Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Шарафутдинова Галина Михайловна

     В настоящее время компьютерные игры стали  основным способом проведения свободного времени у детей и молодёжи. Ребёнок,  попадая в виртуальность, переносит это в настоящую реальность, что является не только ошибочным, но зачастую опасным, мешает пониманию окружающего мира, ведёт к некоммуникабельности, т.к. отсутствует  общение с другими детьми, взрослыми. Кроме того,  ребёнок ведёт малоподвижный образ жизни, что мешает физическому развитию, формированию эмоциональной сферы.

  Издавна у каждого народа были свои подвижные игры, которые являются традиционным средством педагогики. В народных играх   отражается  образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

   Знакомство с коми народными играми, фольклором  является неотъемлемой частью нравственного и физического воспитания. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре  коренного народа республики при интеграции в культуру народов России, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: Занятие по внеурочной деятельности

«Коми народная игра «Ошкő-бабő»

(Программа  внеурочной деятельности «Подвижные игры коми народа»

для учащихся 1 классов. Автор – Шарафутдинова Галина Михайловна, заместитель директора по ВР, учитель коми языка)

Цели: познакомить детей с коми народной игрой, национальными особенностями жизни народа; научить играть по правилам; учить соблюдать   технику безопасности при игре.

    Весёлые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же, как и сказки, и песни.

Народные игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками. Для всех народных игр характерна любовь   людей к веселью, удальству.

1.Организационный момент.

-Видза оланныд, дона челядь! Кыдзи оланныд?

Здравствуйте, дорогие дети! Как живете? Как ваше настроение?  

2. Вступительная беседа.

-Знаете ли вы, кто придумал народные игры? А для чего люди придумали подвижные игры?

 Подвижные игры укрепляют здоровье, учат внимательности, делают человека сильным, выносливым, ловким, красивым. Игра приносит удовольствие, радость.  В игре мы учимся побеждать, строить дружеские отношения с людьми, общаться.

Сегодня мы познакомимся с коми народной игрой. А как называется она узнаете после того, как отгадаете загадку.

3. Знакомство с традициями и бытом  коми народа.

Отгадайте загадку.

Хозяин лесной, 
Просыпается весной, 
А зимой, под вьюжный вой, 
Спит в избушке снеговой.

Медведь в переводе на коми «ош» (показать предметную картинку).

  Медведь   — один из главных персонажей в мифологии коми народа.  Это сильное существо, обладающее разумом.

У коми считалось, что Ош в начале времён обитал на небе, но, будучи очарован земной пищей — горохом, спустился на землю по гороховому стеблю и стал жить на земле.

В сказках Ош был как положительным героем, так и отрицательным.

   В старину охотники считали, что Ош способен воспринимать человеческую речь. Поэтому его просили о том, чтобы он не разорял ульи и охотничьи места. Ему приносили жертву в надежде на удачную охоту на других представителей пармы (тайги). Перед охотой медведю варили сладкую кашу из ржаной муки и оставляли её на ночь перед охотничьей избушкой. Если котелок с кашей оказывался утром пустым, то считалось, что охота будет удачной.

4. Знакомство с содержанием коми народной игры (Усвоение нового материала).

В игре, в которую мы будем разучивать сегодня главный герой ОШ.   Называется игра «Ошкő-бабő»  в переводе «медведь-бабушка».

В эту игру можно играть и на улице, и в помещении.

Ход игры

  Все встают в круг. Считалкой определяем водящего, который становится «медведем» - «ош». Остальные игроки— «собиратели ягод». Вокруг медведя «лес».

(Чертим линию, за которой «дом»)

 Водящий – «ош»  становится на корточки, и его накрывают шубой.

 Игроки ходят вокруг медведя, наклоняются — показывают сбор ягод, и поют:

Ошкő-бабő, ошкő-бабő,

Чőдтő вотам, пувтő вотам.

Бур вотőссő босьтам,

Лёк вотőссő шыбитам.

Медведь-бабушка, медведь-бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

 Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, скидывает шубу и встает из берлоги. В удобный для себя момент он неожиданно набрасывается на убегающих игроков, старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится новым «медведем».

 Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произношения последних слов зачина. «Собиратели ягод» могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

4. Разучивание слов песни.

5.Инструктаж по технике безопасности.

Бегаем аккуратно, друг друга не толкаем. Медведя «в берлоге» не касаемся, «шубу» на медведе не трогаем.

6.Отработка умения играть в игру «Ошкő-бабő».

 Вспоминаем считалку (пудъясьőм) на коми языке.

(Игра повторяется несколько раз).

7. Сравнение с русской народной игрой.

У русского народа есть игра «У медведя во бору».

Бор – густой сосновый лес, по коми - яг (показать предметную картинку).

-Кто знает эту игру? Чем похожи и чем отличаются русская народная игра «У медведя во бору» и коми народная игра «Ошкő-бабő»?

-Отличаются названием и песенкой.

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл,

На печи застыл!

-А так же коми народная игра отличается атрибутом. В русской народной игре «медведь» без шубы.

8.Итог занятия.

-Как вы думаете, откуда до нас дошла эта игра: из села или города?

-А можно ли играть в эту старинную народную игру сейчас нам, городским жителям?

- Что мы можем сделать, чтоб в эту играли как можно больше детей? (Популяризация игры).

9. Домашнее задание: показать игру младшим братьям и сестрам, друзьям во дворе.

10. Организованный уход в класс.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие

Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект занятия по внеурочной деятельности.1 класс

Тема занятия: «Сочинение загадок»Занятию предшествовала подготовительная работа. Дети играли в сравнения («На что по­хоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмы, отгадывали з...

Занятие по внеурочной деятельности. 1 класс

Занятие по внеурочной деятельности. 1 класс. ФГОС...

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...

Занятие по внеурочной деятельности «С любовью к городу» в 4Б классе «Осенние посиделки» (занятие по этнографии)

Приводится  занятие внеурочной  деятельности "С любовью к городу" 4 класс...

Конспект занятия по внеурочной деятельности 2 класс

Конспект занятия по внеурочной деятельности   «Что плавает  - что тонет?"     Первые предположения.Тема занятия «Что плавает - что погружается?»...