Число имен существительных в хантыйском языке
план-конспект урока (2 класс) по теме

Пандо Ольга Николаевна

В данной статье представлен конспект урока родного (ханты) языка. Обучающиеся откроют тайну об имени существительном в ханты языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konkursnyy_urok.zip745.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема «Число имен существительных в  хантыйском языке»

Класс

2

Тема

Число имен существительных

Тип  урока

Открытие нового знания

Цель

Сформировать представление о числе имен существительных в хантыйском языке

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

-Признавать важность учебы  и познания нового, понимать зачем выполнять те или иные учебные действия; самоопределение

Проявлять  интерес к изучению темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение выражений  «число имен существительных» и использовать их в активном словаре;

— раскрывать значение понятий «единственное число», «двойственное число», «множественное число» и использовать их в активном словаре;

— различать число имён существительных и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебное действие с известным правилом;

— выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать мнение партнёра в рамках групповой и парной работы и приходить к совместному решению;

— адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы;

—использовать речь для представления результата.

• Определять число имён существительных и писать слова по группам.

• Подбирать и писать к именам существительным единственного числа существительные двойственного и множественного чисел.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Информационный материал:

Рабочая тетрадь

Демонстрационный материал:

Таблица «Число имен существительных».

Комплект наглядных пособий «Число имён существительных».

Интерактивный материал:

Карточки с индивидуальными заданиями.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у обучающего внутренней потребности включения в учебную деятельность; сформировать самооценку готовности к уроку.

  -Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие.

-Нужно быть внимательными, любознательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать товарища.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Чистописание.

Применение раннее приобретенных знаний теоретического учебного материала

Работа в парах.

Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания

Формировать каллиграфическое письмо  

Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами

- Сегодня мы с вами отправимся в очередное путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями.

- Кто такой исследователь? –

Правильно. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни.
В карте успешности работы  вы будете ставить себе оценки за каждое выполненное задание.

1 слайд.

Карта

успешности работы  Ф.И.___________________

Этапы работы

Задания

Самооценка

 Чистописание

Прописать красиво цепочки букв

Работа в паре над упражнением

Эви(девочка),ях нявремат ( мальчики)яят,( братья),амы( мама),опэт( сестры),вул амы( бабушка),вул ащи( дедушка, ащи(папа).

Работа в группе

1.Выписать  из текста имена существительные.

2. Разделить слова на группы.

Самостоятельная работа

Общий балл самооценки

1.Изменить имена существительные единственного  в двойственное и множественное числа.

 Справился отлично-

Справился с ошибкой-

Ошибки-

Ничего не понятно-

Что же будет объектом нашего исследования?

2 слайд.
-Прочитайте слова.

Эви(Девочка),ях нявремат ( мальчики)яят,( братья),амы( мама),опэт( сестры),вул амы( бабушка),вул ащи( дедушка, ащи(папа).

- Что слова могли рассказать о себе?

-Что такое семья?

-Говорят, что семья-наш общий дом. Как вы понимаете?

Значит, какие слова мы будем изучать?

- Зачем?

-На минутке чистописания будем писать буквы, которые являются  гласными в словарном слове.

-Какое это слово?

3 слайд.

Эви (девочка)

Составьте цепочки из этих букв. Запишите.

эи иэ

-Проведите самооценку данного этапа урока в карте успешности

4 слайд.

-Уважаемые исследователи, разделите слова  на группы.

- По какому основанию можно разделить  слова?

-Что мы уже знаем об имени существительном?


Заполните карту.

--Человек, который что-то исследует, узнаёт  новое.

Знакомятся с картами успешности

-Это семья.

Это имена существительные

-Это группа живущих вместе близких родственников

-Имена существительные

-Чтобы узнать что-то новое об имени существительном

-Эви(Девочка)

-Данные существительные можно разделить на две группы по основанию один, много.

-А можно разделить по-другому.

Как слова, которые относятся к взрослым и детям.

-Имена существительные

  употребляются в единственном числе, если называют один предмет, и во множественном числе, если они называют несколько предметов.

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

-построение логической цепочки рассуждений(П);

-достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации(К);

-самооценка

Выявление места и причины затруднения.

Работа в группах

Постановка проблемы

Открытие нового знания.

Выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения исходной задачи

Актуализировать знания о частях речи

Сформировать умение определять число имен существительных в хантыйском языке

-Продолжаем исследовать. В хантыйском языке очень много «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

5 слайд.

Прочитайте текст.

Ханты семья.

Ханты семьяйна нявремат ропитты онталаят.(В хантыйской семье детей учат трудиться.) Касанг няврем лув сэмална ванл мала асел па амэл верланган.(Каждый ребенок наблюдает, как трудятся отец с матерью) Хунты асел ор пела янгхилыял па вулсак ях нявремнгилал калтамна тотьлыллы. (Когда отец идет в лес, то с собой берет двух своих сыновей). Нявремнгилал ат ванланган, номас ат понланган па лув верлал елась ат туллы.(Чтобы его два сына научились мастерству и передали его следующим поколениям.

- Что можно сказать о хантыйской семье?

-Выпишите из текста имена существительные.

-Проверим.

6 слайд.

Няврем(ребенок), нявремат(дети), нявремнгилал (двое детей),ащи(отец), амы (мать)

ор(лес), номас(мысль), верлал(дела).

Заполните карту.

-Разделите их на группы.

7 слайд.

Ед.ч

     ?

Мн.ч.

Няврем(ребенок)

Нявремат(дети)

Ащи(отец)

Амы(мать)

Ор(лес)

Номас(мысль)

Верлал(дела)

-Какие возникли затруднения?

-Что вы заметили?

8 слайд.

- А как вы могли бы назвать, где число предметов два?

-В хантыйском языке имя существительное имеет три числа: единственное, двойственное и множественное.

-Какая тема нашего урока?

-Какие задачи ставим?

-Для чего нужно знать эту тему?

-Если вы сегодня совершили открытие, то оцените себя на сколько хорошо работали

-Хантыйская семья дружная, трудолюбивая, передают свои традиции из поколения в поколение, для того, чтобы не прервалась связь.

-Мы не можем определить число имени существительного нявремнгилан

Число имен существительных в ханты языке.

Научиться определять число имен существительных.

-Эти знания нужны для того, чтобы речь была грамотной, красивой, понятной.

Проводят самооценку

Метапредметные УУД;целеполагание

-умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока(Л)

Метапредметные УУД; целеполагание

-умение удержать учебную задачу(Л);

-владение правильной речью (М)

-понятие о числе имен существительных(П)

Физминутка

1.Звучит спокойная музыка.

- Ребята! Положите руки на парты. Опустите голову, закройте глаза. Представьте, что вы в лесу. Ваши плечи, мышцы плеч, лица, ног расслаблены. Вокруг тишина. Вслушайтесь в звучание музыки. Вам хорошо, спокойно. Мысли только светлые, добрые. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете. На счёт «три» откройте глаза. Один! Два! Три!

2. Звучит энергичная музыка, дети, стоя у парт, выполняют физические упражнения.

Обучающиеся выполняют движения

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения числа имени существительного

9 слайд

-Поработаем в группах.

1группа- Яй,(Брат) опы (Сестра), эви

2 группа-(девочка), еви (сестренка), ный(тетя

3 группа- орты(младший брат матери) йиры( дядя), йик (сын)

-Нужно изменить имена существительные единственного  в двойственное и множественное числа.

Заполнить таблицу.

-Сверьте по эталону.

10 слайд.

Ед.ч

Дв.ч

Мн.ч.

Яй(брат)

яйнгиламнган

яйет

Опы(сестра)

опингиламнган

опет

Эви(девочка)

эвингиламнган

эвет

Еви(сестренка)

евингиламнган

евет

Ный(тетя)

ныйнгиламнган

ныйет

Орты(младший брат)

ортыламнган

Ортыет

Йиры(дедушка)

йирингиламнган

йирыет

Йик

йикламнган

йикат

-Какой делаем вывод

-Заполните карту.

Работают в группе.

Заполняют таблицу

Зачитывают получившиеся слова

Сверяют по эталону

-В хантыйском языке имя существительное имеет три числа: единственное, двойственное и множественное.

Единственное число обозначает один предмет, двойственное число-два предмета, множественное число-несколько предметов

Проводят самооценку.

Личностные  УУД; умение выбирать действия по достижению цели

Метапредметные УУД; приобретение способа действий по достижению цели; умение работать самостоятельно

Предметные УУД; умение применять знания на практике

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Выберите из таблицы понравившееся имя существительное и составьте с ним предложение.

 во множественном числе.

1ряд-существительное в единственном числе.

2 ряд-существительное в двойственном числе.

3 ряд-существительное во множественном числе.

Сверяют с эталоном.

Оцените свою работу.

Составляют предложение.

Проверяют .

Оценивают свою работу.

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив (Р);

Рефлексия

Соотносятся цели учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности

- Какую тайну об имени существительном мы открыли?

-Где пригодятся в жизни знания по этой теме? 

-Отметь, какие человеческие качества ценятся в семье.

11 слайд.

Трудолюбие, щедрость, лень, смелость, доброта, скупость, грубость, лживость, честность, аккуратность, ум, трусость.

Просмотрите собственную карту успешности, определите тот цвет, который чаще всего вы использовали.

12 слайд.

Я благодарю вас за хорошую работу.

 В хантыйском языке имя существительное имеет три числа: единственное, двойственное и множественное.

Единственное число обозначает один предмет, двойственное число-два предмета, множественное число-несколько предметов

-Мне очень понравилось работать со словами, распределять их на группы, работать с  картой успешности

Проводят самооценку.

Аплодируют друг другу за работу.

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

Использованная литература.

  1. М.Б.Антипова .1200 упражнений по русскому языку.минск.2001г
  2. Н.М.Бетенькова. Д.С.Фонин. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.Москва.2006г.
  3. Р.Р.Скамейко. Картинный словарь хантыйского языка. СПб.1997г.
  4. Т.Н.Максимова.Поурочные разработки по окружающему миру.Москва.2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Образование множественного числа имен существительных в английском языке

Данный материал представляет собое краткое описание образования множественного числа имен существительных в английском языке. Основная цель данной работы - дать возможность родителям учащихся начально...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...

Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...