Казачьи напевы
календарно-тематическое планирование на тему

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_napevy.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.

Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.     

В последние годы особо возрастает ценность эстетического  образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.

Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Волгоградской области  учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.

Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.

Основная цель данного кружка

  • приобщить учащихся к чтению краеведческой, искуствоведческой литературы;
  • продолжить изучение родного края посредством привития интереса к  народным традициям, фольклорным произведениям;
  • развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего посёлка и всего народа;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
  • развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.

Задачи, которые призван решить кружок:

  • обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края;
  • формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.

Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни Донских казаков. Курсрассчитан на 66 часов и предлагается всем учащимся начальных классов, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными традициями края. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует  выявлению  интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию  практического опыта в различных  сферах познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты данных занятий.

Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.

Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.

Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.

Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения,  простейших импровизаций.

Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.

 

Требования к уровню освоения содержания.

К  окончанию данного курса обучающиеся должны знать:

- названия народных праздников;

- название христианских праздников;

- название разных жанровых видов народной песни;

- название инструментов народного оркестра;

- отличительные особенности русского национального костюма;

- различные виды народных промыслов России.

Обучающиеся должны уметь:

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

- исполнять простейшие движения народного танца;

- исполнять народные мелодии разного жанра;

- исполнять фольклорные произведения в ансамбле.

Методические рекомендации.

Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.

Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только  спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере  исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.

Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.

Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п.п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Дата

1-2

Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.

На занятии учащиеся прослушивают народные музыкальные произведения. Учатся определять характер музыки.

2

3-4

Обрядовая песня, как один из видов народного творчества

  1. Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу»(разучивание)

.

2

5

Посещение краеведческого музея

1

6

Национальные костюмы разных народов

  1. Знакомство с эскизами национальных костюмов.
  2. Знакомство с гимном Казачьего Войска Донского.

1

7-8

Колыбельные песни.

Колыбельная песня «Ай чу-чу –чу… ».(разучивание)

  1. Колыбельная авторская песня. Р.Паулс «Колыбельная».

В чем сходство и в чем отличие?

2

9

Из истории Государственного ансамбля «Казачий курень»

  1. Прослушивание песен.
  2. Значение старинных слов.

1

10-11

Русская народная песня «Я на горку шла».(разучивание)

2

12-13

Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.

  1. Понятие звука шумового и музыкального.
  2. Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты.
  3. Разучивание песни «Сеяли девушки яровой хмель»

2

14-15

Пляски-заигрыши.

  1. Разучивание плясовой «А я по лугу».
  2. Разучивание танца к песне «А я по лугу».

2

16-17

Хороводные танцы.

  1. Островский сказка «Снегурочка», быт берендеев, обычаи, праздники.
  2. Слушание арии «Песни Леля».
  3. Разучивание хоровода «Сударушка».

2

18-19

Хороводные песни. «Ох Варенька, Варенька…».

  1. Разучивание танцевальных движений к хороводу.

2

20-21

Христово Рождество.

  1. Рождественские песни, колядки.
  2. Практическое занятие-поздравление своих близких с Рождеством Христовым.

2

22-23

Игра в оркестре.

Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка».

  1. Игра в ансамбле.
  2. Слушание колокольных перезвонов.

2

24-25

Масленица – праздник русского народа.

  1. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков.
  2. Народные традиции, игры, забавы.

2

26-27

Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.

Разучивание песни Гречанинова «Вербочки».

  1. Слушание « Колокольный Благовест».

2

28

Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.

1

29

Баллада о князе Владимире.

Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.

1

30

Народные промыслы России.

Дымковская игрушка.

  1. Разучивание песни «Чики-чикалочки».

1

31

Народные промыслы России.

История русской матрешки.

  1. Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша».

1

32

Песни-веснянки.

  1. Разучивание песен-закличек.

1

33

Тара-тара-тара-ра начинается игра...

  1. Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
  2. Разучивание танцевальных движений к хороводу.

1

Литература:

  1. Смирнова Г.П. Всё об искусстве – М.: «Издательство АСТ», 2003
  2. Ожегов «Толковый словарь русского языка» - изд. Советская энциклопедия, М.: 1973
  3. Семенов В.Н. «В старину на Руси», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994
  4. Хрестоматия для учащихся начальной школы, М.: 2008
  5. Бублей С. «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989
  6. Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987
  7. Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000
  8. Уроки в начальной школе. Для учителя М.: 2002 Прилож. К ж. «Начальная школа».
  9. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004
  10.  Новицкая М.Ю. Родная земля М.: Дрофа, 2003
  11. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991
  12. Журнал «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003
  13. Журнал «ПедСовет» №1/2003
  14. Коринфский А. Народная Русь: Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа – М.: Белый город, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

интегрированный урок краеведения и музыки " Кантеле напевы.Искусство карельского народа" 2 класс

данный урок представлен в виде технологической карты с использованием технологий деятельностного типа и приёмов музыкальной терапии...

Буду песню напевать, колыбелечку качать

Иллюстративный материал позволит дать детям более полное представление об особенностях семейного быта и воспитания малышей в прошлые века. Презентация может быть использована как на уроках литературно...

Программа внеурочной деятельности «Ненэй сё» («Родные напевы») для 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности составлена с целью сохранения ненецких традиций. Дети на уроках знакомятся с творчеством ненецких и других композиторов, пишущих песни о нашем северном крае...

проект «Богатства, отданные людям» Народный коллектив «Байкальские напевы»

проект «Богатства, отданные людям» Народный коллектив  «Байкальские напевы»...