Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Елена Федоровна Пальшина

    Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ

    Тип урока

    Обобщение и систематизация знаний

    Педагогические задачи

    Создать условия для ознакомления с особенностью изменения глаголов по временам; совершенствовать умение определять время глаголов; способствовать развитию навыка правильно записывать диалог; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

    Планируемые предметные результаты

    Познакомятся с особенностью изменения глаголов по временам; научатся находить глаголы в тексте; определять
    время глаголов; задавать вопросы к глаголам; выполнять звуко-буквенный анализ слова; правильно списывать диалог

    Метапредметные УУД

    Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

    Личностные
    результаты

    Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

    Наглядно-
    демонстрационный материал

    Запись задач темы, элементов букв

    Образовательные ресурсы

    1. Учебник, рабочая тетрадь.

    2. Словарь синонимов русского языка.

    3. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

    Технологии


    Сценарий  урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося
    (осуществляемые действия)

    Формируемые способы
    деятельности учащегося

    I. Мотивационный Эмоциональный настрой на урок;  проверка готовности оборудования и класса к уроку

    Приветствует учащихся. Проверяет готовность
    к уроку

    Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей, формулируют тему и цели урока

    Воспринимать на слух речь педагога

    II. Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 90).

    – Прочитайте диалог Л. Каминского «Ответ
    у доски».

    – Прав ли ученик?

    – Назовите глаголы, которые прозвучали
    в диалоге.

    Напиши предложение: «Девочка отдыхает». Где здесь глагол?

    – Здесь нет глагола.

    – Почему?

    – Глагол отвечает на вопрос «что делает?».
    А девочка ничего
    не делает – она отдыхает!

    Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
    в соответствии
    с целевой
    установкой. Принимать
    и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
    полученного
    задания

    Минутка чистописания.

    Проводит минутку чистописания.

    – Запишите буквосочетания.

    – Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Выделите окончания имен прилагательных, обозначьте падеж.

    Выполняют чистописание.

    В ясн (В. п.) морозн (В. п.) утро в лесу
    под снежн
     (Т. п.) шапкой дремлет ель.

    Работа над словами с непроверяемым
    написанием

    СВЕРКАТЬ – 1. Сиять ярким, искристым, прерывистым светом. 2. Ярко блестеть, переливаться, отражая свет, лучи. Когда-то СВЕРКАТЬ было родственно слову СВЕРЧОК, ведь раскалённые предметы и сверкают, и издают звуки, похожие на голос сверчка.

    Однокоренные слова: сверкнуть, засверкать, сверкание, отсверкать, посверкать.

    Синонимы: светить, сиять; блестеть, блистать, гореть, светиться.

    Фразеологизмы:

    СВЕРКНУТЬ (СВЕРКАТЬ) ГЛАЗАМИ – взглядывая, выражать чувство гнева, раздражения.

    ТОЛЬКО ПЯТКИ СВЕРКАЮТ (У КОГО-ТО) – кто-либо очень быстро убегает, удирает, бежит.

    СВЕРКНУЛА МЫСЛЬ – внезапно появилась.

    Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

    III. Сообщение темы
    урока.

    Определение целей урока

    – Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости?
    Сегодня я предлагаю вам кое-кого навестить.
    А кого – нужно угадать. Послушайте внимательно.

    Я страшное дело какой деловой:

    В любые дела ухожу с головой.

    Задачи решаю, на скрипке играю,

    Сынишку соседки в коляске катаю.

    Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

    И на стадионе голы забиваю.

    Укроп поливаю, кусты подстригаю

    И чисто-пречисто весь двор подметаю.

    Дорожки песком я в саду посыпаю,

    А после работы в тени отдыхаю.

    Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
    учителя определяют задачи урока.

    Принимать

    и сохранять учебную цель
    и задачу

    – К какой «деловой» части речи мы отправляемся в гости?

    – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова

    – Сегодня на уроке будем учиться изменять глаголы по временам. (См. РМ, Приложение 3.)

    IV. Объяснение нового
    материала.

    Наблюдение над языковым материалом.

    Организует работу по теме урока. Объясняет
    новый материал, отвечает на вопросы учеников.

    Проводит игру «Знаю – хочу узнать».

    – Я буду зачитывать вам информацию о глаголе. Если эта информация вам знакома, то вы хлопаете в ладоши, если не знакома и вы хотите ее узнать – поднимаете руки.

    Выводят языковые закономерности, лежащие
    в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

    Решают кроссворд.

    Осуществлять анализ объектов; контроль по результату. Планировать свое действие
    в соответст-

    Игра «Знаю – хочу узнать» с использованием мультимедийного проектора (презентация)

    1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи.

    2. В предложении являюсь сказуемым.

    3. Я называю слова, обозначающие действия
    предметов.

    4. С частицей «не» меня пишут раздельно.

    5. Могу изменяться по числам.

    6. У меня есть род, спряжение, время.

    – Итак, грамматические признаки глагола, упо-
    мянутые в последнем пункте, вам не знакомы.
    Из всех грамматических признаков, которые вам хотелось бы узнать, мы рассмотрим пока только один. А какой – узнаете, решив кроссворд.

    – Какое получилось слово в выделенном столбце?

    – Как связаны понятия «глагол» и «время»?

    – Как вы понимаете значение слова «время»?

    – В языке время – это один из грамматических признаков глагола, указывающий на отношение действия к моменту речи.

    – Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие
    вопросы отвечают?

    Вопросы к  кроссворду.

    1. Синоним слова «блестеть».

    2. Синоним слова «трудиться».

    3. Синоним слова «хотеть».

    4. Антоним слова «разморозить».

    5. Глагол со значением «сажать семена в землю».

    Читают выделенное слово: «время».

    – Глаголы изменяются по временам.

    – Время – это часы, дни, сутки, времена года

    вии с поставленной задачей и условиями ее реали-
    зации

    V. Первичное закрепление знаний. 

    Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

    Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

    Выписывают глаголы, указывают время.

    Осознанно
    и произвольно строить
    речевое вы-

    Работа по учебнику (упражнение 146)

    – Прочитайте стихотворение В. Солоухина.

    – Найдите глаголы. Расскажите о выделенных
    глаголах по плану.

    – Выпишите из стихотворения глаголы. Укажите над каждым глаголом время.

    Прошедшее время

    Настоящее время

    Будущее время

    Была, играла, гуляла,
    пела, плясала, завоевала, собирала, мечтала,
    бежало, узнала, стала,
    потеряла

    Живу, пребываю, бужу, кормлю, купаю, штопаю, глажу, стираю, убираю,
    мету, отмываю, кручу,
    кипячу, хвалю, ругаю,
    шучу, ворчу, мчится

    Брошу, уеду, оставлю,
    сяду, посмотрю,
    отправлюсь, начну,
    буду, запланирую,
    надоест, вернусь

    Кончится – наст. вр., потекут – буд. вр., навострили – прош. вр., готовим – наст. вр., снятся – наст. вр.

    Рассказывают о выделенных глаголах.

    Потекут – глагол будущего времени, обозначает действие, которое будет происходить после
    момента речи, отвечает на вопрос «что сделают?».

    Навострили – глагол прошедшего времени, обозначает действие, которое произошло до момента речи, отвечает на вопрос «что сделали?».

    Готовим – глагол настоящего времени, обозначает действие, которое происходит в момент речи, отвечает на вопрос «что делаем?».

    Вьюга – [в’й’уга] – 2 слога.

    в – [в’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;

    ь – [ ];

    ю – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный; [у] – гласный, ударный;

    г – [г] – согласный, глухой парный, твердый парный;

    а – [а] – гласный, безударный;

    В слове «вьюга» 5 букв, 5 звуков.

    Делают вывод: время – это категория глагола, которая выражает отношение времени действия
    к моменту речи. В русском языке существуют три формы времени: настоящее, прошедшее будущее. Способность глагола образовывать формы времен зависит от его вида. Глаголы совершенного вида образуют формы прошедшего времени, будущего простого. Глаголы несовершенного вида образуют формы настоящего времени, прошедшего, будущего сложного

    сказывание
    в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

    VI. Дальнейшая работа
    по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

    Самостоятельная работа.

    Проводит самостоятельную работу.

    – Выпишите глаголы: 1-й ряд – в форме прошедшего времени, 2-й ряд – в настоящем времени,
    3-й ряд – в будущем времени. Укажите время
    глаголов.

    Еще в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят –

    Бегут и будят сонный брег, 

    Бегут, и блещут, и гласят…

                                Ф. Тютчев

    В тот год осенняя погода

    Стояла долго на дворе, 

    Зимы ждала, ждала природа.

    Снег выпал только в январе…

                                А. Пушкин

    Задумаю – реки большие

    Надолго упрячу под гнёт,

    Построю мосты ледяные,

    Каких не построит народ…

                                Н. Некрасов

    Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

    Выписывают глаголы, указывают время.

    Ключ

    1-й ряд:

    Стояла, ждала, выпал – прошедшее время.

    2-й ряд:

    Белеет, шумят, бегут, будят, блещут, гласят –
    настоящее время.

    3-й ряд:

    Задумаю, упрячу, построю, построит – будущее время.

    Понимать
    на слух ответы одноклассников. Осуществлять
    анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
    и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать
    выводы

    Работа по учебнику (упражнение 147).

    – Прочитайте выразительно диалог. Кто с кем
    ведет разговор? Приходилось ли вам убеждаться в правильности маминых слов?

    – Спишите диалог. Проверьте себя. Подчеркните глаголы. Определите их время.

    Списывают диалог. Подчеркивают глаголы, определяют их время.

    – Что это значит, мам: тайное становится
    (наст. вр.) явным?

    – А это значит, что, если кто-то поступает
    (наст. вр.) нечестно, всё равно про него это

    узнают (буд. вр.), и будет (буд. вр.) ему очень стыдно, и он понесет (буд. вр.) наказание.

    Физминутка

     Давайте, ребята, проведем физминутку и, заодно, закрепим знания по данной теме: «Глагол».

    - Я буду называть глаголы. Если глагол настоящего времени – поднимаем руки, если глагол прошедшего времени – приседаем, будущего времени – топаем ногами

    Выполняют упражнения согласно инструкции  учителя

    Работа в тетради (задание 92)

    Организует работу в рабочей тетради.

    – Прочитайте стихотворение Л. Яхнина. Обозначьте в словах ударение.

    – Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Как вы их различили?

    – Выпишите глаголы в прошедшем времени, укажите род

    Выполняют задание в рабочей тетради.

    Обозначают ударение в словах.

    Бы́ло я́сно

    И светло́.

    Со́лнце (что сделало?) се́ло (гл.)

    За (что?) село́ (сущ.),

    Де́нь с собо́ю

    Увело́.

    За окно́м мете́ль (что делала?) мела́ (гл.),

    Сне́г несла́,

    В трубе́ гуде́ла.

    Ста́ло всё

    Беле́е (чего?) ме́ла (сущ.).

    Выписывают глаголы в прошедшем времени.

    Было – ср. р.; се́ло – ср. р.; увело – ср. р.; мела́ – ж. р.; несла – ж. р.; гудела – ж. р.; стало – ср. р.

    VII. Итог урока. Рефлексия

    – Что нового узнали на уроке?

    – На какие вопросы отвечают глаголы прошед-
    шего времени? настоящего времени? будущего
    времени?

    Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое
    эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, выска-

    Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

    – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам было интересно, поставьте на листочках «+». Если было неинтересно, поставьте «–». Если возникли вопросы, поставьте «?»

    зываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

    Домашнее
    задание

    – Выполнить задание 91 в рабочей тетради

    Внимательно слушают, задают уточняющие
    вопросы

    Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

    Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;Задачи:·        продолжить работу по формированию орфографическо...

    Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

    Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"...

    Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс

    Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...

    Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по числам» 3 класс

    Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по числам»Цель урока: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным. Планируемые результаты:·...

    Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам» 3 класс

    Класс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по временам»Цель урока: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от  другой по вопросу.Планируемые результаты:·...

    Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А

    Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А...