КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс, Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Колесникова Таисия Игоревна

 Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «единственное и множественное число имён прилагательных»; формирование умения определять число имён прилагательных, изменять прилагательные по числам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать понятия «единственное и множественное число имён прилагательных»;
  • уметь определять число имён прилагательных;
  • уметь изменять прилагательные по числам.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своей деятельности;
  • устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» В.П. Канакина, 2 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 

Школа: 

Класс: 2в

Учитель: 

Студент: Колесникова Т.

Методист: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема «Единственное и множественное число имён прилагательных»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «единственное и множественное число имён прилагательных»; формирование умения определять число имён прилагательных, изменять прилагательные по числам.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • знать понятия «единственное и множественное число имён прилагательных»;
  • уметь определять число имён прилагательных;
  • уметь изменять прилагательные по числам.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своей деятельности;
  • устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» В.П. Канакина, 2 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический -словарный комментированный диктант

Словесный - беседа

4 мин.

- Давайте вспомним с вами, что же такое имя прилагательное.

- Ребята, открываем наши тетради, записываем число и классная работа. Итак, сейчас мы с вами будем писать словарный комментированный диктант. Я буду говорить вам имена существительные, ваша задача образовать от этих имён существительных однокоренные имена прилагательные.

- Давайте рассмотрим пример, возьмем существительное малина. Образуйте от  этого слова однокоренное прилагательное.

- Молодцы. Теперь приступим к работе: земляника, заяц, воробей, берёза, молоко, класс, город.

- Кто мне скажет, с какими именами существительными могут быть употреблены данные имена прилагательные?  Вы говорите словосочетание и от имени существительного задаете вопрос имени прилагательному.

- Хорошо, а на какой вопрос отвечают все имена прилагательные, которые мы записали?

- Правильно.

- Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие.

- Малиновый.

- Земляничный, заячий, воробьиный, берёзовый, молочный, классный, городской.

- Земляничный джем, заячий хвост, воробьиный клюв, берёзовый сок, молочный продукт, классный стул, городской транспорт.

- Все имена прилагательные отвечают на вопрос какой?

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей

К: обосновывают высказанное суждение, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

3.Постановка

 учебной задачи

 Практический- частично-поисковый

Словесный -беседа

5 мин.

- Ребята, а теперь посмотрите на слайд. Вы видите рисунки, рассмотрите их. Под рисунками вы видите словосочетания, давайте их прочитаем

-В чем заключается различие в этих словосочетаниях?

- Итак, в каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике?

- Итак, тема нашего урока « Единственное и множественное число имён прилагательных».

- Какие цели вы поставите себе на этот урок?

Рассматривают рисунки.

Читают словосочетания: синий колокольчик, синие колокольчики, белое облако, белые облака, красивая бабочка, красивые бабочки.

- Эти употреблены в разном числе.

- В первом столбике  имена существительные и имена прилагательные употреблены в единственном числе, а во втором столбике во множественном.

- Научиться  определять число имён прилагательных и изменять прилагательные по числам.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей

К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли

Р: целеполагание.

4.Открытие

 нового знания

Словесный – беседа

Практический – грамматический анализ

Практический – работа с правилом.

Словесный – беседа.

8 мин.

- Спишите эти словосочетания к себе в тетрадь, так же в два столбика.

- Белое облако, на какой вопрос отвечает имя прилагательное? А на какой вопрос отвечает имя прилагательное в словосочетании белые облака?

- Хорошо, а словосочетание красивая бабочка, красивые бабочки?

- Итак, смотря на наши записи, скажите, на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? А во множественном числе?

- А какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

- Правильно, теперь укажите над именами прилагательными и менами существительными их число.

- Давайте прочитаем правило в учебнике на странице 92. Прочитайте его про себя. А теперь прочитаем вслух.

- А теперь выполним с вами упражнение 159. Прочитайте и подумайте, как можно озаглавьте текст.

- Как мы можем его озаглавить?

- Почему  автор назвал март голубым? В каком предложении выражена главная мысль?

-  Как определить, в каком числе употреблено каждое имя прилагательное?

- Прежде чем мы будем записывать этот текст, обратите внимание на то, что имя прилагательное употреблено в том же числе, что и имя существительное, которое с ним связанное по смыслу.

- Разберем на примере. Голубой месяц. В каком числе стоит существительно месяц? А в каком числе стоит прилагательное голубой?

- Правильно, и имя прилагательно и имя существительное стоят в ед.числе потому что они связаны по смыслу.

- Запишите заголовок Голубой март и спишите текст. После того как вы спишите текст над именами прилагательными укажите число.

- Один ученик работает на доске, все остальные в тетради. (один ученик записывает одно предложение)

- А теперь догадайте, почему автор не употребил в этом тексте глаголы?

- Облако какое? белое.                   Облака какие? белые.

- Бабочка какая? красивая. Бабочки какие? Красивые.

- Какой? Какое? Какая?

- Какие?

- На это нам указывает окончание.

- Синий (ед.ч.) колокольчик (ед.ч.), синие (мн.ч.) колокольчики (мн.ч.), белое (ед.ч.) облако (ед.ч.), белые  (мн.ч.) облака (мн.ч.), красивая (ед.ч.) бабочка (ед.ч.), красивые (мн.ч.) бабочки (мн.ч.).

Читают правило.

- Голубой март.

- Автор назвал март голубым, потому что небо, снег, льды голубого цвета. Главная мысль выражена в первом предложении.

- Чтобы определить , в каком числе употреблено каждое имя прилагательное нужно задать вопрос.

- В единственном числе.

- Тоже в единственном числе.

Голубой (ед.ч), голубое (ед.ч.), голубые (мн.ч.), синие (мн.ч.), голубая (ед.ч.), голубые (мн.ч.), синяя (ед.ч.), голубой (ед.ч.).

- Автор не употребил в этом тексте глаголу потому что в тексте идут описания, а не действия.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей

К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

Физминутка

мин.

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический – работа с упражнением

7 мин.

- Сейчас мы поработаем в рабочей тетради. Откройте их на странице 42 и найдите упражнение 90. Прочитайте задание.

- Итак, первая загадка. Какую пропущенную букву мы вставим в слове лесной.  А как мы можем проверить эту орфограмму?

- Хорошо, а сейчас нам нужно вписать подходящие по смыслу прилагательные. И какие буквы мы в ставим в слово земляника?

А как мы можем проверить?

- Теперь вторая загадка. Какое прилагательное нам нужно вставить?

- Теперь вставляем пропущенную букву в слове темнице. Как мы можем её проверить?

- Какое прилагательное нам нужно вставить сейчас?

- Вставляем пропущенную букву в слове коса, в слове  улице.

- И какой же ответ в этой загадке?

- Третья загадка. Какие прилагательные будем вставлять здесь?

- Что это у нас ребята?

- Молодцы. А теперь нам нужно стрелкой указать, с каким именем существительным связано по смыслу каждое имя прилагательное. Начнем, прилагательное лесной, связано с каким существительным?

- Правильно.

- Лесной.

- Подобрать проверочное слово лес.

- Алый, белые.

- Земляника. Мы не можем проверить, это словарное слово.

- Красная

- Темнице. Подобрать проверочное слово потёмки, темень.

- Зеленая.

- Коса. Проверочное слово косы. Улице. Это словарное слово.

- Морковь. Это словарное слово.

- Зелёный, тонкий, белый.

- Это берёза. Словарное слово.

- Лесной полянке, алый сарафан, белые крапинки, красная девица, зеленая коса, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический - вставление пропусков

5 мин.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с заданием. Ваша задача рассмотреть рисунки и составить словосочетания. Далее над ними написать вопрос, и в каком числе стоит имя существительное и имя прилагательное.

жилой дом            жилые дома

зеленое яблоко        зеленые яблоки

красная машина       красные машины

- Итак, время вышло. Возьмите в руки простой карандаш и проверьте свою работу с эталоном. (ответы на слайде)

- Если ваш ответ не совпал с образцом поставьте «-».

- А если совпал, поставьте «+».

- Итак, ребята, делаем вывод. Что обозначают имена прилагательные в единственном и множественном числе? И на какие вопросы могут отвечать?

Жилой дом (какой?), жилые дома (какие?), зелёное яблоко (какое?), зеленые яблоки (какие?), красная машина (какая?), красные машины (какие?).

Р: коррекция.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7.Включение в систему знаний

Словесный – беседа

3 мин.

- Сейчас мы с вами решим небольшой тест. Отвечаем по поднятой руке.

1.  На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

а)  Что делать? Что сделать?

б)  Какой? Какая? Какое? Какие?

в)  Кто? Что?

2.  Что обозначает имя прилагательное?

а)  Предмет.

б)  Признак предмета.

в)  Действие предмета.

3.  С какой частью речи связано имя прилагательное?

а)  С существительным

б)  С прилагательны

В) С глаголом.

4.  Каким членом предложения является прилагательное?

а)  Подлежащим

б)  Сказуемым

в)  Определением.

5.  Найдите имя прилагательное.

Береза,  лопата,  карандаш,  говорить,  тихая, воробей, собака, играем, товарищ.

- Молодцы.

1-б

2 б

3-а

4-в

5- тихая

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- Итак, ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- На экране вы видите фразы, вам нужно выбрать одну и закончить её.

На уроке я работал …

Своей работой я …

Урок показался мне …

За урок я …

Материал урока был для меня …

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь на стр.43 упражнение 92, выучить правило в учебнике на стр.92.

-  Научиться  определять число имён прилагательных и изменять прилагательные по числам.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний.

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.

Задания для дистанционного обучения

  1. Измените число имени прилагательного.
  • Сильный –       
  • Серый –         
  • Густые –         
  • Свежий –         
  • Добрый –           
  • Светлые –       
  • Красивые – 
  • Молодой –   
  • Весёлый –   

  1. Распределите словосочетания на две группы: единственное и множественное число.

Единственное число

Множественное число

сладкая малина

красивый цветок

красивые цветы

тихая ночь

сладкие ягоды

голубые озёра

тихие дни

вкусный арбуз

голубое небо

вкусные конфеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имен существительных.

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной ре...

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель деятельности учителя: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки....

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имён прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «им...

Конспект урока русского языка. Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:знать: как изменяются глаголы по числам; как определяется числ...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имён прилагательных" (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Единственное и множественное число имён прилагательных» Цели деятельности учителя: формирование учащихся о понятиях «единственное и множественное число имён прилагательны...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Единственное и множественное число имен прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умений распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.Задачи урока Дидактические:формирова...

Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» УМК "Школа России", 2 класс

Тема урока: «Единственное и множественное число имён прилагательных» Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся об именах...