Урок русского языка в 3 классе Родовые окончания имён прилагательных.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Мельник Любовь Ивановна

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России" В работе используется технология разноуровневого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokrodovye_okonchaniya_prilagatelnykh.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Урок русского языка в 3 классе

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Мельник Любовь Ивановна

Тема:  Родовые окончания имён прилагательных.

Цели : Систематизировать существительные признаки имени прилагательного как части речи.

Формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных.

Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте,устанавливать

связь имён прилагательных с именами существительными, определять род и число.

Способствовать :

-развитию логического и творческого мышления, воображения, внимания,

речи учащихся.

- повышению мотивации учения.

- созданию условий для развития коммуникативной культуры учащихся, воспитанию любви к родной природе.

Оборудование:

1. Экран, компьютер, проектор.

2. Мультимедийная  презентация.

3. Грамзапись П.И. Чайковского « Времена года».

4. Таблицы, карточки для игры, оценочные карточки.

5. Учебник «Русский язык»Л.М. Зеленина,3 класс.

 Ход урока:

- Организационно-психологический этап.

1.- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же один из его лучиков заглянет к нам в класс и не только обогреет нас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях ( слайд 2).

2.- Под тихую музыку (фрагмент из музыки П.И. Чайковского « Времена года» « Весна») читаю « Сказку про краски» Е.Руженцева (слайд 3).

          Если б все на свете было

          Одинакового цвета,

          Вас бы это рассердило

          Иль порадовало это?

          Кто решил бы отныне

          Приходя домой усталым

          На зелёной спать перине

          Под зелёным одеялом?

          И зелёною водою

          На рассвете умываться?

          Любоваться, как над вами,

          Зеленея , птицы реют,

          Над зелёными домами

 Ярко солнце зеленеет?

- Какими вы увидели мир в стихах?

-Какая часть речи помогла? Дать определение.

- Сообщение темы и постановка учебной задачи(проблемная ситуация).

- Посмотрите внимательно на экран, обратите внимание на выделенные слова. Как можно назвать их одним словом?

-С каким прилагательным они связаны?

- Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме:

 прилагательное + существительное ( ед. ч., И.п.)(карточка).Запишите их в столбик .

- Чем отличается прилагательное? Выделите окончание прилагательного.

- Почему?

- Определите тему сегодняшнего урока. (Открывается запись на доске : правописания родовых  окончаний имён прилагательных).

- Чему мы должны научиться?

- Для чего это нужно?

-Чистописание.

На доске :  ая ,яя, ий, ый, ой, ое, ее, ые, ие.

- Обратите внимание на соединения букв.

- Назовите сочетания букв с верхним соединением.

- Назовите сочетания букв с нижним соединением.

- Запись в тетрадь.

- Что вам напоминают эти соединения?

- Простым карандашом с помощью замкнутой линией разделите эти соединения на группы.

- Сколько групп у Вас получилось?

- Назовите 1 группу,2 и т.д.(1 группа-окончание существительных ж.р.).

- Работа по теме урока.

1. Актуализация и систематизация знаний об именах прилагательных.

- О каком времени говорится в стихотворении?

                       Пройдёт зима холодная,

                       Наступят дни весенние

                       Теплом растопит солнышко

                       Как воск снега пушистые.

- Опишите с помощью прилагательных: солнце(ласковое, тёплое,  нежное, весеннее),ветер( тёплый, добрый, свежий, легкий ), погоду( солнечная, ясная, тёплая, чудесная).

-Какой вопрос поставили к прилагательным?

- Запишите словосочетания с вопросом.

- Определите род прилагательных.

- Выделите окончания вопросов и прилагательных.

- Какой вывод можно сделать?(в жен. р. и ср.р. они совпадают).

Вывод: Какие окончания у прилагательных муж. р., жен. р., ср., р.?

(На доске постепенно появляется таблица).

             М.р. какой?    - ой – ей – ый – ий

             Ж.р. какая?    - ая – яя

             С.р. какое?     - ое – ее

- Как же определить родовые окончания прилагательных?

Продолжить фразы « Чтобы не ошибиться в написании окончаний прилагательных надо ……..

( По мере ответов на экране появляются записи: слайд 4)

1. Найти в предложении………            Существительные к которым относятся    

                                                                  прилагательные.

Определить его ………………               Род

По вопросу от существительного          Окончание

узнать……………………

- У нас получилась памятка , которой мы будем пользоваться при определении окончаний  прилагательных.

- Упражнения в редактировании словарных слов ( слайд5).

-Представьте себе, что вы редакторы и вы отвечаете за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки- найдите их и исправьте, выделите окончания прилагательных, укажите род.

Серая варабей ,дижурный учяник, белая малако, висеняя ресунок, позний завтрок, диревенский улеца.

( Два ученика работают на закрытой доске).

- Назовите слова с безударной гласной, непроверяемым ударением, с удвоенной согласной, непроизносимой согласной.

- В каких словах изменили окончание? Почему? Докажите?

Разминка. -Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные м.р. и ср.р.. Называю словосочетания в которых прилагательные м.р.- хлопаете в ладоши, ср.р.- топаете.

Будьте внимательны!

Молодой дубок, лесное растение, длинные ночи, раннее утро, голубое озеро, солнечный день, лёгкие облака.

- Почему, услышав некоторые словосочетания вы не выполнили команду?

(это мн.ч. прилагательных, у них род не определяется).

Работа в парах. Игра « Лото».

- У каждого на столе лежат карточки, но у одного они с именами существительными, а у другого – с прилагательными м.р.. Соедините карточки, изменив, где нужно окончания прилагательных. Составьте и запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания прилагательных.

звонкий капель          голубой небо               свежий воздух

радостный весна        длинный сосулька

(Карточки носят дифференцированный характер- для сильных пар с пропуском орфограмм).

- Какие словосочетания у вас получились?

- Кто испытал затруднения?

- Разобрать прилагательные по составу.

- Придумайте предложение с одним из словосочетаний.( запись на доске).

Высоко в голубом небе застыли лёгкие облака.

-Разобрать предложение по членам и части речи.

- Морфологический разбор существительного  в небе.

Работа с учебником.

Упр. 41, стр. 120.

- Объясните, что получилось ( предложение или словосочетания) ?

Творческая работа.

- Красоту родной природы особенно тонко чувствуют музыканты, художники.

На экране 3 картины ( слайд 6).

Опорные слова: Весенняя пора, потоки яркого солнца, лазурное небо, ласковый ветерок, льётся весёлая песня, смолистые почки, клейкие листочки, журчание ручейков.

- Перед вами 3 картины, по одной из них используя опорные слова написать сочинение-миниатюру.

- По какой картине будете составлять рассказ. Почему?

- Чтение сочинений. Оценки учащихся.

Рефлексия. Итог урока.

-Какие знания и умения вам потребовались для выполнения заданий на уроке?( Знать, что такое имя прилагательное, что прилагательное согласуется с существительным в роде и числе. Умение находить имя прилагательное. Определять его род.

- Оцените свою деятельность на уроке .Кому на уроке было интересно, кто чувствует, что хорошо поработал, много узнал, поднимите рисунок с изображением солнышка, если наоборот- рисунок тучки.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода.

Урок открытия новых знаний по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа 2100" Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС средствами технологии критического мышления....

Конспект урока по русскому языку "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

4 классТЕМА:  «Правописание родовых окончаний  имён прилагательных».          Цели урока:Развивать умения правильно и точно употреблять име...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема «Родовые окончания имён прилагательных»

                  ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема «Родовые окончания имён прилагательных»Цели:1) Совершенствовать умение находить имена прилагат...

Урок русского языка «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» 4 класс Занков

Данный урок рассчитан на обучающихся четвёртых классов  начальной школы по УМК Занкова и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на...

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....

Конспект урока по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок русского языка проводится в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"Цель данного урока: упражняться в правильном напи...

Конспект урока русского языка по теме:"Окончания имён прилагательных"

Данный конспект урока поможет сформировать у обучающихся навыки правильного написания окончаний имён прилагательных...