Выступление "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ГБОУ АО «Северодвинский детский дом»."
материал на тему

Бакшеева Людмила Ивановна

В реферате рассказывается о важности создания таких условий для ребёнка, чтобы он с самого начала школьной жизни усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной. Дается классификация ОУУН . Представлена диагностика  учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков среди учащихся начальных классов детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

      ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  «Северодвинский детский дом».

ФОРМИРОВАНИЕ

ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

У УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Воспитатель

Бакшеева Л. И.

2009 г.

В первом классе сразу выделяются старательные ученики. Они радуют  своими ответами и успехами. Старательными ученики становятся благодаря  большой работе воспитателей по формированию умений и навыков в дошкольном возрасте. Хорошая подготовка к школе - первая  ступенька к знаниям.

 За годы учебы в начальных классах важно, чтобы не погас детский взгляд, чтобы глаза светились интересом. Ведь так важно, чтобы ребенок имел необходимые умения и навыки. Важно научить всех в соответствии с реальными возможностями и способностями. Важно расширить кругозор детей, развить речь. Часто успешные четвероклассники становятся средними пяти- и шестиклассниками, а к окончанию школы числятся в самых «серых» троечниках. Иногда средний ученик  начинает набирать обороты и показывает лучшие результаты в старших классах.

Можно сделать вывод, что успех зависит от умения организовать свою деятельность, от умения учиться. Чем совершеннее  у ребенка навык организации себя как личности, чем совершеннее он может работать с учебным  материалом, знает способы работы, тем успешнее он будет в учебе, а позднее и в жизни.

Ученики начальной школы стоят на этапе элементарной грамотности. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребёнка, чтобы он с самого начала школьной жизни усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной.

Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений  формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. 

    Формирование общеучебных умений и навыков  - цель работы учителя начальных классов и воспитателей.

  Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

       Отмечают два главных момента или этапа при формировании ОУУН: постановку цели и организацию деятельности.
          Прежде всего
перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее?

        Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.
          Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.
          Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к
мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы - широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т.д.).

          После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.
Cовместная с учителем деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме. Таким образом, основной путь здесь - совместная деятельность, а метод - выполнение внешних действий. Причем внешние действия должны быть вначале максимально развернутыми и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться.
          После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы
упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны.      Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются, в частности, такие упражнения-задания: выделить в тексте те его части, которые наиболее существенны для раскрытия его содержания; опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определенном порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом четко объясняя, что здесь существенно, а что нет.
          Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную
деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает "выпадать".

          Таким образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане

Выделяют 4 группы общеучебных умений и навыков:

     -учебно-организационные;

     -учебно-коммуникативные;

     -учебно-интеллектуальные;

     -учебно-информационные.

В январе 2009 была проведена диагностика учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков среди учащихся начальных классов, которая показала уровень их развитости. (см приложение)

Уровень учебно-организационных, учебно-информационных ОУУН  можно определить методом наблюдений.

Каждое занятие с детьми - это возможность понаблюдать, проанализировать состояние ученика на каждом этапе обучения.  

Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам 

  • 0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).
  • 1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
  • 2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
  • 3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
  • 4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

      Далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.


I.      Среди
учебно-организационных умений и навыков были выделены:

  1. Организация рабочего места: анализировалась способность ребенка организовать свое рабочее место при выполнении домашних заданий и способность подготовиться к работе в школе.
  2. Выполнение правил гигиены учебного труда: исследовалась аккуратность учащихся, состояние учебников и тетрадей, порядок в портфеле, оформление в тетрадях.
  3. Принятие учебной цели: анализировалась мотивация учащихся к учению, степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
  4. Планирование и организация учебной деятельности.
  5. Понимание инструкции: анализировалось понимание заданий в упражнениях, понимание задач, понимание объяснения учителя.
  6. Управление вниманием и регулировка темпа деятельности.
  7. Самоконтроль: оценивалось присутствие ответственного отношения к результатам учебы, умение проконтролировать выполнение всего домашнего задания.

      II.  Среди  учебно-информационных умений и навыков были выделены:

                    1. Чтение текста.

Начиная с первого класса, существует проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста.  Формирование квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения, ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Дети младшего школьного возраста находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.  

Можно использовать методику профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Целесообразно проводить пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения: многократное чтение; чтение в темпе скороговорки; выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Если ежедневно проводить несколько таких упражнения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

         2.Работа с учебником: оценивалась способность учащихся найти в тексте нужную информацию, правило, выделить главное.

        3. Работа с дополнительной литературой: анализировалось использование учащимися дополнительной литературы в поисках нужной информации.

   Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» — говорили древние. А наше будущее в образовании.

Диагностика

 учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков среди учащихся начальных классов

Умения и навыки

Уровень развития

Процентное

соотношение

Организация  рабочего места: рабочий стол,

умение собрать портфель

высокий

13%,       13%

 80%,      34%

 7%,        53%

средний

низкий

Выполнение правил гигиены

 учебного труда

высокий

20%

         33%

                  47%

средний

низкий

Принятие учебной цели

высокий

27%

        47%

                 26%

средний

низкий

Планирование и организация

 учебной деятельности

высокий

20%

        60%

20%

средний

низкий

Понимание инструкции

высокий

27%

53%

20%

средний

низкий

Управление вниманием,

регулировка темпа деятельности

высокий

7%

67%

26%

средний

низкий

Самоконтроль

высокий

27%

47%

26%

средний

низкий

Чтение текста

высокий

53%

13%

34%

средний

низкий

Работа с учебником

высокий

20%

60%

20%

средний

низкий

Работа с дополнительной

 литературой

высокий

-  

25%

75%

средний

низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся 3-4 классов

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся 3-4 классов...

Проект учащихся 4 «г» класса ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург «Праздник Осени (от старших младшим)»

Идея проекта: учащиеся 4 «г» класса, кл. руководительТип проекта: творческий коллективный проектПродолжительность подготовки: 5 недельУчастники проекта: учащиеся 4 «г», 1 «д» классов, кл. руководители...

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, окончивших 3 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (3 класс)...

Проектно-исследовательская работа учащихся 1 "А" класса ГБОУ школы 883 - "Особенности культуры русского народа"

В этой работе учащиеся 1 класса под руководством классного руководителя попробывали свои силы в исследовательской деятельности. В течении года, работав над проектом и получив определённые теоретически...

Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ ШКОЛЫ № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения 6.3 с НОДА.

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся Подготовительного 1 класса. Вариант обучения 6.3 с НОДА.Учитель: Свергун С.А.Тема урока: Рисование композиции из двух фигур по шаблонам с о...