Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Емельянова Елена Федоровна

    Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 111.docx24.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку.

    4 класс

    Разработала Елена Федоровна Емельянова

    Тема. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

    Цели: 

    формировать умения  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, закрепить навыки правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа;

    развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

    воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения; взаимопомощь, умение работать в коллективе, бережное отношение к природе;

    корригировать устную диалогическую  речь учащихся.

        Оборудование: таблица склонения имен прилагательных во множ числе, карточки для индивидуальной работы, видео, иллюстрации.                            

    ХОД УРОКА

    1. Орг.момент.

         Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

         Работаю нашей довольны остались.

         Пусть этот урок нас порадует всех

         И каждый из нас ощутит свой успех.

    2. Актуализация знаний

     1)Минутка чистописания (Пальчиковая гимнастика)

    ая

    ые

    ие

    - Какое облако лишнее, почему? (Окончания имен прилагательных единственного и множественного числа)

    1 ряд – прописывают сочетание букв –ие;

    2 ряд – ые

    - Кто догадался, о какой части речи сегодня пойдет речь?

    Ученица читает стихотворение об имени прилагательном.

    Я – часть речи интересная,

    Широко в миру известная,

    Опишу любой предмет –

    В этом равных со мной нет.

    Речь со мною выразительна,

    И точна, и удивительна.

    Чтоб красиво говорить,

    Мною нужно дорожить. (О. Головко)

    - Что такое имя прилагательное?( рассказывают правило)

    - Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)

    - С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

    2) Словарная работа

    Слайды (картинки: молоко, народ, город)

    От данных имен существительных образовать имена прилагательные множественного числа.

    (обратить внимание на вопрос имен прилагательных в И.п множ числа; окончания с твердой и мягкой основами)

    Молоко – молочные.

    Город – городские.

    Народ – народные.

    - Изменяются ли  имена прилагательные множественного числа по родам? (нет)

     3. Подготовка к усвоению нового материала.

    Послушайте стихотворения С.А.Есенина «С добрым утром!»  (видео материал)

    Постарайтесь услышать и запомнить имена прилагательные.

    Задремали звезды золотые,
    Задрожало зеркало затона,
    Брезжит свет на заводи речные
    И румянит сетку небосклона.

    Улыбнулись сонные березки,
    Растрепали шелковые косы.
    Шелестят зеленые сережки,
    И горят серебряные росы.

    У плетня заросшая крапива
    Обрядилась ярким перламутром
    И, качаясь, шепчет шаловливо:
    «С добрым утром!»

    - Какие имена прилагательные запомнили? (дети называют)

    Сейчас поработаем над 2 столбиком стихотворения.( на карточках)

    Улыбнулись сонн… березки,
    Растрепали шелков… косы.
    Шелестят зелен... сережки, 
    И горят серебрян... росы. 

    - Какие окончания пропущены? К какой части речи относятся слова с пропущенными окончаниями?

    - Назовите словосочетания  прилаг.+ сущ. (сонные березки, шелковые косы, зеленые сережки, серебряные росы)

    - Как определить падеж имен прилагательных? ( в каком роде, числе и падеже стоит имя существительное, в таком роде, числе и падеже стоит имя прилагательное)

    - В каком числе употреблены данные имена прилагательные?

    -Как изменяются имена прилагательные множественного числа? (только по падежам)

    3. Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня на уроке продолжить работу над склонением имен прилагательных во множественном числе.

    1. Работа у доски.

    Просклоняйте имя прилагательное во множ числе зеленые (сережки)

    - Как будем действовать при написании безударного падежного окончания имён прилагательных?

    Прилагательное детям 

    Дарит маленький секретик:

    В окончанье есть вопрос-

    Ты, дружок, не вешай нос.

    Легче правил нет на свете – 

    Что - в вопросе, то – в ответе. (особое внимание обращаем на вопрос)

    И п.- какие? зеленые (сережки)

    Р.п – каких? зеленых (сережек)

    Д.п – каким? зеленым (сережкам)

    В.п. – какие? зеленые (сережки)

    Т.п.- какими? зелеными (сережками)

    П.п. – о каких? о зеленых (сережках)

    2) Индивидуальная работа по карточкам. (зимние дни, первые цветы)

    - С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

    Составить и записать предложение о березах, чтобы имена прилагательные стояли во множ числе.

    Под тяжестью снега согнулись молодые березки.  В поле стоят стройные березы. Весной на березах появляются клейкие зеленые листочки. Поздней осенью с берез опадают желтые листья.

    - Указать число, падеж имени прилагательного.

    Воспитательный момент. Можно ли весной собирать березовый сок? Почему?

    4.Физминутка.

    Мы работали отлично

     Отдохнуть не прочь сейчас

    И зарядка нам привычно

     На урок приходит в класс.

    5. Работа над распознаванием падежей имен прилагательных. (фронтальная работа)

        В лесных кладовых белки спрятали вкусные орехи. Ярко горят огоньки ночных костров. На могучих соснах висят смолистые шишки.

    6. Закрепление. (разноуровневые задания) Самостоятельная работа.

    1. Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже. Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных. 

        Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла),  вьют на (высокие деревья).

    Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

    1. Прочитай словосочетания. Спиши. Вставь пропущенные окончания. Определи падеж имён прилагательных.

       Возле больш…. городов, под длин… ветвями, о морозн… днях, про быстр… коней, к хорош… друзьям.

    7. Итог урока.

    Чему учились на уроке?

     - Как определить падеж имен прилагательных? ( в каком роде, числе и падеже стоит имя существительное, в таком роде, числе и падеже стоит имя прилагательное)

    Рефлексия.

    Закончи предложение.

    Я узнал….        Я научился….        Мне понравилось…

    д\задание. стр. _____________ упр ____________

    Самоанализ урока.

    Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

    Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи.

    Тип урока – закрепление.

    Тема урока. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

    Цели:

    формировать умения  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, закреплять навыки правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа;

    развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

    воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения; взаимопомощь, умение работать в коллективе, бережное отношение к природе;

    корригировать устную речь учащихся.

    Использовала  методы обучения:

    1. организации учебно – познавательной деятельности:
    • перцептивные ( словесный, наглядный, практический);
    • логические (дедуктивный);
    • гностические (репродуктивный, частично – поисковый)

    Методы обучения соответствовали задачам урока, уровню ЗУН класса, характеру и содержанию учебного материала, а также созданию оптимальных условий для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

    Методы мотивации:

    • эмоциональные (поощрение, использование яркой наглядности, стихотворение, загадка)
    • познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).
    • волевые (познавательные затруднения)

    На уроке реализованы дидактические принципы: коррекционной и развивающей направленности обучения, индивидуального и дифференцированного подхода, непрерывного повторения, научности, доступности, формирования у учащихся познавательных интересов, потребностей.

    На данном уроке  использованы  технологии: здоровьесберегающие , технология  сотрудничества,  личностно-ориентированного подхода, ИКТ.

    В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная формы работы.

    На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке. Разнообразные виды заданий обеспечили занятость всех учащихся с учетом их способностей.

    В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

     Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

         Задачи урока реализованы, программные требования учтены. Можно сделать вывод, что данная форма урока позволила организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

    Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

    Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

    Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

    Конспект урока русского языка по теме: "Обобщение знаний об именах прилагательных".

    Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка по теме: "Обобщение знаний об именах прилагательных"....

    Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

    План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

    Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

    Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

    Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"

    Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...