Занятие факультативного курса "Родничок" по теме "Земли моей живые родники".
методическая разработка ( класс) на тему

Тихомирова Ирина Альбертовна

Занятие посвящено урочищу Куртяево.Направлено на воспитание экологической культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemli_moey_zhivye_rodniki.urochishche_kurtyaevo.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тихомирова Ирина Альбертовна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

города Северодвинска

Архангельской области

МБОУ «СОШ № 13»

Занятие интегрированного факультативного курса «Родничок»

4 класс

Тема: «Земли моей живые родники. Урочище  Куртяево».

Цель занятия:

 - обобщение знаний учащихся  о значении природы в жизни человека.

Задачи занятия:

- познакомить с природно-историческим памятником регионального значения;

 - проанализировать, какой вред наносит человек своей деятельностью природе и  обсудить    необходимые меры по охране природы ;

- познакомиться с произведениями северодвинского поэта  В. Шелыгина и     нёнокского поэта А. Трапезникова;

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к   родному краю.

1. Актуализация знаний.  

         Продолжаем изучать тему «Земли моей живые родники».

- Что такое родник?

Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ.

На эту тему мы и поведем сегодня разговор, познакомимся с двумя стихотворениями местных поэтов. Ведь проблема любви к природе, сохранности природы, отношения к ней человека волнует не только ученых, экологов, отражена она и в литературе.

- Что такое природа? (Ответы детей). 

- Что дает человеку природа? (Стройматериалы, музыкальные инструменты, посуду, игрушки, одежду, продукты питания, пушнину и другое – картинки вывешиваются на доску).

Посмотрите, как много пользы приносит нам природа. Без природы человек не мыслит своей жизни.

- Всегда ли благодарно человек относится к ее дарам?

2. Чтение и анализ стихотворения В.Шелыгина  «У родника».

 Об отношении человека к природе написал  стихотворение наш северодвинский поэт Василий Шелыгин. У поэта  издано несколько сборников стихотворений о природе и людях Севера. Один из них – «Север – сторона моя», из которого мы сегодня прочтем стихотворение «У родника» . (Демонстрация  сборника стихов).

 (Приложение №1 ).

а) Чтение учителем наизусть (дети следят по тексту).

б) Словарная работа.

- Прочитаем слова с доски.

- Группе ребят  было дано домашнее задание – в толковым словаре найти значение данных слов:

старожил – человек, который много лет прожил на одном месте,

хаять – ругать, бранить,

лог – широкий и длинный овраг,

застыв наклоне – наклонившись.

в) Работа над содержанием стихотворения.

Прочитайте про себя стихотворение, отметьте строки, где поэт говорит о вреде, который наносит человек природе.

 - Проверка (по ходу выставляются карточки).

 Заполняется колонка «Вредное воздействие человека на природу».

 - А еще какими действиями человек наносит ущерб природе? (Разорение гнезд, сбор сока весной, промышленные отходы, лесные пожары, поджог сухой травы – в огне сгорают семена растений, погибают личинки насекомых, а вредные химические вещества, накопленные в траве, испаряются при горении в воздух).

  • Какие чувства испытывал поэт, видя загрязненный лес?

 (Тревогу, боль, горечь, жалость, гнев, возмущение).

  • Как надо прочесть эти строки, чтобы отразить чувства поэта? (Громко, тревожно, возмущенно).

Чтение вполголоса первой части, отработка выразительности.

Проверка – выразительное чтение первой части стихотворения.

  • Прочитайте строки, куда стремится убежать поэт, чтоб не видеть картины варварского отношения человека к природе?
  • Почему он убегает к чистому роднику? (Не только для того, чтобы напиться чистой воды, отдохнуть, но и для того, чтоб успокоиться, убедиться в том, что есть еще чистые места, не тронутые рукой человека).
  • Докажите текстом, что поэту стало легче у родника. (… и сердце опять в надежде…и мысли не так горьки…)

          Вывод: это стихотворение звучит как тревога, предупреждение, призыв к тому, чтобы люди своими бездумными действиями не губили природу, сохранили еще «чистые, живые родники земли нашей». Ведь нам же самим жить среди этой природы. Загрязняя леса, реки, родники, мы обижаем не только природу, мы обделяем самих себя.

         3. Историческая справка.

Вы сказали, что поэт стремится к чистому роднику, чтоб успокоиться, отвести тревожные мысли. Есть, ребята,  в 35 км  от Северодвинска,  в 15 км от  Белого моря (с.Нёнокса), место, где течет такой родник. Вода его является целебной.

 - Может, кто-то знает, как называется это место? (Урочище Куртяево)

Урочище – участок, отличный от окружающей местности, напр. болото, лесной массив.

- А что вы знаете об этом источнике?

          Рассказ учителя сопровождается презентацией «Урочище Куртяево» (Приложение электронное.)

    Расположен этот родник на  автодороге Архангельск – Онега. Сам источник обязан происхождением древнему вулкану. Несколько сот миллионов лет назад на этом месте был действующий вулкан. Вулкан пробил многочисленные плотные слои земли и открыл путь выходу минеральных вод на поверхность. Еще в начале 14 века наблюдались подземные толчки. Почвы урочища Куртяево насыщены микроэлементами. Наша известная землячка, учёный-краевед К.П.Гемп, исследуя почвы этой местности, рассказывала, что в Куртяево произрастала особенно крупная смородина, но стоило нёнокшанам пересадить эти кусты в село, как ягоды мельчали.

Вода ледяная, недаром ее зовут «талец». Вода в источнике поднимается с глубины 300м. Содержит в себе йод, бром, бор, фтор и другие полезные для организма вещества. Эту минеральную воду можно использовать в качестве питьевой воды при заболеваниях желудка, печени. А нам, северянам, особенно необходимо пить куртяевскую минеральную воду для укрепления защитных функций организма. Но вода его полезна только при употреблении на месте, а при хранении теряет свойства.

4. Чтение и анализ стихотворения  А.Трапезникова «Куртяево».

Об этом минеральном источнике тоже есть стихотворение. Оно так и называется «Куртяево». А написал его нёнокский поэт А. Трапезников.

- Чтение стихотворения вслух. (Приложение №2)

 Ессентуки – курорт на юге страны, в Ставропольском крае. На этом курорте люди лечат болезни желудка минеральной водой.

Туес – цилиндрический берестяной короб с плотно прилегающей крышкой.

  • Почему поэт сравнил Куртяево с Ессентуками?
  • Докажите текстом, что этот родник пользуется любовью у местных жителей? (Деду стало легче; песню сложили о роднике). 

          5. Историческая справка (продолжение).

В далекие времена у этого источника проходили богослужения. Есть в урочище Куртяево и церковь, и часовня, построенные много лет назад в честь святого Алексия. Во время этих богослужений был установлен строгий порядок, который обеспечивали священники. Даже были вывешены объявления на самом видном месте, которые гласили, что в урочище нельзя вытаптывать траву, рвать цветы, ходить разрешалось только по тропам и деревянным мостикам. Остатки мостиков можно увидеть и сейчас в отдельных местах. «Святой» водой раньше называли воду из родника и пить эту воду позволялось только из колодца. Для питья были приготовлены 4 берестяных ковшичка (вот почему дедушка сплел специальный берестяной туесок для куртяевской воды). А в купальнях обливались минеральной водой. Такое обливание помогало лечить кожные заболевания.

Вот какой уникальный целебный родник есть у нас с вами на Севере. Ни в какие Ессентуки ехать не надо. А окружающие источник леса, холмы, светлая р. Верховка дарят нам чистую и светлую радость при каждой встрече.

Но в 20-е годы нашего столетия были прекращены богослужения. Следить за чистотой урочища стало некому. А с началом строительства автодороги на Онегу приток людей увеличился. Территория подверглась нашествию мощной техники. Погибло или покалечено топорами множество деревьев. Часть родника захламлена древесиной. Этот памятник природы может исчезнуть, если так относиться к нему.

Чтобы сберечь это уникальное место, в 1991 году урочище Куртяево объявлено государственным природно-историческим памятником и подлежит охране. И вы, ребята, если поедете в  Куртяево, помните об этом, сделайте все от вас зависящее, чтобы сохранить этот живой родник нашей северной земли.

       5. Беседа об охране природы.

      Что еще должен делать человек, какие предпринимать меры, чтобы сохранить чистоту природы, не допустить в природе катастрофы? (Посадка леса, охрана лесов от пожаров, уничтожение вредителей, охрана растений и животных (Красная книга Архангельской области), сбор макулатуры (100 кг макулатуры сохраняют жизнь одного дерева).

Заполняется колонка «Полезное воздействие человека».

 - Создание заповедников и заказников, национальных парков и памятников природы (коим и является Куртяево).

- Что такое заповедник?

Заповедник – место, где оберегаются и охраняются редкие растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

     В заповеднике запрещается всякая охота, ловля животных, рыбы, вырубка леса, сбор растений, ягод, грибов, всякого рода хозяйственная деятельность. В заповеднике ведутся научные исследования.

    Сегодня в стране свыше 150 заповедников. Есть они и в нашей области. Это Пинежский заповедник и Соловецкий заповедник.

         6. Творческая работа по группам.

Мы сейчас говорили о мерах, которые необходимо предпринимать для охраны природы.

 - А вы, ребята, тоже можете внести свой вклад в охрану природы. Какой? (Не разорять птичьих гнезд, муравейников; не жечь травы; не рвать цветов; не ломать веток и др.).

            Бывая в лесу, вы видели объявления – запреты, которые говорят о том, что нельзя делать в лесу, в поле. Сейчас я вам предлагаю творческую работу – вы попробуете составить свои объявления – запреты для размещения в лесу (с помощью рисунков).

 - Как изобразим слово «запрещается»?

Первая  группа работает по стихотворению В. Шелыгина «У родника», составляют объявления к строкам:

- «их острый настиг топор»;

- «бензин от машин струится»;

- «хламом трава завалена»;

- «вытоптаны цветы»

Вторая группа составляет  свои объявления – запреты.

Защита  объявлений.

7. Итог.

- О каком живом роднике нашей северной земли говорили на занятии?

- Как надо относиться к природе? Почему?

- Что нового, интересного  узнали сегодня на занятии?

- Какой вывод сделали для себя с урока?

                                                                                                             Приложение №1.

  У родника.                                В. Шелыгин

Моя сторона лесная,

Мне хаять тебя не с руки,

Я тут старожил,

Я знаю

Все ельники и сосняки.

Но как они поредели!

Как стонет высокий бор!

И падают сосны и ели,

Их острый настиг топор.

Бензин от машин струится,

По тёмной земле скользя.

В реке и воды напиться

Без опасенья нельзя!

И хламом трава завалена,

И вытоптаны цветы.

И горько мне, и печально…

Бегу я через кусты,

Спешу я, как от погони,

Через лога – напрямик,

Туда, где на мшистом склоне

Сверкая, бежит родник,

Где чутких осинок тени

И ветра неясный вздох.

У родника на колени

Я падаю в мягкий мох.

Родник!

Я ловлю в ладони

Струи его светлый ток

И, в долгом застыв наклоне,

Пью за глотком глоток.

И сердце опять в надежде,

И мысли не так горьки.

Струятся, чисты, как прежде,

Земли моей родники!

                                                                                                                     Приложение № 2
           
Куртяево                           А.Трапезников

В логу родничном, илистом, 
В Куртяевском логу, 
Бежит ручей извилистый 
Без устали в реку. 
Поёт на травах клеверных, 
В корнях через борки: 
"Зовут меня на севере 
Свои Ессентуки…" 
Я не бросаю денежку 
В певучую струю, 
Как делал дед мой, дедушка, 
Но долго воду пью 
И вижу, как мы вечером 
Идём тайгой в село. 
Я спрашиваю: "Легче ли?" 
"Да вроде отлегло..." 
И сплёл мне туес как-то дед. 
Куртяевским назвал. 
Я с ним к ручью немало лет 
Ходил и напевал; 
"Куртяево, Куртяево, 
Еловая гряда, 
Солёная вода его - 
Целебная вода".

                                                                                                                   

                                                                                                       

 Приложение № 3

                               Литература

1.   Братынь : [ Стихи]/Алексей Трапезников,66,[2]с.ил.20смБ.м.СН-Дачная Б.г.1995

2.  Дидактические материалы по экологии (региональный компонент). Учебное пособие

     для учителей начальных  классов. Авторы-составители: Колбасенко М.Н.,

     Севастьянова З.П., -Архангельск, 1997

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и

    фразеологических выражений/Росс. академия наук. Институт русского языка имени

     В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное – М.:Азбуковник,1999.-944стр.

4. Поморская энциклопедия. Том 1. История Архангельского Севера.- Архангельск,

    ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2001

5. Север-сторона моя…В.Шелыгин,1993

6. Интернет-ресурсы:

     ru.wikipedia.org

    История Русского Севера.

    edu.severodvinsk.ru>after_school/obl_www/2007/work/pu22/prom/htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Живи, родник, живи!»

Родники издавна привлекали к себе внимание людей. Много веков назад их обожествляли язычники. С родниками и колодцами в народе связано множество самых различных поверий. «Чист, как родник»,- говорили ...

Акции "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

Акция "Живи , родник, живи"

Экологическое воспитание...

Экологический проект "Живи,родник,живи..."

Экологический проект "Живи, родник ,живи!",направленный на обеспечение продуктивной деятельности детско–взрослого сообщества по восстановлению, благоустройству и охране родников, расположенных  н...

Акция «Живи, родник, живи!» «Родники - голубые глаза Земли»

Районное массовое мероприятие "Экологический марафон-2015".Акция "Живи ,родник,живи!"...

Экологическая акция "Живи, родник, живи!"

Экологическая акция направлена на изучение родника на территории села Бычок. В ходе проекта обучающиеся получат практические навыки по изучению, исследованию и очистке родника....

Живи, родник, живи

Показана роль воды в нашей жизни. На территории села находится родник,памятник природы регионального значения....