Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кудрявцева Галина Александровна

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык в 4 классе   УМК «Школа России»

Тема: «Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных»

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Формируемые УУД:

 познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

 регулятивные: выполнять учебные действия в  речевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции,   определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

 личностные: формирование положительных мотивов учения,  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Формы работы обучающихся: фронтальная,  парная, индивидуальная.

Методы:  поисковый, фронтальная беседа.

Оборудование: ПК, интерактивная доска,  учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

- А какие слова вам бы хотелось слышать друг от друга?

- Приятно слышать добрые слова в свой адрес, но при этом нужно самим быть добрыми.

  1. Актуализация знаний

Упражнение «Надежда»

- Какой урок вы надеетесь увидеть? Что ожидаете от него?    

        

У – увлекательный, удивительный, …

Р – развивающий, радостный, ..

О – обучающий, особенный,…

К –красочный, классный, …

                  - Каким вам хочется увидеть учителя?

У – увлеченным, универсальным,…

Ч – чутким, честным,..

И – интересным, интригующим,..

Т – талантливым, трудолюбивым,..

Е – естественным,…

Л – любящим, любознательным,..

Ь

              - Учитель надеется увидеть учеников:

У – умными,..

Ч – человечными,…

Е – единственными,…

Н – надежными, неповторимыми,..

И – индивидуальными,…

К – кропотливыми,…

III .Самоопределение к деятельности.

- Сколько много хороших слов мы назвали! Что их объединяет? Какой частью речи они являются?

- Откройте учебник 2 часть в самом начале. Мы начинаем работу над разделом, который так и называется «Имя прилагательное» - стр.3

                                         Имя прилагательное – огромная страна,

                                         И нами лишь частично изучена она.

- Прочитайте самост-но, о чем мы вспомним в этом разделе, что узнаем и чему будем учиться

- Отгадайте загадку:   (СЛАЙД 2)

   Он пушистый, серебристый,

    Белый-белый, чистый-чистый,

    Ватой наземь лёг.(снег)

- Какие слова вам помогли догадаться, что это снег?

-А теперь прочитайте загадку без этих слов.

- Так какова тема нашего урока?   (СЛАЙД 3)

- Какова роль имён прилагательных?

- Сформулируем задачи нашего урока

(Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных и как они образуются)

- Откройте учебник на стр.4 и прочитайте тему нашего урока

IV.Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику-упр.1 стр.4    (СЛАЙД 4)
  • Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Афанасия Фета.
  • О каком времени года пишет поэт? (О зиме.)
  • Как он называет картину зимы? (Чудная.)
  • Подберите синонимы к этому слову. (Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.)
  • Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» (стр.4 внизу)
  • В чём отличие слов чудный и чудной?

Такие слова называются паронимы    (СЛАЙД  5)

(Паронимы — слова, похожие по написанию и произношению, но имеющие разное значение. принадлежат к одной части речи. Зачастую такие слова содержат один общий корень. Часто разница в словах наблюдается в одной-двух буквах,  из-за этого они очень созвучны, например:  абонент — абонемент, адресат — адресант,  надеть — одеть, невежа — невежда, проверка — поверка

  • Поработайте в парах, выпишите слова эпитеты, которые помогли автору ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа, выделить в них орфограммы  (Эпитет-художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.)

 (Взаимопроверка, взаимооценка.)

- Какие эпитеты выписали?

-Какие орфограммы в этих словах?

Вывод: -Что же такое имя прилагательное?  (СЛАЙД 6)

- Какова роль имён прилагательных?

       -Что ещё знаете об этой части речи?   (СЛАЙД 7)

2.Словесное рисование картины о зиме  (СЛАЙД 8)

-Какое сейчас время года? (зима)

- Я знаю, вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Нарисуйте словесную картину о зиме, используя имена прилагательные.

3.Поэтическая страничка:

-Многие писатели и поэты писали об этом прекрасном времени года. Вспомним прекрасные слова из стих-й : «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»  

-Кто автор этих строк?

Буря мглою небо кроет,        
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя..

А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит..

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

4. Знакомство с понятием «краткая форма прилагательных». (СЛАЙД 8)

- Отгадайте  ещё одну загадку:

                   Чист и ясен, как алмаз,

                Дорог не бывает, но ребят катает  (лёд)

- Какие слова используются для описания льда?  (чист  и  ясен)

- Как вы думаете, какой частью речи являются эти слова?

-Это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой

-Отвечают они на вопросы: каков? какова?

-Выпишите краткие имена прилагательные: чист, ясен

  • Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.
  • Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?
  • Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.

  • Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделенное слово? (Это краткое имя прилагательное.)
  • Приведите свои примеры имён прилагательных в краткой форме, запишите

V.Физкультминутка

Игра «Пантомимы»

- Покажите значение прилагательных, используя мимику и жесты.

Сильный, веселый, грустный, злой,  быстрый, худой, вкусный, толстый, хитрый, косолапый.

VI.Закрепление изученного материала. Словообразование.   (СЛАЙД  9)

Работа по учебнику –упр.3 стр.5

  • Прочитайте задание.
  • Назовите цель выполнения этого упражнения. (Вспомнить способы образования имён прилагательных.)
  • С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (С помощью суффиксов -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-, -чив-.)
  • Выполните задания самост-но

(Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.)

  • Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.)

VII. Словарная работа   (СЛАЙД 10-12)

- Отгадайте загадку:

Пью бензин и масло ем,

Хоть не голодно совсем,

А без них я так болею,

Что поехать не сумею!

  • Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
  • Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе движется.
  • Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запишите их. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.)

                                                           Игра «Микрофон»

В течении одной минуты дети а «цепочкой», передавая из рук в руки микрофон, дают определения признаку имени существительному автомобиль, не повторяясь

( грузовой, легковой, гоночный, красивый, новый, спортивный,…)

VIП. Подведение итогов урока  (слайд 13)

Что такое имя прилагательное?

Какую роль играют имена прилагательные в речи?

С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?

Сравните реальный результат с ожидаемым.

Выскажите своё  мнение об уроке, используя имена прилагательные в микрофон.

IX.Рефлексия.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный,

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

 Ленивый и драчливый.

Сколько качеств есть на свете. 
Выбирайте себе, дети! 
X. Домашнее задание

Упр. 4 (с. 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи            обучающие: ·        систе...

Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

Новое знание:имена прилагательные изменяются по родам и числам.Проблема:почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?Цели:·        С...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Употребление имен прилагательных в речи"

Методическая разработка составлена по программе ФГОС "Школа России". Использовались различные виды работы: парами, групповая, индивидуальная.Цели:1.Формировать умение распознавать части речи.2. Развив...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...