Урок мордовского (эрзянского) языка "Волшебство мордовской сказки"
методическая разработка (3 класс) по теме

Калинкина Ольга Юрьевна

Презентация и конспект открытого урока "Волшебство мордовской сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordovskaya_skazka.rar3 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc74 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебство мордовской сказки

Слайд 2

Ушодтано минь урок, Ды минек весе анок . Ручкась ды тетрадесь тесэ . Кортатано эрзянь кельсэ

Слайд 5

Колмо прясо Гуесь – Трехглавый Змей; эрясть-аштесть – жили-были; кажо – беда; ёмсемс – пропадать; вешнеме – искать; торо – меч; изнямс - победить. Вал марто важодема

Слайд 6

Мокшэрзянь ёвкс « Лияна ды Дамай »

Слайд 7

Минь мольтяно , мольтяно , ки ланга мольтяно , пандо ланга мольтяно , пачкодинек паксяс . Минь мольтяно , мольтяно , ки ланга мольтяно , пандо ланга мольтяно , пачкодинек вирев . Минь мольтяно , мольтяно , ки ланга мольтяно , пандо ланга мольтяно , пачкодинек … Физкультминутка. Оймсетяно .

Слайд 8

Мокшэрзянь ёвкс « Лияна ды Дамай »

Слайд 9

С Е Е Л Ь п И Ь М А Р В Е Р Г И З Р В Е З Ь А Р А К А Т Ы Н Г Й У М О Л О О Я З О В О У КРОССВОРД

Слайд 10

Икеле эрзятне кемсть : вирьсэ ули .... Лейсэ эри …. Кудонть вансты …. Толонь ванстыцясь – …. Толава , Ведьава , Ковава , Норовава , Вирьава , Кудава . Икеле эрзятне кемсть : вирьсэ ули Вирьава . Лей-сэ эри Ведьава . Кудонть вансты Кудава . Толонь ванстыцясь – Толава .

Слайд 11

Мокшэрзянь ёвкс « Лияна ды Дамай »

Слайд 12

Мокшэрзянь ёвкс « Лияна ды Дамай »

Слайд 13

Сюкпря !



Предварительный просмотр:

Тема: Мокшэрзянь ёвкс (Мордовская сказка)

Цели:

образовательная - познакомить учащихся с обычаями и традициями мордовского народа; расширить представления о мордовском фольклоре; научить выразительному чтению, повторить ранее изученный материал;

развивающая – развитие внимания, памяти, мышления; умения работать с текстом; умение выделять главную мысль, делать выводы, обобщение; воспитательная – прививать интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка; воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.

  1. Организационный момент.

Учитель: Шумбрачи, эйкакшт!

Ученики: Шумбратадо!

Учитель: Ушодтано минь урок!

Ученики: Ды минек весе анок.

               Ручкась ды тетрадесь тесэ,

               Кортатано эрзянь кельсэ!

Учитель: Эйкакшт, арсян тенкс вадрясто ды паро мельсэ важодемс течинь уроксонть. Озадо.

  1. Речевая разминка.

Учитель: Ответьте на вопросы:

Кодамо течи чись?

Кодамо течи таргонь чись?

Кие течи классонть арась?

Кодамо иень шкась ушосонть?

Течи чись маней эли потмура?

Ушосонть лембе эли якшамо?

Кода тонь леметь?

Зяро тонь иеть?

Тон кие?

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: На предыдущих уроках мы читали мордовские легенды и предания, говорили о верованиях древней мордвы. Что еще мы знаем о вере мокшан и эрзян?

Ученики: Когда-то давным-давно у эрзян и мокшан была другая вера - не христианская, которая существует в настоящее время, а языческая. Они верили в добрых и злых духов.

Учитель: Дома вы должны были нарисовать рисунки божеств и охарактеризовать их тремя прилагательными.

Ученики выходят к доске, вешают свои рисунки.

  1. Постановка темы и цели урока.

Учитель: На прошлых уроках мы читали легенды и предания мордвы. Ребята, как вы думаете, где еще могла сохраниться информация о божествах, об их отношениях с людьми?

Ученики: такая информация могла сохраниться в сказках.

Учитель: Правильно.  Как раз о сказках мордовского народа  мы с вами поговорим на уроке, познакомимся с героями мордовских сказок.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Сказка в мордовском народном творчестве очень широко распространена. По вечерам мордовские девушки собирались по 5-7 человек на посиделки, где за вышиванием приданого исполняли песни, сказки. На эти же посиделки в долгие зимние вечера приходили любители их рассказывать. Это так называемые сказочники, люди, знавшие много сказок. Их возили с одних посиделок на другие. Таких людей всегда принимали как почетных гостей.

Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов за пушниной, жили месяцами в лесных избушках, называемых зимницами. В долгие зимние вечера здесь, в лесу, звучали сказки о богине и матери леса -Вирьаве. Считалось, что Вирьава приходила  слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время свободно ловят птицу и зверей.

        А летом, перед тем, как отправиться в лес, охотники собирались у костра и также рассказывали сказки Вирьаве. Если они нравились покровительнице леса, то охота была удачной.

        И мы сейчас с вами познакомимся с одной волшебной сказкой. Она называется «Лияна и Дамай».

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Ребята, закроем глаза и представим, что мы находимся в мордовской избе на посиделках и слушаем сказку. Чтобы лучше понять её содержание, погрузиться в ее мир и окунуться в события,  нам понадобятся ключи. А ключами нам послужат новые слова.

Словарная работа.

Колмо прясо Гуесь – Трехглавый Змей;

Эрясть-аштесть – жили-были;

Кажо – беда;

Ёмсемс – пропадать;

Вешнеме – искать.

Чтение сказки, устный перевод.

Умок те ульнесь. Вейке эрзянь велесэ эрясть – аштесть атят – бабат ды Лияна тейтерест. Тейтересь ульнесь превей ды мазый.

Се велесь аштесь лей чиресэ. Леенть мельга ульнесь покш пакся, паксянть мельга - вирь.

        Те вирентень сась Колмо Прясо Гуесь. Покш кажо кандсь сон велень эрицятненень: кармасть ёмсеме мазый тейтерть. 

Салызе Гуесь Лиянань. Атят – бабат а содыть, мезе теемс.

Ёвтнизь эсь кажост Дамайнень. Сон пек вечкелизе Лиянань ды мольсь Гуенть вешнеме.

Учитель: Ребята, что нужно Дамаю, чтобы победить Змея?

Ученики: Дамаю нужен меч.

 Учитель:С помощью чего делали люди меч?

Ученики: С помощью огня.

Учитель: Значит, куда направимся с вами, к какой богине?

Ученики: Мы отправимся к богине огня Толаве.

  1. Физкультминутка.

Минь мольтяно, мольтяно, ки ланга мольтяно, пандо ланга мольтяно, пачкодинек паксяс. Кие эри паксясо?

Минь мольтяно, мольтяно, ки ланга мольтяно, пандо ланга мольтяно, пачкодинек вирев. Кие эри вирьсэ?

Минь мольтяно, мольтяно, ки ланга мольтяно, пандо ланга мольтяно, пачкодинек Толаванень.

Шумбракстнетяно Толаванть марто!

Озадо!

  1. Выполнение заданий.

Учитель: Толава отдаст меч Дамаю только в том случае, если вы покажете свои знания, справитесь со всеми заданиями.

  1. Работа в группах (кроссворд)

Ребята, мы с вами шли по дорогам, по полям, по лесам. Нам встретилось много разных зверей и птиц. Вспомним их, разгадав кроссворд.

  1. Работа в парах (пословицы)

Далеко унес Лияну Трехглавый змей. Скучает он по своей Родине. Мы с вами знаем много мордовских пословиц о Родине. Напомним о них Дамаю и Толаве.

Эрямс – Родинантень служамс.

Вечкемс Родинанть – ванстомс сонзэ сюпавчинзэ.

Родинась – ават, машт кисэнзэ аштеме.    

Эсь Родинат кисэ виетькак, эрямоткак иляк жаля.

  1. Самостоятельная работа в тетрадях (вставить пропущенные слова в предложения)

Икеле эрзятне кемсть: вирьсэ ули .... Лейсэ эри …. Кудонть вансты …. Толонь ванстыцясь – ….
        
Толава, Ведьава, Ковава, Норовава, Вирьава, Кудава.

  1. Беседа по сказке.

Учитель: Ребята, давайте узнаем, удалось ли Дамаю победить Трехглавого Змея.

Чтение и перевод заключительной части сказки

Мольсь Дамай паксява, вирьга, пандо ланга. Пачкодсь Толавантень. Сон макссь цёрантень торо. Ды те торосонть изнизе Дамай Колмо прясо Гуенть.

Кувать ды уцяскавсто эрясть Лияна ды Дамай.

Учитель: Чем закончилась сказка? Есть ли русские сказки с таким же содержанием? Вспомните и назовите их.

10. Итоги урока. 

Что нового мы сегодня узнали на уроке? Что повторили?

  1. Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что мы с вами повторили?

Если вам понравилось, как вы работали, задания для вас были нетрудными и легко выполнялись, поднимите зеленую ладошку (кедьлапине). Если некоторые задания были для вас сложными и вам потребовалась помощь, поднимите желтую ладошку. Если вы не справились с заданиями, поднимите красную.

  1.  Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к прочитанной на уроке сказке.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Ёвкс

Лияна ды Дамай

Умок те ульнесь. Вейке эрзянь велесэ эрясть – аштесть атят – бабат ды Лияна тейтерест. Тейтересь ульнесь превей ды мазый.

Се велесь аштесь лей чиресэ. Леенть мельга ульнесь покш пакся, паксянть мельга - вирь.

        Те вирентень сась Колмо Прясо Гуесь. Покш кажо кандсь сон велень эрицятненень: кармасть ёмсеме мазый тейтерть. 

Салызе Гуесь Лиянань. Атят – бабат а содыть, мезе теемс.

Ёвтнизь эсь кажост Дамайнень. Сон пек вечкелизе Лиянань ды мольсь Гуенть вешнеме.

________________________________________________________

Мольсь Дамай паксява, вирьга, пандо ланга. Пачкодсь Толавантень. Сон макссь цёрантень торо. Ды те торосонть изнизе Дамай Колмо прясо Гуенть.

Кувать ды уцяскавсто эрясть Лияна ды Дамай.

Кроссворд

10

3

2

5

9

1

8

7

4

6

  1. Ёж
  2. Скворец
  3. Волк
  4. Лиса
  5. Ворона
  6. Снегирь
  7. Заяц
  8. Воробей
  9. Медведь
  10. Белка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе  УМК " Начальная школа ХХ I  века"   по теме:  Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...

Конспект урока по литературному чтению по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Царе Салтане"

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа 2100". Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"....

Конспект урока по эрзянскому языку «Кудораське» («Семья») и введение грамматической и речевой конструкций с использованием глагола «важодемс»

"Кудораське" («Семья») и введение грамматической и речевой конструкций с использованием глагола «важодемс»...

Открытый урок по теме: "Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

"Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 4 класс литературное чтение...

Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"

Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...