Кубань - моя Родина
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шуляк Светлана Владимировна

Данный опыт работы по изучению традиций на Кубани актуален и имеет большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса:

- раскрывает истоки народных промыслов и ремесел , их роль в жизни общества;

- формирует у учащихся целостное представление о народных традициях и обычаях, о народном мастере как творческой личности;

- помогает детям усвоить специфику художественной системы народного искусства;

- прививает учащимся любовь к родному краю, традиционному народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuban_-_moya_rodina.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

станицы Новомалороссийской

Выселковского района Краснодарского края

ул. Школьная, 31 тел.: 8(86157)42266

Направление

 

       Подготовила:

                                     Шуляк Светлана Владимировна

                           кл. руководитель 3 класса

              МБОУ СОШ № 25

НАПРАВЛЕНИЕ «КУБАНЬ – МОЯ РОДИНА»

Целостное описание опыта работы

Родина! Как много значит это слово для человека. В нем – радость и счастье, в нем – смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по-своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю.

Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – школа – двор - станица – граница мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов.

Кубань - край многонациональный. Тесно переплетается многовековая история русского, украинского и кавказских народов. В отдельных классах число учащихся,  представителей этнических групп доходит до 20%. Выпускники школы  будут жить  в открытом многонациональном мире, поэтому должны гордиться своей и уважать чужую культуру.

Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. Для каждого живущего на Кубани важно хорошо знать прошлое и настоящее своего края, знать историю своего народа.

Очень полюбились ребятам школьные праздники – кубанские посиделки, колядки, масленица, святки. Все эти праздники строились на основе фольклора. В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиций от поколения к поколению, мы должны,  используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, помочь в изучении и сохранении, развитию народного искусства. Это поможет нам осуществить духовное становление учащихся, развить их трудовые навыки и умения. Изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций:

  • этнической,
  • обрядовой,
  • бытовой,
  • эстетической,
  • воспитательной,  
  • познавательной

И это освоение должно идти в единстве видов и жанров:

  • пения,
  • танца,
  • игры,
  • пословицы,
  • рассказа,
  • вышивки,
  • кружев,
  • плетения,
  • резьбы и т.д.

Все это в совокупности формирует в ребенке с ранних лет представление о целостной картине мира.

Б.М.Неменский в своей книге «Мудрость красоты» пишет: «Формируя человека, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. От нас зависит, какое оно будущее. Культура многих веков, представления о счастье – только через нас. И бескультурье, невежество, духовная глухота – от нас!»

От нас самих зависит развитие ребенка, его восприятие. Воспитанный человек умеет восхищаться красотой, ценить созданное трудом человека, сам стремится совершенствоваться, приносить радость.

В современных условиях все больше и больше пробуждается интерес русских людей, общества к своим  национальным традициям, обычаям, обрядам, к своему культурному наследию. Нельзя не считаться с тем, что только через знание прошлого мы можем жить в настоящем и идти к будущему, а наше будущее, будущее России – это конечно, наши дети. Через обращение к народному творчеству мы можем с малых лет сохранить и развить в ребенке целостное восприятие мира, научить его понимать и чувствовать силу искусства, переосмысливать такие вечные понятия, как род, родство, Родина; через слово, интонацию, родную речь, природу, песню и движение научить детей общению друг с другом, с родными; зажечь в их сердцах любовь к окружающему миру и восхищение им; вселить в них высокие нравственные идеалы.

Обобщив эти задачи, можно сделать вывод, что одной из форм приобщения детей к народному культурному наследию являются народные праздники, которые должны стать   уже становятся) частью педагогического процесса в школе, направленного на создание условий для развития ребенка как личности.

Что же такое народный праздник? Каковы его истоки? Какова его роль в жизни человека?

Одной из первых звучащих страниц прошлого России являются обряды, поверья, обычаи, заговоры, ритуалы, игры. Большинство из них уходят корнями в языческую Русь, поклонявшуюся Солнцу и Земле, Ветру и Дождю, растениям и животным, и передают любовное почитание Земли и уважение к труду человека.

Много обрядов и обычаев было связано со сменой времени года, с земледельческим календарем; в них отражались многочисленные стадии полевых работ, связанных с ростом хлеба, с жатвой и уборкой хлеба с полей. Но и в  другое время года крестьяне находили слова, величавшие и воспевавшие белые глубокие снега, веселую нежную весну, брызжущее солнечными лучами лето. С этими проявлениями народного творчества к людям пришло искусство; это и поэтическое слово, и театральное действие, и хорошее пение, и хореографическое творчество, которые, постепенно соединившись, составили особую культуру - культуру праздника, представившую яркую, очень многообразную сторону жизни русского народа.

Однако надо помнить, что прежде чем начинать работу по приобщению детей к народной культуре, взрослым самим необходимо проникнуться глубиной, тонкостью и красотой народного творчества, открыть его для себя, изучить и только потом чутко и бережно помогать детям, открывать эти замечательные родники народной мудрости.

На Кубани существует богатая устная народная традиция. Это мудрые пословицы, поговорки, хитрые загадки, военные, исторические, бытовые песни. Многие из них возникли из обрядовой поэзии – особой формы устного народного творчества, пожалуй, наиболее древней. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле – кормилице, почитание отцов и дедов. А.Н.Толстой назвал обрядовую поэзию праздничными одеждами души народа. Действительно, она наполняла глубоким содержанием всю размеренную жизнь человека, напоминала о неразрывной связи его с природой. Заканчивалась зима – нужно было её проводить, чтобы не вернулись злые морозы и зазвать весну; осень - время сбора урожая и свадеб; зимой – Рождество и встреча Нового года – святки. Детям очень полюбились эти обрядовые праздники.

Народное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания учащихся.

Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее:

- народное искусство – своеобразный катализатор детского творчества;

- в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт

поколений;

- произведения народного декоративно-прикладного искусства, народные

традиции и обычаи способствуют формированию развития художественного

вкуса, творческих начал личности.

Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения.

Главное – обеспечить на уроках эмоциональный контакт внутреннего мира ребенка с произведением мастеров. В этом безусловно помогают кубанские песни.

Пожалуй, ни в каком уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого песенного своеобразия, такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. В кубанском народном пении разом звучат и богатырское русское раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность и веселая распахнутость и тут же - чисто украинская, располагающая задушевность и мягкость, и добрая «усмишливость» над собой и близкими.

И язык кубанской народной песни представляет собой своеобразный сплав русского и украинского. Это и не чисто русский язык, и не чисто украинский, а «кубанский», «кубанская мова». Недаром наши песенники и песенницы шутя говорят о себе: «Мы знаем несколько языков: русский – кацапский, украинский – хохляцкий, и родной – кубанский».

Такой самородный, уникальный по окраске и глубинному содержанию, песенный сплав возник естественно. Два столетия назад кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские казаки- потомки беглых русских  крестьян. А еще раньше, как и в последующие годы, здесь оседали «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленных турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий слух еще и теперь может уловить тяжеловесный, как тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот.

Но и этим не объяснить всего своеобразия народного песенного искусства Кубани.

Да, конечно. Два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону – кубанскую песню.  Но и эти могучие два древа, украинское и русское, «опылялись» песенным цветом ближних народов: в обеих кронах звенят и польские, и болгарские, и сербские, и цыганские, и молдавские напевы. А здесь на благодатной  кубанской земле, как в полевой венок, в народное пение вплелись и горские мелодии: адыгейские, кабардинские, лезгинские, черкесские, абазинские…

Это сказалось на самом чутком к внешней реакции жанре народного пения - припевках и страданиях. Но особенно заметно влияние искусства соседей на припевки к танцам и пляскам, которые звучали в кубанских станицах и хуторах еще совсем недавно. Около каждого двора почти каждый вечер устраивались танцы и пляски с припевками. А сколько было хороводов и плясовых песен?! И все они тоже сопровождались красивыми, присущими только этим песням, движениями, со своим сюжетом, призывающим к любви, добру, чистоте.

На школьных утренниках можно увидеть картину тех веселий, тех танцев и плясок с песнями и припевками, с шутками и прибаутками, которые выражают широкую натуру кубанцев и дает молодым людям хоть какое-то представление о былом народном веселье.

Мы, педагоги, обязаны помнить, что народная культура должна выжить, должна быть сохранена, преумножена. Именно народная культура, а не полукультура. Если подобная работа будет проводиться с детьми, то, несомненно, у детей появится интерес к культуре, традициям, обрядам предков. Человек с детства чувствует себя частью своего народа, он включается не просто в мир, но и в историю через историю своего народа.

Нужно помнить, что цель педагога - не только научить рисовать, лепить, шить, но и сделать детей достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки. Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа, это сплав доброго человеческого - разума, душевной теплоты, мудрой фантазии, искренности, чистоты. Все, что оставили нам предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих.

Утрата духовных традиций ведет к исчезновению этноса.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». 

         Все начинается с ученика и все возвращается к нему…

         Без знаний культуры родного края, его традиций, истории и природы, невозможно вырастить человека, который гордился бы своей малой Родиной, любил свой край. В Краснодарском крае, в нашей школе, в частности, большое внимание уделяется воспитанию гражданина. Новый курс «Кубановедение» помогает педагогам решить ряд проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения. 

                             

                             Без памяти - нет традиций,

                                  Без традиций -  нет культуры,

                                  Без культуры – нет духовности,

                                  Без духовности – нет личности,

                                  Без личности – нет народа.

Библиографический список:

  1. Бондарь Н.И. «Календарные праздники и обряды кубанского казачества», Краснодар, 2003г.

  1. Вакуленко Е.Г «Система регионального непрерывного художественно-эстетического  образования. Народное декоративно-прикладное искусство», Краснодар, 1997г.

  1. Гангур Н.А. «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», Краснодар, «Советская Кубань», 1999г.

  1. Легких Н.П. «Использование элементов кубанских ремёсел в работе с младшими школьниками», Краснодар, 1995г.

  1. Потапова Т.М. «Кубановедение в работе школьной библиотеки»,  Краснодар, 2004г.- 67-74с.

  1. Тарасенко Т.В. «Народные музыкальные праздники и развлечения»,  Краснодар, 1995г.

  1. Хрестоматия для 5-11 классов «Литература Кубани», Краснодар, «Советская Кубань», 1995г.

Рецензия

на целостное описание опыта Шуляк Светланы Владимировны

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 25 ст. Новомалороссийской

на тему: «Промыслы и ремесла на Кубани. Народные традиции и обычаи казачества края».

Материал обобщен заместителем директора по учебно–воспитательной работе МБОУ СОШ № 25 ст. Новомалороссийской Терентьевой Ириной Федоровной, представлен руководителем территориальной методической службой Лавровой Еленой Александровной.

Данный передовой опыт актуален и имеет большое значение для совершенствования учебно–воспитательного процесса:

- раскрывает истоки народных промыслов и ремёсел, их роль в жизни общества;

- формирует у учащихся целостное представление о народных традициях и обычаях, о промыслах и ремёслах, о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с природой и культурой родного края, носителе традиции коллективного опыта;

- помогает детям усвоить специфику художественной системы народного искусства;

- даёт возможность школьникам овладеть навыками и приёмами основных художественных ремёсел и промыслов Кубани;

- прививает учащимся любовь к родному краю, традиционному народному искусству.

Методы, используемые Светланой Владимировной Шуляк, разнообразны. Успех её опыта достигается при использовании системы педагогических средств и форм, при выборе которых постоянно учитываются экономические, географические, исторические, национальные особенности региона, богатейший опыт его народных традиций и обычаев. С учащимися проводится исследовательская работа. Собранный материал обобщается.

Уроки по изучению промыслов и ремёсел на Кубани отличаются многообразием наглядности, формами организации работы детей (бригадах, парами), вариативностью выполняемых работ. Тип уроков обычно интегрированный. Учащиеся знакомятся с народными мастерами, с видами ремёсел и промыслов, пробуют сами изготовить сами то или иное изделие. Работа по изучению народного искусства ведётся не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Совместно с родителями проводятся утренники, посиделки, традиционные народные развлечения, игры, ярмарки, поисковая работа.

Новизна опыта заключается в рационализации, усовершенствовании преподавании уроков по курсу Кубановедение. Уровень новизны новаторский. Опыт С.В.Шуляк имеет высокую оценку и соответствует критериям передового педагогического опыта. Имеется большой объём материала, приложений, целесообразно используемых.

Данный опыт можно использовать в общеобразовательных учреждениях на уроках кубановедения, технологии, литературного чтения, истории, изобразительного искусства в начальных классах для любого контингента учащихся. Не требует определённой материальной базы, так как работа носит поисковый характер. Важную роль в подготовке педагога играет его личная заинтересованность и умение привлечь внимание учащихся к исследовательской работе.

Этот опыт используется учителями начальных классов, истории, обществознания, кубановедения, ИЗО, технологии МБОУ СОШ № 25. Опыт также изучен и обобщен на уровне районной методической службы, внесен в краевой банк передового педагогического опыта. Материал, собранный Шуляк С.В., требует изучения и внедрения в педагогической деятельности всеми учителями района и края. При этом важна постоянная ориентация на изучение в комплексе всех видов и жанров: народного творчества, обрядов, традиций, народных промыслов и ремёсел, быта, природной среды, процесса изготовления изделий народного декоративно-прикладного искусства. Только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к малой родине, к родному краю.

Терентьева Ирина Федоровна,  заместитель директора по УВР

НАПРАВЛЕНИЕ «КУБАНЬ – МОЯ РОДИНА»

Целостное описание опыта работы

Родина! Как много значит это слово для человека. В нем – радость и счастье, в нем – смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по-своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю.

Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – школа – двор - станица – граница мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов.

Работая с детьми, которые только что пришли в школу, я убедилась в том, что они хотят больше знать о своей станице, районе, крае. Поэтому в своей работе широко использую материалы о родном крае. Большинство уроков можно строить по краеведческому принципу. Другими словами, решая задачи конкретного урока, можно знакомить учеников с историей Кубани, народными традициями, декоративно-прикладным искусством, природными богатствами. Только так, на мой взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано всё, чем мы ныне владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур народов,  живших и живущих на Кубани.

Очень хорошо, что возникла идея, а теперь уже и повсеместно внедряется самостоятельный курс краеведения – Кубановедение, целью которого стало расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе, природе. Не дублируя уроки природоведения, истории, литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, стараюсь дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются,  сосредоточить внимание детей на понимании взаимосвязи природы и человека, истории культуры, единства материального и духовного мира.

Наша школа – это школа с этнокультурным компонентом. Одним из пунктов программы развития школы является формирование гражданина, которому свойственны:- патриотизм, уважение к истории и культуре Отечества, родному языку, ощущение себя хозяином страны и края.

Кубань - край многонациональный. Тесно переплетается многовековая история русского, украинского и кавказских народов. В отдельных классах число учащихся,  представителей этнических групп доходит до 20%. Выпускники школы  будут жить  в открытом многонациональном мире, поэтому должны гордиться своей и уважать чужую культуру. Следует брать в расчет и тревожные симптомы, о которых предупреждают ученые: в российском обществе, прежде всего среди молодежи 16–17 лет, наблюдается высокий уровень национальной нетерпимости. Мы не должны допускать этого, поэтому и работу надо начинать не в подростковом возрасте, а уже в младшем школьном возрасте. Помочь в этом позволяет  Программа «Кубань – моя Родина».

Задачи:

  1. Ознакомление школьников с историей Кубани, её символикой, государственными праздниками, традициями.
  2. Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно–нравственных ценностей Кубани, накопленных поколениями.
  3. Ознакомление с экономической структурой и политикой Кубани.

Содержание деятельности:

Раздел 1.

История Кубани.Государственная символика.

  1. Главные события истории Кубани.
  2. Герб, флаг, гимн Кубани.
  3. Великие люди Кубани.

Раздел 2.

Культура, традиции, быт народов Кубани.

  1. Обычаи и традиции.
  2. Фольклор.
  3. Народные праздники.
  4. Памятники культуры.
  5. Достижения науки и техники.

Раздел 3.

Политико–административное устройство и экономическая система Кубани.

  1. Государственное устройство Кубани.
  2. Экономическая система.
  3. Место Кубани в хозяйстве России.
  4. Экология Кубани. Охрана растений и животных.

Раздел 4.

Глобальные проблемы современности.

       1. Ближайшие соседи Кубани.

       2. Взаимоотношения и сотрудничества с другими регионами.

       3. Сотрудничество людей всего мира по проблемам выживания    

            человечества.

Прогнозируемый результат:

Выпускник школы:

  1. Знает историю и традиции своего народа.
  2. Осознаёт как нравственную ценность причастность к судьбе Кубани, её прошлому, настоящему и будущему.
  3. Несёт ответственность за сохранение научного, промышленного, духовного и культурного потенциала Кубани.
  4. Знает и широко использует свои гражданские права и добросовестно выполняет свои гражданские обязанности.

Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Кубань, кубанская земля… Если взглянуть на неё с высоты птичьего полета, она предстанет перед нами в виде огромных квадратов и прямоугольников колхозных полей, разделенных узкими полосками из посадок. Местами видны блестящие на солнце зеркала рек, лиманов, водохранилищ. На их берегах чередой идут хутора, станицы, города. Природа с удивительной щедростью одарила свой край. Географические контрасты Кубани оставляют незабываемое впечатление: из субтропического парка на берегу Черного моря здесь можно увидеть белоснежные папахи горных вершин, суровые горные теснины с шумными водопадами соседствуют с полными покоя альпийскими лугами, вековые заповедные леса манят не менее чем солнечные черноморские пляжи.

Благодатные кубанские земли были заселены с глубокой древности. Через её степи и горные перевалы прошло много племен и народов. Историю страны невозможно изучить, не зная истории своего родного края. Через познание малой родины человек осознаёт сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему.

История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань издавна  была тем великим  перекрёстком, где сходились исторические пути многих племен и народов, великих культур Востока и Запада. Говоря словами поэта И.Сельвинского, здесь «каждый камень гудит голосами эпох». Меоты и сарматы, скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и адыги, запорожские казаки и русские крестьяне – кто только не оставил след на этой благодатной земле! Современное население края - русские, адыгейцы, украинцы, белорусы, армяне, греки и другие народы превратили Кубань в один из ведущих экономических регионов страны, край высокоразвитой индустрии и интенсивного земледелия.

Для каждого живущего на Кубани важно хорошо знать прошлое и настоящее своего края, знать историю своего народа.

Очень полюбились ребятам школьные праздники – кубанские посиделки, колядки, масленица, святки. Все эти праздники строились на основе фольклора. Ребята с удовольствием знакомятся с народно - прикладным искусством кубанского казачества. Им очень полюбились эти уроки. Поэтому вместе с учениками мы стали собирать материал на эту тему, провели поисковую «Бабушкин сундучок». И теперь рушники, гончарные изделия (макитры, глэчики), собранные детьми стали экспонатами нашего школьного музея.

В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиций от поколения к поколению, мы должны,  используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, помочь в изучении и сохранении, развитию народного искусства. Это поможет нам осуществить духовное становление учащихся, развить их трудовые навыки и умения. Кубанская традиция славянского населения края, как известно, формировалась на основе двух традиций: украинской и южнорусской.

«Неправильно было бы рассматривать историю казачества в отрыве от русской истории – это было бы на руку нашим недругам». Это слова о. Вячеслава  Гнеденко.

Русь – Россия зачиналась Киевской Русью и продолжалась Московской. А  в нас, кубанцах, эти две стихии свиты воедино дважды, если не трижды и четырежды.

Издавна Русь, в том числе и кубанская, славилась своими ремеслами, изделиями народно-прикладного искусства. Со временем многие ремесла были незаслуженно забыты. И нынешнее поколение имеет весьма расплывчатые представления об исконных видах прикладного искусства. Изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций:

  • этнической,
  • обрядовой,
  • бытовой,
  • эстетической,
  • воспитательной,  
  • познавательной

И это освоение должно идти в единстве видов и жанров:

  • пения,
  • танца,
  • игры,
  • пословицы,
  • рассказа,
  • вышивки,
  • кружев,
  • плетения,
  • резьбы и т.д.

Все это в совокупности формирует в ребенке с ранних лет представление о целостной картине мира. Как вспоминает народный мастер по вышивке Вера Феодосеевна Мордина из ст. Брюховецкой Краснодарского края: «С детства, сколько себя помню, меня окружала такая красота! В каждом доме вышивали, многие мастерицы ткали, радовали глаз изделия гончаров. Часто родители пели песни, такие задушевные. Нельзя было не уметь девочке вышивать – считалось зазорным, а вышивать учились с 4 – 5 лет, как только иголку умели держать  в  работе». Так осваивалась традиция народа, народное искусство, мудрость народа, народная философия. Утрата духовных традиций ведет к исчезновению этноса. Исходя из этого, возник вопрос о более глубоком  изучении темы «Промыслы и ремесла на Кубани. Народные традиции и обычаи казачества края».

Цели и задачи изучения данной темы:

- раскрыть истоки народных промыслов и ремесел, их роль в жизни общества;

- сформировать у учащихся целостное представление о народных традициях и обычаях, о промыслах и ремеслах, о народном мастере как творческой личности, духовно

связанной с природой и культурой родного края, носителе традиции коллективного опыта;

- помочь детям усвоить специфику художественной системы народного искусства;

- дать возможность школьникам овладеть навыками и приемами основных

художественных ремесел и промыслов Кубани;

- прививать учащимся любовь к родному краю, традиционному народному искусству. 

Б.М.Неменский в своей книге «Мудрость красоты» пишет: «Формируя человека, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. От нас зависит, какое оно будущее. Культура многих веков, представления о счастье – только через нас. И бескультурье, невежество, духовная глухота – от нас!»

От нас самих зависит развитие ребенка, его восприятие. Воспитанный человек умеет восхищаться красотой, ценить созданное трудом человека, сам стремится совершенствоваться, приносить радость.

Чем же занимались наши предки? Какие промыслы и ремесла были развиты и какие дошли до наших дней?

Статистические данные и свидетельства современников, собранные по станицам, селам и аулам Кубани, сходятся на том, что «ни горцы, ни казаки не развили ни одной отрасли промышленности в таких размерах, которые могли бы влиять на их благосостояние». Промысел предпочитали лица со стороны – «народ пришлый из внутренней России». Пришлые жили исключительно заработками. Только виноделы и мирошники (мукомолы), а  также отчасти кузнецы и портные были из местных казаков. Следовательно, рост промыслов на Кубани связан с переселением сюда мелких промышленников и ремесленников.  Таких переселенцев называли иногородними. Находясь в бесправном положении, испытывая лишения, они, тем не менее, сыграли важную роль в развитии народного хозяйства Кубани.

Древнейшими ремёслами считались: земледелие, рыболовство, охота, бортничество (пчеловодство). В эпоху средневековья развиты были ремесла: металлургическое, кузнечное, оружейное, кожевенное, косторезное, ювелирное, деревообрабатывающее, прядильно – ткацкое и другие.

Массовый приток русских крестьян дал мощный толчок развитию сельскохозяйственному производству в крае. Помимо животноводства и полевого земледелия, сельское население занималось огородничеством и бахчеводством, разведением виноградников и садов. Приоритет сельского хозяйства предопределил и характер развития местной промышленности. С ростом зернового земледелия широкое распространение получило мукомольное производство. Действовали совершенно разнотипные мельницы: ручные, конные, ветряные, водяные и паровые. Признанным центром мукомольного производства был Екатеринодар.

Ещё интенсивнее в начале XX века развивалось маслобойное производство. Рост посевов подсолнечника и маслобойного производства обусловили появление и развитие поташных заводов, на которых из золы подсолнечника получали щелочной  порошок, необходимый для удобрений и других промышленных нужд.

Быстрыми темпами развивались такие подразделения, как виноделие, пивоваренное, консервное, кожевенное, сыроваренное, сахарное, шерстомойное, овчинное производство.

Одной из важнейших отраслей Кубани была и есть цементная. Новороссийский цемент пользуется громадным спросом во многих городах страны и за рубежом.

Кубань по праву считается родиной нефтяной промышленности России. Ещё в 1864году в долине реки Кудако стараниями полковника А.Н. Новосильцева была построена первая в стране буровая вышка, а в феврале в 1866года ударил первый в России нефтяной фонтан. 1864год принято считать годом рождения не только кубанской, но и всей отечественной нефтяной и газовой промышленности. Широкое развитие на Кубани получили  и народные декоративно – прикладные промыслы и ремесла. Наш край богат талантами, глубоки исторические и культурные корни.

Для становления мировоззрения детей имеет огромное значение знакомство именно с народными промыслами и ремеслами, которые хранят и передают национальные традиции.

Издавна человек стремился сделать своё жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Любой природный материал – глина, дерево, солома, лоза – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты.

По всей нашей стране, в том числе и на Кубани, живут художники – умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с которыми необходимо знакомить школьников. В изделиях народных мастеров оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Секреты ремёсел, их техника передаются из рода в род на протяжении многих поколений. Линейно – геометрическими орнаментами, животными и растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога – бокалы, ковры и циновки, керамика и рушники.

Наиболее распространенными видами народных промыслов и ремесел на Кубани были вышивка, ткачество, кружева, изготовление посуды и игрушек из глины, ковань, плетение из лозы, резьба по дереву, роспись.  

Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина, вблизи рынков сбыта. Из неё делали посуду, детские игрушки, черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам. Переселенцы, прибывшие на Кубань, приносили с собой традиционные профессиональные навыки, художественные приёмы. Наиболее распространёнными были на Кубани русская и украинская традиции.

Изделия, выполненные в украинских традициях, встречающихся на Кубани, отличаются от русских яркой, многоцветной росписью или лепными украшениями с растительным орнаментом. Сверху они обычно покрыты прозрачной глазурью. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Надежной, Отрадной, Мостовской, Холмской.

Многие гончары, известные на Кубани, умели в возрасте 7 – 10 лет  лепить игрушки, помогали в подготовке глины, которую ещё надо было уметь правильно замесить и растереть, чтобы в ней не осталось ни одного мелкого камешка. Это была большая, трудоёмкая работа, требующая огромного терпения. Без неё не подпускали ученика к гончарному кругу.

Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный  круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.

Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определённую форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах.

Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранились сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой – то ели.

Резьба по дереву была распространенным видом народного промысла Кубани. Часто можно было встретить резьбу на различных предметах быта. В Краснодарском крае государственном археологическом музее – заповеднике хранятся  резные изделия: на деревянном блюде, прялке. Встречается резьба по рубели, ткацком станке, в убранстве домов: крылечки, подзоры, наличники.

Кованые изделия, выполненные мастерами  в прошлом веке, можно ещё встретить в некоторых станицах и городах края, а также в Краснодаре. В основном это ажурная ограда, крылечки домов, оконные и дверные решётки. Причудлив орнамент, состоящий из завитков, розеток, медальонов. Часто в него вплеталась и дата изготовления изделия.

В 30 – е годы прошлого века под Краснодаром была организована артель по лозоплетению.

Плели столбушки, корзины для вовны, клубничные, специальные корзины для стеклянного баллона (20 литров), панера, бытовая. Для ловли рыбы многие плели приспособление, которое называлось верша, для вареников и пельменей плелась специальная чалба (подсака). Использовали для плетения в основном вербу.

Много известных мастеров лозоплетельщиц. Одна из них Валентина Трофимовна Жук, которая проживает в поселке Пашковском. Она освоила плетение корзинки ещё в детстве. Часто её мама, известная в прошлом лозоплетельщица в артели под Краснодаром, разрешала ей закончить свой – уже почти готовое изделие. И сегодня многие приобретают её корзины для бытовых нужд.

Другой мастер по плетению из лозы – Иван Сергеевич Бережной – сплел свою первую корзинку ещё в 7 лет. Это была маленькая, детская корзинка для клубники. Распространенным на Кубани было плетение из соломы и листьев початков кукурузы. Из соломы плели в основном шляпы мужские «Брыль». Их плели из ржи, второе коленце стебля. Для готового изделия необходимо было 12 – 14 метров плетенной ленты, полоски («зубатки»). Затем сшивались по форме простыми нитками. В знойное лето шляпа укрывала от жары во время сенокоса. Часто поля шляпы были большими, что создавало тень до плеч, сор не попадал за ворот во время скирдования.

Из листьев початков кукурузы (пануши) плели в основном кошелки. Славились мастера в станице Старокорсунской Н.И.Лыкова и в поселке Пашковском А.А. Левадный.

Н.И.Лыкова плела много маленьких корзиночек для детей, часто они были украшены разноцветными  листьями, покрашенными анилиновыми красителями или шелухой лука.

Познакомить детей с ремеслами и промыслами на Кубани – это не значит «напичкать» их разнообразными знаниями об истории возникновения ремесел, их названия, технике выполнения. Народное творчество нужно вводить в детскую жизнь естественно, без театрализации, так, как оно существует в жизни. Очень легко объяснить детям красоту народного искусства. Понимание этой красоты словно дремлет у них, его нужно только разбудить. Помогут нам кубанская природа, казачьи сказки и прибаутки, архитектура, утварь. Красиво вышитое полотенце, уникальный сосуд дети встречают с восхищением, пониманием красоты. Важно, чтобы ученики не только радовались красоте вещи, а были готовы слушать рассказы о народных умельцах, смогли бы поделиться своими впечатлениями дома, со сверстниками. Стоит заинтересовать учащихся, и пойдут рассказы о чем–то удивительном, что они видели дома, в музее или просто у бабушки. А то и принесут старинную вещь, найденную в сундуке или на чердаке.

Основная цель, которой руководствуюсь в работе, - развитие интереса у детей,  умения видеть и наслаждаться красотою, желания творить. Задача видеть жизнь, с интересом в неё всматриваться должна стать фундаментом развития нравственных качеств личности: доброты, уважения, умения ценить созданное человеком.

Не нужно распыляться, охватывать всё сразу. Терпеливо учу детей обращать внимание на всё красивое, замечать его самостоятельно, любоваться. Постепенно дети сами стараются передать увиденное в поделках, создают рисунки, аппликации, работая с разными изобразительными материалами. Этот момент самостоятельности необходимо воспитывать и по заинтересованности судить о результатах. Необходимо выявлять, что интересное, самобытное есть в своей родной станице, районе, а потом и в крае. Народное изобразительное искусство живет в быту, окружает нас повседневно; стоит только внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и можно найти в них много декоративного, художественного, ранее не подмеченного: резные наличники окон, узоры решеток, ворот, лепные потолки, плетеные корзинки, вышитые полотенца, кружева, тканые дорожки и многое -  многое другое.

При знакомстве с вышивкой, необходимо собрать разные вышитые изделия,  материал о вышивке на Кубани. Самое главное на этом этапе – заинтересовать учеников. Показывая вышивки, следует дать возможность рассмотреть их. О чем можно поговорить с детьми?

- Что вам больше всего понравилось? Почему? (Необходимо дать возможность

высказаться каждому ребенку. Важно чтобы у учеников были собственные

переживания и впечатления, совершенно искренние выплески души и разума);

- Из чего сделаны все  эти вещи? (Назвать материал, в данном случае ткань).

Необходимо сравнить вышитые и обычные изделия:

- Какое полотенце красивее и почему?

- Чем вышиты изделия? Потрогайте вышитые изделия.

- Какие узоры вам больше всего нравятся? А какие уже знакомы?

- Какое изделие ты бы выбрал себе и чтобы  с ним сделал?

- Как ты думаешь, кто вышивал это полотенце? Какой это человек?

- Вышивает ли кто-нибудь у вас дома? (Рассказы учеников)

Обязательно надо оставить вышивки на некоторое время в классе (повесить, украсить уголок), выбрать те, которые понравились детям. Можно предложить детям зарисовать понравившиеся изделия или узоры по желанию.

Следующая ступень – дать детям возможность наблюдать процесс вышивания. Хорошо если появится возможность пригласить в класс кого-нибудь из взрослых (мама, бабушка). Желательно, чтобы такой человек принес свои изделия и смог побеседовать с детьми, познакомить с техникой вышивания. В эту работу включаются и сами дети. Можно вышить салфетки, используя шрифтовой орнамент, кайму на полотенце. В 3 - 4 классах можно организовать обучение вышиванию именно тех детей, кто желает, кто в этом заинтересован. Объем работы должен быть не большой, чтобы дети быстрее увидели результат. В процессе вышивания дети знакомятся с особенностями кубанской вышивки. Не надо искать в узорах кубанской вышивки какие-то особенности (определенный цвет или постоянный элемент узора), но уместно вспомнить об истории заселения кубанской земли.

Заселяли Кубань украинцы, русские, люди других национальностей, естественно, они принесли с собой свою культуру. На кубанской земле культура разных народов претерпела изменения, появились новые традиции, новые направления, которые находили отражение в искусстве. Поэтому в разных регионах края предметы ремесел и прикладного искусства самые разные. В частности, вышивки различаются цветом и узором. Колорит вышивок может быть и черно-красный, и сине-красный. Для кубанской вышивки характерна не только вышивка крестом, можно увидеть уникальные вышивки гладью, сочетание в одном изделии нескольких видов швов.

С детьми можно выполнить и совместную работу. Например, взрослый выполняет более сложную часть вышивки, дети дополняют её постепенно, каждый ребенок какую-то часть, более доступную ему.

Нам, взрослым, нужно помнить, что народное творчество оказывает большое влияние на ребенка, воспитывает у него понимание красоты вещи, уважение к её творцу.

По такому принципу можно знакомить детей с другими ремёслами, другими видами прикладного искусства, характерного для вашего района.

Несколько слов о гончарном искусстве. Это своеобразное ремесло. Поэтому, чтобы у детей были некоторые представления о нём, чтобы полученные знания нашли применения, необходимо ученикам рассказать об истории гончарного ремесла, уходящего в далёкое прошлое. Детям интересно узнать, что в древние времена посуду лепили руками и обжигали на костре или очаге. Такой путь можно проделать с детьми: слепить любую посуду и обжечь в муфельной печи или просто высушить, расписать. Для этого можно использовать и пластилин (вылепить посуду, обсыпать мукой и расписать). Позднее детям можно рассказать о том, что появилось элементарное приспособление гончарный круг, а для обжига использовали горны – специально сооруженные для этой цели печи. Посуда, изготовленная на гончарном круге, намного красивее, разнообразнее, обожженная в горне более прочная. Если есть возможность понаблюдать работы гончара на гончарном круге желательно воспользоваться ею. Дети получают при наблюдении много дополнительных знаний не только о процессе изготовления, но и о свойствах и качествах глины, о разнообразии форм.

И, разумеется, немаловажное - о работе самого гончара, о его человеческих качествах. Дополнительно можно рассмотреть с детьми иллюстрации. Большой интерес, например, вызывает рассмотрение гончарных изделий, которыми пользовались наши предки и которые сохранились в отдельных семьях. Детям интересно будет знать об отдельных названиях, также характерных для каждого района: в северо-западных районах до сих пор можно услышать украинские названия: макитра, махотка, копысточка, крынка, глэчик. Одинаковые гончарные изделия встречались очень редко, каждый мастер вносил свою индивидуальность, неповторимость. Можно рассмотреть с детьми несколько кувшинов, пусть они самостоятельно увидят различия, определят, какой кувшин красивее, изящнее, наряднее. Пусть заметят приемы художественного оформления: роспись, налеп, рельеф; определят их название {праздничный, повседневный, в подарок).

Необходимо рассказать детям о том; как устраивались ярмарки, об их яркости, веселье, многообразии товаров, среди которых были  и гончарные изделий. Керамика пользовалась большим спросом - в ней готовили  пищу и подавали на стол, хранили и перевозили припасы посуда была необходима… Если есть возможность, покажите детям скульптуры кубанских мастеров - диковинные фигурки: лев, кошка, самовар, птица и другие, это вы зовет у детей интерес, знакомство с  ними - развитие творческой мысли, фантазии, воображения.

Кустарное ремесло сменилось - фабричным производством. Дети должны знать о том, как изготавливается посуда в настоящее время из глины (фарфор, керамика). Если есть возможность, сходите с детьми на экскурсию на керамический завод, фарфорофаянсовый. Кроме этого, детям можно рассказать, что глину используют в строительстве  (кирпич, черепица, изразцы). В этом случае можно посетить кирпичный завод. Подробнее можно рассмотреть несколько видов изразцов - их цвет, декоративно-художественное оформление.

Знакомство детей с гончарным ремеслом должно идти параллельно с развитием у них практических навыков. В процессе знакомства с разными приемами лепки посуды (ленточный, вдавливание, круговой налеп и др.) необходимо использовать полученные детьми, знания и впечатления, способствовать развитию детского творчества при декоративном, оформлении посуды. После рассмотрения изразцов уместно предложить лепку декоративных пластин  разными способами. Следует учесть, что все вылепленные изделия необходимо  расписывать (какое бы качество их ни было). Дети, должны видеть и  наслаждаться результатом своего труда.

Если у детей возникнет стойкий интерес к гончарному ремеслу, то знания их можно дополнить: рассказать о современной керамике, фарфоре, рассмотреть интересные изделий, украсить ими класс. Тогда ребенок будет совсем иначе смотреть на декоративную вазу, не останется равнодушен к тому, где она стоит, насколько видна ее красота. Используйте малейшую возможность ознакомления детей с произведениями народного искусства. Это могут быть керамические изделия, которые привлекут внимание детей (кулоны, подвески, колье, броши). Уникальность многих изделий заставит детей задуматься, а значит, пробудит творческую мысль.

Если сырьем для посуды и строительных материалов служила глина, то другой природный материал, например дерево, использовали для изготовления и украшения жилищ, мебели, домашней утвари. На Руси издревле дома одевали в изысканные кружева, и не мог русский мужик не украсить причудливой резьбой прялку ли, скалку ли, любой другой предмет домашней утвари. Как и для всей России, для Кубани характерна резьба по дереву. Обратите внимание на сохранившиеся резные украшения домов (наличники окон, причелины, карнизы). Рассмотрите с детьми узоры, сравните разные дома между собой. Здесь же хорошо предусмотреть практическую работу с детьми: предложить детям из бумаги вырезать самые разные узоры, сначала по трафарету, по контуру, позднее путем складывания. Когда у детей появятся элементарные навыки вырезывания, можно показать, как украсить "резьбой" выполненные детьми изделия (домики, дорожки, крылечки, сундучки, шкатулки, доски...), все имеющие навыки используются в творческой деятельности.

Кубань славилась и плетеными изделиями: корзины, лукошки, подставки разной величины, кашпо, абажуры. Плели из ивовых прутьев, из листьев кукурузных початков.

Сначала необходимо рассмотреть с детьми изделия, выбрать понравившиеся, показать детям элементарные приемы плетения простых предметов (небольшие подставки, хлебницы, вазочки, утварь для игр).

Плести дети могут в любое время, когда захочется. Простые виды плетения доступны детям, и они работают с интересом.

Сырье для плетения можно заготавливать впрок (листья кукурузных початков, стебли рогоза) и накануне (прутья ивы). Ивовые прутья лучше всего использовать поздней осенью и зимой.

Наш хлебный край имеет в изобилии разного рода солому. Неповторимые, оригинальные изделия из соломы служат украшением жилищ, предметов быта. Доступность обработки, простота техники выполнения позволяет организовать эту работу с детьми. Изделие может быть простым (украсить салфетку, небольшие декоративные аппликации) и более сложным (коллективные аппликации, плетение, изготовление игрушек). Выполненные работы удачно украсят помещение классной комнаты.

Кубанский самобытный промысел-ковань, кружева в металле. Удивительно изящна, неповторима ковань, выполненная руками кузнеца. В городах и станицах края сохранилось много кованых изделий. Присмотритесь внимательно: это заборы, ажурные крылечки, ступени, подставки для цветов, оконные решетки и др. Сколько выдумки, находчивости, свежих идей. В ковань вкладывалось много труда, и он оправдывался. На экскурсиях с детьми обращайте внимание на ажур ковани, любуйтесь имеете с детьми. Детям интересно будет знать, что кузнечное ремесло пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена, одновременно с обработкой камня и дерева, человек постигал тайны кузнечного дела.

Показывая детям уникальные творения рук человека, можно кратко рассказать об основных приемах работы и некоторых инструментах, использовать иллюстрации.

Кузнечное ремесло связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота. Поэтому для удобной и безопасной работы необходимо было подобрать для кузница место, обзавестись надежными инструментами.

Все кузнечные работы проводятся на воздухе. Поэтому место для кузницы выбирали такое, чтобы не мешать окружающим: кузницы устраивали обычно далеко за селом или на окраине города, только весёлые перезвоны молота доносились к людям.

Кроме традиционных видов ремесел, на территории нашего края и Адыгеи развиты некоторые промыслы. Если эти промыслы расположены на территории вашего района, то хорошо бы детям знать о них подробнее. В этом сможет помочь знакомство с опытом народного мастера. С мастером налаживается особый контакт. Тон общения доброжелательный, любовь и терпение, стремление помочь друг другу. В таких занятиях центральной фигурой является личность народного мастера, он первоисточник, а его произведения памятники культуры.

Такие встречи с мастером дают детям многое:

  1. Укрепляют необходимость в  знаниях традиций своего народа.
  2. Учат не только приемам и технологиям изготовления различных видов народного декоративно прикладного искусства, но и помогают осваивать народную философию, смысл и назначение этих видов искусства.
  3. Помогают познать себя, осмысливать то, что должны познать в жизни, осознавать свои недостатки и развивать достоинства, воспитывать в себе недостающие качества личности.
  4. Воспитывают уважение к личности мастера – носителя местной традиции, его творчеству, помогают глубже почувствовать красоту непростого труда, природу родного края, развивают эстетический вкус на лучших произведениях народной культуры.

Также в современных условиях все больше и больше пробуждается интерес русских людей, общества к своим  национальным традициям, обычаям, обрядам, к своему культурному наследию. Нельзя не считаться с тем, что только через знание прошлого мы можем жить в настоящем и идти к будущему, а наше будущее, будущее России – это конечно, наши дети. Через обращение к народному творчеству мы можем с малых лет сохранить и развить в ребенке целостное восприятие мира, научить его понимать и чувствовать силу искусства, переосмысливать такие вечные понятия, как род, родство, Родина; через слово, интонацию, родную речь, природу, песню и движение научить детей общению друг с другом, с родными; зажечь в их сердцах любовь к окружающему миру и восхищение им; вселить в них высокие нравственные идеалы.

Обобщив эти задачи, можно сделать вывод, что одной из форм приобщения детей к народному культурному наследию являются народные праздники, которые должны стать   уже становятся) частью педагогического процесса в школе, направленного на создание условий для развития ребенка как личности.

Что же такое народный праздник? Каковы его истоки? Какова его роль в жизни человека?

Одной из первых звучащих страниц прошлого России являются обряды, поверья, обычаи, заговоры, ритуалы, игры. Большинство из них уходят корнями в языческую Русь, поклонявшуюся Солнцу и Земле, Ветру и Дождю, растениям и животным, и передают любовное почитание Земли и уважение к труду человека.

Много обрядов и обычаев было связано со сменой времени года, с земледельческим календарем; в них отражались многочисленные стадии полевых работ, связанных с ростом хлеба, с жатвой и уборкой хлеба с полей. Но и в  другое время года крестьяне находили слова, величавшие и воспевавшие белые глубокие снега, веселую нежную весну, брызжущее солнечными лучами лето. С этими проявлениями народного творчества к людям пришло искусство; это и поэтическое слово, и театральное действие, и хорошее пение, и хореографическое творчество, которые, постепенно соединившись, составили особую культуру - культуру праздника, представившую яркую, очень многообразную сторону жизни русского народа.

Основываясь на русских традициях, и традициях кубанского казачества,  эта культура постоянно развивалась и обогащалась за счет импровизации и привнесения местных вариантов, в связи с чем праздники со временем приобретали региональную окраску. Например, в одних районах праздник масленица заканчивался сжиганием чучела, в других - утоплением его в реке или озере. Условно народные  праздники делились на четыре группы: календарные, трудовые, храмовые, семейные.

Каждое празднество состояло из нескольких частей, действий, присущих этому и только этому случаю. Песни и хороводы также имели свое предназначение: одни могли исполняться круглый год, другие - только в определенные праздники.

Однако надо помнить, что прежде чем начинать работу по приобщению детей к народной культуре, взрослым самим необходимо проникнуться глубиной, тонкостью и красотой народного творчества, открыть его для себя, изучить и только потом чутко и бережно помогать детям, открывать эти замечательные родники народной мудрости.

Основу праздничного обрядового календаря кубанского казачества составляет Рождество Христово, Новый год, Крещение, Масленица, Пасха, Вознесение, Троица, Иван Купала, Покров Пресвятой Богородицы. Важный момент, это то, что этнокультурную основу составили украинские и русские традиции.

По традиционным представлениям, неизменность календаря обеспечивает правильный ход жизни, устойчивость мира. Повторяющиеся из года в год одни и те же обряды и ритуалы и создают эту устойчивость, вечность.

На Кубани существует богатая устная народная традиция. Это мудрые пословицы, поговорки, хитрые загадки, военные, исторические, бытовые песни. Многие из них возникли из обрядовой поэзии – особой формы устного народного творчества, пожалуй, наиболее древней. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле – кормилице, почитание отцов и дедов. А.Н.Толстой назвал обрядовую поэзию праздничными одеждами души народа. Действительно, она наполняла глубоким содержанием всю размеренную жизнь человека, напоминала о неразрывной связи его с природой. Заканчивалась зима – нужно было её проводить, чтобы не вернулись злые морозы и зазвать весну; осень- время сбора урожая и свадеб; зимой – Рождество и встреча Нового года – святки. Детям очень полюбились эти обрядовые праздники.

Народное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания учащихся.

Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее:

- народное искусство – своеобразный катализатор детского творчества;

- в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт

поколений;

- произведения народного декоративно-прикладного искусства, народные

традиции и обычаи способствуют формированию развития художественного

вкуса, творческих начал личности.

Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения.

Главное – обеспечить на уроках эмоциональный контакт внутреннего мира ребенка с произведением мастеров. В этом безусловно помогают кубанские песни.

Пожалуй, ни в каком уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого песенного своеобразия, такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. В кубанском народном пении разом звучат и богатырское русское раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность и веселая распахнутость и тут же - чисто украинская, располагающая задушевность и мягкость, и добрая «усмишливость» над собой и близкими.

И язык кубанской народной песни представляет собой своеобразный сплав русского и украинского. Это и не чисто русский язык, и не чисто украинский, а «кубанский», «кубанская мова». Недаром наши песенники и песенницы шутя говорят о себе: «Мы знаем несколько языков: русский – кацапский, украинский – хохляцкий, и родной – кубанский».

Такой самородный, уникальный по окраске и глубинному содержанию, песенный сплав возник естественно. Два столетия назад кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские казаки- потомки беглых русских  крестьян. А еще раньше, как и в последующие годы, здесь оседали «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленных турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий слух еще и теперь может уловить тяжеловесный, как тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот.

Но и этим не объяснить всего своеобразия народного песенного искусства Кубани.

Да, конечно. Два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону – кубанскую песню.  Но и эти могучие два древа, украинское и русское, «опылялись» песенным цветом ближних народов: в обеих кронах звенят и польские, и болгарские, и сербские, и цыганские, и молдавские напевы. А здесь на благодатной  кубанской земле, как в полевой венок, в народное пение вплелись и горские мелодии: адыгейские, кабардинские, лезгинские, черкесские, абазинские…

Это сказалось на самом чутком к внешней реакции жанре народного пения - припевках и страданиях. Но особенно заметно влияние искусства соседей на припевки к танцам и пляскам, которые звучали в кубанских станицах и хуторах еще совсем недавно. Около каждого двора почти каждый вечер устраивались танцы и пляски с припевками. А сколько было хороводов и плясовых песен?! И все они тоже сопровождались красивыми, присущими только этим песням, движениями, со своим сюжетом, призывающим к любви, добру, чистоте.

На школьных утренниках можно увидеть картину тех веселий, тех танцев и плясок с песнями и припевками, с шутками и прибаутками, которые выражают широкую натуру кубанцев и дает молодым людям хоть какое-то представление о былом народном веселье.

/см. Приложение/

Мы обязаны помнить, что народная культура должна выжить, должна быть сохранена, преумножена. Именно народная культура, а не полукультура. Если подобная работа будет проводиться с детьми, то, несомненно, у детей появится интерес к культуре, традициям, обрядам предков. Человек с детства чувствует себя частью своего народа, он включается не просто в мир, но и в историю через историю своего народа.

Нужно помнить, что цель педагога - не только научить рисовать, лепить, шить, но и сделать детей достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки. Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа, это сплав доброго человеческого - разума, душевной теплоты, мудрой фантазии, искренности, чистоты. Все, что оставили нам предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих.

Утрата духовных традиций ведет к исчезновению этноса.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». 

         Все начинается с ученика и все возвращается к нему…

         Я люблю своих любознательных и эмоциональных учеников. И очень хочу, чтобы они знали о мире, в котором живут, больше, а чувствовали его тоньше. Поэтому стремлюсь раскрыть в маленьком сердечке ребенка любовь к родному краю, воспитать притягательное приобщение детей к прошлому и настоящему своей малой Родине.

         Без знаний культуры родного края, его традиций, истории и природы, невозможно вырастить человека, который гордился бы своей малой Родиной, любил свой край.                             

                           

                             Без памяти - нет традиций,

                                  Без традиций -  нет культуры,

                                  Без культуры – нет духовности,

                                  Без духовности – нет личности,

                                  Без личности – нет народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по кубановедению "Моя родина- Кубань!"

В данном материале дается общее представление об историии переселения казаков на Кубань, дети знакомятся с некоторыми обычаями и традициями кубанских казаков.Продолжают знакомство с кубанским культурн...

Внеклассное занятие по кубановедению "Моя родина- Кубань!"

В данном материале дается общее представление об историии переселения казаков на Кубань, дети знакомятся с некоторыми обычаями и традициями кубанских казаков.Продолжают знакомство с кубанским культурн...

Внеклассное занятие по кубановедению "Моя родина- Кубань!"

В данном материале дается общее представление об историии переселения казаков на Кубань, дети знакомятся с некоторыми обычаями и традициями кубанских казаков.Продолжают знакомство с кубанским культурн...

Урок кубановедения "Ты, Кубань, ты наша Родина"

Конспект урока  кубановедения в форме путешествия-соревнования по станциям. Проводится в день образования Краснодарского края - 13 сентября.Этот урок можно использовать также и на внеклассных мер...

Презентация "Ты, Кубань, ты наша Родина"(часть1)

Презентация к уроку кубановедения "Ты , Кубань, ты наша Родина"( часть 1)...

Презентация "Ты, Кубань, ты наша Родина"(часть 2)

Презентация к уроку кубановедения "Ты, Кубань, ты наша Родина" (часть 2)...

Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"

 Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края;                 формировать нравственно-эстетиче...