Рабочая программа " История кубанского казачества"
рабочая программа (1 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная

 (тип программы: комплексная/тематическая)

кружка                                                                                                                                                

«История

кубанского казачества»

Срок реализации: 1-4 классы

 Возраст участников: 7-10 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_kubanskogo_kazachestva.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Красноармейский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ____.08.2012   года

Председатель педсовета

    _____________      Н.П.Петрова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная

 (тип программы: комплексная/тематическая)

кружка                                                                              

                                                                               

«История

кубанского казачества»

Срок реализации: 1-4 классы

                                         Возраст участников: 7-10 лет

   

Учитель: Бондаренко Инна Леонидовна

Программа разработана на основе авторской программы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, О. В. Чуп  «История и культура кубанского казачества», 1-4 классы, издательство «Традиция», 2009

2016г

  1.  Пояснительная записка

          Рабочая  программа   по истории  и  культуре  кубанского  казачества  в  1 – 4  классах  составлена   на   основе  авторской  программы  М.В. Мирук,  Е.Н. Ерёменко,  О.В. Чуп.

           История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной  культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.

Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
  • ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  • воспитание  учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения  выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

 Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения, каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, на каждый тематический блок отводиться по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа  используется  для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.

        В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

По окончании обучения учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
  • историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
  • уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
  • основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
  • основы духовной жизни кубанских казаков;
  • структуру  и  направления  деятельности  Кубанского  казачьего  войска.

Уметь/применять в практической деятельности:

  • Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • Реконструировать основные праздничные обряды;
  • Рассказать о своем казачьем роде;
  • Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

- Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».


II. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план  1-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

     

     1            

   

      1

     

       

Познакомиться  с  задачами  кружка.

Осознавать  национальную  принадлежность.

2

История моей казачьей семьи.

     7

      5

     2

Называть  членов  своей  семьи. Изучать  родственные  связи.

3.

Памятники истории Кубанского казачества.

7

4

3

Различать исторические  памятники  казачества

Крымского  района

4.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  основные  даты казачества  Крымского  района.                        

           

5.

Православие и казачество.

6

4

2

Различать  и  называть

особо  почитаемых  святых  среди кубанских  казаков.

6.

Казак – патриот.

5

2

3

Реализовывать  задачи  нравственного  воспитания.

7.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

20

14

Учебно-тематический план  2-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

     

     1            

   

      1

     

       

Повторить  пройден.   за  год.

Знакомиться  с  программой.

2.

История моей казачьей семьи.

     7

      5

     2

 Изучать  семейные  традиции.

3.

Памятники истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  памятники  казакам – защитникам  Родины.

4.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  основные  даты казачества  Крымского  района.                        

           

   5.

Православие и казачество.

6

4

2

Объяснять  значение  красного  угла  в   казачьих  хатах.

    6.

Казак – патриот.

5

2

3

Определять  основные  задачи  воспитания  будущих  защитников  родной  земли.

7.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

20

14

Учебно-тематический план  3-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

     

     1            

   

      1

     

       

Повторить  пройден.   за  год.

Знакомиться  с  программой.

2.

История моей казачьей семьи.

     7

      5

     2

 Изучать  семейные  традиции.

3.

Памятники истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  памятники  казакам – защитникам  Родины.

4.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  основные  даты казачества  Крымского  района.                        

           

   5.

Православие и казачество.

6

4

2

Объяснять  значение  красного  угла  в   казачьих  хатах.

    6.

Казак – патриот.

5

2

3

Определять  основные  задачи  воспитания  будущих  защитников  родной  земли.

7.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

20

14

Учебно-тематический план  4-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

     

     1            

   

      1

     

       

Повторить  пройден.   за  год.

Знакомиться  с  программой.

2.

История моей казачьей семьи.

     7

      5

     2

 Изучать  семейные  традиции.

3.

Памятники истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  памятники  казакам – защитникам  Родины.

4.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  основные  даты казачества  Крымского  района.                        

           

   5.

Православие и казачество.

6

4

2

Объяснять  значение  красного  угла  в   казачьих  хатах.

    6.

Казак – патриот.

5

2

3

Определять  основные  задачи  воспитания  будущих  защитников  родной  земли.

7.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

20

14

III. Содержание программы

1 год обучения (33 часа).

Вводное занятие.

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».

Раздел 1. История моей казачьей семьи.

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.

Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта.

Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 4. Православие и казачество.

Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

Раздел 5. Казак – патриот.

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.

2 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. История моей казачьей семьи.

Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.

Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.

Памятники казакам – защитникам Родины.

Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 4. Православие и казачество.

Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.

Раздел 5. Казак – патриот.

Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.

3 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. История моей казачьей семьи.

Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.

Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.

Тема 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 4. Православие и казачество.

Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий – православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва.

Раздел 5. Казак – патриот.

Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар – казачья станица.

4 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. История моей казачьей семьи.

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий.

Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи.

Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 4. Православие и казачество.

Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.

Раздел 5. Казак – патриот.

Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.

4.  Предполагаемые  результаты  реализации  программы.

Воспитательные

результаты

Приобретение школьником  социальных

знаний,  понимания  социальной  реальности   и  повседневной  жизни        /1 уровень/

Формирование

позитивного

отношения  к  базовым  ценностям  нашего  общества  и  к  социальной

реальности в  целом

/2 уровень/

Приобретение  школьником  опыта  самостоятельного  социального  действия

История  кубанского  казачества

  • определять  основные  жанры  фольклорного  искусства  кубанского  казачества;
  • знать  историю  своей  казачьей  семьи  или  семьи  своего  одноклассника;
  • понимать  особенности  традиций  и  обрядов  кубанских  казаков;
  • знать  основные  памятные  сооружения  в  Крымском  районе;
  •  выполнять элементы  народных  поделок, присущие  традиционным  видам ДПИ  кубанского  казачества;
  • объяснять  структуру  и  направления  деятельности  Кубанского  казачьего  войска.  

  • уметь  исполнять,  демонстрировать  различные  фольклорные  формы  кубанского  казачества;
  • реконструировать  основные  праздничные  обряды;
  • выполнять  домашние  обязанности  в  соответствии  со  своим  возрастом;
  • уметь  рассказать  о  своём  казачьем  роде.

  • инсценировать  народные  обряды  с  песнями и  фольклором кубанских  казаков;
  • исполнять  основы  духовной  жизни  кубанских  казаков;
  • выполнять  изделия, поделки  в  традициях  ДПИ  кубанского  казачества;
  • выполнить  исследовательский  проект  на  тему  «История  и  культура  кубанского  казачества».


Формы и виды контроля

Примерные формы и виды контроля

Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

      Что контролируем

1.

История моей казачьей семьи.

Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»

-  Знание истории своей казачьей

семьи и/или истории семьи своих одноклассников;

-  знание и понимание уклада жизни,

особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

  • умение рассказать о своем казачьем роде.

2.

Памятники истории Кубанского казачества.

Видео-,слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося)

- Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества;

- выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

3.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект.

  • Знание памятных событий и дат,

связанных с историческими событиями кубанского казачества;

  • выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

4.

Православие и казачество.

Исследовательский проект, православные праздники.

  • Понимание основ духовной жизни

кубанских казаков.

  • выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

5.

Казак- патриот.

Исследовательский проект «Казаки-войны  моей семьи», тестирование, фронтальная беседа.

- Структура и направления деятельности кубанского казачьего войска;

  • выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

                           6.  Методические  рекомендации

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения  носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита  проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

  • Одним  из  результатов  обучения  является решение  задач   воспитания – осмысления  практического  применения  системы  ценностей.
  • В  основе  образования  лежит  коммуникация,  общение,  что  способствует  развитию  качеств  личности.
  • Ценность  семьи – понимание  важности  семьи  в  жизни  человека,  взаимопонимания  и  взаимопомощи  своим  родным,  осознание  своих  корней;  уважительное отношение  к старшим,  их  опыту,  нравственным  идеалам.
  • Налаживание  взаимосвязи  с  учреждениями  дополнительного  образования.

7.  Описание  материально – технического  обеспечения  образовательного  процесса

                               а)  список литературы для педагога

  1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.
  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.
  3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.
  5. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.
  6. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  9. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2003.
  10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
  11. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.
  12. Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник. Краснодар. 1990.
  13. Борисова О.Г. Кубанские говоры:материалы к словарю. Краснодар 2005.
  14. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар. 1966.
  15. Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  16. Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты). // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  17. Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  18. Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Выпуск 2. Краснодар. 2005.
  19. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  20. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  21. Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М. 1987.
  22. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар. 1997.
  23. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Выпуск первый. Краснодар. 2002.
  24. Капышкина (Хачатрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклорно-этнографическим материалам восточно-славянского населения Кубани). Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  25. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар. 2006.
  26. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб. 2000.
  27. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
  28. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М. 1995.
  29. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону. 2000. (В т.ч. народные воспитательные традиции)
  30. Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар. 1995.
  31. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – 1917 г.). Краснодар. 2000.
  32. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар. 2007.
  33. Мир детства и традиционная культура. М. 1996.
  34. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.
  35. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
  36. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2000.
  37. Пётр Ткаченко. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. 1998.
  38. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И.А.Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  39. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
  40. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
  41. Семенцов М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар. 1993.
  42. Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  43. Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар.

б)  список литературы для учащихся

  1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.
  2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
  3. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
  4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.
  5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
  6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.

                                в)  технические  средства  обучения

Компьютер,  интерактивная   доска.

                                г)  экранно – тематические  пособия

Презентации,  диски  песен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

Рабочая программа "История и культура С-ПБ"

Рабочая программа для школ С-ПБ...

Рабочая программа история 5 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа история 5 класс (индивидуальное обучение)...

Рабочая программа кружка "Кубанская вышивка"

Рабочая программа на два года обучения...

Рабочая программа. История родного края. 3 класс

Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....

Рабочая программа «История и культура кубанского казачества»

Программа курса внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» составлена на основе Образовательной программы дополнительного образования детей в 1-4 классах учреждений...

Брейн-ринг "По страницам истории Кубанского казачества"

Одной из важнейших психологических задач является привитие казачатам навыков самоорганизации, чему может способствовать плотный график жизнедеятельности казачьего класса. Система воспитательной работы...