Технологическая карта урока русского языка "Изменение глаголов по временам", (УМК "Школа России", 3 класс, В.П. Канакина)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зияева Виктория Рустамовна

Тип урока: открытие нового знания;

 

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  • знать, как подчеркивается глагол при письме;
  • уметь определять число глаголов;
  • уметь использовать глаголы в собственной речи.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;
  • развивать способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 18.04.2022

Школа: МБОУ «СОШ №116»

Класс: 3-15

Урок: 3

Время: 15:40-16:20      Кабинет: 308

Студент: Зияева Виктория

Группа: 46

Учитель: Бойко Светлана Ивановна

 

Тема: «Изменение глаголов по временам»

Тип урока: открытие нового знания;

 

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения изменять глаголы по временам.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  • знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени;
  • уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять время глаголов;
  • уметь распознавать глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;
  • развивать способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

Оборудование: учебник русского языка: 3 класс 2 часть, УМК «Школа Россия», проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

- Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: заполнение кластера; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала

1. Учитель организует проверку домашнего задания.

2. Ставит проблемную ситуацию.

-Запишите под диктовку предложения себе в тетрадь.

Наступает весна. Весеннее солнце ярко светит. На реке потемнел крепкий лёд.

-Сделайте разбор 3 предложения. Подчеркните члены предложения и подпишите часть речи, которой они выражены.

-Подчеркните глаголы в этих предложениях и определите у них время.

-Назовите глаголы, которые подчеркнули и их время.

-Хорошо. Попробуйте устно, поставить глагол наступает в форму прошедшего времени.

-Как будет звучать глагол?

-Хорошо!

1. Выполняют задания.

2. Участвуют диалоге.

На (предлог) реке(сущ) потемнел(глаг.) крепкий(прил.) лёд(сущ.).

- Наступает(наст.вр), согревает(наст.вр), потемнел(прош.вр), набухли (прош.вр)

- Наступила.

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;

Учитель ставит проблемную ситуацию.

Помогает сформулировать тему урока, цель и план.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой поставим?

Для ответа используйте слова на слайде:  

Будем учиться   определять…

Будем учиться изменять … и находить …

- Молодцы, ребята!

Выполняют задания.

Формулируют тему, цель и составляют план.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Иллюстративный метод

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение

1. Наши предки строили (прош.вр.) красивые храмы.

2. Мальчик строит (наст.вр.) из конструктора башню.

3. В Москве будут строить (буд.вр.) новые станции метрополитена и жилые микрорайоны.

И так, ребята, что мы узнали из прочитанного?

-Как изменяются глаголы?

-Сколько времен у глаголов?

Что обозначают глаголы настоящего времени? На какие вопросы отвечают?

Что обозначают глаголы прошедшего времени? На какие вопросы отвечают?

А глаголы будущего времени? На какие вопросы отвечают?

Хорошо, молодцы.

-Обобщите наши рассуждения. Слайд № 13.

Сверим наш вывод с правилом в учебнике с.116

-Глаголы изменяются по временам.

-У глаголов три времени.

- Глаголы настоящего времени  что делаю? Что делает? (рисую, рисует)

- Глаголы прошедшего времени  что делал? что сделал? (рисовал, нарисовал)

- Глаголы будущего времени  что сделает? Что будет делать?

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражнение

Номер 206. Пользуясь таблицей «Изменение глаголов по временам», образуйте от данных глаголов все возможные формы времени (настоящее, прошедшее, будущее).

- Прочитай. Укажи в скобках, в формах какого времени глаголы могут отвечать на такие (прош. вр.; буд. вр.; наст. вр.)

Прочитай загадки. Напиши в скобках после каждого глагола вопрос, на который отвечает глагол. Укажи над глаголами время.

Кричать – кричит, кричал, будет кричать.

Закричать – закричал, закричит.

Блестеть – блестит, блестел, будет блестеть.

Заблестеть – заблестел, заблестит.

Спешить – спешит, спешил, будет спешить.

Поспешить – поспешил, поспешит.

- (наст. вр.) что делает? что делают? что делаю? (буд. вр.) что сделают? что буду делать? (прош. вр.) что делал? что делала? что делали?

https://gdzkote.ru/wp-content/uploads/2020/10/80-4.jpg

П: уметь работать с открытым знанием;

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: метод решения грамматико-орфографических задач

Наглядный: проверка по эталону

- Вам необходимо правильно написать глаголы, подобрав к ним проверочные слова, обозначить корень, определить время глагола.

Прил…тел

Бл…стят

Заб…гу

Ст…ит

Нал…пил

Будем см…треть

Подб…жала

- Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета, и проверьте, правильно ли ваш сосед выполнил задание. (Ответы на доске)

Если ваш сосед не допустил ни одной ошибки поставьте 5, если допусил 1-2 ошибки поставьте 4, если ошибок больше, ничего не ставьте.

Ребята, у кого все получилось выполнить верно, как вы думаете почему?

А те, у кого есть ошибки, что вам нужно сделать?

Хорошо, молодцы.

Слушают учителя.

-Выполняют задание

(пр. время) – лётчик

(наст. время) – блеск

(буд. время) – бег

(наст. время) – стой

(пр. время) – лепка

(буд. время) – смотр

(пр. время) – бег

Выполняют взаимопроверку

М: уметь проводить самоанализ;

П: уметь правильно определять число глаголов

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

- Номер 207. Прочитайте. Запишите предложения, ставя глагол в форму настоящего или прошедшего времени. Укажите над каждым глаголом время.

                наст.вр.

1. Ребята мастерят домики для птиц.

                    наст.вр.

2. Бабушка звонит по телефону.

                        пр.вр.

3. Над водой цвели белые лилии.

                                     пр.вр.

4. Длинные сережки висели на гибких ветках березы.

П: уметь составлять диалог

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Учебник,

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

-Ребята, скажите, как звучала тема нашего урока? Какие цели мы ставили?

- Посмотрите на экран. Прочитайте пословицы.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Кто любит лгать, того нельзя за друга принять.

Что в воду упало, то пропало.

-В какой пословице есть глагол 2-го лица, единственного числа? По каким признакам определили.

-В какой пословице есть глагол в неопределенной форме? Как определили?

-В какой пословице есть глаголы прошедшего времени? Как определили?

-Дополните предложения, представленные на экране.

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я учился…

Я могу…

Спасибо за урок. Урок окончен.

Времена глаголов.

Узнать что такое времена глаголов, как определить время у глагола.

М: рефлексия способов и условий действия (П);

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи" (2 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с глаголом как частью речи;Учить находить глаголы ...

Технологическая карта урока русского языка “Глагол. Повторение ” ( УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний о глаголе, умений определять значение глаголов и ставить к ним вопросы.Дидактические:Продолжить закрепление знаний о глаголе.Учить определять значение и ставить вопросы,...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол.Признаки глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глаголовЗадачи: Дидактические: 1) совершенствовать умение распознавать глаголы среди других ч...