Главные вкладки

    урок кубановедения по теме: "Семья. Семейные ценности и традиции"
    план-конспект урока (2 класс) на тему

    Саленко Любовь Васильевна

    Урок разработам в соответствии с требованиями ФГОСНОО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок кубановедения во 2 классе  по теме: Семья. Семейные ценности и традиции

    с использованием проектной деятельности, здоровьесберегающей технологии и ИКТ

    в соответствии с требованиями ФГОС НОО

    Технологическая карта урока  

    Цель урока: формирование ценностных представлений о своей семье, семейных традициях.

    Учебные задачи :      

                                     

    1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

    - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    - формировать умение понимать важность и необходимость для каждого члена семьи уважения, согласия, мира в семье, счастья.

    2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

    - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

    - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

    - формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

    - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

    Познавательные УУД:

    - ориентироваться в своей системе знаний;

    -  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

    Коммуникативные УУД:

    - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

    - формирование умения взаимодействовать в  парах, группе.

    3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    -  Рассказать детям об особенностях традиций казаков .

    -Воспитывать уважение к каждому члену семьи

    -Учить детей ценить мир, взаимопонимание в семье и уважать друг друга.

      -Тип урока: изучение с нового материала

    Средства (оборудование):

    2)карточки ;

    3)проектор-компьютер

    4) раздаточный материал ( пословицы)

    5) шаблоны ромашки

    6) фото семей.

                                                              Содержание взаимодействия с учащимися

    №п\п

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Формируемые УУД

    1

    Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве  с детьми.

    Первичное закрепление

    Учитель

    Здравствуйте, ребята и  уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.

    Кубанское солнышко смотрит к нам в класс,

    А лучик, играя, приветствует нас.

    Доброго утра, хорошего дня

    Я пожелаю вам, детвора.

    Солнышко несет нам своё тепло. Поверните свои ладошки к солнцу. Согрелись? Чтобы  было уютно в классе, предайте это тепло всем присутствующим.

    II. Актуализация знаний. Посмотрите на слайды( фотографии) Кто изображён на них(фотографиях)? 
    - Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей? А на всех ли фотографиях изображена семья? Чем же вот эта группа людей отличается от семьи?
    - Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока
    .(семья)

    III.         Самоопределение к деятельности- На уроке мы  с вами  узнаем: Что такое семья?  Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Каковы традиции кубанской семьи? Чем отличается семья от других групп?

    - А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

    IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа 

    2)Работа со словарем (работа в парах)

    Каждой паре  я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его  толкование в словаре. ( семья, традиции, поколение)

    У вас у каждого на столе лежит солнышко с лучиками. Напишите на них членов своей семьи, а в серединке свою фамилию

    А кто знает как на Кубани называли отца? мать? ( если есть дети др. национальностей- спросить как у них. ( «тату». « батько», «матэ», мама. И обязательно обращались  на Вы.)

    А какие обязанности у каждого члена вашей семьи?

    В ваших семьях живут люди разных возрастов. Давайте распределим их по поколениям. На доске запись:

    Старшее поколение _________

    Среднее поколение__________

    Младшее поколение___________

    Дети из конверта достают карточки: бабушка, мама, папа, дедушка, прабабушка, прадедушка, сестра, брат. И ставят их в нужную строку.

    -Разворачивание дискуссии по проблеме: к какому поколению отнести себя.

    Работа с пословицами

    – А какие пословицы о семье и о доме вы знаете?

      Закончите пословицу о семье:    

    Где любовь да совет, там и горя … (нет)

    Где мир и лад, не нужен и … (клад)

    Лучший клад, когда в семье … (лад)

    В гостях хорошо, а дома … (лучше)

    В своём доме и стены … (помогают)

    Доброе братство лучше … (богатства)

      Про некоторые семьи говорят, что они счастливые. А знаете как появилась  первая  дружная семья»?

       Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

     - Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой;  на чём же должна строиться семья? 

      (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие,  Доброта, Забота,  Помощь,  Дружба)

    Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.  Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это  общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.    (

    - Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

     А ещё для того, чтобы у нас были семь счастливые обязательно  нужны ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ, ОБЩИЕ ДЕЛА…т,е

    Семейные традиции - это обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло из одного поколения к другому, унаследовано от предков.

     Очень много традиций существует и в ваших семьях.

    - Отмечать семейные праздники

    - Традиция проведения отпусков и свободного времени.

    - Одна из распространённых традиций – гостеприимство.

    - Еще есть традиция передачи кулинарных рецептов по наследству

     

    А скажите, может у вас есть ещё какие-то традиции?

    На Кубани проживает верующий  многонациональный народ, но в основном православные и 10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество

    Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим.
    2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)
    3. Безмерное почитание гостя.

    - Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

      Семья – это люди, которые не всегда живут в вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

     Настраиваются на работу.

    (семья и не семья)

    Выдвигают предположения о теме урока.

    Аргументируют свои ответы.

    Варианты ответов

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

    Регулятивные:

    - нацеливание на успешную работу.

    - выполнять задание в соответствии с поставленной целью

    Коммуникативные:

    - оформлять свои мысли в устной форме.

    Коммуникативные:

    -умение слушать и слышать друг друга;

    - высказывать свои мысли.

    Познавательные:

    - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

    Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

    .2.

    3

    Проектная работа.

    Работа в группах

    3Подведение итогов урока. Рефлесия.

    Я думаю, что у каждого из нас есть мечта жить в самом красивом и в самом лучшем  доме. В доме, где царит доброта, уют и любовь и счастье Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?

    Сейчас я вам предлагаю выполнить мини-проект, поработав в группах. Вы побудите немного строителями, архитекторами и вместе  мы построим новую улицу, где будут жить счастливые люди.

    Перед вами план работы

    1. «постройте» дом из кирпичиков, выбрав нужные качества для фундамента
    2. «Вселите» туда свои семьи ( солнышки)
    3. Вывесить на доску.

    Не забываем правила работы в группах. Кто-то у вас как в семье будет главным, а у остальных свои обязанности.

    Ребята, мы с вами построили новую улицу .  А как мы  её назовем?

    Итак, подходит к концу наш урок.

     Что же такое семья?  А счастливая семья –это где есть что?

    Чем для вас является семья?

    Что есть  в  каждой семье? ( традиции)

    Назовите основные традиции.

    В нашей стране очень ценят семьи. Есть праздник -День семьи, любви и верности, который  празднуется 08 июля. Он  был создан благодаря инициативе Государственной Думы РФ, которую поддержали все традиционные религиозные организации нашей страны, поскольку сама идея празднования конфессиональных границ не имеет. А  кто знает что является символом семьи является (ромашка).

    А предлагаю вам  каждой группе изготовить ромашки. И украсить наши дома.Но цветы необычные,  лепестки могут быть разных цветов:

    - если вам на уроке было всё понятно и интересно, то выберите белый лепесток

    - если не всё было понятным- розовый

    -если ничего не поняли ,- то красный

    Вот такая красивая улица у нас получилась.

    Учитель: Ребята, ваш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И я желаю, чтобы она  была дружной и счастливой.

    Вашим домашним заданием будет подготовить фото-отчёт на тему: «выходной день в моей семье»

    - Спасибо за урок, надеюсь, он вам понравился.

    Практическая деятельность учащихся по изготовлению проектов.

    Ученики отвечают на вопросы, предлагают варианты

    ответа

    Учащиеся слушают, оценивают  свою работу

                                 

    Познавательные:

    Формирование знаний о В.О. войне

    Познавательные:

    - уметь ориентироваться в своей системе знаний;

    - осуществлять анализ объектов.

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

    - осознают личное отношение к малой родине.

    Регулятивные

    - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные:

    - уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме "Семья и семейные ценности"

    Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы, и смех,Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –...

    Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

    В  данной  разработке  поставлен  вопрос,  который  нужно  раскрыть: "Что  такое  семейные  ценности  и   какова   их  роль  в  жизни  семьи?"...

    Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности"

    Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности" 3-4 класс...

    День знаний.Урок на тему "Семья и семейные ценности"

    Урок посвящён теме "Семья и семейные ценности".Цель:довести до сознания детей,что семья- это самое дорогое,самое близкое,что есть у человека....

    Межвозрастной урок Основы православной культуры в 4 классе и ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья и семейные ценности".

    Данный урок проведён врамках кустового методического семинара по теме "Внедрение ФГОС ООО второго поколения". Наша школа малокомплектная. Наполняемость классов низкая. Проведение таких уроко...