Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен прилагательных среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах.

Планируемые результаты

Предметные:1.знать отличия творительного и предложного падежей ;
2.знать какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах;

1.уметь находить имена прилагательные среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах;
2.уметь правильно писать окончания имен прилагательных в творительном и предложном падежах.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный интерес к предмету.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лож…,сторож…,калач…,помощ…,борщ…,гореч….

Слайд 2

сторож калач борщ ложь помощь горечь

Слайд 3

Тема урока: Творительный и предложный падежи.

Слайд 4

Рассмотрите схему Т.п. к ак им? - ым - и м м орозн ым зимн им (воздухом, утром) как ом? - ом -ем м орозн ом зимн ем ( о воздухе, утре) П.п.

Слайд 5

Т.п. свеж им сен ом, обрывист ым берег ом , ближн им озер ом , могуч им дуб ом, чудесн ым голос ом. П.п. о свеж ем сен е, об обрывист ом берег е, об ближн ем озер е, о могуч ем дуб е , о чудесн ом голос е.

Слайд 6

зимнем утром о холодном дне

Слайд 7

сегодня я узнал… было трудно… я научился… было интересно узнать,что… я смог...



Предварительный просмотр:

Дата:28.01.20                                                                                                ФИО учителя Кошкина Ирина Ивановна

Школа:№152                                                                                                ФИ студента Масальских Наталья

Класс: 4 «Д»                                                                                                            ФИО методиста Кондратьева Ирина Ивановна

Кабинет: 210

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен прилагательных среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах.

Планируемые результаты

Предметные:1.знать отличия творительного и предложного падежей ;
2.знать
 какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах;

1.уметь находить имена прилагательные среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах;
2.уметь правильно писать окончания имен прилагательных в творительном и предложном падежах.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный интерес к предмету.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

Челябинск,2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

Метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15:45-15:46

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

К: настраиваться на урок.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесн.; учебный диалог.

Практич.; орфографическое задание.

Практич.; синтаксический анализ.

15:47-15:52

Фронтальная форма работы

-Начнем мы наш урок с одного очень интересного задания. Но сначала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

-Посмотрите на доску, вы видите слова.
Лож…,сторож…,калач…,помощ…,борщ…,гореч….

-Подумайте и скажите, по какому признаку можно распределить эти слова в два столбика?

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать слова?

Запишите слова в два столбика.

-Хорошо, молодцы ребята! А теперь  давайте поработаем с предложением.

-Прочитайте предложение.

Лучи солнца скользили по холодн… снегу и слепили глаза ярк… блеском.

-Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

-Найдите и подчеркните главные члены предложения.
-Подпишите, какой частью выражены главные и второстепенные члены предложения.

-На конце есть мягкий знак,  и на конце нет мягкого знака.

-Существительные мужского и женского рода.

-Мягкий знак после шипящих.

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского  рода в единственном числе. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
Лучи(сущ.) солнца(сущ.) скользили(глаг.) по холодному(прил.) снегу(сущ.) и слепили(глаг.) глаза(сущ.) ярким (прил.)блеском(сущ.).

П:классификация объектов по выделенным признакам.

П:поиск и выделение необходимой информации.

III. Постановка учебной задачи

Словесн.:учебный диалог

15:53-15:57

Фронтальная форма работы

-Найдите в предложении имена прилагательные. Давайте вспомним, на какие вопросы они отвечают?

-Определите падеж имен прилагательных из этого предложения.

-Ребята, а как определить падеж у имени прилагательного?

-Какие окончания будут иметь прилагательные?

- Как определить какое будет окончание у имени прилагательного?
-Хорошо, молодцы, ребята!

-Сегодня на уроке мы познакомимся с окончаниями прилагательных  среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах.

-Сформулируйте цели нашего урока?
-Вот мы и поставили цель! Молодцы! А теперь начнем работать, чтобы достичь поставленных целей.

-Какой? Какая? Какое? Какие?

-Холодному (Д.п),ярким(Т.п)
-Найти в предложении имя существительное, с которым связано прилагательное, определить  его падеж и такой же падеж будет у имени прилагательного.

-1 способ: Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относиться имя прилагательное.

2 способ: Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

3 способ: Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса.
-узнать какие окончания могут иметь имена прилагательные в Т.п и П.п, научиться правильно их писать.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.

П: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Р:постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Практич.: анализ схемы.

Словесн.: учебный диалог.

15:58-16:05

Фронтальная форма работы

-Откройте свои учебники на стр.25.Найдите упр.50

-Давайте рассмотрим схемы, представленные в упражнении.

-Расскажите по схеме об именах прилагательных в творительном и предложном падежах?

-Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?

-Какие окончания имеют имена прилагательные в творительном падеже?

-На какой вопрос они отвечают?

-Какие окончания имеют имена прилагательные в предложном падеже?

-На какой вопрос они отвечают?

-Хорошо! Нам нужно закрепить полученные знания и для этого мы приступим к выполнению упражнений.

Имена прилагательные в Т.п отвечают на вопрос каким? И имеют окончания –ым , -им.

Имена прилагательные в П.п  отвечают на вопрос каком? И имеют окончания –ом, -ем.

-По вопросам и окончаниям.

-В Т.п имена прилагательные имеют окончания –ым; -им.

-Они отвечают на вопрос: каким?
-В П.п имена прилагательные имеют окончания –ом; -ем.

-Они отвечают на вопрос: каком?

П:поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практич.:списывание, синтаксический анализ, частичный морфологический и морфемный анализ.

Наглядн.: демонстрация ответа учащихся.

16:06-16:11

Работа по вариантам

-Найдите упр.51.Ребята, прочитайте задание! Послушайте, что вам нужно будет сделать с этими предложениями. Вам нужно списать предложения в тетрадь, подчеркнуть главные члены предложения и указать, чем они выражены в предложении, указать падеж имен прилагательных и выделить окончания имен прилагательных. Работаем по вариантам.

-Поднимите руку, кто не запомнил, что нужно сделать? Кто еще раз повторит?

Первый вариант списывает первое предложение.

Утро красит нежным светом

Стены древнего Кремля.

Второй вариант списывает второе предложение.

Из-под снега в поле чистом

Ручеёк струится быстрый.

Проверка:

-Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим устно. Прочитайте предложение, которое вы списали, назовите главные члены и чем они выражены в предложении, назвать падеж имен прилагательных из этого предложения и окончания, которые вы выделили.

 -Ребята, а как проверить окончания в творительном и предложном  падежах?

Динамическая пауза

-Дежурные, проведите, пожалуйста, физминутку.

-Утро(сущ.) красит(глаг.) нежным(Т.п) светом

Стены древнего(Р.п) Кремля.

-Из-под снега в поле чистом(П.п)

Ручеёк(сущ.) струится (глаг.) быстрый.(И.п)

1 способ: Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относиться имя прилагательное.

2 способ: Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

3 способ: Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса.

П:поиск и выделение необходимой информации.

К:умение слышать и слушать.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: списывание, частичный морфемный и морфологический анализ.  

Наглядн.: демонстрация эталона.

16:12-16:16

Парная форма работы

-Теперь я хочу проверить, как вы научились писать окончания имен прилагательных. Для этого вы получите задание на карточках, которое  будете выполнять в парах. Прочитайте задание.

Карточка

Запишите данные словосочетания сначала в творительном,  потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных.

свежее сено                              могучий дуб

обрывистый берег                  чудесный голос

ближнее озеро

-Что нужно сделать? Хорошо!

-Всем все понятно? Приступаем к выполнению упражнения. Помните, что вы выполняете задание в парах. На это у вас есть 4 минуты и будем проверять.

Проверка:

-На экране вы видите правильные ответы. Сравните с тем, что получилось у вас.

-Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Что не получилось?

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные в творительном и предложном падеже?

-Записать данные словосочетания сначала  в  Т.п ,а потом в П.п и выделить окончания у имен существительных  и имен прилагательных.

Т.п: свежим сеном, обрывистым берегом, ближним озером, могучим  дубом, чудесным голосом.

П.п: о свежем сене, об обрывистом береге, об ближнем озере, о могучем дубе, о чудесном голосе.

Имена прилагательные в Т.п отвечают на вопрос каким?

Имена прилагательные в П.п  отвечают на вопрос каком? 

П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.

К:умение слышать и слушать.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VII.Включение в систему знаний, повторение

Практич.: списывание, частичный морфемный и морфологический анализ.  

16:17-16:22

Индивидуальная форма работы

-Теперь поработаем с упр.53 на стр.26.Это задание вы будете выполнять самостоятельно. Прочитайте задание .Что нужно сделать? Хорошо, и еще вам обязательно нужно выделить окончания у имен прилагательных.

-Выполняя это упражнение, мы с вами будем играть в игру. Как только вы услышите сигнал «стоп» вы должны закончить работу над упражнением. Т.е сколько сделали.

-Приступайте к работе. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Фронтальная форма работы

Проверка:

-Один ученик читает предложение и комментирует, что он сделал, остальные внимательно слушают и   проверяют, как справился одноклассник. (По одному предложению)

-Как  вы определили, какое окончание у имени прилагательного?

-Какие окончания у  имен прилагательных  в творительном и предложном падежах?

-Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Запишите домашнее задание.

Домашнее задание

с.26,упр.54

-Записать предложения без скобок, вставляя пропущенные окончания ,согласуя по смыслу имена прилагательные с именами существительными .Указать падеж имен прилагательных.

1 способ: Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относиться имя прилагательное.

2 способ: Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

3 способ: Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса.

Имена прилагательные в Т.п  имеют окончания –ым , -им.

Имена прилагательные в П.п  имеют окончания –ом, -ем.

П:поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

16:23-16:25

-Наш урок подходит к концу. Скажите, какая тема урока у нас сегодня была?

-Какие цели мы ставили на урок?

-Хорошо, молодцы!

-На доске вы видите  два словосочетания. Внимательно посмотрите, все ли правильно написано?

зимнем утром

о холодном дне

-Ребята, посмотрите на доску, перед вами начало фразы:

  • сегодня я узнал…
  • было трудно…
  • я научился…
  • было интересно узнать, что…
  • я смог…

Вам нужно дополнить эти предложения устно. Спасибо за урок!

Окончания имен прилагательных среднего рода и мужского рода в творительном и предложном падежах.

Цели: узнать какие окончания могут иметь имена прилагательные в Т.п и П.п, научиться правильно их писать.

-Нет, не все. В словосочетании зимнем утром допущена ошибка. Правильно будет  зимним утром т.к прилагательные в творительном падеже отвечают на вопрос: каким? И имеют окончания –ым,-им.

Р:оценивание  качества и уровня усвоения материала.

Р:оценка результата работы



Предварительный просмотр:

Запишите данные словосочетания сначала в творительном,  потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных.

свежее сено                        могучий дуб

обрывистый берег                  чудесный голос

ближнее озеро

Запишите данные словосочетания сначала в творительном,  потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных.

свежее сено                         могучий дуб

обрывистый берег                  чудесный голос

ближнее озеро

Запишите данные словосочетания сначала в творительном,  потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных.

свежее сено                        могучий дуб

обрывистый берег                  чудесный голос

ближнее озеро

Запишите данные словосочетания сначала в творительном,  потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных.

свежее сено                        могучий дуб

обрывистый берег                  чудесный голос

ближнее озеро

Запишите данные словосочетания сначала в творительном,  потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных.

свежее сено                        могучий дуб

обрывистый берег                  чудесный голос

ближнее озеро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента...

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа с твердым согласным на конце.

формировать умение определять падеж прилагательных; правильно писать безударные окончания прилагательных,развивать устную и письменную речь; расширять активный; пассивный и потенциальный сл...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...