Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

     

    Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  ситуаций, задания, требующие сопоставления, сравнения, обобщения, что  позволяет учащимся научиться соотносить известное и новое. Использование  интерактивных средств обучения и  организация групповой работы позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс  и чёткое осознание учебного материала.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    Тема: «Словообразование имен прилагательных.

    Разбор имён прилагательных по составу»

    3 класс

    УМК «Школа 2100»

    Автор: Булыгина Елена Михайловна

                                            учитель начальных классов

                            ГБОУ СОШ№139

                                          Калининского района СПб

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Цель: ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных;   формирование умения разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ

    Задачи урока:

    Образовательные: Закрепить знания о способах словообразования; познакомить с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс; ввести алгоритм разбора по составу имен прилагательных; научиться объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.

    Развивающие: развивать связную речь, творческую активность, интерес к изучению русского языка; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично- поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение;

    Воспитывающие: воспитывать дружеские отношения в классе; формирование ответственности перед коллективом

    Познавательные УУД:

    - развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    - на основе анализа объектов делать выводы;

    - устанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс;

    - развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса;

     Регулятивные УУД:

    - Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    - самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

    -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    -  определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

    Коммуникативные УУД:

    - Развиваем умение слушать и понимать других, договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    - Умение работать в группе

    Личностные результаты:

    - контроль, коррекция, оценка действия партнера;

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

    - Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Планируемые результаты: 

    Предметные: устанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс; умение объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса;

    Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

    Метапредметные:  уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других; уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного.

    Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология критического мышления, работа в группах, использование ИКТ.

    Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Оборудование:

    • Учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н. и Е.В.Бунеевых,
    • «Тетрадь по чистописанию 3 класс» М.А.Яковлевой,
    • Презентация для интерактивной доски, созданная с помощью программы SMART Notebook. Для воспроизведения ресурса необходимы: компьютер, на котором загружена программа SMART Notebook, поддерживающая данный ресурс, интерактивная доска любого вида, мультимедиа проектор.
    • Тест, созданный  с помощью системы опроса SMART Response
    • Карточки для групповой работы.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Класс разделен на группы.

    1. Оформление тетради. (слайд 5)
    2. Минутка чистописания. (слайд 5)

    - Наш урок начинаем с минутки чистописания.  

     Очень важно в тетради красиво писать,

    А для этого нужно, конечно же, знать:

                                     Как правильно буквы соединять.

    -А сможете ли вы, ребята по элементам узнать буквы?    

    - Вы правы! Вспомните, как правильно пишутся эти буквы и напишите по три буквы.

    - Какие сочетания можно составить из этих букв? ( яя    ая   ий  ый   ое    ее  ие)

    -  Какие соединения мы используем?

     - Прочитайте строчку. Что она напоминает? (окончания имен прилагательных)

    -  На какие группы можно разделить сочетания букв? (окончания прилагательных Ж.р., М.р., Ср.р, мн.ч)

     - Разделим с помощью волнистой линии эти соединения на  группы.  Почему волнистой линией? (в предложении имена прил. подчеркиваем волнистой линией)

    - Пропишите в тетради.

    IV. Словарная работа.

             Каждая группа получает конверт с заданием. (Приложение 1)

    -Выполните задание по плану:

            1. Из слов составить предложение.

            2. В предложении найти имя прилагательное.

            3. Найдите существительное, с которым связано имя прилагательное.

            4. Разберите имя прилагательное как часть речи.

            

    - Назовите имена прилагательные. ( на слайде появляются слова) Слайд 6

            1гр.                  оранжевый

            2гр.                  багровый

            3гр.                  багряный

            4 гр.                  коричневый

    - Что обозначают эти слова?  (цвет)

    -Давайте уточним значение этих слов. У вас было д\з найти в толковом словаре значение слов. (отвечают по1 от группы)

    (Оранжевый – густо-желтый с красноватым оттенком, цвет апельсина.

    Багровый – насыщенно красный.

    Багряный – густо-красный, темно-красный.

    Коричневый – от слова «корица» , уменьшительное от «кора», т.е цвет коры. Широко распространенный цвет- цвет почвы, коры деревьев, опавших листьев, символизирует приземленность и плодородие)

    - В старину слово красный означало красивый. Именно в таком значении оно употреблялось в сочетаниях красна девица, красно солнышко, Красная площадь. А потом это слово стали использовать для названия краски. У красного цвета много оттенков: есть алый цвет, багровый  цвет, пурпурный и другие. Потом слово красный стало обозначать просто цвет. От него образовались слова красить, краска.

    • Попробуйте объяснить значение данных словосочетаний:

     КРАСНАЯ БУКВА – (первая, заглавная. Раньше в книгах её рисовали очень красивой (показ иллюстраций).

     КРАСНАЯ СТРОКА - для чего она? Выделяется новость, абзац.

     Первая строка абзаца рукописной книги выделялась красным цветом. Далее перестала  выделяться, но название строки сохранилось.

     КРАСНЫЙ ДЕНЬ - важный день, какой-нибудь праздник.

     КРАСНОЕ СЛОВЦО - меткое, остроумное.

    Вывод: в зависимости от сочетания с другим словом слово может менять

     значение. Это происходит и в предложении.

    Давайте разберём пословицы.

     * Не красна изба углами, а красна пирогами.(Важно не какой дом, а какие

     люди в нём живут.)

     * Красна птица пером, а человек умом .(Для птицы внешний вид очень важен, а для человека, кроме внешнего облика важен его внутренний мир, умственные  способности.)

    - Запишите слова в тетрадь.

    - Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. (у доски работает 1 ученик)

    -  Каждая группа разбирает прилагательное как часть речи.

    V.  Повторение об имени прилагательном.  Актуализация знаний. (Слайды 7-13)

    Тест с использованием системы опроса SMART  Response        

    1. Имя прилагательное.

    – часть слова

    – член предложения

    – часть речи

    2. Имена прилагательные обозначают

    -действие предмета

    – признак предмета

    3.Имена прилагательные отвечают на вопросы

    – кто? что?

    – какой? какая? какие? какое?

    – что делать?

    4. Имена прилагательные

    – изменяются по родам

    – изменяются по числам

    - изменяются по  родам и числам

    6. Имена прилагательные являются

    – главными членами предложения

    – второстепенными

    7. Имена прилагательные связаны в роде и числе

    – с именем существительным

    – с глаголом

    VI. Формулировка темы и задач урока. (слайд 14 )

    - Прочитайте ключевые слова темы.

            имена прилагательные

            изменение

            безударные гласные в окончаниях

            разбор по составу

    - Какие из этих слов еще не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (образование, разбор по составу)

    - Сформулируйте тему урока. (Образование имен прилагательных)

    - Чему мы должны научиться ? Составим план урока. (Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных;Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные; научиться образовывать и разбирать по составу имена прилагательные)(Слайд 15)

    VII. Актуализация изученного.

            Слайд 16.

    На слайде изображения  частей слова.

    - Что объединяет эти знаки? (части слова)

    - При помощи каких частей слова образуются новые слова? (приставки и суффикса)

    - От основ каких частей речи образуются имена существительные? (от основ глаголов и существительных)

    - Какие суффиксы имен существительных вы знаете?

    VII. Открытие новых знаний.

    1. Практическая работа на доске и в тетрадях Слайд 17

    - Прочитайте слова

    Мороз              морозный

    Цвет                 цветной

    - Определите , какая это часть речи.

    - Выделите окончание и основу в словах

    - От какой части речи образовались имена прилагательные? (от существительных)

    - С помощью чего? (суффикса –Н-)

            2. Работа в группах.(Приложение 3)

            1группа    шёлк – шёлковый

                            новый – новенький

            2 группа           хороший – хорошенький

                            грязь – грязный

            3 группа         умный  – умненький

                            лёд -  подлёдный

            4 группа           стол – настольный

                             вкус- вкусный

    - Определите части речи. Выделите окончание и основу.

    - Используя основу, составьте грамотный ответ.(Приложение 2)

    Образец ответа: Прилагательное…….. образовано от основы существительного …….. с помощью суффикса…..  .

    Прилагательное …….. образовано от основы    прилагательного с помощью суффикса …..

    Вывод: - От основ каких частей речи образованы имена прилагательные?

    - С помощью каких суффиксов и приставок?

    Обобщающий слайд 18

    Физминутка

    -Если слышите имя прил.- приседаете, если слышите имя сущ.- встаёте на носочки, тянете руки вверх.

    Ученик читает отрывок из стих-ия:

                  Лес- точно терем расписной,

               Лиловый, золотой, багряный.

        Весёлой пёстрою стеной

               Стоит над светлою поляной.

      Берёзы жёлтою резьбой

         Блестят в лазури голубой.

    Слайд  ЦОР

    Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (слайд 19)

    (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84270028-75ed-4556-a858-5c88ff99e88a/%5BNS-RUS_3-25%5D_%5BTQ_046%5D.swf )

    - Понаблюдайте, почему в некоторых словах пишется удвоенный согласный?( корень оканчивается на –н- и добавляется суффикс –н-)        

    - Где написана удвоенная буква согласного в этих словах? (на стыке корня и суффикса)

    Упражнение 338

    - Запишите слова с этой орфограммой, разберите по составу.

    3 ученика работают у доски.

    Слайд ЦОР  

    - Какие  суффиксы образовали новые имена прилагательные? Какое значение вносят суффиксы в слово? (Слайд 20)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/262a8d51-3a03-41b3-9371-77e186cdab72/%5BNS-RUS_3-25%5D_%5BTQ_047%5D.swf 

    Упражнение 339.

            - Понаблюдайте, как образуются прилагательные от основ других прилагательных.

            - Прочитайте исходное слово – новый.

            - Как получили слово новенький? (это слово образовалось от основы имени прилагательного с помощью суффикса –еньк-)

            - Какое дополнительное значение вносит в слово новенький суффикс

    –еньк-? (ласкательное)

            - Какие образуете слова на месте вопросительных знаков? ( беленький, бледненький)

            - Какое у них всех будет значение? (ласкательное)

            - Как образовалось прилагательное красноватый?

            - Какое значение вносит суффикс –оват-? (оттенок «немного»)

            - Какие слова должны быть на месте вопросов? (коричневатый, голубоватый, седоватый)

            - Запишите пары слов, графически покажите, как шло образование слов.

            Коричневый – коричневатый

            Голубой – голубоватый

            Седой – седоватый

    Этимологическая справка: голубой цвет получил свое название  по цвету оперения шейки голубя.

            - Подчеркните буквы безударных гласных, которые надо запомнить.

    Вывод: Как образуются имена прилагательные?

            (от основ существительных при помощи суффикса –н- или приставок по-, на-, над- и суффикса –н- или от основ прилагательных при помощи суффиксов –еньк-(-оньк-), -оват-, -еват-.)

            VIII. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений

            Каждая команда получает карточку, на которой написаны слова (по числу игроков). (Приложение 4). Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное  с помощью суффикса –н-  и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание.

            Карман –                         

            Машина –

            Грусть-

            Удача-

            Честь-

            Молоко -

            

            IX. Обобщение

    Экспресс-опрос.  + да, - нет

    1)имена прилагательные образуются от основ имён существительных и основ других прилагательных

    2)имена прилагательные образуются с помощью окончаний

    3)имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов

    4)удвоенный согласный  пишется, если  корень заканчивается на тот же согласный, что  и  суффикс

    5)в прилагательном  конный пишется одна «н»

    6) в прилагательном  конный пишется две «н»

    Проверка результатов по слайду  № 21

    Самооценка

    -На полях поставьте знак !, если нет ошибок, знак +, если 1 или 2 ошибки, знак -, если больше 2 ошибок.

    Слайд  ЦОР (резерв)

    Образование имен прилагательных.

    - Образовать имена прилагательные, подтаскивая части слов.

     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ca5a9dae-141e-4b33-9f05-0d0e8db69ea1/%5BNS-RUS_3-25%5D_%5BIG_050%5D.swf 

    X. Итог урока

    - С помощью каких основ образуются имена прилагательные?

    - с помощью каких частей слов образуются имена прилагательные?

    - Какие задачи ставили на урок?

    - Достигли ли мы поставленных задач?

    Рефлексия (Слайд 22)

    Сегодня на уроке  я:

    - узнал, открыл для себя….

    - научился,  смог …

    - могу похвалить  себя и своих одноклассников за ….

    Домашнее задание (Слайд 23)

    На выбор:

    1. упр.№8 стр.102
    2. записать 5 прилагательных с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса, разобрать прилагательные по составу
    3. записать 2-3 пословицы, поговорки с именами прилагательными, выполнить разбор по составу имён прилагательных

    Список литературы

    1. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 ч. Часть 2 Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Пронина О.В- М. Баласс, 2013.

    2. Русский язык . 3класс. Методические рекомендации для учителя.-М.:Баласс, 2013

    3. Единая коллекция ЦОР      http://school-collection.edu.ru/

    3.1  Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84270028-75ed-4556-a858-5c88ff99e88a/%5BNS-RUS_3-25%5D_%5BTQ_046%5D.swf ;-

    3.2 Какие  суффиксы образовали новые имена прилагательные?  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/262a8d51-3a03-41b3-9371-77e186cdab72/%5BNS-RUS_3-25%5D_%5BTQ_047%5D.swf 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

                                                                            Приложение 1.

    Оранжевое солнце опустилось за лес.

    Ночь погасила багровое пламя.

    На закате море приобретает багряный оттенок.

    Коричневая листва шуршит под ногами.

    План работы.

    1. Из слов составить предложение.

            2. В предложении найти имя прилагательное.

            3. Найдите существительное, с которым связано имя прилагательное.

            4. Разберите имя прилагательное как часть речи.

    План разбора имени прилагательного как части речи.

    1. Найди существительное, с которым связано прилагательное, задай от него вопрос.

    2. Поставь прилагательное в начальную форму (ед.число, М.р)

    3. Укажи часть речи.

    4. Определи род (в ед.числе)

    5. Определи число.

                                                            

                                                                            Приложение 2.

    Образец ответа:

    Прилагательное……………..…   образовано от основы  существительного ………  с помощью суффикса………………  

    Прилагательное ……..……….     образовано от основы    прилагательного ……………….. с  помощью суффикса …..

                                                                                    

    Приложение 3.

     Работа в группах.

            1группа    шёлк – шёлковый

                            новый – новенький

            2 группа           хороший – хорошенький

                            грязь – грязный

            3 группа         умный  – умненький

                            лёд -  подлёдный

            4 группа           стол – настольный

                             вкус- вкусный

                                                                            Приложение 4

    карман –                         

            машина –

            грусть-

            удача-

            честь-

            молоко -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

    Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

    Урок русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных"

    Презентация и конспект урока русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")....

    Урок русского языка в 4 классе по ФГОС "Морфологический разбор имени прилагательного" (Школа 2100)

    Урок русского языкав 4 классе  по ФГОС "Морфологтческий разбор имени прилагательного"....

    Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного

    Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...

    Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

    Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....