Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Закирова Лилиә Рамиловна

Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа33.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по окружающему миру Башкортостана составлена на основе:

  1. приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с измен. – приказ МОиН РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. №373»);
  2. примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федерально-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
  3. Устава МОАУ СОШ № 6 городского округа город Нефтекамск РБ;
  4. основной образовательной программы (начальное общее образование) МОАУ СОШ №6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан;

      5)  учебного плана МОАУ СОШ № 6 городского округа г. Нефтекамск РБ на  2017-2018 учебный год.

           Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.

          Задачи курса:

         систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

         формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

         знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

          развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

           формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

          воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

          формирование самостоятельной познавательной деятельности;

          развитие мышления, воображения и творческих способностей;

          социализация ребенка;

          формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве,           отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);

          формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях)

          ознакомление с достопримечательностями природы Башкортостана, расширение кругозора учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе.

          формирование основ экологическую культуру, развивать разумное поведение в окружающей среде.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Окружающий мир Башкортостана»

Личностные:

1) формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою республику, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонациональной  республику; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: 

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир  Башкортостан»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир Башкортостана»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир Башкортостан».

Предметные: 

1) воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к республике, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей республики, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Выпускник начальной школы должен уметь

Называть:

- редкие растения и животные Республики Башкортостан, которые занесены в Красную книгу;

- семь чудес Башкортостана;

- горы, пещеры;

- заповедники, заказники, парки.

- характерные признаки охрянаемой природной территории - заповедника;

- основные водоёмы республики, родного края: названия рек и озёр;

- природные зоны республики, родного края;

- столицу республику, районного центра,  города(села);

- 3-4 города Республики Башкортостан, связанные с важнейшими историческими  событиями  страны,  края.

Различать и сравнивать:

- условия, необходимые для жизни растений и животных Республики Башкортостан;

- хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы,  дикорастущие и культурные растения;

- природные зоны, расположенные на территории республики, края;

- символику республики,  столицы, города, населённого пункта, где проживают обучающиеся (герб, флаг, гимн);

- температурный режим различных регионов республики, микрорайона нахождения школы.

Приводить примеры:

- исчезающих животных и растений своей местности, пользуясь Красной книгой Республики Башкортостан;

- природоохранительной деятельности взрослых и  обучающихся в своей местности;

- из истории своего города(села);

- полезных ископаемых, добываемых на территории своего края;

- профессий,  связанных с охраной природы.

Устанавливать связи и зависимости:

- между поведением  человека в природе и её состоянием (вопросы экологии);

- между представителями флоры и фауны и особенностями той местности, на которой  они располагаются.

Кратко  охарактеризовать:

- воздействие человека на природу (положительное  и отрицательное); меры по её охране;

- приспособление народов, живущих на территории Башкортостана,  к своим природным  условиям;

- правила охраны и укрепления здоровья.

Решать учебные и практические задачи:

-уметь работать с картой Республики Башкортостан: показывать географические объекты, распознавать условные обозначения полезных ископаемых, масштаб;

- уметь ориентироваться в нахождении Башкортостана на глобусе, физической карте страны;

- определять стороны  горизонта по различным  признакам данной местности (мох, крона  деревьев).

Осознавать:

- гражданскую позицию "Я - гражданин Республики Башкортостан";

-факт, что его родной Башкортостан - частица  России, многонационального государства;богатую историю  своего родного края.

Тематическое  планирование

Разделы

Кол.часов

1.

Башкортостан на карте России.

7

2.

Природное достояние нашей республики.

9

3.

Животные и растения в природных зонах.

11

4.

Всего.

27

Содержание  учебной  программы (27 часов).

           Раздел. Башкортостан на карте России ( 7 часов)  

 Административное деление республики. Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.

Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них.

Государственная символика Республики Башкортостан: герб, флаг, гимн Конституция — Основной закон Республики Башкортостан.

Рассказ о происхождении названия "башкорт". Башкирские племена, роды, родовые подразделения. народные праздники, обычаи связанные с природой.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Осенний календарь природы. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

          Раздел. Природное достояние нашей республики (9 часов) 

          Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Полезные ископаемые нашего края. Горные породы и минералы. Их значение в жизни человека. Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

          Сезонные изменения в природе: зимние явления. Зимний келендарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.

          Памятные уголки родного края. Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, Салавата Юлаева, роднике Кургазак, горе Янган-тау,  заповедники, национальные парки. Семь чудес Башкортостана.

          Водные богатства, их разнообразие (река, озеро, пруд, родники, водопад, водохранилище); использование человеком.

         Красная книга Башкортостана: знакомство с отдельными растениями и животными.

          Раздел. Животные и растения в природных зонах (11 часов)

          Природные зоны республики: основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).      

           Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Весенний и летний календарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

          Природные сообщества: луг, лес, водоём, степь. Растение и животные в сообществах, их приспособленность к условиям.

            Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.

Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

            Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Нормы оценок по окружающему миру.

          Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
        Знания и умения учащихся по окружающему миру Башкортостан оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов.
Задания целесообразно строить как 
дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения обучающихся.
        Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
        Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
        Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
        Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
        Оценка тестов:

        "высокий" - все предложенные задания выполнены правильно;
       "средний" - все задания с незначительными погрешностями;
       "низкий" - выполнены отдельные задания.

Учебно-методическая литература.           

            1. Бойчук В. А.  Примерная программа по предмету "Окружающий  мир" для   общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компанент). 1-4 классы.-Уфа: Китап, 2013.-24 с.

            2. Гайсина Р. С. Природа родного Башкортостана (региональный компонент предмета "Окружающий мир"):Учебное пособие для младших школьников. Уфа: Китап, 2009.-176 с.

            3. Кучеров Е. В. Природа Башкортостана  (времена года). Книга для чтения в 3-4 классах общеобразовательной  школы. - Уфа:Китап, 1994. - 128 с.

            4.Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология растений Башкортостана.- Уфа: Китап, 2011. - 248 с.

            5. Хисматов М. Ф., Гнатшин В. Н. Атлас Башкортостана. Министерство народного образования,  Роскартография, 2001.

Интернет ресурсы.

сезоны-года.рф›  Башкортостан.html- Сезоны года.

priroda-rb.info - Природа Башкортостана.

pptcloud.ru›geography/zhivotnye…bashkortostana-Презентация на тему "Животные лесов Башкортостана".

uralturizm.ru›…bashkortostan/zhivotnyj-mir… Животный мир Башкортостана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 2класс

Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....