урок кубановедения Тема: «Моя родная станица. Улицы моего населенного пункта. Станица Холмская».
план-конспект урока (2 класс) на тему

Шаповалова Юлия Леонидовна

Цели:

1.Познакомить с образованием станицы, её историей возникновения;

2.Развивать любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани, творческие способности, умение мыслить;

3.Воспитывать любовь к малой Родине, гордость за свою станицу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kubanovedeniya.docx994.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения.

Тема: «Моя родная станица. Улицы моего населенного пункта. Станица Холмская».

Цели:

1.Познакомить с образованием станицы, её историей возникновения;

2.Развивать любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани, творческие способности, умение мыслить;

3.Воспитывать любовь к малой Родине, гордость за свою станицу.

Оборудование:

  1. Карта Краснодарского края;
  2. Мультимедиа;
  3. Рисунки учащихся с изображением станицы.
  4. Музыкальные записи песен.

Содержание урока:

I.Повторение изученного.

- Как называется наш край? ( Краснодарский)

-Назовите главный город в Краснодарском крае. (Краснодар)

II. Изучение нового материала.

-Ребята,  послушайте  стихотворение  кубанского  поэта  Вадима  Неподобы и скажите, какая тема нашего урока.

скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа

- А как называется наша станица? (Холмская)

Сегодня,  ребята,  мы  совершим  увлекательное  путешествие  по  нашей станице.

станице. Узнаем, как и когда она возникла,

С детских лет человеку близко и дорого то место, где он родился, рос, учился. Для нас таким стал Краснодарский край.

Есть на карте края станица, которая является нашей малой Родиной- станица Холмская.. В ней живут добрые и трудолюбивые люди.

Станица…

Как прекрасно тут!

Оделся в зелень сад.

На улицах акации цветут,

Развесив серебристый свой наряд.

И ароматом воздух напоён,

Как хмель приятно свеж и терноват.

И нависает синий небосклон:

Цветёт мой край казачий, словно сад.


Люблю станицу мирную свою,

Где хлеборобы нивою идут.

Как хорошо в родном степном краю,

Когда акации нарядные цветут.

III. Рождение станицы.(слайд 1)

-С какими событиями связано рождение станицы Холмской?

-Рождение станицы связано с заселением Кубани в конце XVIII века бывшими запорожскими казаками.

   Станичное правление. Ст. Холмская. Фото нач. XX века из нкиги В.П. Пономарева   -  Богатое село было основано на берегу реки Хабль почти 150 лет назад. Вокруг станицы равнина до самого кавказского хребта, за которым море. А здесь в степи синее небо и фантастическое ощущение широты и простора. Станицу основали азовские казаки в середине 19 века и назвали её Хабльской. В те времена юг России часто подвергался набегам воинственных горцев. Тогда царь Александр II приказал казакам укрепить российские рубежи. Первый отряд азовских казаков под началом есаула Подгурского вместе с семьями прибыли на берег реки Хабль 28 мая 1863 г. Вскоре к ним присоединилось около 200 казацких семей. И началось формирование Абинского конного казачьего полка. Станица Хабльская сразу стала военно-административным центром. В ней расположился штаб Абинского полка и полковое управление. Строительство шло довольно быстро. К концу июля была готова большая часть домов. Осенью того же года из местных казаков был сформирован особый летучий отряд под началом полковника Фролова. Не раз отряду Фролова приходилось выступать в поход против появлявшихся в окрестностях отрядов горцев.

После победных рейдов казаков к концу 1864 г. набеги горцев на южные районы страны практически прекратились, и для станицы началась мирная жизнь. В 1867 г. станица Хабльская была переименована в Холмскую. Тогда здесь было уже свыше 300 дворов и почти 2000 жителей, церковь, магазины, лавки, кузницы и даже школы.

В наше время станица стала центром Холмского сельского поселения. Здесь живут потомки азовских казаков. Местные жители очень гордятся обычаями и традициями своих славных предков. Здесь одним из первых в крае возродилось казачье общество. Ни один из праздников не обходится без казачьих игр, скачек, рубки лозы и раздольных казачьих песен. Станица славится своей традиционной вышивкой. Местные мастерицы создают настоящие рукотворные шедевры. Излюбленный мотив – виноградная лоза. Им украшают рушники, скатерти и национальные костюмы. Станица Холмская – оплот казачества со славной историей, место, где по сей день жива память о смелых и сильных людях, всегда бывших гордостью России.

- Кто такие казаки?

Казаки – тюрское слово, означает «вольные люди», «удальцы», а также отряды конницы, нёсшие сторожевую службу.

В 1841 году все куренные селения Черномории были переименованы в станицы.

Станица – крупное казачье сельское поселение. ( Слайды 2,3)http://www.mingrelskaya.ru/knigaiberechno/holvskaya/semja_beloj.jpg

http://www.mingrelskaya.ru/knigaiberechno/holvskaya/golodnye_gody.jpg

Cтатистика из Кубанского календаря 1910 года.

Станица Холмская - 11574 десятины земли, 9988 душ населения. Пахоты 5900 дес., сенокосу - 2100, выпасу (толоки или выгону) - 2450, леса, садов, кустарника - 4200, плавней или болот - 153, иных угодий - 151 дес. Число дворов домохозяйств: коренных жителей - 731, иногородних жителей - 384. Число душ: коренных жителей - 2490 муж. и 2379 жен., иногородних: оседлых - 1819 муж. и 1714 жен., временно живущих: 739 муж. и 847 жен. Национальность коренных жителей - русские. Административные учреждения: станичное правление, 2х классное мужское училище, одноклассное женское училище, церковно-приходская школа, церковь, лепрозорий.

III. Станичные будни.

На площади проводились станичные сходы, на которых выбирался атаман, судьи, проводы на службу. Одним из основных занятий жителей Холмской, конечно помимо несения военной службы, являлось животноводство. Разводили казаки коров, овец, коз. Численностью скотины измерялось богатство казака.

К середине 19 века стало развиваться земледелие. Холмчане на своих полях выращивали пшеницу, рожь, овёс, горох.

С 16 лет казак проходил обучение в лагерях. В 18 лет он поступал на службу.

В центре станицы, где сейчас сквер, находилась базарная площадь, лавки, где станичники покупали все необходимое для повседневной жизни товары.

IV.Великая Отечественная война.

С первых дней Великой Отечественной войны трудящиеся станицы Холмской приняли активное участие в защите нашей Родины. Никого не обошла она стороной. Именами героев войны названы улицы станицы.

Стремительным темпом пройдя по степям Краснодарского края, передовые немецкие части оказались у подножия Кавказских гор – выход на побережье Черного моря стал казаться лишь делом ближайших нескольких суток.
 К 17 августа на участке между станицей Абинской и станицей Ахтырской создалось очень тяжелое положение. Немецкие войска, быстрыми темпами продолжая наступление, к концу дня 17 августа заняли почти весь Абинский район. Перед советским командованием встал вопрос: во что бы то ни стало задержать наступающие немецкие части в предгорьях и не допустить их к морю. Между тем, обороняться было нечем. К 18 августа положение несколько стабилизировалось, дивизия окопалась и перешла к жесткой обороне на рубеже Северская – Ахтырская.  Натиск немецких войск также заметно ослабел, и для них не прошел бесследно стремительный марш через выжженные солнцем кубанские степи и постоянные изматывающие бои с советскими заслонами. Не сумев с ходу прорваться через горы на Геленджик, немецкие войска временно перешли к обороне, закрепившись в станицах Холмская и Ахтырская и приступили к перегруппировке сил перед новым наступлением.   6 ноября противник силами до 200 автоматчиков перешел в наступление в направлении южнее станицы Холмская, но безуспешно. 10 ноября атака повторилась, но все попытки немцев овладеть высотами были сорваны, благодаря умелой обороне наших войск. Противник временно приостановил наступление и до 25 ноября совершенствовал оборону. К концу декабря ситуация на южном крыле советско-германского фронта изменилась, немецкие дивизии откатывались на запад под ударами Красной Армии, и все активные боевые действия со стороны немцев в районе станиц Ахтырской – Холмской были прекращены, противник перешел к глухой обороне. Напротив, советские войска начали усиленно готовиться к собственному уже близкому наступлению, которое началось в середине января 1943 года.

Станицу Холмскую освободили 23 февраля 1943 года.

Кубань  отправила  на  фронт  сотни тысяч  своих  сыновей  и  дочерей.

В  том

числе  это

В  том числе  это  были  и  наши  станичники. Они  самоотверженно  сражались  на войне. Многие  награждены  орденами и  медалями  за  отвагу  и  храбрость, проявленные на фронте.

С каждым днем его подвиг весомей,

                       Он идти побуждает вперед.

                       О Герое кубанском – Лысове

                       Никогда не забудет народ! (слайд4)

                                                            В. Носенко

https://img-fotki.yandex.ru/get/62701/1110365.18/0_1430ad_313fddd8_origЛысов Михаил Сергеевич родился 19 июля 1921 года в станице Холмской Абинского района в семье крестьянина. Отец Сергей Егорович и мать Соломея Ивановна трудились в колхозе. Михаил окончил неполную среднюю школу и работал столяром. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, начал войну минером.  Испытал Михаил горечь отступления, но он верил в победу и мстил оккупантам. Он минировал поля, его взрывчатка поднимала в воздух вражеские танки, останавливала механизированные колонны, уничтожала десятки вражеских солдат. вание Героя Советского Союза присвоено Лысову за этот подвиг 26 октября 1943 года. Он награжден орденом Ленина, орденом Красной звезды, медалями.  Война продолжалась, Лысов возводил мосты, разминировал поля Украины для прохода танков и пехоты. Вместе с группой воинов Михаил возвращался из села, освобожденного от немцев, но где-то засел вражеский снайпер, который выстрелом смертельно ранил героя. Погиб он 12 марта 1944 года, похоронен в с. Каменечье Новоархангельского района Кировоградской области Украины. Здесь стоит памятник М. С. Лысову, где постоянно возлагаются  живые цветы.

 В станице Холмской, около школы № 17, носящей имя Лысова,  стоит бюст героя-земляка. По улице Ленина на братской могиле также установлен бюст Героя.  Одна из улиц станицы Холмской носит имя Лысова.

Помнят его и в городе Харькове, который он освобождал. В музее СОШ № 91 висит его фотография, описан его подвиг при освобождении рабочего поселка тракторного завода.

Добрая школа, милая,

Помнит она в лицо,

Знает она по имени

Каждого из птенцов,

Помнит будни и праздники,

Горькую тишину,

Как ушли старшеклассники

На большую войну. ( Слайд 5)

https://img-fotki.yandex.ru/get/56941/1110365.19/0_146869_62a302fe_orig

Чуприна Григорий Трофимович родился 2 октября 1918 года в станице Холмской Абинского района в семье крестьянина. Окончил 7 классов, работал в колхозе.

   В 1939 году он был призван в ряды Красной Армии.   Сначала весь призыв из Абинского района проходил службу в 89 запасном стрелковом полку в город Вышний Волочек Калининской области. К концу декабря 1939 года Чуприна был направлен на учебу в Смоленское военно-политическое училище.

 В начале 1942 года начались бои на Ржевском направлении. В феврале политрука Чуприну назначили комиссаром стрелкового батальона, в который входила его рота. Батальон комиссара Чуприны преодолел реку Шоша и участвовал в освобождении поселка Погорелое Городище. Целый год западнее этого поселка не утихали кровопролитные бои. Сотни раз комиссар Чуприна поднимал бойцов в атаку.  В конце января 1945 года батальон майора Чуприны вышел на реку Одер южнее города Франкфурта и без промедления по льду преодолел его. На захваченном плацдарме начались длительные кровопролитные бои. Советским солдатам было нелегко удержать плацдарм, но они стояли насмерть. В одном из боев на плацдарме 23 февраля 1945 года майор Чуприна был тяжело ранен осколками разорвавшегося снаряда и эвакуирован в госпиталь. Больше на фронт Григорий Трофимович не вернулся.

Пройдя переподготовку на специальных курсах, майор Чуприна был направлен на родину, где стал райвоенкомом Абинского района Краснодарского края. 28 января 1948 года он был демобилизован в запас в звании майора.

   Более двух десятилетий Григорий Трофимович Чуприна проработал преподавателем партийной школы в городе Геленджике. Умер 18 марта 1971 года. Похоронен в городе Абинске. Одна из улиц станицы Холмской носит имя Чуприны.

 IV. Время после войны

После войны станичники все силы направили на восстановление и развитие родной Холмской.

 Были восстановлены колхозы «Вторая пятилетка» (затем переименован в колхоз «Родина»)  "Путь табаковода", «Кавказ», "9-е января" и "Красная Кубань".

Через дорогу на месте построенного в 70-х годах кинотеатра "Юбилейный" находились подвалы винокурни колхоза "9-го января". Колхоз, имея собственные виноградники. Работал маслоцех. Угол улиц Казачьей и Заводской - табачная бригада колхоза "Родина". В средней части улиц Черноморской и Свердлова(ранее им.Сталина) были бригады. Соответственно - гужевая и по выращиванию рассады табака в парниках вдоль берега реки Хабль. Ранее это место было руслом реки Глубокий Яр. завода "Грушники"- предприятия по выдавливанию соков из яблок, алычи( в дальнейшем по изготовлению тары: деревянных ящиков и плетённых из древесного шпона корзинок) - перестал существовать.Старое русло стало заселяться и на карте станицы появилась улица Сухая Речка. Наименование улиц Курьерской и Железнодорожной появились с началом железной дороги( тогда «чугунка») Екатеринодар - Новороссийск. (слайд6,7,8)

 http://www.mingrelskaya.ru/knigaiberechno/holvskaya/pristrojka.jpg

Надо полагать, что наименование улицы - Заводская - появилось от кирпично-черепичного завода  Первым звонарём Свято-Покровского храма с 1867 года был Григорий Петрович Бурда.Храм быд разрушен. Камни с надземной части фундамента и красный кирпич пошли на строительство нынешней СОШ №15. Школу №15 официально построили 18  мая 1940 года на подворье семьи Лиходед. Их частный дом использовался одно время под школьную библиотеку, класс для девочек по домоводству, класс по начальной военной подготовке и класс по продлённым занятиям для некоторых учащихся начальных классов. В начале 90-х годов прошлого века, этот дом из-за ветхости был снесён. Спортивный зал достроили к стене учительской комнаты методом народной стройки в 1962 году.

http://www.mingrelskaya.ru/knigaiberechno/holvskaya/knizhnyj_magazin.jpg

http://www.mingrelskaya.ru/knigaiberechno/holvskaya/zdanie_lestnichestvo.jpg

На месте нынешнего центрального рынка до войны работал мельничный комплекс. В наши дни каменное и в поперечнике 2,5-3 метровое рабочее мельничное колесо лежит на дне реки под обрывом. Там же большие железобетонные фрагменты основания мельницы. Собственно мельница была расположена на берегу реки по улице Ярмарочной. (слайд9,10)

Абинское лесное озеро Река Хабль  

Края мои родные

Заветные края,

Навеки дорогие –

Вас не забуду я.

Кубань, Кубань – казачий край,

Отцовская земля.

Хлебов высокий урожай

Твои родят поля.

Здесь в золоте пшеница:

Кругом хлеба, хлеба…

Богатая станица –

Счастливая судьба.

Куда я не поеду,

Во мне любовь моя:

Малиновы рассветы,

Кубанские края.

V. Итог урока

Проведём тест.

- В каком году была основана станица Холмская?

- Что обозначает слово «казак»?

- Назови день освобождения станицы Холмской?

Вот и закончилось наше путешествие. Мы будем ещё много узнавать нового о нашей станице – малой родине. (слайд 11)

Станица Холмская

VI. Домашнее задание.

- Дома нарисуйте рисунки нашей станицы. У своих бабушек и дедушек расспросите о нашей станице.  

орить сегодня на уроке?

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа.

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо в

Литература:

  1. http://www.mingrelskaya.ru
  2. http://abinlib.ru
  3. https://infourok.ru
  4. http://abinsk-history.pravorg.ru
  5. https://kopilkaurokov.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "На Кубани родной живём дружною семьёй"

Воспитание толерантности сегодня - одна из важнейших задач учителя. Данный урок этому способствует....

Урок кубановедения в 1 классе "Труд людей моего района"

Данный урок позволяет совершить увлекательное путешествие по Кореновску....

Урок Кубановедения тема "Символы Краснодарского края: герб, флаг, гимн."

Цель урока: познакомить детей с официальной символикой Кубани.Задачи:Познакомить с символами Кубани, значением составляющих частей, историей появления.Учить растолковывать символы государства, развива...

Урок кубановедения. Тема: "Растительный мир Краснодарского края."

Цель: Познакомить с растительным миром Кубани; расширить и углубить знания детей о растениях, встречающихся в нашей местности; воспитывать бережное отношение к природе....

Презентация к уроку кубановедения "Быт жителей родного края".

Презентация к уроку кубановедения "Быт жителей родного края"....

Урок кубановедения ТЕМА УРОКА: Кубанские умельцы

ТЕМА УРОКА:    Кубанские  умельцы                                 ...

Конспект урока кубановедения. Тема урока: "Наша школа"

Урок открытого знания  построен в соответствии с требованиями ФГОС. Учащиеся получат представление о современной кубанской школе, научатся работать с различной информацией, формировать выводы....