Проект "Имя М.В.Ломоносова на карте г.Северодвинска".
проект (4 класс) по теме

Тихомирова Ирина Альбертовна

Коллективный творческий проект, посвященный 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.imya_m.v.lomonosova_na_karte_g.severodvinska.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тихомирова И.А.

МБОУ «СОШ №13»

г.Северодвинск

Проект «Имя М.В.Ломоносова на карте г.Северодвинска».

         2011 год – юбилейный, посвящен 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Эту дату готовится встретить вся страна. Мы тоже не захотели остаться в стороне, потому что М.В. Ломоносов – наш великий земляк. М.В.Ломоносов трудился на благо Отечества, хотел, чтобы Россия стала просвещенным государством.

       Готовясь к празднованию 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова, мы решили разработать и реализовать проект «Имя М.В.Ломоносова на карте г.Северодвинска», который направлен не только на изучение жизни и деятельности М.В.Ломоносова, но и на то, как северяне чтут память великого земляка. В нашем городе есть места, названные именем ученого. Прежде всего это улица Ломоносова, самая главная улица города. Первичный опрос показал , что мы не знаем истории улицы, когда и как появились на ней известные в городе здания, памятные доски, памятники, в том числе и памятник М.В.Ломоносову. Так возникла идея - создать информационный фотоальбом «Имя М.В.Ломоносова на карте г. Северодвинска».

    Цель проекта:

-создание информационного фотоальбома «Имя М.В.Ломоносова на карте г.Северодвинска».

   Задачи проекта:

 -познакомиться с достопримечательностями города, носящих имя   М.В.Ломоносова ;

-научиться работать с различными источниками информации;

- воспитывать в детях любовь к родному краю, уважение к его истории и людям.

  Актуальность:

- привлечь внимание других учащихся к юбилейной дате знаменитого земляка – 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

Вид проекта: информационный, творческий, коллективный.

Сроки реализации: сентябрь 2010г. – январь 2011г.

Участники проекта: 4А класс МОУ СОШ №13, учитель Тихомирова И.А., родители 4А кл.

Продукт проекта: информационный фотоальбом.

      В начале работы над проектом провели в классе входное анкетирование (Приложение №1), из которого выяснилось, что учащиеся в основном знают объекты города, названные именем М.В.Ломоносова, но рассказать о них (например, гостям города) не могут, т.к. не владеют информацией. Получить подробную информацию о данных объектах пожелали 83% опрошенных. Исходя из этой проблемы,  был разработан план реализации проекта .

                                                  План реализации проекта.

Дата

Этап

Содержание деятельности

Сентябрь

Поисково –аналитический.

Входное анкетирование.

Выявление проблемы.

Постановка цели и задач проекта.

Знакомство родителей с планируемым проектом, выявление возможной помощи со стороны родителей в реализации проекта.

Организация групп.

Обсуждение содержания и оформления  продукта проекта.

Октябрь

Поисковый.

 Сбор текстовой информации.

Пешеходная экскурсия по ул. Ломоносова , включая площадь Ломоносова, с целью знакомства с достопримечательностями улицы (1 группа – старая часть города)

Ноябрь

Поисковый.

Пешеходная экскурсия по ул. Ломоносова  с целью знакомства с достопримечательностями улицы (2 группа – новая часть города).

Встреча с представителем филиала ПГУ им. М.В.Ломоносова.

Посещение зданий филиала ПГУ им. М.В.Ломоносова.

Декабрь

Практический.

Презентационный.

Обмен информацией между группами.

Оформление информационного фотоальбома .

Презентация альбома

Январь

Контрольно –аналитический.

Анализ результатов работы над проектом.

Итоговое анкетирование.

Знакомство с продуктом проекта родителей, учащихся школы.

    На факультативе «Экономика» всем классом составили бюджет проекта. Расходы на оформление фотоальбома составили примерно 305руб. Мы обратились к родителям с просьбой профинансировать наш проект, а также оказать помощь в сборе информации, фотографировании, печати фотографий.

    В ходе реализации проекта :

1) Провели две пешеходные экскурсии по ул.Ломоносова, разбившись на две группы. Достопримечательности улицы фотографировали ребята из класса.

2) Посетили городскую библиотеку «Мир знаний», в которой не только нашли нужную информацию, но и приобрели путеводитель по памятникам Северодвинска «Память в образе и камне».

3) Встретились с аспиранткой СПГУ Романовской Е.В., учителем русского языка и литературы школы № 13. Елена Васильевна рассказала нам об истории ПГУ им. М.В.Ломоносова, почему университет назван именем Ломоносова , какие профессии можно получить в этом учебном заведении.

4) В кабинете химии школы №13 прошел «Ломоносовский урок», который провели экскурсоводы из Совета старшеклассников. Они рассказали и показали видеофильм о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

5) В день рождения великого ученого среди 4 классов школы прошла познавательная конкурсная программа «Ломоносовская мозаика», на которой наш класс показал хорошие знания о М.В.Ломоносове.

    Таким образом, мы собрали информацию об улице Ломоносова, площади Ломоносова, о памятнике М.В.Ломоносову, о СПГУ им. М.В.Ломоносова. Также информацию находили на сайтах сети Интернета. После сбора и обмена информацией мы решили провести небольшое исследование и узнать, какие объекты г.Архангельска, областного центра, носят имя великого земляка. (Приложение №2). Проанализировали собранную информацию и пришли к выводу, что в г.Архангельске больше объектов, увековечивших имя М.В.Ломоносова , их 12, а в г.Северодвинске только 4 объекта. Ведь по возрасту Архангельск старше Северодвинска в несколько раз, площадь областного центра тоже больше нашего города. Обратили внимание и на  то, что сейчас вновь строящимся зданиям тоже присваивают имя М.В.Ломоносова ( Бизнес-центр «Ломоносов – Плаза»).

    Во время пешеходных экскурсий ребята сделали для себя некоторые «открытия»:

-пешая прогулка по ул.Ломоносова заняла по времени 1,5 часа( час – старая часть города, 30 минут новая часть города);

- в старой части города по ул. Ломоносова больше жилых ( деревянных в том числе) домов, государственных и культурных учреждений, а  в новой части города больше магазинов, торговых центров и комплексов, современные многоэтажные дома, в которых проживает большая часть населения города;

- мы думали, что главная улица города – самая длинная (5104м), оказалось, что по длине ул.Ломоносова уступает Окружному  шоссе ( 13626м).

    В ходе реализации проекта учащиеся приобрели следующие знания и умения:

- научились работать с разными источниками информации  - это интернет, библиотека, наблюдения, рассказы родителей и учителей,  газетные статьи;

- рассказывать о достопримечательностях города;

- составлять бюджет проекта;

- фотографировать ( дети сделали вывод, что быть профессиональным фотографом и красиво запечатлеть город – это трудно, т.к. мешает движение машин, людей, ветки деревьев, трудно выбрать точку фотографирования, освещение);

- коллективно оформлять фотоальбом;

- брать интервью.

    По окончании проекта провели итоговую анкету, в которой каждый написал, какое личное участие он принял в проекте, чему научился, что узнал нового. Главный итог: могут рассказать о достопримечательностях улицы и площади Ломоносова, истории возникновения памятника М.В.Ломоносову – 50% (11человек из 22 опрошенных, до проекта могли рассказать только 4чел. -17% ); узнали новые места города, его достопримечательности – 77 %;  изъявили желание работать над новым проектом 90% (20человека). Итоговую анкету (Приложение №3) оформили красочно. Каждый ученик приклеивал напротив высказывания  картинку – свиток и перо эпохи Ломоносова.

                                                                           

      Мы оформили фотоальбом «Имя М.В.Ломоносова на карте г.Северодвинска», который содержит:

- 47 фотографий и комментарии к ним;

- карту г.Северодвинска, с отмеченными объектами, носящими имя

  М.В.Ломоносова;

- 6 страниц с информацией  об ул.Ломоносова, площади Ломоносова, памятнике М.В.Ломоносову, СПГУ им. М.В.Ломоносова, скульптурно-архитектурной композиции «Мир и труд» на площади Корабелов; объектах г.Архангельска, носящих имя М.В.Ломоносова;

-список литературы.

       Этот фотоальбом мы решили подарить школьной библиотеке, чтобы и другие учащиеся могли больше узнать о том, как наши земляки увековечили великое имя  М.В.Ломоносова. Ведь названия улиц, площадей, зданий  именами великих людей очень важны для потомков. Потому что в этих названиях не только отражается  история нашего Отечества, родного края, но и имена улиц, площадей хранят память о великих людях нашей Родины. Одним из таких людей и был наш земляк М.В.Ломоносов.

                                                  Список литературы.

1.   Бурлов А. Н.  А ты мне, улица родная… - Северодвинск: Северная неделя; изд. «Правда

      Севера» 2000г.

2.   Вокруг Ломоносова.  Сборник методико-библиографических материалов.–Архангельск,

      2005г.

 3.  Газета «Северный рабочий» от 27 февраля 2003г ( Викторина «Северодвинску – 65»);

      от 18 декабря   2003г. («Шагами не измеришь», авт. Артём Попов).

4.   Память в камне и бронзе: путеводитель по памятникам Северодвинска /сост.

      М.А.Смирнова; ред. М.Л. Маслова, С.Ф.Сабитова; муницип. библииот. система, Детско-

      юношес. б-ка им.  А.С.Пушкина (Северодвинск). – Северодвинск, 2008г.

5.  Национально-региональный компонент содержания образования в начальной школе.

     Методический  материал для учителя. Сост. Полякова И.Ф., изд. АО ИППК РО ,  

     Архангельск,1999г.

6.  Сайты сети Интернет.

                                                                                                                                Приложение №1.

Входная анкета.

В 4 А  классе  - 25 чел.  

Приняли участие в анкетировании – 23 чел.                  

1. Какие места, учреждения г. Северодвинска названы именем М.В.Ломоносова?

                                                   -Улица Ломоносова – 22 чел.

                                                  - Площадь Ломоносова -12 чел.

                                                  - Проспект – 1 чел.

                                                  - Памятник М.В.Ломоносову – 15 чел.

                                                  - Университет -  5 чел.

                                                  - Институт – 1 чел.

                                                  - Библиотека – 3 чел.

   Почему их назвали именем М.В.Ломоносова?

                                                 - Не знаю – 17 чел.

                                                 - М.В.Ломоносов -  очень великий человек – 1 чел.

                                                 - М.В.Ломоносов  много сделал для страны – 1 чел.

                                                 -  М.В.Ломоносов - великий ученый, наш земляк – 2 чел.

                                                 - М.В.Ломоносов  был знаменитым – 1 чел.

                                                - Я думаю, Ломоносов открыл эти места – 1 чел.

2.  К нам в город приехали туристы. Можешь ли ты  провести их по местам, названных в честь М.В.Ломоносова и рассказать об этих  памятных местах города?

                                                 - Да - 4 чел.

                                                 - Нет – 15 чел.

                                                 - Сомневаюсь – 4 чел.

3.  Хотел бы  узнать более подробную информацию  о местах г. Северодвинска, которые носят имя М.В.Ломоносова?

                                                 - Да -20 чел.

                                                 - Нет – 2 чел.

                                                 - Не очень – 1 чел.

                                                                                                                              Приложение №2.

                                                   Именем М.В.Ломоносова названы

                        в г.Архангельске                                                  в г. Северодвинске

-Микрорайон – Ломоносовский округ                                - Улица Ломоносова

-Проспект Ломоносова                                                         -Площадь Ломоносова

-Поморский Государственный Университет                     - Филиал ПГУ

-Городской лицей №19                                                         -Памятник на площади Ломоносова

-Центральная городская библиотека                                     (скульптор М.Алещенко)

-Областной театр драмы                                  

-Ломоносовский фонд

-Дворец культуры в микрорайоне Варавино

-Парк отдыха

Бизнес-центр «Ломоносов-Плаза»

- Памятник возле ПГУ

(скульптор В.Д.Свешников)

-Памятник возле САФУ (скульптор  И.Мартос)

Возраст города – 426 лет                                                       Возраст города – 72 года                  

Площадь города – 294,42 км2                                                 Площадь города -120,5км2

                                                                                                                                 Приложение №3.

                                                       Итоги работы над проектом.

Работа над проектом помогла мне:

- узнать новое  о городе -17чел.

- научиться работать сообща-16чел.

- научиться рассказывать о достопримечательностях города -11чел.

Оценка проекта:

- было интересно -17чел.

- было познавательно -11чел.

- было трудно -1чел.

- проект понравился -15чел.

- затрудняюсь ответить -1 чел.

-мне все равно - 2чел.

Желание работать над новым проектом:

- есть -20чел.

- нет -1 чел.

- затрудняюсь ответить -1 чел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя Ломоносова на карте.

Творческий мини - проект учащихся 2 класса...

Презентация о М.В.Ломоносове

Презентацию  можно  использовать  на  уроках  окружающего  мира  УМК    "Школа  России"...

«Жизнь знаменитых людей. К юбилею М.В. Ломоносова»

Задачи: 1.     Познакомить ребят с жизнью выдающегося ученого. 2.     Развивать речь, память поэтические способности ребят. 3.     Вос...

Памятники города Северодвинска

Данный материал рассказывает о некоторых памятниках города Северодвинска, посвященных Великой Отечественной войне, трагическим событиям, относящимся к истории нашего города и т.д. Материал сопровожден...

Выступление "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ГБОУ АО «Северодвинский детский дом»."

В реферате рассказывается о важности создания таких условий для ребёнка, чтобы он с самого начала школьной жизни усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь ...

Презентация проекта "Имя М.В.Ломоносова на карте г.Северодвинска"

Проект выполнен во внеурочное время по итогам занятий факультативного курса "Родничок"...

Конспект урока английского языка в 4 классе по теме "Северодвинск"

Урок посвящен моему родному городу Северодвинску, расположенному в Архангельской области....