Урок русского языка в 3 классе. Значение и употребление имён прилагательных в речи. (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Медведева Нина Анатольевна

                Цели:

          ·          повторить понятия об имени прилагательном, как части речи;

          ·          формировать умение ставить вопрос к именам прилагательным и отличать от других частей речи;

          ·          выяснить роль имен прилагательных в речи;

          ·          развивать умение правильно употреблять имена прилагательные  в речи, подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником, развитие таких психологических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;

          ·          Воспитывать аккуратность и культуру поведения, привитие любви и бережного отношения  к природе.

 

Планируемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем имя прилагательное отличается от других частей речи, какую роль играют в нашей речи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-А классе

Провела учитель начальных классов Медведева Н.А.

Тема. Значение и употребление имён прилагательных в речи.

                Цели:

  • повторить понятия об имени прилагательном, как части речи;
  • формировать умение ставить вопрос к именам прилагательным и отличать от других частей речи;
  • выяснить роль имен прилагательных в речи;
  • развивать умение правильно употреблять имена прилагательные  в речи, подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником, развитие таких психологических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;
  • Воспитывать аккуратность и культуру поведения, привитие любви и бережного отношения  к природе.

Планируемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем имя прилагательное отличается от других частей речи, какую роль играют в нашей речи

Ход урока.

1.Настрой на работу

Душу и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

2. Самоопределение к деятельности

ОБРАТНАЯ  СВЯЗЬ.

Каждый этап нашей работы вы будете оценивать сами.

Прочитайте  стихотворение  и попробуйте понять,  какие слова передают красоту весны?

 Вот и снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

- Прилагательные!

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

  • Так, а какой части речи шла речь? Сформулируйте тему урока

Правильно,  сегодня на уроке мы будем говорить о  роли  имен прилагательных в нашей речи.

 

3. Актуализация знаний

4. Чистописание

Работа по теме урока

РЕГИОНАЛЬНЫЙ
КОМПОНЕНТ

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Игра “Верю – не верю” (пополнение кластера по ответам детей)

1. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда?  

2. Обозначает признак  предмета? (Да)

3. В предложении  является главным членом предложения (Нет, второстепенным)

Фронтальная работа.

  1. Закончите предложения:

      -Имена прилагательные всегда связаны с ……….

      -Какова роль прилагательных в речи?

Можете ответить? (Они уточняют, украшают речь, помогают нарисовать словами картину).

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ (На доске памятки:

  • я понял
  •  теперь я знаю
  •  я научился)

аккуратный быстрый

- Как вы думаете, о чем может идти речь? (о почерке)

- Напишите эти слова так же

       2. Показ картинок. Назовите, что изображено на рисунках                          - Какой частью речи являются эти слова?

      -С какой частью речи связаны имена существительные? Запишите имена существительные и  подберите к ним им. прилагательные.

Ландыш, воронцы, хохлатка, ветреница, пролесок (подснежник)

  •  Как вы думаете, а у  нас в Калачеевском  крае есть все эти цветы?

Правильно!

  • В лесах нашего края  растет много этих прекрасных цветов. Все эти виды и многие другие охраняются государством. Многим прекрасным творениям природы нашего края- растениям, птицам, зверям- угрожает исчезновение с лица Земли. Человек, оберегая их, создал Красную книгу. Красная книга – сигнал бедствия. И мы с вами тоже стараемся помочь нашей природе. Ведь ёщё замечательный писатель М. Пришвин сказал: « Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит, охранять Родину!».

ОЦЕНИТЕ СВОЮРАБОТУ.

    Индивидуальная работа.

  1. Карточки у доски (2 человека).                                                            

     - Подбери к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Обозначь род  и число имён существительных.

  1. Спелая ( какая?) малина,   ……. ( ……….) яблоко,  ……(……..) мёд.

                                                                               

-Выписать из предложений словосочетания сущ. + прил. Определить число имён прилагательных.

Образец:  жёлтый  сарафанчик ( м.р., ед. ч.)

          Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

          Пройдёт зима холодная, настанут дни весенние.

 3. Индивидуальные карточки (3 уч).

  Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть им. прилагательные с сущ.

1 карточка.

А рядом, у проталинки

 В тр..ве между к..рней

 Б..жит, струится маленький

 Серебряный ручей.

2 карточка

Кругом р..са м…двяная

 Сп..лзает по р..ке,

 Под нею зел..нь пряная

 Сияет в серебре.

3 карточка

Черепуха душистая

 С в..сною расцв..ла

 И ветви з..л..тисные

 Что кудри зав..ла.

Проверка:

Прочитайте слова,  в которых пропущена гласная буква “е” (бежит, расцвела).

Поднимите руку, кто подчеркнул слово, в корне которого гласная буква “о” (сползает).

Назовите слово с безударной гласной “и” в корне слова (завила).

Остальные учащиеся выполняют упр.109

5. Упражнение в постановке вопроса от существительного к прилагательному.

ТАБЛИЦА.

          СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

  • Что написано на доске?  (словосочетание).
  • Покажем графически, от какого слова,  к какому ставится вопрос.
  • Определим род и число им. существительного

ПОМНИ!

Имена существительные  - приказывают!

Имена прилагательные  - подчиняются!

  • Как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? (согласуются  в числе и роде).
  • Почему вопрос ставится от существительного к прилагательному?

( - Прилагательное указывает на  признак предмета).

ОЦЕНИТЕ  СВОЮ РАБОТУ.

6. Работа по учебнику

 

ФИЗРАЗМИНКА.

-Работа в парах.

 Стр. 65,  упр. 111

  • Читаем внимательно задание и выполняем в парах.

Работаем быстро, но аккуратно.

Фронтальная  проверка.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ.

7. Развитие речи

Рисунок бобра и рассказ о нём.

Рисунок ветра.

РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ.

 

У бобра … …  … лапы. Бобры – … пловцы и ныряльщики.

Слова для справок:  короткие, сильные, задние. Я написала на доске предложения, но подул сильный ветер и сдул все имена прилагательные. Вам необходимо списать и вставить пропущенные слова.

  • Что необходимо помнить?  (Им. существительные связаны с им. прилагательными).

-Проверим.

 ОЦЕНИМ РАБОТУ.

  • Ещё раз вспомним, какова роль  им.  прилагательных в речи?

8. Работа по уровням.

Образец на доске:

Соль -  солёный.

  • А  сейчас проверим,  как вы умеете работать самостоятельно.

Для выполнения этой работы вам необходимо вспомнить всё, что вы знаете об именах существительных и прилагательных.

1 уровень.

Запишите с данными прилагательными  предложения.

   Синие, большой.

  • Определите  род и число им. существительных.

2 уровень.

Образуйте от имён существительных  имена прилагательные.

        Храбрость-          

        Доброта-

        Глупость-

        Ловкость-

         Круг-

- Проверим 2 уровень.

9. Рефлексия      

Устная

-Вы сегодня много работали по теме.

-Как вы думаете, мы достигли цели урока: узнали о роли имен прилагательных в нашей речи?

-Каждый воспринимает информацию по-своему.

-Какие бы вы вопросы могли задать по теме урока?

(-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Что обозначают?

-С какой частью речи всегда связаны им. прилагательные?

-Для чего необходимы в нашей речи им. прилагательные?)

10. Итог  урока

Кластер (см. Приложение)

11. Домашнее задание.

Правило на  стр. 64.Упр.112

Дополнительное задание: выписать из учебников по ОМ и лит. чт. словосочетания прил.+ сущ.и указать роль имен прилагательных в них



Предварительный просмотр:

Кластер

второстепенный член предложения

связано с именем существительным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

Урок для 4 класса по программе " Школа России". Цели составлены в соответствии с ФГОС....

Урок русского языка в 3 классе Тема: Роль имён прилагательных в речи

Урок  русского языка в 3 классе Тема: Роль имён прилагательных в речи...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)...

Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"

Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «единственное и множественное число имён прилагательных»; формирование умения определять число имён прилагательных, и...

Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...