Программа интегрированного курса "Мы - дети природы" (2 - 4 кл)
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

Аширова Людмила Петровна

Краеведческий курс "Мы - дети природы"  призван изучать культуру, обычаи народов ханты и манси для учащихся, проживающих на территории ХМАО-Югры. Изучение курса ведётся интегрированно во 2 - 4 классах с учебными предметами "литературное чтение", " окружающий мир",  "ИЗО", "технология". Этнографические знания, получаемые детьми , дают почуствовать то общее, что связывает всех, воспитывает чувство сопричастности  к культуре и истории  Югорского края через уважение  кнародам, культура которых сформировалась на его территории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Таёжный

Рассмотрено                                                      Принято                                                         «Утверждаю»

Методическим объединением                         Методическим Советом                                директор школы

учителей начальных классов                           протокол  № 1                                                _______________

протокол № 1 от     08.2014 г.                          от              2014 г.                                            Н.П. Тихонова  

 руководитель МО                                                                                                                      приказ №  

  ____________________                                                                                                           от      09.2014 г.

                    И.А. Решетова

Программа

интегрированного краеведческого курса

«Мы – дети природы»

(общеинтеллектуальное направление)

                         для учащихся 2 – 4 классов

                                                                   Составитель: Людмила Петровна Аширова

                                                                                      учитель начальных классов

2014 г.

1.Пояснительная записка

       Программа  составлена на основе:

 Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;

авторского интегрированного  краеведческого курса Т. Г. Орловой, Л.Г. Демус  «Мы - дети природы». ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 г.

 

          Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Искусство родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", "История ХМАО – Югры».

      Курс краеведения  "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

                                                                   Цель курса:

    Формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

                                                                 Задачи курса:

1. Формировать интерес к изучению истории, культуры, природы родного края, рассматривая их в неразрывном единстве;

2. Формировать образное представление  о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и чувство гордости к своему краю, уважительное  отношения к местным  культурным ценностям; бережное  отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы;

3. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

                                                         

                                                     Ценностные ориентиры

Занятия в рамках  интегрированного курса организуются с учётом  следующих ценностных ориентиров:

Ценность истины  - это ценность научного познания для развития каждого человека и культуры в целом;

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, однако,  естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;

Ценность  гражданственности – осознание  человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность науки – ценность знания.

Принципы построения курса

В основе построения курса лежат следующие принципы:

        1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых,         она даёт возможность учесть одну из  важнейших психологических особенностей         младшего  школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.

2. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.

        3. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.        

        4. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает   накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

            5. Принцип практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей

(наблюдения, моделирование, рисования )

Методы и приемы, формы организации курса

Методы и приёмы: диалоги; элементы дискуссий; игры-практикумы;

проблемные ситуации; сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины;

беседы;  рассказы, .коллективно-творческие дела,

Форма организации работы на занятиях: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная. Построены таким образом, что  один вид деятельности сменяет другой.

Наряду с традиционной формой учебного занятия  используются и нетрадиционные: интеллектуальные игры,  КВН,  путешествия, турниры, конкурсы, экскурсии, встречи с народом ханты или манси.

.

2. Место  курса в учебном плане

и особенности его организации и ведения

Программа рассчитана на 3 года  обучения: 2,3, 4 классы. Курс «Мы – дети природы»  преподаётся  не самостоятельно, а интегрируется в учебные предметы со 2 по 4 классы: окружающий мир, изобразительное искусство,  технология, литературное чтение (возможно – физическая культура и информатика)

Занятия проходят примерно 1 раз в месяц.

Каждый год обучения  предполагает – 8 часов в год

3. Основное содержание программы:

класс

Основные темы

Содержание

2 класс

Любовь к Отчизне окрыляет сердце

Что мы знаем о нашей стране, округе.

Столица страны, округа. Символика

Природа Югры

Красота окружающей природы.

Растительный и животный мир края.

Югорским ребятам о зверятах

Коренные народы Югры, их занятия и традиции

Национальные особенности жизни людей;

Традиционная одежда;

Кухня и быт народов

3  класс

Мир природы

Югорские леса и лесные чудеса. Ягоды и грибы нашего края

Традиции и быт народов Севера

Жилище народов ХМАО – Югры – чум.

Искусное мастерство северян – домашняя утварь. Игры и игрушки детей Югры

Югорская земля в творчестве поэтов, писателей Севера

Здравствуй, край мансийский милый» - стихи о нашем крае

Образы детей в югорских сказках.

Югорская семья - дружная

4 класс

Моя земля - ЮГОРИЯ

Традиционные праздники народов ханты и манси. Художники Югорского края. Декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву и кости, бисероплетение.

Орнаменты  народов ханты и манси

Природа Югорского края

Многообразие  природы югорского края.

Растения и животные  Красной книги Югры

Роль заповедников Югры в охране  природы

Кладовые Югры

Многообразие полезных ископаемых Югры.

Эхо прошлого. Звуки настоящего

Югоркая земля во глубине веков.

Географические названия  - свидетели прошлого

История нашего посёлка – Таёжный – экскурсия в школьный музей

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Важнейшей стороной современного образования становится  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы. Программа краеведческого курса «Мы – дети природы» предполагает достижение следующих результатов:

Личностных:

воспитание патриотизма, уважения к малой родине, формирование способности и готовности к саморазвитию, формирование осознанного отношения к культуре, истории, традициям родного края, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметных:

формирование и развитие умения определять для себя задачи в познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, определять способы действий в рамках предложенных условий, работать индивидуально и в группе, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (проведение интервью, анкетирования, взаимодействие с местными властными структурами).

в итоге учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;  
  • анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • сравнивать и обобщать факты;
  • готовить доклады и сообщения, выступать с ними;
  • вести наблюдения в природе под руководством  учителя;
  • проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством  учителя.

Предметных:

формирование представлений об основах культуры, истории, традиций родного края,   воспитание уважительного отношения к культурному наследию Югры, формирование представлений об исторической, экономической, культурной роли Югры в становлении России, сбор и обработка  краеведческой информации.

К концу обучения учащиеся должны знать:

-символику посёлка и  округа,

- географические названия населенных пунктов, водоемов.

- коренные народы, населяющие Югру;

- традиции и быт народов Севера;

- историю образования посёлка и  округа;

- признаки сезонных изменений, характерных для климатических условий Сибири;

- типичных представителей растительного и животного мира природных сообществ, находящихся на территории Югорского края;

- лекарственные растения;

- названия животных и растений, нуждающихся в охране по причине сохранения популяции в природе;

- правила поведения в природе;

- экологические проблемы города и края и их причины;

- крупные заповедники области и их значения.

уметь:

- рассказать о наиболее важных событиях в истории города, о традициях и быте коренного населения.

- вести самостоятельное наблюдение в природе и объяснять связи природных объектов, сезонных изменений;

- различать представителей  растительного и животного мира по внешнему виду или по описанию;

- самостоятельно работать с дополнительной литературой;

- под руководством учителя составлять вопросы для интервью;

- обрабатывать полученные результаты по плану, схеме самостоятельно;

- составить рассказ о своём крае;

- выполнять правила поведения в природе;

-представлять полученные результаты исследований, проектов.

Воспитательные результаты  реализации курса оцениваются по  3-м уровням:

1 уровень  результатов  (1-й год обучения – 2 класс) – приобретение  школьниками социальных знаний  об общении в мире людей разных национальностей, поведение в природе. Устройство  общества народов ханты и манси.  Первичное  понимания  социальной  реальности и повседневной жизни.

       Для достижения данного уровня результатов  особое значение имеет взаимодействие  ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального  знания  и повседневного опыта.

2 уровень результатов (2-й год обучения – 3 класс) – получение школьниками опыта переживания  и позитивного отношения к  базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

       Для достижения  данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие  школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. защищённой, дружественной социальной среде. Именно в этой среде ребёнок получает (или не получает)  первое практическое подтверждение  приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)

3 уровень результатов (3 год обучения – 4 класс) – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды школы.

Умение школьником самостоятельно подготовить доклад на заданную тему. Участи в проектной деятельности и т. д.

 

5  Методическое и материально – техническое обеспечение:

Литература:

1.Т.А. Молданова «Мифология хантов» , материалы научно-практического семинара. Ханты – Мансийск «Полиграфист», 2008;

2.Т.А. Молданов «Земля Кошачьего Локотка», Томск, издательство Том. Ун-та, 2001;

3.Е.А. Немысова «Хантыйская литература в школах ХМАО и ЯНАО- учебная хрестоматия, издательство «Н.И.К», 1996;

4. Е. Нёмысова, Л. Каюкова «Хантыйские загадки» Ханты –Мансийск. Полиграфист, 2007;

5. А.М. Конькова «Сказки бабушки Аннэ», Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1985;

6. Е.Н. Самойлова (составитель) «Сказки народов Севера», Санкт – Петербург, Алфавит, 1995;

7. Г. Слинкина «Сказки земли югорской», Екатеринбург, издательский дом «Пакрус», 2002.

Информационно-коммуникативные средства.

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).

2. Звуки природы (CD).

3. Презентации – животные и растения Красной книги Югры.

4. Презентации – традиционные праздник коренных народов Югры

 Технические средства обучения.

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

7. Примерное календарно-тематическое планирование

Примечание:

 педагоги по своему усмотрению могут изменять формулировку некоторых тем занятия, либо урок, с которым занятие  интегрируется.

2 класс

№ п/п

Тема урока

Урок, с которым интегрируется учебный материал

Элементы содержания

Дата проведения

план        факт  

1

Любовь к Отчизне окрыляет сердце

ИЗО

Наш край – ХМАО-Югра Рисование на тему «Мой посёлок»

2

ХМАО-Югра на карте

Окружающий

мир

Особенности ландшафта края.

Природная зона ХМАО - Югры

3

Друзья мои – птицы небесные

(внеклассное чтение)

Литературное чтение

Разнообразие птиц. Стихи народов ханты и манси о птицах

4

Животный мир Югры

Окруж. мир или литературное чтение

Разнообразие животных ХМАО-Югры. Редкие животные – бобр.

5

Сказки народов ханты и манси

(внеклассное чтение)

Литературное чтение

Сказки народов Севера – кладезь мудрости. Особенности  речи.

Сказительница А.М. Конькова

6

Рыбье царство Югры

ИЗО

Многообразие видов рыб Югры. Рыболовство – одно из основных занятий народов ханты и манси. Рисование любого вида рыбы.

7

Быт народов ханты и манси. Украшение одежды.

технология

Особенности украшения одежды народов Севера. Разнообразие орнаментов.

Символика.

8

Игры детей ханты и манси

Окружающий мир

(физич. культура)

Разнообразие игр детей ханты и манси, особенности: игры  «Охотник и добыча», «Сильный олень» и др.

3  класс

№ п/п

Тема урока

Урок, с которым интегрируется учебный материал

Элементы содержания

Дата проведения

план        факт  

1

Югорские леса и лесные чудеса

Окружающий

мир

Растительный и животный мир края.

2

Ханты манси о болоте

Окружающий

мир

Мифы и легенды манси о болоте. Болото – кладезь витаминов.

3

Символика ХМАО-Югры

Окружающий

мир

Символика ХМАО-Югры: герб, флаг. Герб посёлка, Гимн Советского района

4

Ягоды и грибы нашего края

ИЗО

Разнообразие ягод и грибов нашего края. Сбор ягод и грибов - одно из основных занятий   народов Севера.  

Загадки.

5

Образы детей в югорских сказках

(внеклассное чтение0

Литературное чтение

Сказки народов Севера – кладезь мудрости. Г. Слинкина –пересказывает сказки народов Севера. Воспитание детей в семьях ханты и манси.

6

Югорская семья – дружная.

Литературное чтение

Разнообразие народов, населяющих территорию ХМАО.  Нравственные порядки народов Севера.

7

Жилище народов Севера

технология

Особенности построения жилых помещений народов Севера. Изготовление модели чума из бумаги

8

Игры и игрушки детей Югры

Технология

Изготовление куклы Манснэ.

Предания, легенды  народов манси.

4  класс

№ п/п

Тема урока

Урок, с которым интегрируется учебный материал

Элементы содержания

Дата проведения

план        факт  

1

Географические названия  – свидетели прошлого. История в названии улиц посёлка.

Технология

Аппликация из разных материалов «Герб посёлка Таёжный»

2

Роль заповедной Югры в охране природы

Окружающий

мир

Заповедники  Югры.

Животные и растения Красной книги Югры

3

Многообразие полезных ископаемых Югры

Окружающий

мир

Полезные ископаемые Югры.

Нефть – чёрное золото.

4

Югорская земля в глубине веков.

Окружающий

мир

Историческое прошлое народов ханты и манси

5

Художники Югорского края.  Многообразие природы югорского края.

ИЗО

Многообразие природы Югры.

Основные известные художники Югры.

6

История  нашего посёлка

Литературное чтение

Экскурсия в школьный музей

7

Традиционные праздники народов ханты и манси

информатика

Праздники «Вороний день»

«Медвежий праздник»

8

Декоративно-прикладное искусство мастеров Югры – поделки из бересты

Технология

Декоративно-прикладное искусство мастеров Югры.

Вырезание на дереве, кости. Бисеропление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)

Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...

Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)

Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...

Программа интегрированного курса краеведения "МЫ- дети природы"

Программа интегрированного курса краеведения "МЫ- дети природы"...

ПРОГРАММА интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы».

Краеведческий курс " Мы-дети природы,формирует у ребёнка знания об истории родного края, осознания себя, как гражданина России,гордость за историю и культуру своего края, страны.Развивает внимате...

Программа интегрированного курса краеведения "Мы дети природы"

Программа направлена  на формирование представлений об исторических, культурных, географических особенностях Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Программа рассчитана на учащихся н...

Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...