Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Болдина Ольга Николаевна

     Новое знание:

    имена прилагательные изменяются по родам и числам.

    Проблема:

    почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?

    Цели:

    ·        Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.

    ·        Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.

    Задачи:

    ·        Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.

    ·        Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.

    ·        Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.

    ·        Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_imya_pilagatelnoe.docx22.35 КБ
    Файл imya_prilagatelnoe_3_kl.pptx490.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:

    «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

     Новое знание:

    имена прилагательные изменяются по родам и числам.

    Проблема:

    почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?

    Цели:

    • Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.
    • Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.

    Задачи:

    • Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.
    • Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.
    • Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.
    • Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

     Оборудование:

    • Презентация по теме «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
    • Мультимедийный проектор.
    • Карточки с заданиями.

     Ход урока:

    I. Организационный момент:

    Создание эмоционального фона урока.

    Прозвенел звонок - начинается урок.

    Улыбнемся мы друг другу,

    Пожелаем всем удачи и добра!

    - Сегодня у нас необычный урок.

    -Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

    Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

    -Как вы думаете, а вы способны сделать открытие? (Да)

    -Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Вы – первая группа ученых, а вы – вторая группа. А что будем исследовать, вы скоро узнаете.

    - Итак, поехали по дорогам знаний. Паровозик из Ромашково приглашает  в путь.                                                                                                                     (Слайд № 2)

    II. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

    Станция «Определительная»

    - На доске записаны слова. Прочитайте их.

    Ос..нь,  к..рова,  в..селые,  с..пог,  сла..кий,                        

    р..бята, ..рбуз,  сам..лет,  су..ота,  поз...няя

    - Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

    (на столах карточки со словами для каждой группы )

    ( Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)

    - Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и  вставить пропущенные орфограммы.    

    Работаем на желтых карточках.                                                              (работа в группах)

    - Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы. (Объясняют, я вписываю правильные буквы в словах на карточках)

    -Как вы объединили слова?

    (Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).

    -Докажите свое мнение.

    (Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).

    -Почему вы так решили?                                              (слова разбились на 2 группы)

    -Отгадайте, какая из этих частей речи  так о себе рассказала:


    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю  вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь.                                                                              
    (Слайд №3)                                                 


    – Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
    – Верно. Тема нашего урока:

    Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи.          (Слайд№4)

    III. Усвоение новых знаний.

    1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

    - Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном? 

    (Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением)

    2. Введение термина «имя прилагательное»

    - Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
    – Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

    - Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
    (К имени существительному).

    - Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

     С существительными подчас

    Не жизнь, а просто скука.

    Ни цвета нет у них без нас,

    Ни запаха, ни звука.

    Но если нас к ним приложить

    Им веселее станет жить.

    3. Установление связи прилагательного с существительным.

    - А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.

    - Составьте словосочетания из данных слов.

    (поздняя осень,   веселые ребята,  сладкий арбуз)

    - А можно ли сказать так Сладкая корова, поздний сапог? (нет, не подходят по смыслу)

    - Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.    (осень какая? поздняя)

    (Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой)

    - Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.

    -Итак, мы записывали словосочетания?

    - Что мы хотели показать?  (имя прилагательные связано с именем существительными)

    - Молодцы!

    Физкультминутка.

    - Ваши глазки устали. Выполним гимнастику для глаз.

    - Следите глазами за полетом птицы.                                                  (Слайд №5)

    4. Наблюдение за изменением имён прилагательных.

    - Давайте продолжим наши исследования.

     Станция «Почемучка»                                                                     (Слайд №6)

    Нам необходимо выяснить, как изменяются имена прилагательные.

    -Прочитайте слова в первом столбике.  Что вы скажете про эти слова?

    (это имена прил., у них одинаковый корень, суффикс, но разные окончания)

    - Прочитайте слова во втором столбике.

    - Соедините верные словосочетания.

    (Подбегают к доске и соединяют стрелками слова)

    Сладкий                                  груша

     сладкая                                  яблоко

     сладкое                                  торт

    сладкие                                 ягоды

    - Почему словосочетания разбились на две группы?

    Сладкие ягоды – прилагательное употреблено во мн. ч.

    -  Как  изменятся имена прилагательные?      (по числам)

    - Почему у прилагательных окончания разные? От чего это зависит?

    (от существительных)

    - Имена прилагательные сочетаются с именами существительными в роде и числе. Определим род существительных.

    (Торт – он мой - сущ м. р. , значит и прилагательное м. р.,

    Груша – она моя – сущ ж. р., значит и прил. ж. р.

    Яблоко – оно мое – сущ ср. р., значит и прил. ср. р.)

    - Можно ли определить род во мн. числе?         (нет)

    - Что мы указали у прил.? (род)

    - Как же изменяются имена прилагательные?      (прил. изменяются по родам)

     Дети: Имена прилагательные изменяются по родам и числам и связаны с именами  существительными.                                                            

    - Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам.  

                                                                                                                     (Слайд №7)

    Физкультминутка

    - Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.

    Игра называется «Отгадай предмет»

    - Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет.

    Например, красное…(платье)      

    Безоблачное…(небо)

    Добрый…(человек)

    Яркое…(солнце)

    Душистая…(роза)

    Надежный…(друг)

    Дождливая…(погода)

    Грибной …(суп)

    Карие…(глаза)

    - А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.

    5. Роль прилагательных в загадках, логических задачах.

    Едем дальше. Станция «Загадочная»                                                  (Слайд №8)

    - Отгадайте загадки.                                                                  

    Отгадки запишите в тетрадь с объяснением орфограмм.                  (Слайд №9)

    1. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.      (гриб)

    2. В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички.                                   (ромашка)

    3. Золотое решето чёрных домиков полно.                                                          (подсолнух)

    4. Носик стальной, хвостик льняной.                                                                    (игла)

     - По каким признакам вы легко догадались о задуманном предмете? Назовите имена прилагательные.

     

    - Что добавите про имена прилагательные?

    Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета, поэтому вы легко узнали этот предмет.

    6. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.

    Индивидуальная работа по карточкам. Преобразование текста.

    Следующая станция «Мудрая».                                                         (Слайд №10)

    - А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?

    • - Какое время года изображено на иллюстрациях? (весна)

    - Как можно узнать о наступлении весны?

    - Молодцы! Хорошие рассказы составили. А теперь прочитайте вот такой текст.

    Прошла  _______  зима. Наступила ______  весна. 

     _____  солнце пригревает землю. Приходит  _______ оттепель. 

     ________ сосульки свисают с крыши. И это уже  _________ март.                (Слайд №11)

    - Нравится ли вам этот текст?

     (Текст выглядит сухо, бедно, неинтересно, невыразительно, научно).

    - Как сделать так, чтобы текст стал более ярким, выразительным?                                                           (Надо добавить имена прилагательные)

    Возьмите зеленую карточку.

    -Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

    (Дети выполняют это задание на индивидуальных карточках).

    Взаимопроверка.

    Сверяют с записями на доске.

    - У кого все верно, поднимите руку.

    - Для чего нам необходимы имена прилагательные?

    - Какую роль они играют в речи?

    (Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления).

    IV. Итог урока. 

    Наш урок подходит к концу.

    У вас на столах лежат конверты.

    На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.

    Имя прилагательное – это часть…, которая обозначает …предмета и отвечает на вопросы…. Имя прилагательное связано с именем… Имя прилагательное изменяется по … и в единственном числе по…В предложении выделяется волнистой… и называется … Имена прилагательные делают нашу речь….

    - Прочитайте ответы.

       

    - Продолжите фразу:

    - Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

                                                                                           

    V. Домашнее задание.

    -Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с именами прилагательными. А кто захочет, тот может придумать свой кроссворд.

    VI. Рефлексия.

    - Возьмите в руки те цветные карандаши, которые выражают ваше настроение. Спасибо за урок.



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка в 3 классе Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи учитель начальных классов Болдина О. Н .

    Слайд 2

    Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

    Слайд 3

    Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи

    Слайд 4

    Гимнастика для глаз

    Слайд 5

    Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам

    Слайд 6

    Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. Золотое решето чёрных домиков полно. Носик стальной, хвостик льняной. Загадки

    Слайд 7

    Прошла _______ зима. Наступила ______ весна. _____ солнце пригревает землю. Приходит _______ оттепель. ________ сосульки свисают с крыши. И это уже _________ март. суровая ранняя Яркое весёлая Длинные настоящий

    Слайд 8

    М о л о д ц ы !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное"

    Урок Русского языка в 3 классе. Повторение и обобщение изученного материла по теме «Имя прилагательное». Вопросы, предлагаемые в ходе беседы, носят открытый характер и позволяют организовать учебный д...

    Интегрированный урок по русскому и английскому языку в 3 классе "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи".

    Целью урока является развитие умений наблюдать за собственной речью, оценивать её, формировать и развивать у учащихся навыки  употребления прилагательных в письменной и устной речи....

    Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Употребление имен прилагательных в речи"

    Методическая разработка составлена по программе ФГОС "Школа России". Использовались различные виды работы: парами, групповая, индивидуальная.Цели:1.Формировать умение распознавать части речи.2. Развив...

    Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное как часть речи"

    Данный урок разработан для ознакомления с именем прилагательным и его ролью в речи и  умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи....

    УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса на тему "Роль имен прилагательных в речи"

    Цели деятельности учителя : совершенствовать представление об имени прилагательном как части речи, совершенствовать навыки письменной речи.Планируемые результаты:-Предметные:знать:роль имен прилагател...