Открытый урок по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний" по теме : "Пустыни Африки"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ахметжанова Гульнара Абдулловна

Разработка содержит конспект урока о фотографии для карточек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока29.99 КБ
Файл фото для карточек1.23 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Планета знаний»

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 4 
Тема урока: В пустынях Африки


Цели:  

Обучающие:

- познакомить с животным и растительным миром  пустынь Африки.

-показать приспособленность  животных и растений к суровому климату пустынь Африки;

-      учить  применять полученные знания  при составлении мини-сообщения.

-учить работать с географической картой. 

Развивающие:

-       развивать географические знания, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;

-       развивать в детях умение высказывать своё мнение, принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга;

-       развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать навыки управления собственной деятельностью(планировать, контролировать, оценивать) ; 
- развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы). 

Воспитательные:

-  помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

-   формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

-    воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- формировать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

Метапредметные:

Регулятивные:

-учить планировать свои действия  в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

- учить находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

- учить использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

- учить выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

Коммуникативные:

- учить сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.

                Методическое сопровождение: учебник . Окружающий мир: 4-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013.  , компьютер, телевизор, географическая карта, , картинки животных и растений.

Ход урока

(весь урок пошагово представлен в презентации)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 минуты)

дравствуйте дорогие гости. Здравствуйте ребята.

На прошлом уроке мы с вами узнали много нового о нашей планете ,океанах и материках. Сейчас я прошу сесть тех детей, кто знает сколько материков на планете Земля.

-ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ.

- А кто назовет и покажет эти материки?

-ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ.

- Ребята , мы с вами разделились на 3 группы . Давайте представим , что мы с вами ученые: первая группа- географы, вторая -ботаники, и третья -зоологи. И мы на самолете отправляемся в наше первое путешествие, чтобы изучить один из материков нашей планеты. Посмотрите в иллюминатор нашего самолета и попробуйте догадаться над каким материком мы сейчас пролетаем? ( презентация)

-ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ.(        АФРИКА)

-Какие пейзажи Вам помогли сделать такие выводы?

-ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ.

-Вы заметили, что на большинстве фотографий, мы видим много песка. В Африке находится самая большая и жаркая пустыня планеты. Сегодня мы поговорим именно о ней , а также о растениях и животных ,которые ее населяют.

-Когда мы обсуждали увиденные пейзажи, вы рассуждали, как туристы.

-Я вам предлагаю почувствовать себя настоящими учеными . Географы изучат свой аспект и подготовят рассказ про Африку и пустыню Сахару, ботаники изучат растения пустыни и способы благодаря которым, эти растения выживают в суровом климате пустыни, а зоологи подготовят рассказ о животных Сахары. Каждой группе я даю план рассказа. На поиск ответов вам дается 10 минут, по окончанию которых вы по плану расскажете все что вы узнали.

-Но прежде, чем начать давайте вспомним правила работы в группе:

Говорим вежливо, 
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.

РАБОТА В ГРУППЕ (10 МИНУТ)

Каждая группа получает план рассказа, и задания.

Ботаники.

План.

  1. Какие растения  растут в пустыне? ( ответ ищи в учебнике и энциклопедии)
  2. Как эти растения приспособились к жизни в пустыне? ( ответ ищи в учебнике и энциклопедии)
  3. Можно встретить в пустыне  деревья? Если да, то где? ( ответ ищи в учебнике и энциклопедии)
  4. Приготовьте рассказ о 2-х  растениях пустыни. ( подготовленные доклады)

Команда получает конверт с фотографиями растений.  Дети, основываясь на полученные знания, решают, какие из этих растений мы можем увидеть в пустыне.

Зоологи.

План.

  1. Какие животные живут в пустыне? ( ответ ищи в учебнике и энциклопедии)
  2. Как они приспособились  к жизни в пустыне? ( ответ ищи в учебнике и энциклопедии)
  3. Почему некоторые животные обитают только на окраине пустыни? ( ответ ищи в учебнике и энциклопедии)
  4. Приготовьте 5 рассказов о животных пустыни.  ( подготовленные доклады)

Команда получает конверт с фотографиями животных.  Дети, основываясь на полученные знания, решают, какие из этих животных мы можем увидеть в самом центре пустыни, а какие на ее окраинах.

Географы.

План.

  1. Географические особенности материка Африка. ( Спросить у взрослых)
  2. Какие океаны и моря омывают Африку? (воспользуйся картой)
  3. Какая крупная река в мире находится в Африке, по своей длине она уступает только Амазонке? Расскажите о ней. (Доклад)
  4. Какая пустыня находится в Африке?  Что можно сказать о поверхности пустыни? ( ответ ищи в учебнике и энциклопедии)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ. 10 минут)

  1. Географы
  2. Ботаники
  3. Зоологи

(Во время ответа детей учитель показывает соответствующие фотографии в презентации)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.2 мин

-А сейчас узнаем на сколько внимательно вы слушали друг друга.

-Какие океаны омывают Африку?(Индийский и Атлантический)

-Какая крупная река находится в Африке?(Нил)

-Какой реке Нил уступает в длине?(Амазонке)

- Благодаря  чему растения выживают в сухом климате пустыни?

-Какие растения населяют пустыню?

- После ливня в пустыне лужи кишат этими пресмыкающими, о каких животных идет речь?

Благодаря чему антилопа аддакс может выжить в пустыне Сахара?

РЕФЛЕКСИЯ.1 мин

Вот и закончилось наше путешествие по пустыне Африки.

Мы у себя дома. А пустыня так же далеко.

- Что больше всего понравилось и запомнилось в путешествии?

- Что узнали для себя нового ?

- О чём хочется узнать подробней?

Домашнее задание.

1. Свои наблюдения и впечатления записать в Р/Т на стр. 45

2. Тв. задание – представь и нарисуй, как бы выглядела пустыня, если бы в ней было достаточно влаги.

3. Используя разные источники информации, узнай дополнительные сведения о Сахаре. Подготовь сообщение или презентацию.

Спасибо за урок!

А сейчас пришло время попрощаться с нашими гостями, а  полученные знания мы закрепим  при работе в тетрадях.

ДОКЛАДЫ ДЕТЕЙ

(Раздала детям заранее, чтоб они приготовили пересказ )

  1.  В безлюдных и сухих местах живет ящерица сцинк. Это юркое, зарывающееся в песок животное длиной до 20 см было известно в Европе уже в средние века. Его мясо считалось целебным. Жители оазисов ловят сцинка, так как у них он считается деликатесом. Ящерицу высушивают, толкут в ступе, смешивают полученный порошок с финиковым повидлом, наполняют этой массой кожаные мешки и продают караванам.
  2. В Сахаре можно встретить жаб, которые проводят в воде лишь небольшую часть своей жизни. Когда после ливня на короткое время образуется лужа, вода просто кишит жабами. Период роста головастиков здесь короче, чем в других местах, поэтому у них отпадает хвост, и они успевают стать жабами до того, как высохнет лужа. Главная задача этих животных – продержаться до следующего дождя. Для этого жабы зарываются в землю или щели между камнями и так спасаются от палящего солнца. В своих норах они спят, дышат медленно и теряют большое количество жидкости, иногда до 60%. Как только они попадают в воду, сразу оживают. К суровой жизни в пустыне лучше всего приспособлены пресмыкающиеся: у них сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками, они сохраняют жидкость, так как не потеют. Питаются пресмыкающиеся не только насекомыми, но и животными, в тканях которых содержится значительное количество воды. Главные враги пресмыкающихся – плотоядные животные, прежде всего хищные птицы.
  3. Птицы и некоторые крупные млекопитающие решают проблемы, с которыми их сталкивает пустыня, с помощью быстрого передвижения. В Сахаре можно встретить два вида газелей, подлинных жителей пустыни: газель доркас и песчаная газель. В южных районах Сахары иногда попадается газель-дама. Газели не могут жить в голой пустыне постоянно. Хотя они способны обходиться без воды довольно долго, им нужна пища, которая чаще всего растет вокруг высохших русл рек, временных луж или в тех местах, где достаточно подземной влаги. Длинные ноги и стройные тела этих животных позволяют им быстро передвигаться по пустыне в поисках пищи и воды.
  4. Некоторые птицы, например рябок, встречающиеся во всех африканских пустынях и полупустынях, летают за водой очень далеко. Когда они пьют, то стоят в воде и смачивают нижние перья. Дальше всех от источников воды в пустыне способны жить два вида жаворонков: сахарский и пустынный. Сахарский жаворонок (его длина – 23 сантиметра) на своих высоких ножках может очень быстро бегать по песку. Питается он в основном личинками жуков, которых достает длинным клювом из песка с глубины до 5 сантиметров. Необъяснимо, как он определяет, где в песке спрятана личинка: его клюв почти никогда не ныряет в песок безрезультатно. Пустынный жаворонок несколько меньше сахарского, и окраска его оперения сливается с цветом земли, на которой он живет. У жаворонков, живущих в песках, она песочного цвета; у тех, которые живут на темных скалах, - темного. Светлый жаворонок никогда не садится на темную землю, и наоборот. Пустынный жаворонок не боится людей.
  5. Крупные животные из-за своих размеров не могут вырыть себе нору, чтобы скрыться от солнца. Такие животные вынуждены испарять влагу, охлаждая себя днем, а ночью, сохраняя свою температуру, терять энергию. Самое удивительное из животных, живущих в Сахаре, - это антилопа аддакс[2]. Она обитает на больших песчаных просторах, иногда в самом сердце эргов. Эти антилопы размером с небольшого осла, с рогами, закрученными спиралью, ходят небольшими группами или поодиночке, в многочисленные стада объединяются только в брачный период. Пьют очень редко, поэтому могут жить в абсолютно сухих местах. У аддаксов непропорционально большие копыта, хорошо приспособленные для перемещения по сыпучим пескам.
  6. Диких верблюдов в Сахаре уже нет, все они приручены и служат людям как средство передвижения или как тягловое животное.

На южных склонах Атласа и в горах Тибести, Ахаггара и Аира попадается гривистый баран. Это пугливое горное животное увидеть очень непросто. В течение дня оно скрывается от палящего солнца в пещерах или ущельях, пастись выходит ночью.

  1. Вараны – это самые известные ящерицы. В песчаных районах на северо-западе Сахары обитает крупный пустынный варан, длина которого 100-120 см. Чаще всего он встречается в уздах и дюнах, предпочитая твердые участки, где он может найти кров и добычу. Питается пустынный варан ящерицами, иногда лакомится змеями и птицами. Голодный варан раскапывает норы и поедает мелких грызунов, в частности тушканчиков и песчанок.

На крайнем юге Сахары варана можно встретить на обнажениях гранитных пород. Днем эти рептилии совершают дальние вылазки на расстояние 4-5 км от своей норы. Отправляясь в столь дальнее для них путешествие, они надеются найти в пустыне островки растительности, в зарослях которой можно укрыться от жары и зноя.

От врагов, в том числе и от человека, вараны обороняются с помощью хвоста и острых когтей, иногда могут впиться в тело животного зубами. Хвостом вараны пользуются умело и виртуозно. Взмахивая им, как ковбои кнутами, они сбивают с ног даже диких собак [7]. Укус варана очень опасен: оставшиеся у него на зубах болезнетворные микробы приводят к нагноению раны, и животное (как и человек) может погибнуть от инфекции.

  1. Баобаб знаменит своими необычными пропорциями. Это одно из самых толстых деревьев в мире — при средней окружности ствола 9—10 м, его высота всего 18-25 м. Наверху ствол разделяется на толстые, почти горизонтальные ветви, образующие большую, до 38 м в диаметре, крону. В сухой период, зимой, когда баобаб сбрасывает листву, он приобретает курьёзный вид дерева, растущего корнями вверх.

    Африканская легенда гласит, что творец посадил баобаб в долине реки Конго, но дерево стало жаловаться на сырость. Тогда творец пересадили его на склон Лунных гор, но и здесь баобаб не был доволен. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, бог вырвал его и кинул на сухую африканскую землю. С тех пор баобаб и растёт вверх корнями.

    Рыхлая, пористая древесина баобаба способна в сезон дождей впитывать воду, как губка, что объясняет необычную толщину этих деревьев — они, по сути, являются огромными водными резервуарами. От испарения собранную жидкость защищает толстая, до 10 см, серовато-коричневая кора, тоже рыхлая и мягкая — от удара кулаком на ней остаётся вмятина; однако её внутреннюю часть скрепляют прочные волокна.
    Цветок баобаба
    Цветок баобаба

    Зимой, в засушливый период дерево начинает расходовать запасы влаги — уменьшается в объёме и сбрасывает листву. С октября по декабрь баобаб зацветает. Цветки у баобаба крупные (20 см) , белые с пятью лепестками и пурпурными тычинками, на висячих цветоножках. Раскрываются они ближе к вечеру и живут всего одну ночь, привлекая ароматом опыляющих их летучих мышей. Утром цветки вянут, приобретая неприятный гнилостный запах, и опадают.

    Следом развиваются продолговатые плоды, которые напоминают огурцы или дыни, покрытые толстой мохнатой кожурой. Внутри плоды заполнены кисловатой мучнистой мякотью с чёрными семенами. Плоды съедобны. Из-за пристрастия к ним обезьян (павианов) баобаб прозвали «обезьяньим хлебным деревом» .

    Мягкая, пересыщенная водой древесина баобабов подвержена грибковым заболеваниям, отчего стволы взрослых растений обычно полые или дуплистые, выгнившие внутри. Отмирает баобаб тоже своеобразно: он словно рассыпается и постепенно оседает, оставляя после себя лишь груду волокна. Тем не менее, баобабы крайне живучи. Они быстро восстанавливают содранную кору; продолжают цвести и плодоносить с пустой сердцевиной; срубленное или поваленное дерево способно пускать новые корни.
  2. Верблюжья колючка (джантак, перекати-поле) – это полукустарник с ветвистым, колючим стеблем высотой 40 см – 1 м. Растение относится к семейству бобовые. Имеет мощный корень (с глубоко расположенными горизонтальными ответвлениями) длиной 3 - 45 м, что позволяет ему достигать грунтовых вод.

Верблюжья колючка, или как еще его называют, перекати-поле - колючий полукустарник, реже — травянистое многолетнее растение семейства бобовых, до 1 м высотой. Характерны глубоко уходящие в землю корни, корневая система может достигать 10 м длиной, что способствует обеспечению водой в условиях пустыни.

  1. Не так давно Нил считался самой длинной рекой мира, пока не были изучены до этого неизведанные притоки Амазонки. Но от того, что сегодня Нил считается второй по величине рекой мира, его значимость и сама длина ничуть не изменились. Ещё в древности Нил считался священной рекой, поскольку только благодаря колебаниям уровня воды в этой великой реке египтяне и другие народы этой местности могли из года в год выживать в тяжелейших условиях постоянного пекла и отсутствия плодородных земель где-либо кроме русла Нила, выращивая на его берегу зерновые культуры. сегодня установлена точная суммарная длина Нила и всех его притоков — 6852 километра. Водосборный бассейн реки занимает площадь 3349000 км2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Окружающий мир. 4 класс. Тема открытого урока "Пустыни"...

07. Открытый урок по окружающему миру «Проектная деятельность по теме «Земля – наш общий дом»» 3 класс

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaОткрытый урок проводится в рамках предметной недели по окружающему миру и реализации долгосрочного проекта "Земля - наш ...

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «ПУСТЫНИ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «ПУСТЫНИ»...