Урок русского языка по теме " Правописание родовых окончаний имён прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Воличенко Светлана Юрьевна

Урок для 4 класса по программе " Школа России". Цели составлены в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.rar14.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Учитель МОУ « СОШ  17»

                                                                  Города Новомосковска

                                                                   Тульской области

                                                                   Воличенко Светлана Юрьевна

Урок русского языка в 4 классе.

                                                                                           

Тема: « Правописание родовых окончаний имён прилагательных ( повторение)».

(УМК « Школа россии»  учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык». 4 класс)

Цель: способствовать самостоятельному нахождению в тексте прилагательных; учить самостоятельно изменять прилагательные по родам, числам; учить извлекать самостоятельно неоходимую информацию из учебника; способствовать актуализации полученных знаний; учить уместно употреблять прилагательные в речи.; способствовать расширению кругозора и словарного запаса; способствовать умению слушать и слышать товарищей, уважать их мнение.

            Ход урока.

1.Орг.момент.

-Настройтесь на интересную работу….

2.Открытие  темы урока.

-Мы начнём наш сегодня урок с минутки чистописания. Посмотрите на доску:

       Э           эл    эс     эк     эв          эг      эт

экология                этаж                  …….  

-Скажите ,о какой букве мы будем сегодня говорить?

-Какой звук обозначает эта буква?

-прежде чем вы начнёте писать,я хочу прочитать вам шуточное стихотворение про букву Э :

                 Буква Э на С дивится,

                 Словно в зеркало  глядится,

                 Сходство есть наверняка,

                 Только нету языка!

-На месте точек мы должны написать отгадку к  следующей загадке:

                       К дальним сёлам, городам

                       Кто идёт по проводам?

                        Светлое величество

                        Это   ……                          ( электричество ).

-Впишите это слово.

-Как вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ?

-Где вы слышали это слово?

-Сколько в слове букв, звуков?

3.Актуализация полученных знаний.

-Определите род всех  записанных слов.

-Составьте предложение со словом электричество.

-Разберите предложение по членам и подпишите все части речи.

(Электричество есть в каждом доме.)

-Какие однокоренные слова можно подобрать к этому слову? (Электрический, электростанция).

-Придумайте словосочетания с этим словом и данными существительными:

                             …..               свет

 ЭЛЕКТРИЧЕСК …..                 лампа

                            …..                  освещение

-Какие окончания мы должны вставить?

-Какая часть речи получилась? (прилагательное)

-Что мы сделали со словом ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ? (изменили по родам)

4.Формулировка темы урока.

-Что же предстоит нам с вами делать на уроке?

-А как узнать род имени прилагательного?

(Дети говорят по опорным словам ,вывешенным на доске:

                            1.Найти в предложении……..

                             2.Определит его……..

                             3.По роду существительного узнать……

                             4.Например……)

5.Закрепление.

Выполнение упражнения №271 с комментированием. Проверить правильность выполнения по таблице в учебнике в упр. 272.

6.Расширение  кругозора и словарного запаса  об имени прилагательном.

                     Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, длинные, голубые, круглые, бархатные и т.д.Всё это разнообразие предаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого:» Какова трава? Снег? Ночь?» и он ответит: « Трава зелёная. Снег белый. Ночь тёмная.» Что бы мы не делали, где бы мы не были мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону.

7. Лингвистическое задание.

-Прочитайте текст ,написанный на доске.

-Есть ли в этом тексте что-то необычное? (нет прилагательных).

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом.

                Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались

                    ёлочки.  Мороз сковал воду на реке. Жители давно приготовились к зиме.

     Опорные слова: лютая,сильные,пушистый,зимний,сверкающими,зелёные,сильный,сель-ские.

-Выберите из опорных слов подходящие по смыслу  прилагательные и запишите полученные  предложения.

-Выделите окончания и определите род прилагательных.

-Разберите предложения по членам и подпишите части речи.

8.Физкультминутка.

                                   Игра « Собери слова».

З О Р М О                 (мороз)

Л Ё Ч О К А                ( ёлочка)

С У Н Е Г Ч О Р А К   (снегурочка)

Д Г О                           (год)

В О Н Ы Й                   (новый)

-Какие слова зашифрованы?

-О чём вы вспомнили, прочитав эти слова?

-А знаете ли вы ,когда зажглась первая ёлка?

 

Первая новогодняя ёлка зажглась около 300 лет назад, когда Пётр 1 специальным указом повелел праздновать Новый год. Было это 1 января 1700 года.

-Дома придумате предложения с данными словами на новогоднюю тему, тем самым вы подготовитесь к предстоящему сочинению. Не забудьте приукрасить всё прилагательными.

9.Работа над словообразованием и обогащением словарного запаса.

-Я буду диктовать существительные, а вы от них должны будете образовывать однокоренное прилагательное и придумать к нему подходящее по смыслу существительное.

Счастье-(счастливый день)

свежесть-

школа-

зима-

холод-

снег-

город-

мороз-

утро-

праздник-

вьюга-.

-Разберите прилагательные по составу. Определите их род.

10.Закрепление и анализ выполнения самостоятельной работы.

-Выполнить упр. 273 самостоятельно.(Далее проверка вслух с комментированием).

11.Работа по индивидуальным карточкам.

-Определите род прилагательных.

12.Итог урока-рефлексия.

(Работа с деревом-прилагательным)

-Что такое имя прилагательное? (прикрепляем листик-ответ-«часть речи»)

-На какие вопросы отвечает? («какая? какое? какие? какой?»)

-Что обозначает имя прилагательное? («признак предмета»)

-Как изменяются имена прилагательные? (по числам, по родам)

-А связаны ли имена прилагательные с существительными?

-А прилагательные изменяются по падежам?

-А ещё имена прилагательные могут  быть синонимами и антонимами.

( Все листики-ответы прикрепляются на дерево ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

-Вот какое красивое  дерево у нас с вами получилось!

-И в завершении урока, я хочу вам прочитать стихотворение, посвящённое имени прилагательному:

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну ,представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем  «безобразное»,

Не скажем маме «милая.

Любимая, красивая»,

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ!

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало.

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять!

13.Домашнее задание: упр. 274.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 3 классе Родовые окончания имён прилагательных.

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России" В работе используется технология разноуровневого обучения....

Урок русского языка на тему: Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

урок-закрепление изученного материала по теме "падежные окончания имен прилагательных"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Урок русского языка в 3 кл. "Родовые окончания имён прилагательных."

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Родовые окончания имён прилагательных."  УМК " Школа России."  Урок разработан по ФГОСам, приведены УУД....

Урок русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе".

Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.Тип урока: применение знаний, умений и навыков.Цель: обобщить знания учащихся об имени при...


 

Комментарии

Шакирова Светлана Александровна

Спасибо за конспект .