Буква ь после шипящих. Урок русского языка. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шайхуллина Зульфия Анасовна

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Буква ь после шипящих" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _posle_shipyashchih.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Тип урока: закрепление новых знаний

Цель: закрепить знания учащихся о мягком знаке после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. Познавательные
  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;

2. Развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. Воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

(Слайд 1)-Здравствуйте, ребята!

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?

-Садитесь ребята,

-Откройте Ваши тетради. Запишите сегодняшнюю дату и Классная работа

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

  1. Актуализация знаний.

Цель:

актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.

  • Минутка чистописания

Прочитайте и запишите эти слова (слайд3). 

Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, лист…я, мыш_.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Какая пропущена буква?

- Какую работу выполняет мягкий знак в словах? (Слайд 4)

Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают букву «ь»

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

  1. Постановка учебной задачи. Решение проблемной ситуации.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока.

- Ребята, мы с вами знаем какую роль, выполняет мягкий знак в словах, я вам приготовила следующее задание. (Слайд6) Вставьте где нужно пропущенную букву.

В…юга, стул…я, варен…е, пен…, кон…, олен…, доч…, луч….

(Слайд7)

- Ребят, кто написал ь знак в словах дочь и луч? А кто не написал?

- А на какие буквы оканчиваются эти слова?

- Какие еще шипящие согласные вы знаете? (ш, ж, щ, ч)

- Скажите, а мы можем узнать, нужен ли мягкий знак или нет?

- Какую цель мы поставим перед собой? (Слайд 8)

Молодцы!

- Значит, какая тема нашего урока? (Слайд 9)

Молодцы!

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.

Познавательные:

умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

уметь формулировать тему и цель урока.

  1. Решение учебной задачи.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного.

Работа в парах

- А для того чтобы приблизится к разгадке нашей проблемы, я вам предлагаю поработать в парах. Но для начала вспомним правила работы в группе. (Слайд10) Давайте хором прочитаем

Задание написано на листах. Читаете его внимательно и сообща выполняете.

Вставьте где нужно мягкий знак и озаглавьте текст.

Те кто выполнил, покажите мне свою готовность.

-Проверим вашу работу. (Слайд11)

- Что заметили?

- Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце? У сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем? (Слайд 12)

- Сравним с правилом в учебнике стр.31

 - Значит, когда у существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак?

Игра

- Вы, наверное, устали?

- Ну, тогда все дружно встали.

ЁЖ, ЛЕЩ, ДОЧЬ, ПЛАЩ, РОЖЬ, СКРИПАЧ, МЫШЬ, ОБРУЧ, БРОШЬ.

-Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова.

Если в слове есть мягкий знак, вы топаете, если его нет - хлопаете

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

Организует отдых.

Выполняют работу в парах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.

Выполняют упражнения.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

  1. Развитие умений применения нового знания.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Теперь откроем стр 34. Посмотрите на упражнение 59. Что нам нужно сделать?

 И так ваша цель, записать эти слова разделив на 4 группы.

На какие 4 группы можем разделить эти слова? (Слайд13)

Как закончите, покажите мне свою готовность. Работаем быстро.  (Слайд14)

Теперь посмотрите на упражнение 60. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Подобрать однокоренные имя сущ в ед числе с шипящим в конце.

Запишите по образцу, укажите над именами сущ их род.

Давайте проверим ( Слайд 15)

Проверяет понимание способа действия.

Выполняют задание

Регулятивные

планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии.

  1. Самостоятельная работа.

Цель: проверить навык усвоения новых знаний.

Откроем учебник

Стр 33 упр 57 Прочитайте задание.

Что вам нужно сделать?

Вам нужно сначала записать одушевленные, затем неодушевленные слова, указать их род.

Как закончите, покажите мне свою готовность и  поменяйтесь работами, проверьте у своих одноклассников. (Слайд 16)

У кого были 2-3 ошибки? Поднимите руку

У кого 1 ошибка?

А у кого вообще не было ошибок?

Молодцы

- Что помогло выполнить работу без ошибок?

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся.

Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Регулятивные:

выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

развивать операции мышления.

Коммуникативные:

осуществлять самоконтроль.

  1. Итог урока, рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности.

8. Домашнее задание.

- Вспомните, какая проблема была у нас вначале урока?

- Теперь мы можем вставить, где нужно мягкий знак?

- Что нового мы узнали про мягкий знак? ( Слайд17)

-Оцените свою работу с помощью смайликов, которые лежат у вас на столе. Зеленый смайлик, если вам понравился урок, и вы все поняли. Желтый если у вас есть вопросы. Красный, если вы ничего не поняли.

Спасибо

Стр.34, упр.61

- Подберите имена сущ с такими ж признаками

- составьте свою загадку об имени сущ и об его признаках

- Спасибо за урок, мне очень приятно было с вами работать! (Слайд 18)

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Подводят итог под руководством  учителя.

Личностные: способность  к самооценке.

Регулятивные:

оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

ПРИСТАВКИ С БУКВАМИ З и С, урок русского языка в 3 классе по учебнику Иванова С.В

Конспект урока в 3 классе по учебнику Иванова С.В. (с таблицей для критериального оценивания работы учащихся на уроке)...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...