Традиции казаков
календарно-тематическое планирование на тему

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_kazachestva.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема  формирования  ценностных  ориентиров  через  приобщение

школьников  к  традиционной  народной  культуре  как  никогда  актуальна  в современной  педагогике.  Тема  казачества  с  его  самобытностью,  богатыми обрядами,  разнообразным  фольклором  и,  конечно,  воинскими  традициями обладает  уникальным  развивающим  и  мощным  воспитательным  потенциалом, который удачно реализован в программе дополнительного образования.

Содержание программы по реализации этнокультурного казачьего ком-понента разработано с учетом ФГОС, а также региональных, национальных, и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Цель программы: освоение детьми старшего дошкольного возраста норм

и  правил  жизнедеятельности  на  основе  приобщения  к  исторически  сложившейся традиционной культуре Ростовской области

Задачи программы:

-  формировать  чувство  любви  к  родному  краю  путем  ознакомления  с

культурно-историческим наследием казачества;

- приобщать к духовно- нравственным ценностям своего народа;

- развивать речевую и музыкальную культуру средствами регионального

фольклора;

-  обучать детским  народным  играм, воспитывать  чувство  любви  к  тра-диционной культуре средствами детского игрового фольклора;

- создавать условия для творческого развития детей;

-  помочь освоить навыки исполнения песен в конкретной народно-  певческой стилевой традиции.

В  основе данной программы лежит системно  -  деятельности подход,

который предполагает:

-  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения  демократически    гражданского  общества  на  основе  толерантности  и

диалога культур;

-  разнообразие организационных форм и учет  индивидуальных особен-ностей каждого ребенка,  обеспечивающие  рост  творческого  потенциала,

познавательных мотивов;

-  духовно-  нравственное развитие и воспитание детей,  предусматривающее  принятие  ими  моральных  норм,  нравственных  установок,  национальных ценностей;

-  сотрудничество со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста. Взрослыми в процессе различных видов деятельности.

Направленность  программы  по  реализации  этнокультурного  казачьего

компонента  по содержанию  является социально-педагогической;  по функциональному предназначению  -  учебно-познавательной;  по форме организации-кружковой; по времени реализации- годичной.

Актуальность  программы  обусловлена  потерей  ориентиров  в  воспита-нии современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры

своего народа; всё чаще в поведении детей  и подростков наблюдаются про-явления  бездуховности,  безнравственности.  В  связи  с  распространением  в современной жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитание  толерантной, духовно-  нравственной  личности. С  другой стороны,  в  российском  обществе  отмечается  рост  национального  самосознания, интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Данная программа отвечает современным тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурно-  историческим  ценностям  родного  края,  способствуя  формированию  основ духовно- нравственной личности.

Новизна данной программы состоит в том, что реализация этнокультурного компонента осуществляется на материале традиционной культуре донского  казачества.  В  программе  представлен  синтез  основных  направлений,

целостно  отражающих  ее  специфику:  краеведение,  быт  и  традиции,  нравственные устои донского казачества, православные и календарно-  обрядовые праздники. Каждое направление включает  в себя разные  виды  детской деятельности:  познавательную,  игровую,  коммуникативную,  изобразительную, музыкальную и т.д.

Новизна данной программы определяется также тем, что содержание ее

основных направлений обладает четко выраженным гендерным подходом.

Педагогическая целесообразность программы объясняется организацией

целостного  процесса  приобщения  детей  старшего  дошкольного  возраста  к культурно-  историческому  наследию  Ростовской области.  В  доступной  для старших  школьников форме  происходит «погружение»  в тему. Такой метод даёт детям возможность глубоко осознавать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог, позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для школьников.

Углубленное изучение материала через собственную практическую деятель-ность способствует сохранению на занятиях высокой творческой активности

и познавательного интереса детей.

Специфика  данной программы заключается в большом объеме познава-тельной  информации,  музыкального  и  устного  фольклорного  материала,  не связанного с реальной средой развития ребенка. Поэтому важная роль в реализации  программы  отводится  созданию  специальной  развивающей  среды: оформление комнаты казачьего быта, где воспроизведена обстановка жилого казачьего помещения и представлены подлинные предметы быта и прикладного искусства,  организация в группах краеведческих центров  с фотография-ми родного края, их природных достопримечательностей. Целесообразно повысить карту родного края, куда по ходу реализации программы можно приклеивать  значки-символы.  Освоение  материала  в  основном  происходит  в процессе практической творческой деятельности детей.

Данная программа разработана с учетом современных педагогических

технологий, которые отражаются:

- в принципах воспитания и обучения ( доступность изложения теорети-ческого материала, наглядность подачи практического материала, учет пси-хофизических и возрастных особенностей детей, преемственность традици-онных и современных форм обучения, полихудожественность образователь-ного содержания и т.д.);

- в формах обучения (интегрированные занятия, викторины, фестивали,

конкурсы, экскурсии);

- в методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погруже-нии» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической

ситуации и др.);

- в средствах воспитания и обучения.

Срок реализации программы – 1год.

Формы огранизации образовательного процесса, позволяющие включить

школьников в различные виды деятельности по освоению традиционной культуры родного края:

- фронтальные занятия;

-индивидуальные занятия;

-экскурсии;

- беседы;

- самостоятельная деятельность детей в группе и дома;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- совместная деятельность родителей с детьми;

- праздники и развлечения.

Учащиеся  должены знать:

- свое имя, отчество, адрес;

- название своего села, страны;

- название распространенных деревьев и кустарников, животных и птиц

своего края;

- особенности общественного уклада, военной и бытовой жизни казаков;

- блюда традиционной казачьей кухни и их ингредиенты;

- детали традиционного казачьего костюма и их символику;

- особенности жилища казаков, внутреннее устройство куреня;

- виды и продукцию казачьих ремесел;

- обряды и традиции, связанные с воспитанием ребенка в казачьей семье;

-имена прославленных казаков;

- пословицы и поговорки о родине, семье, дружбе, воинской чести и отваге;

- погудки, считалки, заклички;

Наиболее важные православные и календарно-обрядовые праздники, их

смысл и значение.

Школьник будет уметь:

- показывать на карте территорию Ростовской области, местоположение

родного города;

- передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, рассказах, по-делках;

- рассказывать о своей семье, ее традициях, ближайших родственниках,

показывать их на изображении родословного древа;

- составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях донского каза-чества;

- правильно надевать традиционный казачий костюм, выбирать манеру

поведения, соответствующую образу казака (казачки);

- выбирать и организовывать игры согласно ситуации, календарному

циклу;

- рассказывать казачьи сказки, используя отдельные диалекты слова и

манеру сказочного повествования;

- определять жанр песни (лирическая, плясовая, игровая и т.д.), владеть

манерой исполнения казачьей песни и элементов казачьей пляски;

- выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми,

опираясь на традиционные устои казаков.

Воспитанник будет способен проявлять интерес к историческому прошлому родного края, города, его традиционной культуре; задавать вопросы в

ходе тематической экскурсии в краеведческом музее, беседы, при прослуши-вании произведений устного народного творчества.

Воспитанник сможет участвовать в народных праздниках и развлечениях, театрализованных представлениях, ярмарках.

Воспитанник сможет использовать моральные ориентиры, почерпнутые из народной мудрости, народные принципы и заповеди «простых норм

нравственности».

Освоение данной программы предполагает тесное взаимодействие с семьей. Семейные поездки в заповедные уголки родной природы, на концерты

народных казачьих коллективов, обращение к национальной кухне, знаком-ство с семейными легендами, фотографиями, реликвиями, участие родителей

в праздниках, играх, в изготовлении казачьих костюмов- все это способству-ет развитию преемственности семьи и детского сада, является условием со-здания атмосферы сотрудничества в процессе приобщения старших до-школьников к народной культуре.

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п

Тема

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Край, в котором мы живём

1

Ростовская область  

1

2

Природа Ростовской области

1

3

«Человек без родины что

птица без крыльев»

1

Раздел 2. Быт и традиции донского

казачества

4-5

Кто такие казаки

2

6-7

Казаки- защитники родной

земли

2

8-9

Роль боевого коня в жизни

казака

2

10-11

Жилище казака

2

12-13

Чем славится земля Ростовская?

2

14-15

Казачий костюм

2

16-17

Традиционная казачья кухня

2

Раздел 3. Нравственные устои донского казачества

18-19

Семейный уклад казаков

2

20-21

Рождение ребенка в казачьей

семье

2

22-23

Воспитание мальчика в казачьей семье

2

24-25

Воспитание девочки в казачьей семье

2

26-27

Детский игровой фольклор

2

28-29

Сказки и предания

2

30-31

Песенный фольклор

2

Раздел 4. Православные и календарно-обрядовые праздники

32

Православные праздники

1

33

Календарно-обрядовые

праздники

1

Литература

1.  Путиловская В.В. Образовательные программы по духовно-нравственному и художественно-эстетическому направлению. - Волгоград, 2008

2.  Споемте, братцы-казаки: сборник казачьих песен Волгоградской области\ составитель О.Емельянова. -  Волгоград, 1994

3.  Шишов А.В. 100 великих казаков\ А.В. Шишов.-М.: Вече, 2007.-480с.

4.  Энциклопедия казачества \ сост. Г.В. Губарев; ред. - издатель А.И.

Скрылов.- М.: Вече, 2008.

5.  Затмина Т.А. Проектная технология в музыкальном воспитании детей

старшего школьного возраста\ Т.А.Замятина, Л.О. Тимофеева\\

Учебный год.- 2008.-№4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обычаи и традиции казаков"

Презентация к программе "Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы"...

ЭОР «Быт и традиции казаков нашей станицы» классный час

Казак не может считать себя казаком, если не знает   и не соблюдает традиции  и обычаи казаков.«Помни, брат, что у казаков:Дружба - обычай;Товарищество - традиция;Гостеприимство - закон...

Классный час "Традиции и обычаи казаков".

Цель мероприятия - Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.Задачи:1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия ...

Обычаи, традиции, нравы казаков.

Дополнительный материал к уроку кубановедения в 3 классе. О традициях и обычаях, о любви казаков к труду с мылых лет, о почитании Бога, о товариществе и братстве. Материал содержит карточки для работы...

Традиции и обычаи казаков

Телемост с элементами дискуссии, диспута, игровых моментов...

Традиции казаков

В презентации представлены исторические сведения о быте, нравах, традициях кубанского казачества. Особое внимание уделяется отношению казаков к  православной вере, воспитанию подрастающего поколе...

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ...