Рельеф Краснодарского края
презентация к уроку (3 класс) на тему

Егоренко Татьяна Фамшаевна

Большую часть территории края, расположенную к северу от реки Кубань, её правобережье занимает Азово-Кубанская равнина. Поверхность равнины пересечена долинами рек. Кое-где встречаются курганы – древние надмогильные насыпи. Глубокие углубления, образованные дождевыми потоками, - это овраги. Они приносят большой вред сельскому хозяйству. С оврагами ведётся борьба. Бывает, что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой, кустарниками, превращаясь в балки.
В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. В течение лета она приобретала то ярко – зелёную, то бело – жёлто – голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других культурных растений. На Таманском полуострове (это место между Азовским и Чёрным морем) есть вулканы, их ещё называют грязевыми сопками. Они, конечно, не большие, так вулканчики – гномики, но действуют как настоящие. Выплёвывают пепельный дым, солёную воду, а иногда бывают и огненные извержения.

К югу от реки Кубань Закубанская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Предгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает одну треть площади края. Здесь высокие хребты, глубокие ущелья, широкие долины, по которым шумят и пенятся горные реки. На вершинах гор – Фишт (2867 м), Ачишко(3391 м) даже летом лежит снег. Самая высокая гора в крае – Цахвоа (3345 м).
Снеговые вершины, холодные и величественные, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы.
Ниже начинаются субальпийские луга, которые покрыты высокими (иногда в рост человека) травами.
Ещё ниже – леса. Сначала хвойные (кавказская пихта, ель, сосна), которые потом переходят в смешанные и лиственные (вяз, клён, ясень, дуб, грецкий орех).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._relef.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рельеф Краснодарского края».
Цель. 

  • Формировать умение работать с физической картой, контурной картой, текстом.
  • Сформировать знание об основных формах рельефа края.
  • Развивать умение делать выводы и обобщения, развивать внимание, память.
  • Воспитывать любовь к родному краю.
    Оборудование.
  • Раздаточные таблички.
  • Рабочие тетради.
  • Тексты и книги с описанием равнин и гор.
  • Презентация.
                                                     
    Ход урока
    1. Мотивация к учебной деятельности:
    Даль степей сквозная,
    Гор размах орлиный -
    Сторона родная,
    Край наш тополиный!
    - Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, о чём оно?
    (дети высказывают предположение, что стихотворение о Краснодарском крае)
    - Почему вы решили, что именно о Краснодарском крае?
    (предположения детей)
    - Хотите узнать больше о нашем крае?
    (да, хотим)
    - Для чего это нужно?
    (ответы детей)
    2. Тема и цель урока.

Разгадывание кроссворда. Слайды 2-8.

2. Человек живущий в России.

3. Русская красавица стоит на поляне,
    В зелёной кофточке, в белом сарафане..

4. Большой участок земли, где люди выращивают овощи, зерновые культуры.

5. Как по-другому называют Краснодарский край?

6. Шелестящим шепотком
     Гонит листья кувырком.

7.  Трёхцветный символ России..
- Какая же тема нашего урока?
Слайд 9.
(дети выводят тему - рельеф Краснодарского края)

- Какие цели поставим на урок? ( ставят цель – познакомиться с формами рельефа края, больше узнать о нашем крае) Слайд 10.
Миллионы лет назад на территории Краснодарского края располагался огромный океан Тетис. Сейчас в это трудно поверить, потому что разнообразие природных условий настолько необычно, что удержать в мысленном взоре все ландшафты края очень нелегко даже старожилу и знатоку. Но мы всё же попробуем разобраться в разнообразии рельефа края.
- Что такое рельеф?
(неровности земной поверхности)
- Назовите две основные формы рельефа суши.
(равнины и горы)  
Слайд 12.
3. Построение проекта
(в результате обсуждения строиться план)

  1. Разделиться на 2 группы: исследователи гор, исследователи равнин.
  2. Изучить литературу, презентацию, обсудить в группах.
  3. Подготовить рассказ об исследованиях.
  4. Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи.
    (дети изучают литературу, докладывают об итогах исследования, отвечают на вопросы)

 1 группа.
Посмотри, какая даль.
Без конца и края,
Речка тихая журчит,
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей –
Знакомая картина.
Только нет тебя милей,
Кубанская…(равнина).
Слайд 13.
Большую часть территории края, расположенную к северу от реки Кубань, её правобережье занимает Азово-Кубанская равнина. Поверхность равнины пересечена долинами рек. Кое-где встречаются курганы – древние надмогильные насыпи. Глубокие углубления, образованные дождевыми потоками, - это овраги. Они приносят большой вред сельскому хозяйству. С оврагами ведётся борьба. Бывает, что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой, кустарниками, превращаясь в балки.
В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. В течение лета она приобретала то ярко – зелёную, то бело – жёлто – голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других культурных растений. На Таманском полуострове (это место между Азовским и Чёрным морем) есть вулканы, их ещё называют грязевыми сопками. Они, конечно, не большие, так вулканчики – гномики, но действуют как настоящие. Выплёвывают пепельный дым, солёную воду, а иногда бывают и огненные извержения.
2 группа.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры –
Знаешь ты, что это
… (горы)

Слайд 14.
К югу от реки Кубань Закубанская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Предгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает одну третьплощади края. Здесь высокие хребты, глубокие ущелья, широкие долины, по которым шумят и пенятся горные реки. На вершинах гор – Фишт (2867 м), Ачишко(3391 м) даже летом лежит снег. Самая высокая гора в крае – Цахвоа (3345 м).
Снеговые вершины, холодные и величественные, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы.
Ниже начинаются субальпийские луга, которые покрыты высокими (иногда в рост человека) травами.
Ещё ниже – леса. Сначала хвойные (кавказская пихта, ель, сосна), которые потомпереходят в смешанные и лиственные (вяз, клён, ясень, дуб, грецкий орех).

Слайд 15.
Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около семидесяти миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами это так – горы – дошколята.
Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Самая длинная пещера находится в районе реки Восточная Хоста. Её длина около 10 км .
5. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону
(дети работают в рабочей тетради в парах: разгадывают ребус, подписывают фотографии, вставляют пропущенные слова, работа с контурной картой)

6.Итог урока.  Слайд 16.

- Какие формы поверхности есть в нашем крае?

- Что такое равнина, холм, овраг, горы?
7. Рефлексия.  Слайд17.
- Что вас удивило на уроке?
- Что порадовало?
- Как работала ваша группа?
- Кто смог сам открыть для себя новые знания?

8. Домашнее задание.

- Отметь на контурной карте формы земной поверхности нашего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День рождения Краснодарского края

Урок посвящён 74 годовщине образования Краснодарского края...

День рождения Краснодарского края

Презентация к уроку, посвящённому 74 годовщине образования Краснодарского края...

Краснодарский край сегодня

Этот материал просто необходим на уроках кубановедения в начальной школе. О нашем крае немного, но конкретно,  из истории и современности....

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

путешествие по Краснодарскому краю .Станция "Животные Краснодарского края"

Данный материал является составной частью интеллектуальной игры-путешествия ....