Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

    Кудрявцева Галина Александровна

    Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Русский язык в 4 классе   УМК «Школа России»

    Тема: «Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных»

    Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

    Формируемые УУД:

     познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

     регулятивные: выполнять учебные действия в  речевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции,   определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

     личностные: формирование положительных мотивов учения,  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

    Формы работы обучающихся: фронтальная,  парная, индивидуальная.

    Методы:  поисковый, фронтальная беседа.

    Оборудование: ПК, интерактивная доска,  учебник.

    Ход урока

    1. Организационный момент:

    Слова бывают разные –

    То дельные, то праздные.

    То честные, правдивые,

    То льстивые, фальшивые.

    - А какие слова вам бы хотелось слышать друг от друга?

    - Приятно слышать добрые слова в свой адрес, но при этом нужно самим быть добрыми.

    1. Актуализация знаний

    Упражнение «Надежда»

    - Какой урок вы надеетесь увидеть? Что ожидаете от него?    

            

    У – увлекательный, удивительный, …

    Р – развивающий, радостный, ..

    О – обучающий, особенный,…

    К –красочный, классный, …

                      - Каким вам хочется увидеть учителя?

    У – увлеченным, универсальным,…

    Ч – чутким, честным,..

    И – интересным, интригующим,..

    Т – талантливым, трудолюбивым,..

    Е – естественным,…

    Л – любящим, любознательным,..

    Ь

                  - Учитель надеется увидеть учеников:

    У – умными,..

    Ч – человечными,…

    Е – единственными,…

    Н – надежными, неповторимыми,..

    И – индивидуальными,…

    К – кропотливыми,…

    III .Самоопределение к деятельности.

    - Сколько много хороших слов мы назвали! Что их объединяет? Какой частью речи они являются?

    - Откройте учебник 2 часть в самом начале. Мы начинаем работу над разделом, который так и называется «Имя прилагательное» - стр.3

                                             Имя прилагательное – огромная страна,

                                             И нами лишь частично изучена она.

    - Прочитайте самост-но, о чем мы вспомним в этом разделе, что узнаем и чему будем учиться

    - Отгадайте загадку:   (СЛАЙД 2)

       Он пушистый, серебристый,

        Белый-белый, чистый-чистый,

        Ватой наземь лёг.(снег)

    - Какие слова вам помогли догадаться, что это снег?

    -А теперь прочитайте загадку без этих слов.

    - Так какова тема нашего урока?   (СЛАЙД 3)

    - Какова роль имён прилагательных?

    - Сформулируем задачи нашего урока

    (Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных и как они образуются)

    - Откройте учебник на стр.4 и прочитайте тему нашего урока

    IV.Работа по теме урока

    1. Работа по учебнику-упр.1 стр.4    (СЛАЙД 4)
    • Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Афанасия Фета.
    • О каком времени года пишет поэт? (О зиме.)
    • Как он называет картину зимы? (Чудная.)
    • Подберите синонимы к этому слову. (Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.)
    • Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» (стр.4 внизу)
    • В чём отличие слов чудный и чудной?

    Такие слова называются паронимы    (СЛАЙД  5)

    (Паронимы — слова, похожие по написанию и произношению, но имеющие разное значение. принадлежат к одной части речи. Зачастую такие слова содержат один общий корень. Часто разница в словах наблюдается в одной-двух буквах,  из-за этого они очень созвучны, например:  абонент — абонемент, адресат — адресант,  надеть — одеть, невежа — невежда, проверка — поверка

    • Поработайте в парах, выпишите слова эпитеты, которые помогли автору ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа, выделить в них орфограммы  (Эпитет-художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.)

     (Взаимопроверка, взаимооценка.)

    - Какие эпитеты выписали?

    -Какие орфограммы в этих словах?

    Вывод: -Что же такое имя прилагательное?  (СЛАЙД 6)

    - Какова роль имён прилагательных?

           -Что ещё знаете об этой части речи?   (СЛАЙД 7)

    2.Словесное рисование картины о зиме  (СЛАЙД 8)

    -Какое сейчас время года? (зима)

    - Я знаю, вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Нарисуйте словесную картину о зиме, используя имена прилагательные.

    3.Поэтическая страничка:

    -Многие писатели и поэты писали об этом прекрасном времени года. Вспомним прекрасные слова из стих-й : «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»  

    -Кто автор этих строк?

    Буря мглою небо кроет,        
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя..

    А нынче... погляди в окно:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит..

    По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит,
    Колокольчик однозвучный
    Утомительно гремит.

    4. Знакомство с понятием «краткая форма прилагательных». (СЛАЙД 8)

    - Отгадайте  ещё одну загадку:

                       Чист и ясен, как алмаз,

                    Дорог не бывает, но ребят катает  (лёд)

    - Какие слова используются для описания льда?  (чист  и  ясен)

    - Как вы думаете, какой частью речи являются эти слова?

    -Это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой

    -Отвечают они на вопросы: каков? какова?

    -Выпишите краткие имена прилагательные: чист, ясен

    • Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.
    • Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?
    • Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.

    • Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделенное слово? (Это краткое имя прилагательное.)
    • Приведите свои примеры имён прилагательных в краткой форме, запишите

    V.Физкультминутка

    Игра «Пантомимы»

    - Покажите значение прилагательных, используя мимику и жесты.

    Сильный, веселый, грустный, злой,  быстрый, худой, вкусный, толстый, хитрый, косолапый.

    VI.Закрепление изученного материала. Словообразование.   (СЛАЙД  9)

    Работа по учебнику –упр.3 стр.5

    • Прочитайте задание.
    • Назовите цель выполнения этого упражнения. (Вспомнить способы образования имён прилагательных.)
    • С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (С помощью суффиксов -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-, -чив-.)
    • Выполните задания самост-но

    (Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.)

    • Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.)

    VII. Словарная работа   (СЛАЙД 10-12)

    - Отгадайте загадку:

    Пью бензин и масло ем,

    Хоть не голодно совсем,

    А без них я так болею,

    Что поехать не сумею!

    • Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
    • Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе движется.
    • Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запишите их. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.)

                                                               Игра «Микрофон»

    В течении одной минуты дети а «цепочкой», передавая из рук в руки микрофон, дают определения признаку имени существительному автомобиль, не повторяясь

    ( грузовой, легковой, гоночный, красивый, новый, спортивный,…)

    VIП. Подведение итогов урока  (слайд 13)

    Что такое имя прилагательное?

    Какую роль играют имена прилагательные в речи?

    С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?

    Сравните реальный результат с ожидаемым.

    Выскажите своё  мнение об уроке, используя имена прилагательные в микрофон.

    IX.Рефлексия.

    Вежливый, старательный,

    Скромный и внимательный,

    Добрый, ласковый и смирный,

    Нежный, вежливый и мирный,

    Злой, сердитый и крикливый,

     Ленивый и драчливый.

    Сколько качеств есть на свете. 
    Выбирайте себе, дети! 
    X. Домашнее задание

    Упр. 4 (с. 6)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода»

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода"...

    Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

    Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

    Конспект урока по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

    Цели урока:  повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи; отработка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными; р...