Программа кружка "Учимся познавать родной край" 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Малинина Валентина Анатольевна

Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины не возможно воспитать гражданина и патриота. Программа направлена на формиравание активной гражданской позиции, воспитания чувства любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города в современных условиях рассширяющегося информационного пространства, создание предпосылок  исследовательской деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка «Учимся познавать родной  край»

Пояснительная записка

 Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования и реализации регионального компонента.                                         Без опоры на духовно – нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота.                                                                                                                     Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение  возможностей для получения качественного образования» реализуется в том числе и  «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».                                                                                            Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.                                                                                                                 Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «ОРКСЭ», «Окружающий мир», регионального компонента , авторской программой кура «Учимся познавать  родной край» духовно-нравственной направленности.                                                                               Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников целостной картины окружающего мира и привития любви к малой родине через знакомство с культурно – историческим наследием родного города,  воспитание  духовно – нравственной культуры и толерантности.

 Цели программы:

развитие и расширение кругозора при знакомстве с культурным наследием, историческим прошлым родного края, с героями прошлых лет;

формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, школе, к природе.

Задачи программы:

формировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях;

воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей;

обеспечить развитие чувственного опыта учащихся, любовь к природе, вырабатывать навыки самоконтроля, правильной самооценки, настойчивости в достижении цели.

развивать познавательную активность, любознательность

Актуальность данной программы  заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Место  в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч. (1 час в неделю)

Планируемые результаты программы  

В результате  освоения программы  «Учимся познавать родной край» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- принятие и освоения традиций, ценностей, форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни страны, малой родины;

- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, историческому  и культурному наследию, духовным традициям родного края;

- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает  в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных  учебных достижений;

- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности;

- формирование приемов работы с информацией в соответствии с учебной задачей;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты.

По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах  краеведения, которые можно применять в социальной практике, в походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся должны знать:  —  музеи, исторические и памятные места своего микрорайона и города; — историю своей школы, её традиции; — основные вехи истории родного края; — жизнь и деятельность выдающихся  соотечественников,  — правила поведения в музеях и других общественных местах;— основы методики проведения поисково-исследовательской работы; — основы методики оформления краеведческого исследования;  — основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни; — основные виды растительного и животного мира своего края;  — способы охраны природы в туристском путешествии.

Обучающиеся должны уметь:  — общаться с людьми; — вести исследовательские краеведческие записи; — систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;   — вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам; — выступать с докладами; — оформлять стенды, фотовыставки и т. п.; — работать с научно-популярной литературой.

 Содержание программы

Моя малая родина

Экскурсия по городу (микрорайону). Выполнение краеведческого задания. Цели и задачи экскурсии. Правила поведения на экскурсии. Соблюдение правил поведения культуры общения в природной среде, в общественном месте. Умение слушать экскурсовода, задавать вопросы, наблюдать. Помнить цель экскурсии.

Цель  основания  Гжатской пристани Петром I. Преобразование пристани на Гжати в город Гжатск. Судостроение, кузнечное и гончарное ремесло. Памятники старины. М.И. Кутузов в Гжатске. Партизаны Гжатского уезда. Вооруженное выступление крестьян. Комиссар Ф.Ф.Солнцев. Суровые испытания в годы Великой Отечественной войны. Партизанская война –ответ на зверства фашистов. Гжатский комсомольско – молодежный диверсионный отряд «Победа». Освобождение 6 марта 1943 года. Памятники героям –освободителям. Герои Советского Союза – уроженцы района. Мировая известность Гжатска – второе рождение. Ю.А.Гагарин – наш великий земляк. Музеи города. Международные научные  Чтения, посвященные памяти Ю.А.Гагарина.

Природа моего района

Вазузская гидросистема в Гагаринском  районе. Виды растений (фауны) и животных  (флоры) обитателей природы. Мероприятия по охране водоемов. Экологические проблемы.

Моя родная школа

История школы. Музей  А.А. Леонова в школе. Цели и задачи экскурсии. Правила поведения на экскурсии в школьный музей.  Правила осмотра экспозиций и экспонатов. Подведение итогов экскурсии.  «Мои родители – выпускники школы».  Участие в природоохранных акциях, благоустройстве, праздниках.  Туристско – краеведческая игра. Передвижение группы на местности.  Выполнение обязанностей в системе должностно - ролевого самоуправления. Подвижные игры на местности. Юмористические физкультурно – туристские состязания.

 Тематическое планирование

п/п

Раздел . Тема.

          Количество  часов

Всего

Теория

Практика

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

1.11.

1.12.

1.13.

1.14.

1.15.

1.16.

1.17

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4

3.5

Моя малая Родина

Вводное занятие

Экскурсия по городу «Мой микрорайон»

Освоение Гжатской пристани

 Герб Гжатска

Развитие ремесел

Народные промыслы Гжатского уезда

Красота вокруг нас

Городские храмы

Грозный 1812 год

Волна революций, «гражданских войн» в начале XX века

Суровые испытания (1941-1945г.г.)

«Сквозь пламя войны»

Второе рождение Гжатска

«Один день из жизни Ю,А. Гагарина»

Гагарин сегодня

Музеи города

Праздники и традиции

Природа моего района

Водные ресурсы Гагаринского района

Мероприятия по охране водоемов  местности

Флора и фауна

Мой любимый уголок родного края

Проблемы моего города (экология, ЗОЖ)

Моя родная школа

История моей школы

«Мои родители – выпускники школы»

Пусть школа будет красивой

Праздники и традиции школы

Туристско-краеведческая игра «Зарничка»

17

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

2

2

2

9

2

1

2

1

3

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

4

1

2

1

8

2

1

2

3

Итого:                                                                                        34 ч.                  15 ч.             19 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"

 Программа «Учимся общаться, познавая родной край»  предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...

Программа кружка "Познавай-ка"

Программа кружка «Познавай-ка» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 3 классе,  направлена на формирование готовности и способности о...

Учимся общаться, познавая родной край

Программа «Учимся общаться, познавая родной край»  предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочной деятельности, со...

рабочая программа по русскому( родному) языку3 класс

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера...

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...