Главные вкладки

    Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Боболоева Юлия Цыбикжаповна

     

    Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
     
     
    Цели:
    повторять знания о существенных признаках глагола;
    подвести детей к выводу как изменяется глагол;
    продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
    развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
    совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
    воспитывать взаимопонимание, товарищество;
    развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.
     
    Ход урока
     
    I. Организационный момент.
     
    - Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу.
     
    Девиз нашего урока:
     
    «Учись, смекай, активным будь!
    И к знаниям откроешь путь!»
     
    II. Чистописание.
     
    - Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)
     
    На доске написаны слова:
    СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ.
     
    - Сегодня на чистописании мы напишем три буквы. Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук. Какая это буква? ( З )
    - В каком слове? (ПРИВЕЗУТ)
    - Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука. Какая это буква? (Е)
    - Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])
    - В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)
    - Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л)
    - Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)
    - Напишите шесть вариантов расположения данных букв. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)
     
    III. Словарь.
     
    ВАСРЬЛО. (Словарь.)
     
    - Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
     
    1) Лист бумаги по утрам
    На квартиру носят нам.
    На одном таком листе
    Много разных новостей. (Газета.)
     
    2) Рядом с дворником шагаю,
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать гору, строить дом. (Лопата.)
     
    3) Что за чудо – синий дом!
    Ребятишек много в нем,
    Носит обувь из резины,
    И питается бензином! (Автобус.)
     
    4) На жарком солнышке подсох
    И рвётся из стручков … (горох ).
     
    5) Без окон, без дверей,
    Полна горница людей. (Огурец.)
     
    6) Когда лежу я на спине,
    Нет пользы никакой во мне,
    Но прислони меня к стене –
    Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)
     
    - А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.)
    У: Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить всё о глаголе)
     
    Работа в группах.
    У: Найдите верное утверждение. Поставьте в тетради ту букву, под которой верное утверждение. Докажите.
    А). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? И обозначает действие предмета. В предложении глагол является сказуемым. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма имеет суффиксы ть, ти.
    В). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что? кто?
     
    - Что вы можете рассказать о глаголе?
     
    IV. Физкультурная минутка.
     
    - Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.
     
    Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.
     
    V. Подготовка к новой теме.
     
    А) Синтаксический разбор предложения.
     
    Наступило прекрасное время года.
     
    - Сделайте синтаксический разбор предложения.
     
    - Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
     
    - Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.
     
    Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
     
    - Какие пословицы со словами Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)
     
    Б) Фонетический разбор.
     
    Произведём фонетический разбор слова время.
     
    В – [в ] - согл., тверд., зв., парн.
    Р – [р] – согл., мягк., зв., непарн.
    Е –[ э] – гл., ударн.
    М – [м] – согл., мягк., зв., непарн.
    Я – [а]– гл., безударн.
    ____________
    5 б., 5 зв.
     
    VI. Новая тема.
     
    - Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
     
    - Кто сформулирует тему нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)
     
    А) Постановка проблемы.
     
    - Как изменяются глаголы?
     
    Б) Поиск решения.
     
    Работа в парах.
     
    - Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них, на какие вопросы они отвечают.
     
    Помним наш вопрос: как изменяются глаголы?
     
    Работаем в парах. Напоминаю правило: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание.»
     
    Была я малышкой,
    Играла пустышкой,
    Гуляла с братишкой
    И с няней-мартышкой.
    Я пела, плясала,
    Над книжкой зевала,
    Цветы собирала,
    О чуде мечтала.
    Но время бежало,
    И я подрастала.
    Я скоро узнала,
    Что взрослою стала
    И детство моё
    Навсегда потеряла.
     
    Сейчас я живу
    В небольшом зоопарке
    Я в школу бужу
    По утрам малышей,
    Кормлю их, купаю
    От ног до ушей.
    Я штопаю, глажу, стираю,
    Игрушки за них убираю,
    Мету, отмываю,
    Кручу, кипячу,
    Хвалю и ругаю,
    Шучу и ворчу.
     
    В понедельник или в среду
    Всё я брошу и уеду,
    И оставлю их одних,
    Безобразников моих.
    Сяду в поезд и тогда
    Посмотрю на города.
    Я отправлюсь в южный порт,
    На какой-нибудь курорт.
    Буду плавать, буду прыгать,
    Когда море надоест,
    Запланирую отъезд.
    И вернусь обратно к ним,
    К безобразникам моим.
     
    - Проверка.
     
    - Итак, как изменяются глаголы? Сделайте вывод. (Глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? не имеют настоящего времени.)
     
    - А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем вывод в учебнике, с. 216.
     
    VII. Физкультурная минутка.
     
    - Я назову вам глаголы, если это:
    глагол настоящего времени – руки на пояс;
    глагол прошедшего времени – присядьте;
    глагол будущего времени – ходьба на месте.
     
    (Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)
     
    VIII. Работа с учебником. Закрепление.
     
    Стр. 216 упр. 504.
    Стр. 217 упр. 506
     
    IX. Упражнение «Четвёртый лишний».
     
    Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.
    Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
    Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
    Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)
     
    X. Кроссворд.
    Чёрные кривые
    От рождения немые.
    А как только станут в ряд
    Сразу вдруг заговорят. (Буквы.)
    Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка.)
    Сколько падежей в русском языке. (Шесть.)
    Антоним слова кривой. (Прямой.)
    Сколько гласных букв в русском языке. (Десять.)
    Говорит она беззвучно,
    А понятна и нескучна
    Ты беседуй чаще с ней
    Станешь вчетверо умней. (Книга.)
    Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение.)
    Главный член предложения. (Сказуемое.)
    Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какая?, какое?, какой?, какие?. (Прилагательное.)
    Изменяемая часть слова. (Окончание.)
    В каком значении употребляется выражение рукой подать. (Близко.)
    Приспособление для письма. (Ручка.)
     
     
    XII. Итог урока.
     
    - Как изменяются глаголы? (По временам.)
     
    - Как определить время глагола? (По вопросу.)
     
    - Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)
     
    - Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
     
    - Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)
     
    XII. Домашнее задание.
     
    С. 217 упражнение 507, правило.
     
    - Отгадайте зашифрованное слово.
     
    ЛОЦЫДОМ. (Молодцы.)
     

    imageimage
     
       
     

    Поиск

     
    технология
     

    Оценка материала

    ...
     
    Глобальная школьная лаборатория
    image

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка: "Изменение глаголов прошедшего времени".

    Учебный материал по программе обучения детей "Школа 2100"....

    урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

    Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;Задачи:·        продолжить работу по формированию орфографическо...

    Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

    Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"...

    Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс

    Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...

    Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам» 3 класс

    Класс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по временам»Цель урока: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от  другой по вопросу.Планируемые результаты:·...

    Конспект к уроку русского языка "Изменение глагола по временам"

    Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цели урока: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам, закрепить знания глагола. Планируемые результаты:Предметные:- развивать умения в нах...