Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Шуляк Татьяна Олеговна

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3

    Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.

    Цели урока: Учить определять число имен существительных.

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом; научить изменять и определять чило имен существительных.

    ·        Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon srusskiy_03.03.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3

    Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.

    Цели урока: Учить определять число имен существительных.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом; научить изменять и определять чило имен существительных.
    • Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность

    учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    Организационный момент

    Словесный: слово учителя

    1 мин

    Ребята. У вас на столах лежат карточки разного цвета. Посмотрите на них и скажите: “Какие цвета у карточек?” Возьмите ту карточку, которая соответствует вашему настроению, и покажите классу.

    У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока.

    Откройте тетради, запишите число.

    Приветствовать учителя.

    Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

    Практ.: уст. и письм. упр.

     7 мин

     Подберите ключ к загадке и разгадайте её. Если правильно воспользуетесь ключом, то прочитаете зашифрованные слова.

    ЕчЕаЕсЕтЕиЕрЕеЕчЕи

    Что у вас получилось? (Части речи)

    - На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные)

    - Назовите самостоятельные части речи. (Имя прилагательное, глагол, имя существительное)

    - О какой части речи мы с вами говорили на предыдущем уроке?  (Имя существительное)

    - Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи.

    – Отвечает на вопросы кто? и что?

    – Обозначает предмет.

    – Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

    – Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.)

    Словарная работа. «Какие предметы лишние?» (картинки вагон, машина, костёр, кастрюли, девочка, огурец, пирог) - Отмечаем орфограммы. - Почему лишний предмет «кастрюли»? (их много) - На какие две группы можно разделить эти слова? ( На те предметы, которых один и много и на те, которых много или несколько)

    - Сколько предметов может обозначать имя существительное?

    - Что мы можем сказать о предметах первой группы. (Обозначают один предмет)

    - Что мы можем сказать о предметах второй группы. (Обозначают много предметов)

    - К какой части речи относятся эти слова? (Существительные)

    - Как, в данном случае, изменяются имена существительные? ( По числам)

    Изменение имен существительных по числам – это первый грамматический признак имени существительного.

    - Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?  (Изменение имен существительных по числам)

    Отвечать на вопросы.

    Выполнять упражнение.

    Определять тему и цель урока.

    Личностные -

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    Практ.: уст. и письм. упр.

    12 мин

    Работа по карточкам.

    У вас у каждого на парте лежат две карточки, вам нужно выполнить задание на каждой карточке.

    Карточка №1.

    Отметь галочкой предметы в единственном числе.

    гриб

    облака

    животные

    белка

    торт

    орехи

    трамвай

    растения

    Карточка №2.

    Отметь галочкой предметы во множественном числе.

    ручей

    лес

    деревья

    птицы

    озеро

    муравьи

    цветы

    доктор

     - Назовите те предметы, которые стоят в форме единственного числа.(гриб, белка, торт, трамвай)

    - Почему эти предметы относим к единственному числу? (Потому что они обозначают один предмет) Назовите предметы, которые стоят в форме множественного числа.( деревья, птицы, муравьи, цветы) - Почему эти предметы относим к множественному числу? (Потому что они бозначают много предметов)

    В русском языке много тайн, в том числе и у имени существительного. Наша задача - раскрыть ещё одну тайну русского языка: Изменение имен существительных по числам.

    - Всегда ли это возможно?

    - Прочитайте слова. (Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок)

    - В каком числе стоят имена существительные? (Единственном) Почему? (Так как едиственная кровать и т.д.)

    - Запишите слова парами, поставив их в форму множественного числа.

    Проверка.

    - Что вы заметили? (У слов человек и ребёнок нет однокоренных форм множественного числа)

    - Как изменить эти слова, чтобы они обозначали много предметов? (Люди, дети)

    - Поставьте имена существительные в форму множественного числа: Мёд, молоко, лень, молодёжь, железо, соль, золото, ловкость, трусость.

    - У всех получилось?( Нет)

    - Какой вывод можем сделать? (Эти слова мы можем использовать только в едиственном  числе)

    - Поставьте имена существительные в форму единственного числа: брюки, грабли, ножницы, каникулы, щипцы, шахматы, сливки, санки.

    - У всех получилось? (Нет)

    - Какой вывод можем сделать? (Эти слова мы можем использовать только во множественном числе)

    Слушать учителя.

    Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе.

    Строить речевое высказывание.

    Выполнять упражнение.

    Анализировать слова.

    Делать вывод.

    Выполнять работу по карточкам.

    Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

    Познавательные –

    анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

    Физ. минутка

    1 мин

    Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

    Делать физ.

    разминку

    Личностные - установка на здоровый образ жизни.

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    Практ.: уст. и письм. упр.

    11 мин

    Выполните самостоятельно упражнение 28 на странице 62.

    Проверьте по эталону.

    Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест.

    1. Какое слово стоит в форме единственного числа?

    А) чашки

    Б) ложки

    В) кастрюля

    Г) тарелки

    2. Какое слово стоит в форме множественного числа?

    А) чашки

    Б) ложка

    В) кастрюли

    Г) тарелка

    3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе.

    А) ручки

    Б) шкафы

    В) облака

    Г) ножницы

    4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе.

    А) весло

    Б) соль

    В) колесо

    Г) роза

    5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопрос что?

    А) одеяла

    Б) люди

    В) друзья

    Г) дельфины

    5. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопрос кто?

    А) одеяло

    Б) трактор

    В) карандаш

    Г) дельфин

    6) Укажи «лишнее» слово.

    А) улыбка

    Б) лужи

    В) туча

    Г) слово

    7) Укажи «лишнее» слово.

    А) улыбка

    Б) лужи

    В) тучи

    Г) слова

    Поменяйтесь тестами и проверьте по эталону.

    Выполнять упражнения.

    Актуализировать знания.

    Анализировать слова.

     Отвечать на вопросы теста.

    Взаимопроверка.

    Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;

    Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

    Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять.

    Итог урока.

    Словесный: отвечают на вопросы

    5 мин

    Чем мы сегодня занимались на уроке? (Имена существительные, которые обозначают один предмет относятся к единственному числу. Имена существительные, которые обозначают  два или больше  предметов  относятся  к множественному числу)

    - Как  изменяются имена существительные? (По числам)

    - Сколько предметов обозначает существительное, если оно стоит в единственном числе? (Один предмет)

    - Сколько предметов обозначает существительное, если оно стоит во множественном числе? (Множество предметов)

    - Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке?

    Запишите домашнее задание учебник, страница 63, упр. 30, 31

    Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

    Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Рефлексия

    2 мин

    Закончи предложения                  

                                                Я узнал…..

                                            Мне было интересно…

    Оценивать свои достижения

    Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка 2 класс. Единственное и множественное число имен прилагательных.

    Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Цель:...

    Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

    Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

    Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

    Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые...

    Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"

    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"...