Мультимедийное пособие «От буквы к букве» к уроку якутского языка в 1 классе
методическая разработка (1 класс) по теме

Петрова Мария Гаврильевна

В данной статье говорится об использовании мультимедийного пособия "От буквы к букве" на уроках якутского языка в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мультимедийное пособие «От буквы к букве»

к уроку якутского языка в 1 классе

Петрова М.Г.,

учитель начальных классов МОБУ СОШ №27

        В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства является знание. Созданные отнюдь не для нужд системы образования, современные информационные и коммуникативные технологии ведут к подлинной революции в образовании, в частности в учебном процессе. Одним из важнейших направлений модернизации современной начальной школы является  использование информационных технологий.

        Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.   Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций и других программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице  “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

Применение ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке. ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же: приданию уроку эмоциональной насыщенности и  большую наглядность; сокращению времени для контроля и проверки знаний обучению детей; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) видеоролики, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера. Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности. Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение первоклассников к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы: метод анализа, метод сравнения, метод обобщения, метод классификации, формулировка понятий, внутренний план действий.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий мы считаем ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».[1] Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование возможностей программы MS Power Point для создания презентаций открывает большие перспективы для:

  • повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;
  • создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;
  • смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
  • стимулирования познавательного мышления учеников;
  • наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Поэтому при создании презентаций для учеников начальных классов следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
  • На каждом слайде должно быть не более двух картинок;
  • Размер шрифта на слайде должен быть не менее 36 пт.;
  • Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной. школе);
  • Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.);
  • Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. Например, фон - светлый, а шрифт - темный, или наоборот;
  • Слайды должны быть синхронизированы с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии;
  • В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам.

В начальной школе мы используем презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолеть трудности;
  • вносит радость в жизнь ребенка;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;  
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

        Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель – профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Таким образом, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную начальную школу. В работе мы используем готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаем собственные презентации, проекты, используем средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии мы применяем на всех учебных предметах. Однако, существуют ряд проблем, одним из которых является отсутствие мультимедийных пособий по обучению якутской грамоте.

        Понимая всю важность внедрения ИКТ в практику учителя, мы начали работу над созданием мультимедийного пособия по обучению якутской грамоте «От буквы к букве». Работа велась по следующим этапам: изучение существующих цифровых образовательных ресурсов, сбор и анализ материалов по данной проблеме, печатание текста на якутском языке, оформление презентаций; подбор соответствующих материалов и наглядности.

        Наше мультимедийное пособие предназначено для учащихся 1 классов, кто только начинает изучать якутский язык. Данная работа представляет собой разработки презентаций уроков на изучаемую букву, подборка материалов для чтения, развития памяти и речи. Пособие направлено не только на изучение новой буквы, но и на развитие навыка чтения, развития техники чтения, формированию мышления, памяти, навыков общения в коллективе.

         Данный проект разработан для учителей начальной школы. Он может быть использован в букварный период как в якутских классах, так и не родным с русским языком обучения.

Главным в проекте является подбор занимательной информации на изучаемую букву, где включены анимационные эффекты, кроссворды, ребусы, способствующие переключению внимания учащихся  и более эффективному использованию времени урока.

           Применение информационных технологий  в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ученика в отдельности.

При создании мультимедийного пособия нами были использованы учебники для учащихся 1 классов А.П. Колесовой «Букубаар», Охлопковой М. Е., Сивцева Д.К. «Буукубаар», Интернет-ресурсы и дополнительная литература.

Данное мультимедийное пособие может быть составной частью учебно-методического комплекта по обучению якутской грамоте и развитию речи детей в начальной школе.  Пособие «От буквы к букве» интегрировано в методическую систему УМК, что позволяет значительно расширить и дополнить содержание урока и облегчить совместное использование пособия с другими составными частями комплекта.  Пособие помогает учителю провести интересные уроки с использованием мультимедийных ресурсов и повысить уровень мотивации учащихся.

        Данное пособие содержит разнообразный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в пособие, способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом.

        При разработке плана урока продумываем те этапы урока, на которых целесообразно применить данное пособие для фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

Мультимедийное пособие может быть использовано и в подготовительных группах при знакомстве с буквами. Дети с большим интересом осваивают процесс печатания букв, слогов. Очень интересна и полезна детям работа со звуковыми схемами.

Изучению отдельного звука посвящен целый урок, начиная с первичного знакомства со звуком и заканчивая закреплением навыка чтения.

Основные типы заданий, используемые на уроке обучения якутской грамоте:

  • «Знакомство со звуком» (цель данного задания – познакомить детей со звуками речи. Ребенок должен научиться правильно произносить звук, уметь находить его место в слове);
  • «Звуковые схемы» (дети отрабатывают навык составления звуковых схем, звуко-буквенного анализа слов);
  • «Пишем буквы» (ребенку предлагается образец написания печатных и письменных букв, последовательность написания элементов, с указанием контрольных точек, направления движения руки и правильные способы соединения букв);
  • Ребусы «Играем вместе»:
  • «Найди подходящую схему» (закрепление звукобуквенного анализа слова, из нескольких объектов ребенок должен выбрать лишнее);
  • «Бусы» (составление слова из предложенных букв или слогов);
  • «Измени слово» (составление слов путем удаления одной буквы);
  • «Какое слово спряталось?» (в одном слове ребенку необходимо найти другие спрятанные слова);
  • «Подбери слог» (из несколькие предложенных слогов ребенку требуется выбрать нужный слог и подставить в слово);
  • «Найди слова и звуки на картинке» (ребенок должен найти слова с изучаемым звуком);
  • «Составь предложение по схеме с пиктограммой» (ребенок должен по схеме составить предложение с помощью рисунка);
  • «Составь рассказ по картинкам» (по серии картинок ребенок составляет связный рассказ);
  • «Прочитай буквы, слоги или текст» (ребенку предлагается небольшой текст для отработки навыка чтения);
  • «Читаем текст вместе» (дети вместе вслух читают текст на изученную букву).

Учитель, по своему усмотрению, подбирает на урок наиболее эффективные задания. Необязательно использовать все виды работ, важно выбрать те, с помощью которых можно достигнуть нужных результатов. Каждый урок следует менять перечень используемых заданий, чтобы детям было интересно выполнять разные типы заданий. Например, при знакомстве с буквой «М» можно использовать следующие задания: знакомство со звуком, «что лишнее?», найди слова по картинке, составь рассказ, дополнительным заданием может быть работа по картине.

Мы используем данное пособие на всех этапах урока при:

  • объяснении нового материала
  • закреплении.
  • повторении.
  • контроле.
  • внеклассных занятий и др.

        Рассмотрим один из отрывков урока с использованием мультимедийного пособия:

II. Актуализация знаний.

Учитель: скажите, ребята, какой бывает речь?

Дети: устной и письменной

Учитель: какую речь мы называем устной?

Дети: все то, что мы говорим

Учитель: а что же мы произносим, когда говорим?

Дети: слова

Учитель: на какие части делятся слова?

Дети: на слоги

Учитель: а слоги делятся на…

Дети: звуки

Учитель: на какие 2 группы делятся звуки?

Дети: согласные и гласные

Учитель: какие звуки называются гласными? Согласными?

Дети: гласные звуки можно пропеть, согласные – пропеть нельзя.

III. Знакомство со звуком [а].

Учитель: что просит произнести врач, когда осматривает горло?

Дети: а-а-а

Учитель: какой цветок у меня в руках?

Дети: астра

Учитель: с какого звука начинаем произносить слово «астра»?

Дети: а (для закрепления выделения звука [а] целесообразно использовать задание «знакомство со звуком»)

Учитель: просмотрите на картинку и назовите все слова, начинающиеся со звука [а] (задание «найди слова»).

        Далее учитель предлагает найти лишнее слово, без звука [а]. В качестве подсказки детям при выполнении этого задания при выборе объекта появляется его название. Если задание выполнено правильно, знак вопроса сменяется знаком восклицания.

        На следующих уроках при написании буквы  «А» используется задание «пишем буквы». Перечень заданий учитель варьирует по своему усмотрению, в соответствии с поставленными целями и задачами. При первичном знакомстве с согласными звуками и буквами, их обозначающими, целесообразно использовать задания «звуковые схемы», для отработки навыка составления звуковых схем слова, «подбери слог» «поиграем со слогами», для отработки навыка различения твердых и мягких согласных звуков, отработки навыка чтения слогов, правильного подбора слогов для составления слов. Самое главное не перегружать урок заданиями, важно научиться выделять задания, приведущие к наибольшему эффекту. Главное не количество заданий, а качество их отбора и использования.

Конечно, на первых порах работа по созданию уроков с компьютерной поддержкой достаточно трудоёмка. Но не стоит забывать, что со временем образуется коллекция электронных уроков, которую можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. Вот тогда-то ИКТ станет для каждого учителя незаменимым помощником, времени на подготовку к уроку будет уходить гораздо меньше.

        Работу учителей начальных классов сейчас уже невозможно представить без цифровых образовательных ресурсов. Все учителя свободно владеют компьютером, составляют презентации к урокам, внеклассным мероприятиям, родительским собраниям и мы надеемся, что наше пособие будет первым помощником на уроках обучения якутской грамоте для учителей начальных классов.

        Данное мультимедийное пособие поможет учителю с помощью различного рода заданий развивать у школьников не только навыки чтения, но и навыки звуко–буквенного анализа слов, составления звуковых схем слов, способствует развития связной речи, развитию логического мышления.

        В результате использования предложенных материалов учитель может:

- организовать и провести интересные уроки для младших школьников в нетрадиционной форме;

- поддерживать на уроке атмосферу оживлённого общения;

- сэкономить время учителя для подготовки к уроку.

Психолого-педагогические исследование показало, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению;

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

-развитие наглядно-образного, информационного мышления;

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

-повышению уровня комфортности обучения.

        Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

        Педагогу в настоящее время необходимо  научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

        Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

        Преимущества использования ИКТ на уроках якутского языка в 1 классе:

- повышение уровня познавательной активности учащихся первых классов;

- использование большого объёма учебного материала;

- развитие речевых компетентностей учащихся.

        Анализ использования нашего пособия на уроках позволяет сделать вывод, что данное мультимедийное пособие поможет учителю с помощью различного рода заданий развивать у школьников не только навыки чтения, но и навыки звуко–буквенного анализа слов, составления звуковых схем слов, способствует развития связной речи, развитию логического мышления. Мы надеемся, что наше пособие может   повысить  уровень урока якутского языка, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей не только к учебе, но и к изучению родного языка.

Библиография:

1.  Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 2-х томах.- М., 1974

2. Колесова А.П. Букубаар: учебник для 1 класса на якутском языке. - Национальное книжное издательство «Бичик», Якутск, 2009. - с 96.

3.   Охлопкова М.Е. Сивцев Д.К. - Суорун Омоллоон. Буукубаар: учебник для 1 класса на якутском языке. - Национальное книжное издательство «Бичик», Якутск, 1997. - с 96.

4.    Аммосова В.В. Белочка: издание для детей. - Национальное книжное издательство «Бичик», Якутск, 2006. - с 40.

5.   Петрова Л.Г. Буквы — рассказчики: литературно-художественное издание. Национальное книжное издательство «Бичик», Якутск, 2007. - с 88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок якутского языка 3 класс

материал к уроку по якутскому (родному) языку...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».

УМК  «Школа  России»           Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». Презентация

УМК  «Школа  России»   Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».Цели: повторить с учащим...

Буква ь после шипящих. Урок русского языка. 3 класс

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Буква ь после шипящих" 3 класс...

Использование мультимедийных презентаций зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко на уроках якутского языка

Использование мультимедийных презентаций зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко на уроках якутского языка ...