Открытый урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Перспектива" по теме "Все профессии важны".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Киржаева Елена Васильевна

Предмет: окружающий мир. Класс: 1. УМК  "Перспектива". Тема урока: Все профессии важны. Тип урока:  открытия новых заний. Автор: Киржаева Елена Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ "СОШ №32  с углубленным изучением отдельных предметов" Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Перспектива».

Автор: Киржаева Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Тема урока: «Все профессии важны».

 Цели урока:    

Развивающие:

  • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

Воспитывающие: 

  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
  • Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Подготовка рабочих мест. Общий настрой на работу.

- Ребята, сегодня к нам первый раз пришли гости.  Встречать гостей приятно? Давайте их поприветствуем.

Работать будем под девизом:

Вместе не трудно,                      

Вместе не тесно,                      

Вместе легко,                            

И всегда интересно.  (Садитесь).                    

      Учитель.                                    

В школу вы пришли учиться,                

В жизни это пригодится!                          

Тот, кто хочет много знать

 Должен в школе всё постигать!

- Как учёба в школе может пригодиться в жизни?

-Как вы понимаете выражение "должен в школе всё постигать"? (Ответы детей).

-Сейчас я приглашаю вас в путь, к новым знаниям!

2. Введение в тему урока.

Учитель:  Начать наш урок я хочу с небольшой истории.

Встретились однажды мальчики Коля и Ваня. Коля говорит:

- Мой дед всю жизнь хлеб сеял и делал это лучше всех.

А Ваня говорит:

- А мой дед часовых дел мастер. Любые часы мог починить.

Подошла к ним бабушка, улыбнулась и сказала:

- Каждый из них хорошо своё ремесло знал.

Учитель:

- Ребята, у меня к вам  первый вопрос: «А что обозначает слово «ремесло»? (На карточке слово) Ответы детей. (Требующая специальных навыков работа. Изготовление изделий ручным способом. Профессия, занятие.). 

Слайд 1      Учитель:   Прочитайте пословицу. 

-   «Ремесло пить – есть не просит, а хлеб приносит»?  Объясните её смысл.

- Ремесло – это современное слово? (Нет)

Учитель:   -А какое есть современное слово с таким же значением?

Поменяйте слоги местами, составьте слово.

На доске      фес про я  си             (Профессия)

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?  (О профессиях.) Сегодня мы отправимся в мир профессий.

-Давайте определим, много ли вы знаете о мире профессий.

Игра «Светофор».     знаю - зелёный, хочу узнать - красный.      

Слайд 2 (в начале и конце урока)

1) Что обозначает слово «ПРОФЕССИЯ»?

2) Сколько профессий на Земле?

3) Как называют человека, в совершенстве владеющего профессией?

4) Как стать хорошим мастером?

5) Какую работу выполняют люди разных профессий?

6) Какие предметы  помогают людям выполнять свою работу?

7) Какими качествами должны обладать люди разных профессий?

8) Какая профессия самая важная?   Покажите на веере с цифрами, сколько красных огоньков вы зажги?

Учитель: Скажите, как вы понимаете значение слово  «профессия»?         (Ответы детей).

Ребята, существует специальная книга, в которой можно узнать точное значение слова. Как она называется? (Толковый словарь). Показать словарь. В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение слову "профессия":  

 Слайд 3

«Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

На доске. Слова – помощники. Занятие, забава, специальность,  деятельность, отдых, дело, развлечение.

- Подберите слова - синонимы к слову «профессия». А слово "ремесло" можно назвать синонимом?                     Выключить доску.

Итог: Что такое профессия? (Используют слова – синонимы).

- А как вы считаете, сколько существует на Земле профессий? (Много)

- Игра «Кто больше?». Я вам покажу букву, а вы назовёте дело (профессию) человека на эту букву.

 Б бетонщик (кладёт бетон), булочник, балерина, барабанщик, библиотекарь, бухгалтер.

В – врач, водитель, вахтер, ветеринар

Д – доктор, дантист (лечит зубы), дирижер, доярка.

К – контролер, кондуктор, каменщик, кондитер, корреспондент

Л – летчик, лифтер

М – массажист, моряк,

П – певица, повар, проводник, пилот, пастух, пожарные, плотник

С – сторож, столяр, секретарь, судья

Т – телефонист, тракторист, телеведущий

У – учитель, уборщица

Х – хореограф, художник

- Вот, оказывается, сколько существует профессий! И это крошечная часть всех существующих на Земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно. Можно сказать «море профессий». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

Итог: Сколько профессий на Земле? (Много, море профессий).

                                  Это важные профессии?

Физминутка. Загадка.

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он ….(артист)          Игра «Море волнуется».

- Представьте, что каждый из вас артист. Кто лучше покажет движениями, мимикой работу людей следующих профессий? (Балерина, водитель, пилот, певица (певец), уборщица, фотограф, барабанщик, художник).

- Как называют человека, в совершенстве (идеально, мастерски) владеющего профессией?

-Мастер. (Карточка на доске)

- Чем же нужно овладеть, чтобы стать хорошим мастером?

-Мастерством.  (Карточка на доске). Что такое «мастерство»? (Знание дела в совершенстве).

 - Работа по учебнику стр. 36. Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы.    Мастерство везде в почёте.

Итог: Кто такой мастер?   Что такое мастерство?

Работа по учебнику. -   Прочитайте задание на стр.36 внизу. На доске слова – помощники.

(Космонавт, сталевар, геолог, рыбак, стоматолог, океанолог, строитель, животновод, овощевод.) Ответы детей. Карточки вывешиваю на доску.

Океанолог- специалист по изучению морских и океанических глубин.

(Дайвер- принято считать любого человека, который занимается погружениями под воду. Дайвинг – вид спорта или увлечение.)

Космонавт- изучает космическое пространство, человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.

Тепличный работник- овощевод- специалист по выращиванию овощей.

Рыбак- специалист, занимающийся промышленным рыболовством. 

Стоматолог- врач с высшим образованием, который лечит зубы.

Строитель- профессия, связанная со строительством. 

Животновод (зоотехник) – человек, который разводит и ухаживает за животными.

Геолог- люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду.

Сталевар- рабочий, занимающийся выплавкой стали. Сталь – металл, из которого делают машины, танки, корабли, станки.

Металлург — профессия людей, которые занимаются добычей и переработкой металлов.

                                         Это важные профессии?

Учитель.   - Определите, люди, каких профессий выполняют такую работу.

                                                      На доске.  

Карточки : Исследует, изучает  - космонавт, океанолог, геолог, строит – строитель, лечит –  стоматолог, ловит - рыбак, выращивает - тепличный работник (овощевод), разводит и ухаживает - животновод, плавит - сталевар).

Игры  «Четвёртый лишний»,  «Угадайка».

 На доске: кинолог, ювелир, волшебник, эколог. «Четвёртый лишний». Кто лишний? Почему?

- Я называю вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот человек. «Угадайка».

                                                      Включить доску.

Кинолог (человек, который занимается воспитанием и разведением собак) (Слайд 4)

Ювелир ( мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей) (Слайд 5)

Эколог ( специалист, следящий за состоянием природной среды ( водоёмов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром ) (Слайд 6)

                                            Выключить доску.

Учитель. Это для вас знакомые профессии или неизвестные? (Карточка: новые профессии). Давайте их ещё  раз назовём: эколог, кинолог, ювелир.

Волшебник  

- Существует ли такая профессия?

 – Людей каких профессий можно назвать волшебниками?

- Людей различных профессий можно назвать волшебниками, мастеров своего дела, так как руки мастеров создают предметы необычной красоты, выполняют работу очень хорошо.

- Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники. (Карточка: предметы - помощники (инструменты).

Игра «Чудо-мешок».  -Догадайтесь, кому принадлежат эти инструменты, людям каких профессий? ( Шприц, мел, ножницы и иголка, кисточка, фотоаппарат, молоток (столяр – столяру, плотнику) , половник, калькулятор, расчёска).  Дети по одному выходят к доске.

Вопрос от учителя:  Можно ли назвать эту профессию "самой важной"?

Учитель. - Так какая же из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.

Учитель: - Послушайте стихотворение и сможете ответить на следующий  вопрос «Что стало бы, если вдруг люди разных профессий отказались выполнять свою работу?»

Стихотворение Л.Куклина  «Подумайте, что было бы?»

1.Подумайте, что было бы

Когда б сказал портной.

Шить платье мне не хочется,

Устрою выходной.

И все портные в городе

За ним ушли домой.

Ходили б люди голые,

По улице зимой.

2. Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач.

Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи,

Не стало б никакой,

А ты б сидел и мучился,

С подвязанной щекой.

3.Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофёр.

Возить людей не хочется,

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы,

Засыпало б снежком.

Рабочие на фабрики,

Ходили бы пешком.

4.Подумайте, какая бы,  Случилась вдруг беда? (Все вместе)

- Что стало бы, если вдруг люди разных профессий отказались выполнять свою работу, не стало бы этих профессий?» (Ответы детей).

Учитель. - Так какая же из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.

Физминутка.

Мы в профессии играем –

Вмиг мы лётчиками станем!

В самолёте полетаем

И шофёрами вдруг станем!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Учитель: Предлагаю вам разделиться: работа в парах или по карточке самостоятельно. Цветная карточка (разные цвета).

                                          Карточка 1 (работа в парах). - ЗЕЛЁНАЯ

 Какими качествами должен обладать: …….? Подчеркните.

Профессии:  тракторист, воспитатель, врач, сантехник, артист, военный.

Карточка:  доброта, мудрость, злость, отзывчивость, мужество, смелость, аккуратность, безразличие, трудолюбие, находчивость, лень, внимательность, жадность, талантливость, честность, зазнайство. Работа в парах . 

                       

                                            Карточка 2 (индивидуально). - ЖЁЛТАЯ

-  Карточки:  по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово.

Карточка 1.

Небо,  штурвал,  самолёт,  аэропорт. (Лётчик, пилот)

Карточка 2.

Расческа,  ножницы,  зеркало,  лак для волос. (Парикмахер)

Карточка 3.

Весы,  деньги,  касса,  товары. (Продавец)

Карточка 4.

Ферма,  коровы,  ведро,  молоко. (Доярка)

Карточка 5.

Трактор,  плуг,  рычаг. (Тракторист)

Карточка 6.

Книги,  полки,  выставка книг. (Библиотекарь)

Карточка 7.

Газеты, письма, журналы, сумка. (Почтальон)

                        Карточка 3 (индивидуально).

Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы.

Без топора не … (плотник), без иглы не … (портной).

(Рыбака) кормит сеть.    

Хорош … (садовник), хорош и крыжовник.

(Повар) с голода не умрёт.

                                      Включить доску.

Проверка с использованием светофора по эталону Слайд 7.

Учитель: Проверка в парах по эталону (сигнальный светофор),

карточки (сам-но) проверка по эталону (сигнальный светофор).

                                              Выключить доску.

Учитель: Перечислите профессии, которые записаны на карточках. Они одинаковые? А качества людей? Какой можно сделать вывод?

 Вывод: одни и те же качества присущи многим профессиям.

Учитель: - Как каждый человек должен относиться к своему и чужому труду? (Мы должны уважать людей всех профессий, ценить их труд. )

Учитель: Вспомните профессии, которые уже упоминались, какая профессия нравится вам? Есть ли среди вас будущие УЧИТЕЛЯ, ВРАЧИ, ВОЕННЫЕ, УЧЁНЫЕ, АРТИСТЫ и т.д.

Учитель:

- Вы ещё маленькие, но трудясь в школе, делаете первый серьёзный шаг навстречу своей будущей профессии.

- Что необходимо делать сейчас, чтобы ваши мечты сбылись? (Учиться хорошо.)

- Как можно назвать сегодня вашу профессию? (Ученик). Это важно?

- И что бы вы ни мечтали делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн или самолёт в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, просто надо хорошо учиться.

Школа – начало пути к любой профессии.

Учитель - Можно ли сказать, что профессия, о которой вы мечтаете «Важная»? (Да) Самая важная из всех? (Нет) Почему? (Все профессии важны).

Итог урока. Рефлексия.

Сформулируйте тему урока.   Включить доску.

- Тема нашего урока: «Все профессии важны». Слайд 8.

- Докажите правильность этого утверждения.

Учитель:

На свете много профессий разных,

И все они людям нужны.

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны.

                                               

- Слайд 9 с вопросами. Игра "Светофор". Давайте вернёмся к вопросам, которые  были заданы в начале урока.

1) Что обозначает слово «ПРОФЕССИЯ»?

2) Сколько профессий на Земле?

3) Как называют человека, в совершенстве владеющего профессией?

4) Как стать хорошим мастером?

5) Какую работу выполняют люди разных профессий?

6) Какие предметы (инструменты) помогают людям выполнять свою работу?

7) Какими качествами должны обладать люди разных профессий?

8) Какая профессия самая важная?   ВЕЕР с цифрами.

Учитель: - Кто хочет оценить урок или свою работу на уроке? (Карточка "Сегодня на уроке").

Оцените свои достижения на уроке. (Пьедестал успеха). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...