Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.
Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен прилагательных среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах.
Планируемые результаты
Предметные:1.знать отличия творительного и предложного падежей ;
2.знать какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах;
1.уметь находить имена прилагательные среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах;
2.уметь правильно писать окончания имен прилагательных в творительном и предложном падежах.
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный интерес к предмету.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сторож калач борщ ложь помощь горечь
Тема урока: Творительный и предложный падежи.
Рассмотрите схему Т.п. к ак им? - ым - и м м орозн ым зимн им (воздухом, утром) как ом? - ом -ем м орозн ом зимн ем ( о воздухе, утре) П.п.
Т.п. свеж им сен ом, обрывист ым берег ом , ближн им озер ом , могуч им дуб ом, чудесн ым голос ом. П.п. о свеж ем сен е, об обрывист ом берег е, об ближн ем озер е, о могуч ем дуб е , о чудесн ом голос е.
зимнем утром о холодном дне
сегодня я узнал… было трудно… я научился… было интересно узнать,что… я смог...
Предварительный просмотр:
Дата:28.01.20 ФИО учителя Кошкина Ирина Ивановна
Школа:№152 ФИ студента Масальских Наталья
Класс: 4 «Д» ФИО методиста Кондратьева Ирина Ивановна
Кабинет: 210
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.
Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен прилагательных среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах.
Планируемые результаты
Предметные:1.знать отличия творительного и предложного падежей ;
2.знать какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах;
1.уметь находить имена прилагательные среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах;
2.уметь правильно писать окончания имен прилагательных в творительном и предложном падежах.
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный интерес к предмету.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал
Челябинск,2020
Этап урока Методы и приемы | Хроно- Метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 15:45-15:46 | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. | К: настраиваться на урок. | |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесн.; учебный диалог. Практич.; орфографическое задание. Практич.; синтаксический анализ. | 15:47-15:52 | Фронтальная форма работы -Начнем мы наш урок с одного очень интересного задания. Но сначала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. -Посмотрите на доску, вы видите слова. -Подумайте и скажите, по какому признаку можно распределить эти слова в два столбика? - Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать слова? Запишите слова в два столбика. -Хорошо, молодцы ребята! А теперь давайте поработаем с предложением. -Прочитайте предложение. Лучи солнца скользили по холодн… снегу и слепили глаза ярк… блеском. -Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. -Найдите и подчеркните главные члены предложения. | -На конце есть мягкий знак, и на конце нет мягкого знака. -Существительные мужского и женского рода. -Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. | П:классификация объектов по выделенным признакам. П:поиск и выделение необходимой информации. |
III. Постановка учебной задачи Словесн.:учебный диалог | 15:53-15:57 | Фронтальная форма работы -Найдите в предложении имена прилагательные. Давайте вспомним, на какие вопросы они отвечают? -Определите падеж имен прилагательных из этого предложения. -Ребята, а как определить падеж у имени прилагательного? -Какие окончания будут иметь прилагательные? - Как определить какое будет окончание у имени прилагательного? -Сегодня на уроке мы познакомимся с окончаниями прилагательных среднего и мужского рода в творительном и предложном падежах. -Сформулируйте цели нашего урока? | -Какой? Какая? Какое? Какие? -Холодному (Д.п),ярким(Т.п) -1 способ: Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относиться имя прилагательное. 2 способ: Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием. 3 способ: Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы. П: самостоятельное формулирование познавательной цели. Р:постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания Практич.: анализ схемы. Словесн.: учебный диалог. | 15:58-16:05 | Фронтальная форма работы -Откройте свои учебники на стр.25.Найдите упр.50 -Давайте рассмотрим схемы, представленные в упражнении. -Расскажите по схеме об именах прилагательных в творительном и предложном падежах? -Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? -Какие окончания имеют имена прилагательные в творительном падеже? -На какой вопрос они отвечают? -Какие окончания имеют имена прилагательные в предложном падеже? -На какой вопрос они отвечают? -Хорошо! Нам нужно закрепить полученные знания и для этого мы приступим к выполнению упражнений. | Имена прилагательные в Т.п отвечают на вопрос каким? И имеют окончания –ым , -им. Имена прилагательные в П.п отвечают на вопрос каком? И имеют окончания –ом, -ем. -По вопросам и окончаниям. -В Т.п имена прилагательные имеют окончания –ым; -им. -Они отвечают на вопрос: каким? -Они отвечают на вопрос: каком? | П:поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практич.:списывание, синтаксический анализ, частичный морфологический и морфемный анализ. Наглядн.: демонстрация ответа учащихся. | 16:06-16:11 | Работа по вариантам -Найдите упр.51.Ребята, прочитайте задание! Послушайте, что вам нужно будет сделать с этими предложениями. Вам нужно списать предложения в тетрадь, подчеркнуть главные члены предложения и указать, чем они выражены в предложении, указать падеж имен прилагательных и выделить окончания имен прилагательных. Работаем по вариантам. -Поднимите руку, кто не запомнил, что нужно сделать? Кто еще раз повторит? Первый вариант списывает первое предложение. Утро красит нежным светом Стены древнего Кремля. Второй вариант списывает второе предложение. Из-под снега в поле чистом Ручеёк струится быстрый. Проверка: -Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим устно. Прочитайте предложение, которое вы списали, назовите главные члены и чем они выражены в предложении, назвать падеж имен прилагательных из этого предложения и окончания, которые вы выделили. -Ребята, а как проверить окончания в творительном и предложном падежах? Динамическая пауза -Дежурные, проведите, пожалуйста, физминутку. | -Утро(сущ.) красит(глаг.) нежным(Т.п) светом Стены древнего(Р.п) Кремля. -Из-под снега в поле чистом(П.п) Ручеёк(сущ.) струится (глаг.) быстрый.(И.п) 1 способ: Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относиться имя прилагательное. 2 способ: Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием. 3 способ: Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса. | П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение слышать и слушать. Р:сличение способа действия и его результата с эталоном. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практич.: списывание, частичный морфемный и морфологический анализ. Наглядн.: демонстрация эталона. | 16:12-16:16 | Парная форма работы -Теперь я хочу проверить, как вы научились писать окончания имен прилагательных. Для этого вы получите задание на карточках, которое будете выполнять в парах. Прочитайте задание. Карточка Запишите данные словосочетания сначала в творительном, потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных. свежее сено могучий дуб обрывистый берег чудесный голос ближнее озеро -Что нужно сделать? Хорошо! -Всем все понятно? Приступаем к выполнению упражнения. Помните, что вы выполняете задание в парах. На это у вас есть 4 минуты и будем проверять. Проверка: -На экране вы видите правильные ответы. Сравните с тем, что получилось у вас. -Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Что не получилось? -На какие вопросы отвечают имена прилагательные в творительном и предложном падеже? | -Записать данные словосочетания сначала в Т.п ,а потом в П.п и выделить окончания у имен существительных и имен прилагательных. Т.п: свежим сеном, обрывистым берегом, ближним озером, могучим дубом, чудесным голосом. П.п: о свежем сене, об обрывистом береге, об ближнем озере, о могучем дубе, о чудесном голосе. Имена прилагательные в Т.п отвечают на вопрос каким? Имена прилагательные в П.п отвечают на вопрос каком? | П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы. К:умение слышать и слушать. Р:сличение способа действия и его результата с эталоном. |
VII.Включение в систему знаний, повторение Практич.: списывание, частичный морфемный и морфологический анализ. | 16:17-16:22 | Индивидуальная форма работы -Теперь поработаем с упр.53 на стр.26.Это задание вы будете выполнять самостоятельно. Прочитайте задание .Что нужно сделать? Хорошо, и еще вам обязательно нужно выделить окончания у имен прилагательных. -Выполняя это упражнение, мы с вами будем играть в игру. Как только вы услышите сигнал «стоп» вы должны закончить работу над упражнением. Т.е сколько сделали. -Приступайте к работе. Каждый выполняет задание самостоятельно. Фронтальная форма работы Проверка: -Один ученик читает предложение и комментирует, что он сделал, остальные внимательно слушают и проверяют, как справился одноклассник. (По одному предложению) -Как вы определили, какое окончание у имени прилагательного? -Какие окончания у имен прилагательных в творительном и предложном падежах? -Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Запишите домашнее задание. Домашнее задание с.26,упр.54 | -Записать предложения без скобок, вставляя пропущенные окончания ,согласуя по смыслу имена прилагательные с именами существительными .Указать падеж имен прилагательных. 1 способ: Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относиться имя прилагательное. 2 способ: Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием. 3 способ: Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса. Имена прилагательные в Т.п имеют окончания –ым , -им. Имена прилагательные в П.п имеют окончания –ом, -ем. | П:поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р:сличение способа действия и его результата с эталоном. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 16:23-16:25 | -Наш урок подходит к концу. Скажите, какая тема урока у нас сегодня была? -Какие цели мы ставили на урок? -Хорошо, молодцы! -На доске вы видите два словосочетания. Внимательно посмотрите, все ли правильно написано? зимнем утром о холодном дне -Ребята, посмотрите на доску, перед вами начало фразы:
Вам нужно дополнить эти предложения устно. Спасибо за урок! | Окончания имен прилагательных среднего рода и мужского рода в творительном и предложном падежах. Цели: узнать какие окончания могут иметь имена прилагательные в Т.п и П.п, научиться правильно их писать. -Нет, не все. В словосочетании зимнем утром допущена ошибка. Правильно будет зимним утром т.к прилагательные в творительном падеже отвечают на вопрос: каким? И имеют окончания –ым,-им. | Р:оценивание качества и уровня усвоения материала. Р:оценка результата работы |
Предварительный просмотр:
Запишите данные словосочетания сначала в творительном, потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных. свежее сено могучий дуб обрывистый берег чудесный голос ближнее озеро |
Запишите данные словосочетания сначала в творительном, потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных. свежее сено могучий дуб обрывистый берег чудесный голос ближнее озеро |
Запишите данные словосочетания сначала в творительном, потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных. свежее сено могучий дуб обрывистый берег чудесный голос ближнее озеро |
Запишите данные словосочетания сначала в творительном, потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных. свежее сено могучий дуб обрывистый берег чудесный голос ближнее озеро |
Запишите данные словосочетания сначала в творительном, потом в предложном падеже. Выделите окончание у имен существительных и имен прилагательных. свежее сено могучий дуб обрывистый берег чудесный голос ближнее озеро |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента...
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа с твердым согласным на конце.
формировать умение определять падеж прилагательных; правильно писать безударные окончания прилагательных,развивать устную и письменную речь; расширять активный; пассивный и потенциальный сл...
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."
Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся различать им...
Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже»
Этот урок- путешествие увлекателен и интересен с презентацией....
Технологическая карта урока русского языка по теме"Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы" (4 класс)
Конспект урока составлен и проведён в 4 классе по системе Занкова....