чертежами была для нас менее сложна, чем сборка изделия. Но наши старания увенчались успехом.

Ученик 2.

Печи разные на свете.

Есть голландки, есть с плитой,

Европейские камины…

Но, нет лучше печки той,

Что стоит, как королева,

Посреди избы родной.

И накормит,

И согреет,

И подлечит, коль больной.

Ученик 3.

На дворе зима крутая.

Дом без печки – сирота.

Не заваришь даже чая,

Щей не сваришь. Маята!

Каравай не испечёшь

И гостям не поднесёшь.

Ученик 4.

Так и жил народ честной

С печью русской дровяной.

Потому бы, русской печи

Памятник поставить вечный.

Учитель

Русский народ прославлял свою любимицу ещё и частушками.

Ребята исполняют частушки.

Истоплю я жарко печь,

Испеку блиночков,

На вечёрку позову

Милого дружочка.

Эх, выйду плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

До чего ж я хороша,

До чего ж пригожа,

Ведь фигурою своей

Я на печь похожа.

Мне не надо винегрет,

Не хочу я лечо,

Мне подайте на обед

Щи из русской печи!

Лежит Прошка на печи

Колупает кирпичи,

Ты вставай-ка, Прошка,

Попляши немножко!

Учитель:

А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра – забава.

Мальчики:

Мы работали, устали,

Только в праздник отдыхали –

Рубахи красны надевали,

Поясом их подвязали.

Эй, подружки, выходите,

На нас, нарядных, поглядите!

Девочки:

А мы тоже наряжались,

В хороводы собирались –

Губки красили морковкой,

Угольком чертили бровки,

Щеки пудрили мукою

И румянили свеклою.

Нас гулять ребята звали –

Сарафаны надевали,

Ленты в косы заплетали,

Лапти быстро надевали

И скорей к парням бежали.

Учитель:

Ну вот, самовары налиты, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов. А что надо было делать раньше?

Ну – считайте, вы в лесу.

Вот вам шишки, вот вам ёлки.

Ну-ка, кто здесь не трусишка?

Кто собрать захочет шишки?

Я глаза вам завяжу,

Сама в сторонке посижу.

Конкурс «Собери шишки».

Вот теперь раздуем жар –

И запышет самовар.

Учитель:

Про печь не только придумывали загадки, но и слагали сказки. Кто назовёт сказку, в которой говорится про печку? (Ответы детей)

Самая известная – «По щучьему велению», где был ленивый Емеля, ему лень было даже слезть с печи, и он заставлял печь ездить туда, куда ему надо. А может он был не ленивый, а просто очень больной, и с печи ему слазить запретили врачи, потому что печь его лечила. А лечить печь могла от многих болезней, например, от простуды и радикулита, но и не только.

Стук в дверь. Заходит домовёнок Кузя.

А кто это к нам пришёл в гости?

Домовёнок Кузя:

А это я, домовёнок Кузя. Услышал, что вы сегодня всё о печи вспоминаете, а я ведь имею самое прямое отношение к печи. В каждой крестьянской семье я, домовой, издавна считался бессменным покровителем и хранителем семейного очага. Я был покровителем не только огню в русской печи, но также дому и его обитателям, храня от воров и недоброго глаза.

Учитель:

Ну будь и ты сегодня нашим дорогим гостем. Но, ребята, это всё сказки. А на самом деле в печи жило немало настоящей живности. И мышки – норушки, и сверчок – старичок, и друг сердечный – таракан запечный. Всё живое тянулось в стужу к печке. Всем матушка – печь давала приют. Но не только тепло, уют, заботу  давала печка.

Ведущий 1.

В деревне Пирогов

Жили скоморохи.

Ели скоморохи пироги с горохом

И с капустой, и с картошкой,

И с калиной, и с морошкой.

Учитель:

Немецкий учёный Адам Олеарий писал после путешествия в Россию:

Ученик 1

«Между прочим, у них имеется особый вид печенья вроде паштета называемый ими пирогом. Они дают им начинку из мелко рубленой рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле. Вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».

Ведущий 2.

Какой же славный стол накрыт,

И самовар давно кипит

Чего же нам на этом столе не хватает?

Пирогов! Веселья без них не бывает!

Ведущие 1 и 2:

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Родители вносят в класс пироги, расставляют на столах.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ко Дню героев Отечества (Красное село).

В разработке мероприятия собран материал о людях внесших большое значение в развитие мировой науки и техники, героически проявивших себя во время Великой Отечественной войны при защите Красного села....

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Красный цвет и его секрет". УМК "Перспектива", 2 класс

Методическая разработка урока содержит презентацию, которая поможет выстроить диалогическую беседу на уроке или во внеурочной деятельности по данной теме. Презентация помогает увидеть и узна...

"Не красна изба углами,а красна пирогами"

Внеурочкая деятельность по программе " Разговор о провильном питании"...

"Не красна изба углами,а красна пирогами"

Внеурочная деятельность по программе " Разговор о правильном питании". Конкурсная работа ученика 3 класса" Не красна изба углами, а красна пирогами"...

Не красна изба углами, а красна пирогами

Конспект внеклвссного занятия, посвященного году культуры. Занятие проводится в классах и ГПД "Особый ребенок"....

Логопедическая станция: «Не красна изба углами, а красна пирогами», в рамках общешкольного Дня культуры.

Логопедическая станция: «Не красна изба углами, а красна пирогами»,в рамках общешкольного Дня культуры расчитанна на 20 минут для учащихся класоов Особый ребёнок II варианта обучения.Цель: расшир...

Проект «Красна изба не углами, а пирогами» 1 класс

Проект «Красна изба не углами, а пирогами» знакомит учащихся с излюбленным блюдом на Руси и традициями его приготовления....