Классный час "М. В. Ломоносов"
классный час (4 класс) на тему

Сибирцева Елена Игоревна

Материал поможет при подготовке к внеклассному мероприятию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС (4 класс)

«МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ - НАШ ЗЕМЛЯК, ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ УЧЁНЫЙ»  

Сибирцева Елена Игоревна,

учитель МБОУ СШ №3 г. Вельска

Цель: Активизация познавательного интереса к научной и творческой деятельности М. В. Ломоносова.

Задачи: 

обобщить знания о научной деятельности и творчестве М.Ломоносова; воспитывать уважение к историческому прошлому родного края;

 повышение уровня учебной мотивации;

 формирование умения работать с различными источниками      информации;

 развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: стенд «М. В. Ломоносов» (портрет, фотографии, иллюстрации, цитаты), плакат с названиями областей знаний, таблички с опорными словами, географическая карта, карточки с заданиями.

Задания для подготовки: класс делится на группы (по рядам).

«Знатоки» ищут в словарях значение слов опыт, мозаика, смальта, верста, фабрика, лаборатория, атмосфера, айсберг, дрейф.

«Художники» выполняют мозаичные работы;

«Поэты» заучивают отрывки стихотворений;

«Географы»  обозначают на карте объекты, которые носят имя М.В.Ломоносова;

«Мореплаватели» обозначают на карте Северный морской путь и узнают названия морских приборов;

«Астрономы» заучивают загадки и отвечают на вопрос  Какое открытие мирового значения сделал М.В.Ломоносов, наблюдая за планетой Венера?

 

Наш край – родина многих великих людей.  «Факел учёности на Руси зажёг крестьянский сын из–под Холмогор Михайло Ломоносов» - это слова нашего земляка Фёдора Александровича Абрамова.

В каждом человеке от рождения заложено стремление познавать окружающий мир. Интерес к знаниям и упорство в приобретении их проявились у Ломоносова в раннем детстве. Он стал учёным-энциклопедистом, обладал обширными знаниями во многих науках.

Какие качества характера, по вашему мнению, помогли Ломоносову стать великим учёным? ( Ответы детей)

Выступление группы «Поэты»

1. В историю вошёл достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Архангельских поморов,

Родившийся под северной звездой

(Н. И. Рыленков)

2. Он с детства приучается к труду,
         и все вокруг его волнует взоры....
         Он примечает камни, почвы, мох,
         следы давно исчезнувших эпох
         в морском песке и в отложеньях ила.
         Его дивит земли живая сила,
         полярного сияния сполох
         и лета незакатное светило.

(М. Алигер)

3. Встает великий русский человек,
            могучий разум, трудовые руки.
            Склоняется над образцами руд,
            расплескивает сильные кислоты...
            Работает.
            Наука — это труд,
            единоборство,
            точные расчеты.
          (М. Алигер)

       4. Поморья сын - ты сыном стал России,

Предугадал её грядущий час…

И столько смог за жизнь свою осилить,

Что и доныне поражаешь нас.

(Д. Ушаков)

5. Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки  пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

( М. В. Ломоносов)

       6. О вы, счастливые науки!

Прилежно простирайте руки

И взор до самых дальних мест,

Пройдите землю и пучину,

И степи, и глубокий лес…

Везде исследуйте, всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

чего ещё не видел свет.

( М. В. Ломоносов)  

Как учёный он сделал открытия в химии, физике, геологии, географии, астрономии, истории, русском языке, литературе и других науках.

Посмотрите на плакат, об открытиях в каких науках будем говорить сегодня? (химии, физике, астрономии, географии)

Какую науку М.В.Ломоносов считал главной?  (химию) Эту науку он преподаёт студентам, становится в 1745 году академиком химии.

В 1748 году создаёт первую в России химическую лабораторию, где проводит опыты. 

Ломоносов очень гордился своей лабораторией, проведя более 4000 опытов, он изобрёл состав мозаики, научившись изготовлять разноцветное непрозрачное стекло – смальту.

Назовите место, где Ломоносов основал фабрику по производству стекла и мозаики? (Усть-Рудица)

Из чего получают стекло? (расплавленный при большой температуре кварцевый песок) Недалеко от Усть-Рудицы, верстах в семи, находился пригодный для стекловарения песок.

На фабрике были помещения для развешивания материалов, мельница, где работали шлифовальные машины, помещения, где трудились гравёры и мозаичисты. Фабрика выпускала кроме цветного стекла и мозаичных картин также бисер, стеклярус, табакерки, запонки.

Благодаря своим занятиям химией М.В.Ломоносов возродил древнее искусство мозаики. Древние художники из граненого стекла на мастике составляли картины, прекрасные мозаичные иконы.

Летом 1752 года Михаил Ломоносов подарил императрице Елизавете Петровне первую мозаичную художественную работу «Образ Богоматери» В своём рапорте сообщал, что «для выполнения этой необычной картины всех составных кусков поставлено более 4000,всё руками, а для изобретения составов сделано 2148 опытов в стеклянной печи».  Всего в мастерской Ломоносова было выложено около 40 картин.

Выставка работ  группы  «Художники»

В своей лаборатории он проводил два вида опытов – химические и физические, сделал большие научные открытия, главное из которых – всеобщий закон сохранения материи и движения.

 «Химия – моя утеха, физика – мои упражнения» - говорил Ломоносов. Учёные  называли  его "отцом  физической химии"  Более 250 лет назад он проводил свои исследования как современные учёные!

 В физике он сделал ещё одно великое открытие, утверждая, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц: молекул  и атомов.

   

Динамическая пауза: «Молекулы»

Выступление группы «Астрономы»:

О чём М.В.Ломоносов пишет?

«Открылась бездна звёзд полна;

Звёздам числа нет, бездне дна» (ночное небо, Вселенная)  

« Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят
» (Солнце)

Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения? (Сообщения детей)

Астрономические наблюдения М. В. Ломоносов производил не только в академической обсерватории, но и у себя на дому, с изобретённым им зеркальным телескопом.

         В 1761 году Ломоносов сделал весьма интересное астрономическое открытие. Наблюдая прохождение планеты Венеры перед диском Солнца, он обнаружил существование атмосферы вокруг этой планеты. «Планета Венера окружена знатною воздушной атмосферой, таковою, лишь бы не большею, какова обливается вокруг нашего шара земного» — писал Ломоносов.

Ломоносов поразительно верно описал природу Солнца и процессы, на нем происходящие: „Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь, Чтоб к Солнцу бренно наше око Могло, приблизившись, воззреть. Тогда б со всех открылся стран Кипящий вечно океан».

 Он изучал Луну, кометы, полярные сияния, созвездия. Именем Ломоносова названа одна из малых планет и кратер на обратной стороне Луны.

Выступление группы «Географы» (показ объектов на географической карте)

        Уже с 8 лет, выходя в море на рыбный промысел, плавая вдоль побережья Северного – Ледовитого океана со своим отцом, Ломоносов наблюдал многие природные явления. Впоследствии он составил карту Северного – Ледовитого океана и схему морских течений в нём, объяснил происхождение айсбергов, описал большой ледяной дрейф в Арктике.

Написал труды «Рассуждение о большой точности морского пути» и « О северном мореплавании на восток по Сибирскому океану».

Выступление группы «Мореплаватели» (показ на карте)

       Почти 250 лет назад, в 1763 г., в своей работе «Краткое описание

разных путешествий по Северным морям…» подчеркивал, что

«России могущество будет прирастать Сибирью и Северным

океаном».

В открытии пути через Арктику на восток Ломоносов видел возможность приумножить славу России, содействовать дальнейшему мореплаванию и развитию науки.

Северяне гордятся своим земляком, ценят его как гениального учёного, который был патриотом своей Родины, стремился принести пользу Отечеству, развивая науку в России.

Выполнение заданий на карточках.

В следующий раз мы продолжим беседу об открытиях М. В. Ломоносова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.

Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....

Презентация к классному часу на тему "М.В.Ломоносов"

В ноябре 2011 года все мы отметили юбилей великого М.В.Ломоносова. К этой дате были приурочены различные мероприятия, в том числе и классные часы. Данная презентация поможет вам проиллюстрировать свед...

классный час: "М. В. Ломоносов"

Методическая разработка классного часа о М. В. Ломоносове с презентацией. Цель: пробудить в детях познавательную деятельность.Задачи: 1. Продолжить знакомство детей с жизнью и деятельностью М.В. ...

Классный час «М.В. Ломоносов – первый русский учёный» (устный журнал и игра-путешествие «Дорогой Ломоносова»)

В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой в...

Классный час "М. Ломоносов "

Дети узнают о биографии ученого, о его заслугах, достижениях, узнают о местах, объектах, названных в честь М. Ломоносова....

Классный час "М.В. Ломоносов - самородок земли русской"

Классный час для учащихся начальной школы о жизни и деятельности М.В. Ломоносова....

Классный час "М.В.Ломоносов".

Классный час посвящен 300-лет. со дня рождения великого человека Михаила Ломоносова....