урок кубановедения по теме: "Семья. Семейные ценности и традиции"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Саленко Любовь Васильевна

Урок разработам в соответствии с требованиями ФГОСНОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок кубановедения во 2 классе  по теме: Семья. Семейные ценности и традиции

с использованием проектной деятельности, здоровьесберегающей технологии и ИКТ

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Технологическая карта урока  

Цель урока: формирование ценностных представлений о своей семье, семейных традициях.

Учебные задачи :      

                                 

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать умение понимать важность и необходимость для каждого члена семьи уважения, согласия, мира в семье, счастья.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в  парах, группе.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-  Рассказать детям об особенностях традиций казаков .

-Воспитывать уважение к каждому члену семьи

-Учить детей ценить мир, взаимопонимание в семье и уважать друг друга.

  -Тип урока: изучение с нового материала

Средства (оборудование):

2)карточки ;

3)проектор-компьютер

4) раздаточный материал ( пословицы)

5) шаблоны ромашки

6) фото семей.

                                                          Содержание взаимодействия с учащимися

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве  с детьми.

Первичное закрепление

Учитель

Здравствуйте, ребята и  уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.

Кубанское солнышко смотрит к нам в класс,

А лучик, играя, приветствует нас.

Доброго утра, хорошего дня

Я пожелаю вам, детвора.

Солнышко несет нам своё тепло. Поверните свои ладошки к солнцу. Согрелись? Чтобы  было уютно в классе, предайте это тепло всем присутствующим.

II. Актуализация знаний. Посмотрите на слайды( фотографии) Кто изображён на них(фотографиях)? 
- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей? А на всех ли фотографиях изображена семья? Чем же вот эта группа людей отличается от семьи?
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока
.(семья)

III.         Самоопределение к деятельности- На уроке мы  с вами  узнаем: Что такое семья?  Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Каковы традиции кубанской семьи? Чем отличается семья от других групп?

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа 

2)Работа со словарем (работа в парах)

Каждой паре  я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его  толкование в словаре. ( семья, традиции, поколение)

У вас у каждого на столе лежит солнышко с лучиками. Напишите на них членов своей семьи, а в серединке свою фамилию

А кто знает как на Кубани называли отца? мать? ( если есть дети др. национальностей- спросить как у них. ( «тату». « батько», «матэ», мама. И обязательно обращались  на Вы.)

А какие обязанности у каждого члена вашей семьи?

В ваших семьях живут люди разных возрастов. Давайте распределим их по поколениям. На доске запись:

Старшее поколение _________

Среднее поколение__________

Младшее поколение___________

Дети из конверта достают карточки: бабушка, мама, папа, дедушка, прабабушка, прадедушка, сестра, брат. И ставят их в нужную строку.

-Разворачивание дискуссии по проблеме: к какому поколению отнести себя.

Работа с пословицами

– А какие пословицы о семье и о доме вы знаете?

  Закончите пословицу о семье:    

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

Доброе братство лучше … (богатства)

  Про некоторые семьи говорят, что они счастливые. А знаете как появилась  первая  дружная семья»?

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

 - Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой;  на чём же должна строиться семья? 

  (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие,  Доброта, Забота,  Помощь,  Дружба)

Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.  Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это  общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.    (

- Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

 А ещё для того, чтобы у нас были семь счастливые обязательно  нужны ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ, ОБЩИЕ ДЕЛА…т,е

Семейные традиции - это обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло из одного поколения к другому, унаследовано от предков.

 Очень много традиций существует и в ваших семьях.

- Отмечать семейные праздники

- Традиция проведения отпусков и свободного времени.

- Одна из распространённых традиций – гостеприимство.

- Еще есть традиция передачи кулинарных рецептов по наследству

 

А скажите, может у вас есть ещё какие-то традиции?

На Кубани проживает верующий  многонациональный народ, но в основном православные и 10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)
3. Безмерное почитание гостя.

- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

  Семья – это люди, которые не всегда живут в вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

 Настраиваются на работу.

(семья и не семья)

Выдвигают предположения о теме урока.

Аргументируют свои ответы.

Варианты ответов

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

.2.

3

Проектная работа.

Работа в группах

3Подведение итогов урока. Рефлесия.

Я думаю, что у каждого из нас есть мечта жить в самом красивом и в самом лучшем  доме. В доме, где царит доброта, уют и любовь и счастье Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?

Сейчас я вам предлагаю выполнить мини-проект, поработав в группах. Вы побудите немного строителями, архитекторами и вместе  мы построим новую улицу, где будут жить счастливые люди.

Перед вами план работы

  1. «постройте» дом из кирпичиков, выбрав нужные качества для фундамента
  2. «Вселите» туда свои семьи ( солнышки)
  3. Вывесить на доску.

Не забываем правила работы в группах. Кто-то у вас как в семье будет главным, а у остальных свои обязанности.

Ребята, мы с вами построили новую улицу .  А как мы  её назовем?

Итак, подходит к концу наш урок.

 Что же такое семья?  А счастливая семья –это где есть что?

Чем для вас является семья?

Что есть  в  каждой семье? ( традиции)

Назовите основные традиции.

В нашей стране очень ценят семьи. Есть праздник -День семьи, любви и верности, который  празднуется 08 июля. Он  был создан благодаря инициативе Государственной Думы РФ, которую поддержали все традиционные религиозные организации нашей страны, поскольку сама идея празднования конфессиональных границ не имеет. А  кто знает что является символом семьи является (ромашка).

А предлагаю вам  каждой группе изготовить ромашки. И украсить наши дома.Но цветы необычные,  лепестки могут быть разных цветов:

- если вам на уроке было всё понятно и интересно, то выберите белый лепесток

- если не всё было понятным- розовый

-если ничего не поняли ,- то красный

Вот такая красивая улица у нас получилась.

Учитель: Ребята, ваш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И я желаю, чтобы она  была дружной и счастливой.

Вашим домашним заданием будет подготовить фото-отчёт на тему: «выходной день в моей семье»

- Спасибо за урок, надеюсь, он вам понравился.

Практическая деятельность учащихся по изготовлению проектов.

Ученики отвечают на вопросы, предлагают варианты

ответа

Учащиеся слушают, оценивают  свою работу

                             

Познавательные:

Формирование знаний о В.О. войне

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

- осознают личное отношение к малой родине.

Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Семья и семейные ценности"

Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы, и смех,Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –...

Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности"

Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности" 3-4 класс...

День знаний.Урок на тему "Семья и семейные ценности"

Урок посвящён теме "Семья и семейные ценности".Цель:довести до сознания детей,что семья- это самое дорогое,самое близкое,что есть у человека....

Межвозрастной урок Основы православной культуры в 4 классе и ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья и семейные ценности".

Данный урок проведён врамках кустового методического семинара по теме "Внедрение ФГОС ООО второго поколения". Наша школа малокомплектная. Наполняемость классов низкая. Проведение таких уроко...

Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)

Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...