Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_okruzhaeshchemu_miru.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру.

Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы».

Цели:

•     формируя представления учащихся о полезных ископаемых, познакомить учащихся    с полезными ископаемыми, добываемыми на территории Южного Урала и   Челябинской области;

•    воспитывать любовь к окружающей природе и стремление охранять её природные богатства.

Содержание урока.

I.          Орг.момент.

II.        Проверка д/з.

-Правила работы в компьютерном классе.

- О каких природных богатствах мы говорили на предыдущем уроке?

 Тест «Использование полезных ископаемых».

Фамилия__________________

 Отметь знаком «+» в соответствующей графе, как используется полезное ископаемое.

Проверка.

III.       Работа по теме урока (презентация)

Рассказ учителя.

-  (слайд 1) Наша страна богата различными полезными ископаемыми.  Но самым богатым местом нашей страны можно назвать древние и сильно разрушенные Уральские горы.

-(слайд 1) К настоящему времени на Урале открыто около 13000 месторождений полезных ископаемых, более 1000 различных минералов, что составляет половину минералов, известных в природе.

-(слайд 2) Значительная доля полезных ископаемых Урала сосредоточена в пределах Челябинской области.

-  К сегодняшнему уроку вам нужно было узнать названия полезных ископаемых, залегающих в Челябинской области. Назовите их.

-(слайд 2) Здесь  и руды чёрных и цветных металлов, уголь, разнообразные строительные материалы, золото и камни-самоцветы.

-Чтобы подробнее  узнать  о  полезных  ископаемых,  мы совершим  увлекательное путешествие в кладовые Хозяйки Медной горы, героине известных сказов Павла Петровича Бажова.

- (слайд 3) Солнце шьёт теней узор,

Замерла хозяйка гор,

Краем плечика сосну

Подпирает. Ждёт весну.

То в сторонку отойдёт,

Малой ящеркой нырнёт.

Сердце трепетно стучит,

А душа, как хризолит.

И зовёт в страну чудес,

В Царство синее небес.

-(слайд 4) В челябинской области разведано около 20 месторождений железной руды. Самыми богатыми являются Магнитогорское, Ахтенское месторождения и Бакальский железорудный район. Руда, добываемая на этих месторождениях, отправляется на металлургические   заводы   области:   Магнитогорский,   Челябинский,   Ашинский   и Саткинский.

-(слайд 5) Из топливных ресурсов в Челябинской области имеются бурые и каменные угли.    Угленосные    районы    Челябинской    области:    Сугоякский,    Козыревский, Копейский,    Камышенский,    Коркинский,    Еманжелинский,    Кичигинский.    Уголь добывают как в шахтах, так и в открытых карьерах с помощью экскаваторов.

-(слайд 6) Пески и глины имеют большое значение как строительные материалы. Глины разведаны в 132 месторождениях области. А каолин - белая глина – ценнейшее сырьё для фарфоровой и фаянсовой промышленности добывается недалеко от нашего города на Кыштымском месторождении.

-(слайд 7) Из руд цветных металлов в области добываются медные руды, которые добываются на Карабашском месторождении.

-(слайд 8) Челябинская область - старый золотопромышленный район Урала. Добыча рассыпного  золота ведётся  с  конца  18  века в  Миасском  золотоносном  районе. Встречаются довольно крупные самородки золота. В 1842г. Обнаружен самородок весом 36 кг, в 1936 году весом 14,4 кг и 9,5 кг. В Златоусте золото превращается в изумительные изделия ручной работы - оружие, украшения, гравюры.

-(слайд   9)   Богата   наша   область   высококачественным   мрамором.   Челябинским мрамором облицованы станции Московского и Санкт-Петербургского метро, Дворец съездов в Кремле. Вывозится наш мрамор и за границу, например, в Японию.

-(слайд 10-14) Путешествуя по кладовым Хозяйки Медной горы, нельзя не заглянуть в жемчужину Челябинской области - Ильменский заповедник, единственный в мире минералогический музей, который находится недалеко от города Миасс. 4 мая 2007 года заповеднику исполнится 87 лет.

- Минерал ильменит, найденный в заповеднике, назван в его честь.

-(слайд    15)   Стремление   к   красоте   неистребимо.   Красота   камня-самоцвета умопомрачительна. Самоцветы, или драгоценные камни, невелики, но разнообразны и исключительны по своей красоте. Наибольшую славу среди самоцветов приобрели рубин и сапфир. Глядя на такую красоту, хочется говорить стихами.

Мир лесной дождём умыт,

Изумрудами покрыт.

В бликах солнца - хрусталём,

Жемчугами, янтарём

Но придёт вечерний час,

Солнце - огненный топаз

Спрячет эту красоту

В голубую темноту.

- Земля Уральская - «...кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того чтобы сокровища эти открывать и показывать - их надо охранять...»

- (cлайд 16) Наше путешествие завершилось. Но хозяйка Медной горы раскрыла нам ещё не все свои тайны. Я думаю, что нам предстоит ещё встреча...

Что ж, и ей идти пора

Стынет стражница - гора

И холодный малахит

Снова скромно промолчит,

Где хозяйка той горы,

До какой такой поры,

Нежность каменных цветов

У подземных берегов

Укрывает?

IV.       Домашнее задание

Дома подготовьте дополнительный материал об одном из полезных ископаемых, которое вам запомнилось или понравилось.

V.        Закрепление изученного.

- Чтобы  закрепить  названия  полезных  ископаемых,  давайте  разгадаем   кроссворд. Загадки об этих ископаемых нашли ученики нашего класса.

По горизонтали:

1 .Он очень прочен и упруг,

    Строителям - надёжный друг:

    Дома, ступени постаменты

    Красивы будут и заметны. (гранит)

З.Этот мастер белый-белый

   В школе не лежит без дела:

   Пробегает по доске,

   Оставляет белый след.(мел)

4.Он очень нужен детворе,

   Он на дорожках во дворе,

   Он и на стройке, и на пляже,

   Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

5.На кухне у мамы

   Помощник отличный.

   Он синим цветком

   Расцветает от спички. (газ)

6.Без неё не побежит

   Ни такси, ни мотоцикл,

   Не поднимется ракета.

   Отгадайте, что же это? (нефть)

8.Она варилась долго

   В доменной печи,

   На славу получились

   Ножницы, ключи... (руда)

По вертикали:

1 .Если встретишь на дороге,

   То увязнут сразу ноги.

   А сделать миску или вазу -

   Она понадобится сразу. (глина)

2. Покрывают им дороги,

   Улицы в селении,

    А ещё он есть в цементе.

   Сам он – удобрение. (известняк)

7.Росли на болоте растения,

   Стали топливом и удобрением. (торф)

9.Он чёрный, блестящий,

   Людям помощник настоящий.

   Он несёт в дома тепло,

   От него кругом светло,

   Помогает плавить стали,

   Делать краски и эмали, (уголь)

VI.       Итог урока

-  Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы, роют карьеры,  насыпают искусственные  холмы отработанной  пустой  породы.   При  этом местность, окружающая месторождения, становится непригодной для жизни.

А как отвечает нам природа?

Что нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?

Молодцы! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру по учебнику А.А. Вахрушева по теме: «Мировое сообщество государств». в 4 классе

Тема: Мировое сообщество государств  Цели: 1. Создать у учеников первичные представления о понятии...

Открытый урок по окружающему миру с использованием Macbook "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе. Задачи урока: 1. Образовательные: знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мы...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100" на тему: "Аквариум- искусственная экосистема"

Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний и развитие любознательности обучающихся....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний" по теме : "Пустыни Африки"

Разработка содержит конспект урока о фотографии для карточек...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК Школа России на тему "Царство грибов"

Материал содержит: конспект урока на тему "Царство грибов, презентация, самоанализ урока, звуки леса...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Перспектива" по теме "Все профессии важны".

Предмет: окружающий мир. Класс: 1. УМК  "Перспектива". Тема урока: Все профессии важны. Тип урока:  открытия новых заний. Автор: Киржаева Елена Васильевна, учитель начальных классов высшей к...