Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "В гости к хозяйке медной горы"
план-конспект на тему

Косенко Татьяна Сергеевна

Конспект по художественно-эстетическому развитию. Приобщение детей к истокам культуры родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hozyayka_mednoy_gory.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «В гости к хозяйке медной горы».

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края.

Задачи:

- Познакомить детей с прикладным творчеством через восприятие произведений уральского писателя П.П.Бажова.

- Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

- Развивать умственные способности и зрительное восприятие.

- Воспитывать у детей любовь к родному краю, интерес к народному прикладному творчеству. 

Ход занятия:

Найдёшь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют,

Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах,

Здесь золотом, хлебом богата земля,

Кругом самоцветы, железо, руда,

Живут здесь умельцы мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела,

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают,

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал!

Недаром, ты гордостью Родины стал!

-Какое замечательное стихотворение!

-Ребята, скажите, чем славится Урал, почему он известен во всем мире? (ответы детей)

-А кто был самым знаменитым сказителем на Урале?

Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам.

- Кто помнит, что такое сказ? Правильно. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов и легенд с некоторым вымыслом).

- П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

- Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо.

Письмо: Дорогие друзья! Вы познакомились со сказами П.П.Бажова. И сегодня я – Хозяйка медной горы приглашаю вас в гости. Прибыла я к вам с Уральских гор, там владения мои и приглашаю вас в сказку дивную, изумрудную, малахитовую.

Уральские горы, закаты, рассветы,

Черемух, рябиновый край,

И в песнях Урал наш воспетый,

И мы воспоем наш Урал.

Солнце осушит алмазные росы,

Раскроют цветы лепестки,

Уральских камней драгоценную россыпь

Покажет хозяйка горы.

 На пути вам встретятся разные преграды, но я думаю, что вы с ними справитесь, и все преодолеете! Удачи Вам!

Хозяйка медной горы.

- Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир сказок Бажова и сделаем своими руками подарки для Хозяйки медной горы.

-Вот первое задание.

1.Кто-то сидит у окошка в избушке, 
А маленький козлик стоит на опушке. 
Ударит копытцем - каменья летят, 
И россыпи их под луною блестят. 
С козликом рядом кошка Муренка, 
И смотрит на них из окошка …….Даренка

- Ребята, в какой из сказок П.П.Бажова мы встречались с Даренкой?

- Как зовут козлика, который ударял копытцем и каменья разноцветные летели? (Серебряное копытце)

- Вот шкатулка стоит….(открываю)

Все сияет и блестит,

Самоцветами горит,

Изумрудами сверкает,

Красота! Глаза слепит…

– А кто знает, что такое самоцветы? (Выслушать ответы детей)  Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни.

Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др.

- Соберем бусы в подарок для Хозяйки медной горы. (собираем нитку бус).

-Второе задание.

Самый красивый, 
Самый богатый
На весь мир знаменит
Это зеленый
 МАЛАХИТ. (показываю фотографию)

- Малахит прославил Урал на весь мир, потому что у нас были самые большие залежи этого камня. А кто скажет, для чего человек использует малахит? Из малахита делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин. 

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих,

И добрых людей.

Только этот мастер смог
Сделать каменный цветок.

- Как звали мастера, который смог сделать каменный цветок?

- Как называется сказка, в которой мы познакомились с Данилой-мастером?

-Ребята, на столе лежит бумага малахитового цвета.

- Как вы думаете, что можно сделать из этой бумаги? (показ фотографии «Каменный цветок»)

- Приступаем к работе. Делать «Каменный цветок» мы будем по схеме.

-Делимся на две группы. Сначала вы подбираете подходящие детали цветка, выкладываете на листе, затем приклеиваете + помощь педагога.

- Хорошо мы потрудились, а теперь немного отдохнем.

-Физкультминутка.

Как богат Уральский край

Ты о том не забывай

Наши реки широки,

А озера -  глубоки,

Горы наши высоки,

Есть пещеры у реки,

И леса и поля -

Это Родина моя!

- Третье задание.

- Рассматриваем фотографию с изображением Хозяйки медной горы.

«У большого камня женщина какая-то сидит: коса сизо- чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у ней такая, что другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. И вокруг неё ящерок видимо- невидимо».

- Кто это ребята?

- Как называется сказка, в которой автор дает нам такое описание Хозяйки медной горы? (ответы детей) 

-Украсим кокошник для Хозяйки медной горы.

- На столе вы видите два кокошника и «самоцветы», которыми мы будем их украшать.

- Делимся на две группы и приступаем к работе + помощь педагога.

- Ребята, кто из вас помнит, какие слуги были у Хозяйки медной горы? (ответы детей)

- Подарки, которые мы сделали своими руками, мы сложим на разнос и ящерки передадут их Хозяйке.

Итог занятия:

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Что на занятии вам понравилось больше всего?

- Какие трудности испытывали?

- Спасибо за ваши старания и помощь, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.

Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...

В гостях у Хозяйки Медной Горы. Радуга сказок Павла Петровича Бажова.

Сценарий внеурочного занятия по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка включает в себя рассказ о жизни и творчестве писателя, о сокровищах Урала, литературную игру по сказам Бажова. Занятие с...

Занятие в рамках внеурочной деятельности "В гостях у хозяйки медной горы".

Вашему вниманию   представлено   занятие «В гостях у хозяйки Медной горы», в рамках внеурочной деятельности.  Оно является продолжением темы« Горные породы и минералы».Внеурочная д...

Хозяйка медной горы. ДПИ

Создание каменного цветка. Мастер-класс для детей младшего школьного возраста...

В гостях у хозяйки Медной горы

К 140-летию П.П. Бажова...

Сочинение учащегося "Я в царстве Хозяйки Медной горы"

На уроках литературного чтения дети пишут письменные творческие работы. Сочинение направлено на развитие речевых умений, образного мышления, демонстрацию детской фантазии, стилистического мастер...