Главные вкладки

    Урок русского языка по теме " Правописание родовых окончаний имён прилагательных"
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Воличенко Светлана Юрьевна

    Урок для 4 класса по программе " Школа России". Цели составлены в соответствии с ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.rar14.46 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                     Учитель МОУ « СОШ  17»

                                                                      Города Новомосковска

                                                                       Тульской области

                                                                       Воличенко Светлана Юрьевна

    Урок русского языка в 4 классе.

                                                                                               

    Тема: « Правописание родовых окончаний имён прилагательных ( повторение)».

    (УМК « Школа россии»  учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык». 4 класс)

    Цель: способствовать самостоятельному нахождению в тексте прилагательных; учить самостоятельно изменять прилагательные по родам, числам; учить извлекать самостоятельно неоходимую информацию из учебника; способствовать актуализации полученных знаний; учить уместно употреблять прилагательные в речи.; способствовать расширению кругозора и словарного запаса; способствовать умению слушать и слышать товарищей, уважать их мнение.

                Ход урока.

    1.Орг.момент.

    -Настройтесь на интересную работу….

    2.Открытие  темы урока.

    -Мы начнём наш сегодня урок с минутки чистописания. Посмотрите на доску:

           Э           эл    эс     эк     эв          эг      эт

    экология                этаж                  …….  

    -Скажите ,о какой букве мы будем сегодня говорить?

    -Какой звук обозначает эта буква?

    -прежде чем вы начнёте писать,я хочу прочитать вам шуточное стихотворение про букву Э :

                     Буква Э на С дивится,

                     Словно в зеркало  глядится,

                     Сходство есть наверняка,

                     Только нету языка!

    -На месте точек мы должны написать отгадку к  следующей загадке:

                           К дальним сёлам, городам

                           Кто идёт по проводам?

                            Светлое величество

                            Это   ……                          ( электричество ).

    -Впишите это слово.

    -Как вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ?

    -Где вы слышали это слово?

    -Сколько в слове букв, звуков?

    3.Актуализация полученных знаний.

    -Определите род всех  записанных слов.

    -Составьте предложение со словом электричество.

    -Разберите предложение по членам и подпишите все части речи.

    (Электричество есть в каждом доме.)

    -Какие однокоренные слова можно подобрать к этому слову? (Электрический, электростанция).

    -Придумайте словосочетания с этим словом и данными существительными:

                                 …..               свет

     ЭЛЕКТРИЧЕСК …..                 лампа

                                …..                  освещение

    -Какие окончания мы должны вставить?

    -Какая часть речи получилась? (прилагательное)

    -Что мы сделали со словом ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ? (изменили по родам)

    4.Формулировка темы урока.

    -Что же предстоит нам с вами делать на уроке?

    -А как узнать род имени прилагательного?

    (Дети говорят по опорным словам ,вывешенным на доске:

                                1.Найти в предложении……..

                                 2.Определит его……..

                                 3.По роду существительного узнать……

                                 4.Например……)

    5.Закрепление.

    Выполнение упражнения №271 с комментированием. Проверить правильность выполнения по таблице в учебнике в упр. 272.

    6.Расширение  кругозора и словарного запаса  об имени прилагательном.

                         Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, длинные, голубые, круглые, бархатные и т.д.Всё это разнообразие предаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого:» Какова трава? Снег? Ночь?» и он ответит: « Трава зелёная. Снег белый. Ночь тёмная.» Что бы мы не делали, где бы мы не были мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону.

    7. Лингвистическое задание.

    -Прочитайте текст ,написанный на доске.

    -Есть ли в этом тексте что-то необычное? (нет прилагательных).

    Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом.

                    Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались

                        ёлочки.  Мороз сковал воду на реке. Жители давно приготовились к зиме.

         Опорные слова: лютая,сильные,пушистый,зимний,сверкающими,зелёные,сильный,сель-ские.

    -Выберите из опорных слов подходящие по смыслу  прилагательные и запишите полученные  предложения.

    -Выделите окончания и определите род прилагательных.

    -Разберите предложения по членам и подпишите части речи.

    8.Физкультминутка.

                                       Игра « Собери слова».

    З О Р М О                 (мороз)

    Л Ё Ч О К А                ( ёлочка)

    С У Н Е Г Ч О Р А К   (снегурочка)

    Д Г О                           (год)

    В О Н Ы Й                   (новый)

    -Какие слова зашифрованы?

    -О чём вы вспомнили, прочитав эти слова?

    -А знаете ли вы ,когда зажглась первая ёлка?

     

    Первая новогодняя ёлка зажглась около 300 лет назад, когда Пётр 1 специальным указом повелел праздновать Новый год. Было это 1 января 1700 года.

    -Дома придумате предложения с данными словами на новогоднюю тему, тем самым вы подготовитесь к предстоящему сочинению. Не забудьте приукрасить всё прилагательными.

    9.Работа над словообразованием и обогащением словарного запаса.

    -Я буду диктовать существительные, а вы от них должны будете образовывать однокоренное прилагательное и придумать к нему подходящее по смыслу существительное.

    Счастье-(счастливый день)

    свежесть-

    школа-

    зима-

    холод-

    снег-

    город-

    мороз-

    утро-

    праздник-

    вьюга-.

    -Разберите прилагательные по составу. Определите их род.

    10.Закрепление и анализ выполнения самостоятельной работы.

    -Выполнить упр. 273 самостоятельно.(Далее проверка вслух с комментированием).

    11.Работа по индивидуальным карточкам.

    -Определите род прилагательных.

    12.Итог урока-рефлексия.

    (Работа с деревом-прилагательным)

    -Что такое имя прилагательное? (прикрепляем листик-ответ-«часть речи»)

    -На какие вопросы отвечает? («какая? какое? какие? какой?»)

    -Что обозначает имя прилагательное? («признак предмета»)

    -Как изменяются имена прилагательные? (по числам, по родам)

    -А связаны ли имена прилагательные с существительными?

    -А прилагательные изменяются по падежам?

    -А ещё имена прилагательные могут  быть синонимами и антонимами.

    ( Все листики-ответы прикрепляются на дерево ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

    -Вот какое красивое  дерево у нас с вами получилось!

    -И в завершении урока, я хочу вам прочитать стихотворение, посвящённое имени прилагательному:

    Очень занимательное –

    Имя прилагательное.

    Трудно будет без него,

    Если пропадёт оно.

    Ну ,представь-ка себе это:

    Как без признаков предмета

    Будем спорить, говорить,

    Веселиться и шутить?

    Что тогда получится?

    Стоит разве мучиться?

    Не скажем мы «прекрасное»,

    Не скажем  «безобразное»,

    Не скажем маме «милая.

    Любимая, красивая»,

    Отцу и брату, и сестре

    Не сможем говорить нигде

    Эти замечательные

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ!

    Чтобы всё отличным стало,

    Разных признаков немало.

    Будем всюду замечать

    И к месту в речи

    Их вставлять!

    13.Домашнее задание: упр. 274.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

    Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

    Урок русского языка в 3 классе Родовые окончания имён прилагательных.

    Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России" В работе используется технология разноуровневого обучения....

    Урок русского языка на тему: Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

    урок-закрепление изученного материала по теме "падежные окончания имен прилагательных"...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

    Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

    Урок русского языка в 3 кл. "Родовые окончания имён прилагательных."

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Родовые окончания имён прилагательных."  УМК " Школа России."  Урок разработан по ФГОСам, приведены УУД....


     

    Комментарии

    Шакирова Светлана Александровна

    Спасибо за конспект .