Конспект урока по русскому языку "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

 Водолазская Марина Николаевна

 4 класс

ТЕМА:  «Правописание родовых окончаний  имён прилагательных».         

Цели урока:

  1. Развивать умения правильно и точно употреблять имена прилагательные в речи.
  2.  Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён прилагательных, умения определять род  прилагательных.
  3. Работать над грамматическим строем предложения.
  4. Развивать мотивацию к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus._yaz._4_klass.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Правописание родовых окончаний  имён прилагательных».          

Цели урока:

  1. Развивать умения правильно и точно употреблять имена прилагательные в речи.
  2.  Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён прилагательных, умения определять род  прилагательных.
  3. Работать над грамматическим строем предложения.
  4. Развивать мотивацию к обучению.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для индивидуальной работы.

План  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Минутка чистописания.
  4. Работа над словосочетаниями.
  5. Гимнастика для глаз.
  6. Составление предложений.
  7. Физ. минутка.
  8. Работа над текстом.
  9. Итог.
  10. Оценивание.

                                                   План урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Поприветствуйте их.

Школьный звонок

Нас позвал на урок.

Будьте старательны и очень внимательны.

            - Тему урока вы узнаете, выполнив задание.

Слайд 2

-Посмотрите на экран.

- Прочитайте слова.

(Весенний, солнечный,  трава, зелёный).

              -  Назовите лишнее. ( трава)

- Почему оно лишнее? (это имя существительное)

- А все остальные  слова  какой части речи? (им. прилагательные)

 - Так о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (об имени прилагательном)

2. Сообщение темы и цели урока.

- Верно.  Тема нашего урока: «Правописание родовых окончаний имён прилагательных» .

- Сядьте правильно, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

 Слайд 3

- Вспомните, что такое имя прилагательное? (это часть речи, которая  обозначает признак предмета  и отвечает на вопросы  какой? какая? какое? какие? )

- Как вы думаете зачем нам нужны имена прилагательные? (они помогают сделать нашу речь более точной, понятной и красивой)

- С какой частью речи связаны имена прилагательные? (с  существительными)

- Почему? (им. прилагательные обозначают признак предмета)

Таблица.

Слайд 4

- Посмотрите на таблицу.

-   Как изменяются имена прилагательные? (по числам)

-Что вы можете сказать об именах прилагательных в  единственном числе? (изменяются по родам)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные м. р.? (какой?)

- Какие имеют окончания? (-ой, -ий, -ый)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные ж. р.? (какая?)

- Какие имеют окончания? (-ая, -яя)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные ср. р.? (какое?)

- Какие имеют окончания? (-ое, -ее)

- Что вы можете сказать о прилагательных во множественном числе? ( не изменяются по родам)

- На какой  вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа? (какие?)

- Назовите окончания имён прилагательных множественного числа? (-ие, -ые)

-  Как определить род имени прилагательного? (по существительному, к которому оно относится)

 - А сейчас, используя сигнальные карточки, определите род имён прилагательных.

Ж. р.          Красивая берёза               солнечная погода

М. р.           Зелёный   лес                   пасмурный день

Ср. р.           Ясное   небо                     спелое яблоко

  1. Минутка чистописания.

- Посмотрите на доску. Какие части слова написаны? (окончания имён прилагательных)

ая   ое  ый   яя  ие  ий   ое  ой   ые

- Прочитайте их.

- Запишите окончания в тетрадь. Обратите внимание на правильное соединение букв.

- Назовите окончания  имён прилагательных м. р. (-ий, -ый, -ой)

- Назовите окончания ж. р.  (-ая, -яя)

- Назовите окончания ср. р.  (-ое, -ее)

- Назовите окончания мн. ч.  (-ие, -ые)

  1. Работа над словосочетанием.

 Слайд 5

 - Внимание на экран.

- Прочитайте задание.

Весенний день                                         Зелёный лес

…                капель                                      …                 трава

…                утро                                           …                  яблоко    

         

 

- Измените по родам прилагательные весенний и зелёный.  Составьте и напишите словосочетания по образцу. Выделите окончания прилагательных, напишите род.

- Это же задание написано на карточках. Карточки соответствуют квадратам на парте. Зелёные - попроще, красные  - усложнено.

- Выполняйте задание.

 

Проверка по слайду.

- Что такое капель? (падение с деревьев, крыш тающего снега каплями.)

-  Что  мы с вами составляли? (словосочетания)

- Из каких частей речи состоят словосочетания? (из прилагательного и существительного)

- Что обозначают имена прилагательные? (признак предмета)

 

 - А сейчас мы  выполним гимнастику для глаз.

  1. Гимнастика для глаз.

Слайд 6

  1. Составление предложений.

- Мы продолжаем нашу работу.

- Что такое   предложение? (это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Посмотрите на экран. Составьте предложения, раскрыв скобки.

Слайд 7

Мы встречаем (ранняя) весну.

Высоко в (голубое) небе поют жаворонки.

Ветви деревьев покачиваются от (сильный) ветра.

 

- Запишите первое предложение, выделите окончание ,  определите род прилагательного. (к доске пойдёт…, остальные в тетради)

- Остальные предложения запишите самостоятельно.

- Те дети у которых на столе красный квадрат –  выделите окончания, определите род имён прилагательных.

-  А те дети у которых на столе зелёный квадрат - выделите только окончания прилагательных.

- Выполняйте задание.

 (Проверка по слайду)

Слайд 8

- Я  сейчас я предлагаю вам отдохнуть.  (ученик)

  1. Физ. минутка.

Слайд 9

- Отдохнули. Продолжаем работу.

  1. Работа над текстом.

-  Предлагаю вашему вниманию видеофильм.

Слайд 10

- Какое время года вы увидели? (весну)

- По каким признакам вы определили? (тает снег, появляются первые цветы,…)

-  А теперь прослушайте текст.  (учитель)

Наступила ранняя, шумная и пахучая весна. Звенят под высокими деревьями весенние ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. Тёплый ветер пробегает по верхушкам деревьев.

 

- О  какой весне говорится в тексте?

- Как вы понимаете выражение «пахучая весна»?

- О чём ещё говорится в тексте? (о весенних ручьях)

- Как вы понимаете выражение «звенят весенние ручьи»?

- А что в тексте сказано о ветре?

- Объясните значение словосочетания «пробегает тёплый ветер».

- А сейчас приготовьтесь писать текст под диктовку.

- К доске пойдет …, а остальные в тетраде.

- Найдите прилагательные и подчеркните их.

- К какому существительному относятся эти прилагательные? (весна)

- Выделите окончание, определите род им. прилагательных.

 - Продолжаем писать под диктовку, а комментирует с места…

-Назови прилагательные. (высокие, весенние)

- Подчеркните. Окончание. Род.

- Следующие предложения запишите самостоятельно. (учитель диктует)

- Подчеркните прилагательные, выделите окончания, определите род.

- Зачитайте существительное, а потом прилагательное, к которому оно относится. (смолой душистой – ж. р., почки набухшие – мн. ч., ветер тёплый – м. р.)

 

- Что помогло правильно написать родовые окончания имён прилагательных? (вопрос)

- От какого слова задавали вопрос? (от существительного)

  1. Итог.

-Так как же узнать род имён прилагательных? (по сущ.)

- Значит, чтобы определить род имён прилагательных надо:

Слайд 11

1. Найти в предложении существительное.

2. Определить его род.

3. По роду существительного узнать род прилагательного.

- Эта памятка поможет выполнить домашнее задание по карточкам.

  1. Оценки.

- Каждый оценит свою работу на уроке самостоятельно и объективно.

Отлично - активная работа на уроке,  запись в тетради выполнена аккуратно, без ошибок.

Хорошо – работал на уроке не в полную силу,  запись в тетради выполнена аккуратно, но допускал ошибки.

Ещё поработать – мало работал на уроке, надо постараться на следующих уроках.

Слайд 12

                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Родовые окончания имён прилагательных".

Конспект урока по русскому языку " Родовые окончания имён прилагательных"....

Развернутый конспект урока по русскому языку. "Безударные окончания прилагательных". 3 класс. Образовательная система "2100".

Образовательные технологии: Исследовательская деятельность.Опережающее обучение (успешное обучение в старших классах).  Работа в парах.Методика самооценки....

Конспект урока по русскому языку "Род имен прилагательных"

Познакомить с изменением имён прилагательных по родам; развивать умение определять род имён прилагательных....

Конспект урока по русскому языку "Правописание имён прилагательных во множественном числе".

Цель: повторить правописание имён прилагательных во множественном числе, развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по числам"

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по числам"...

конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по родам"

Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК Школа Росии Автор учебника В.П. Канакина...