Урок – конкурс по теме: «Природные условия и население Республики Башкортостан» (урок обобщающего повторения)
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Урок  способствует  развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к родному краю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konkurs.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №1с. БАКАЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ  РАЙОН  РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

Учитель начальных классов: Латыпова Альбина Фанависовна

Урок – конкурс по теме:

«Природные условия и население Республики Башкортостан»

(урок обобщающего повторения)

Задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Население Республики Башкортостан», а также вспомнить некоторые вопросы из темы «Природные условия и ресурсы Башкортостана»;

Совершенствовать умение учащихся выступать публично, внимательно слушать;

Способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к родному краю.

Оборудование: настенные карты и атласы Республики Башкортостан, контурные карты Республики Башкортостан, картины, фото, иллюстрации, рисунки, стихи, рефераты учащихся, сувениры, блюда местной кухни и др., на доске – эпиграф:

Ты вспоминаешь не страну большую,                                      Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

Учащиеся класса делятся на две команды. Для оценки ответов выбирается жюри. Конкурс состоит из трех туров, каждый из которых включает несколько заданий.

  1. Теоретический тур

Задание 1. Разминка « Один – за всех и все – за одного»

Вопросы задаются каждой команде по очереди. Право начинать игру разыгрывается между командами при помощи жеребьевки. За каждый правильный ответ командам начисляется один балл. Если какая-либо команда не отвечает на вопрос, ответить и заработать балл дополнительно может другая команда.

Вопросы

  1. Где берет начало река Белая?
  2. Какова площадь Республики Башкортостан?
  3. Где на территории республики были найдены первые стоянки человека?
  4. Сколько городов в республике?
  5. Какие полезные ископаемые республики используются как топливо?
  6. Когда было открыто первое месторождение нефти?
  7. Как называется возвышенность, расположенная на западе республики?
  8. Какова доля башкирского населения республики?
  9. Назовите наиболее распространенные почвы на севере  республики?
  10. Какое полезное ископаемое республики  используется для отделки домов, памятников, ограждений?
  11. Какая часть республики называется Горным Башкортостаном?
  12. Сколько административных районов в республике?
  13. Каково происхождение большинства озер республики?
  14. С какими республиками граничит наша республика?
  15. В каких природных зонах расположена наша республика?
  16. С какими областями граничит наша республика?
  17. Как называется легкая пористая порода белого цвета – одно из полезных ископаемых Башкортостана?
  18. Самое большое по площади озеро республики?
  19. Высочайшая точка республики?
  20. Численность населения Республики Башкортостан?

Ответы

  1. к востоку от горы Иремель
  2. 143,6 тыс. км
  3. стоянка Мысовая на озере Карабалыкты в Зауралье
  4. 21
  5. нефть, газ, уголь
  6. в1932 году,16 мая из скважины 702 в районе деревни Ишимбаево в течение 4 часов вылилось около 50 т. нефти
  7. Бугульминско-Белебеевская
  8. 29 %
  9. серые лесные почвы
  10. мрамор
  11. восточная
  12. 54
  13. пойменные (водноэрозионного происхождения)
  14. Республики Татарстан и Удмуртия
  15. лесной, лесостепной, степной
  16. Пермская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская
  17. гипс
  18. Асылыкуль
  19. гора Ямантау 1640 метров
  20. 4млн.102,9тыс.человек

Задание 2. «Отгадай город»

По описанию надо отгадать города  Башкортостана. Описание состоит из пяти предложений. Если команде удается угадать город по первому предложению, то ей начисляется 5 баллов, по второму – 4 балла, по третьему – 3 балла, по четвертому – 2 балла, по пятому – 1 балл. В случае, если команде не удается угадать город, то она не получает ни одного балла. Описание городов для отгадки зачитывается командам по очереди. Если одна из команд не отгадывает город, то другая команда может заработать дополнительные очки.

1 вариант

1. Город расположен на северо-западе республики, на правом берегу нижнего течения реки Белой. Имеет железнодорожную связь со станцией Амзя, железную дорогу Казань – Екатеринбург. Численность населения насчитывает 20,6 тыс. чел. Возник в 1980 году в связи со строительством Башкирской АЭС как поселок, с 1991- город. В октябре 1990, с учетом отрицательных результатов эколого-экономической экспертизы были приостановлены строительно-монтажные работы на станции.

2.  Название города произошло от названия реки, которая протекает практически в центре города и на тюркских языках означает «устье реки». Расположен на юге республике, левом берегу реки Белой. Основан в 1766 как пристань для отправки по Белой поваренной соли, доставлявшейся гужом с Илецких копей. С 1781 – уездный город, в котором развивались кожевенное производство и торговля. В 1920 – 1922 столица БАССР.

3.  Город республиканского значения на севере Башкирского Зауралья, в 12 км к востоку от реки Урал. Этот город – значительный центр добывающей и обрабатывающей  промышленности РБ. Основное предприятие города – горнообогатительный комбинат на котором выпускают ювелирные изделия и сувениры из поделочных камней. Город образован в 1963 году в результате объединения поселков Малые и Новые Учалы, возникших при освоении Учалинского медноколчеданного месторождения .Город связан автомобильными дорогами с городами Миасс, Белорецк, Магнитогорск.

Ответы

  1. Агидель
  2. Стерлитамак
  3. Учалы

2 вариант

  1. Город расположен  на берегу реки Белой, в Башкирском Предуралье. Основан как крепость в 1574 году на месте башкирского укрепления Туратау, которое вначале носило название одноименной горы. В связи с обнесением дубовой стеной башкиры именовали поселение также «Имэнкала» («дубовая крепость»). С июня 1922 – столица республики Башкортостан. В настоящее время административно-политический, экономический, научный и культурный центр, столица республики.
  2. Этот город – один из старейших горнозаводских центров Южного Урала, возник в связи со строительством металлургического завода. Развитию города благоприятствовало проведение железнодорожной магистрали, соединившей его с Уфой в 1977 году. Заводы города выпускают механизированный строительный инструмент, тракторные рессоры и пружины, гвозди, металлическую сетку и т. д. Действуют деревообрабатывающий, мясной, масло - сыродельный комбинаты и заводы кирпичных и железо - бетонных конструкций. Ведущее предприятие города – Белорецкий металлургический комбинат.
  3. Город на северо – западе РБ находится недалеко от реки Кама. Основан в связи с освоением Арланского нефтяного месторождения в 1959 как поселок городского типа, с 1963 – город республиканского значения. За короткое время из города нефтяников превратился в центр разноотраслевой индустрии.  В городе находится НГДУ «Арланнефть», разрабатывающее нефтяные месторождения северо –  западной части республики. Предприятия города выпускают автосамосвалы, автобусы, прицепы к легковым автомобилям, искусственную кожу, трикотаж бельевой, линолеум и др.

Ответы

  1. Уфа
  2. Белорецк
  3. Нефтекамск

Задание 3. «Самое , самое»  (географические чемпионы)

Командам выдаются карточки с вопросами. За 2 -3 мин. Необходимо ответить на вопросы, определив географические объекты – чемпионы республики. После выполнения задания представитель от каждой команды должен показать определенные им географические объекты на карте. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

1 вариант

1. Самое большое по площади озеро в Башкортостане.

2. Самая высокая точка республики.

3. Самый маленький по площади район республики.

4. Самый старый город республики.

5. Самый маленький по численности населения город республики.

6. Самый северный район республики.

7. Самая первая железная дорога на территории республики.

8. Самая западная крайняя точка республики.

9. Самый маленький район в республике по численности населения.

10. Самая многочисленная национальность республики.

2 вариант

1. Самый большой район республики по численности населения.

2. Самые низкие места в республике.

3. Самый большой по площади район республики.

4. Самый молодой город республики.

5. Самая длинная река республики.

6. Самое глубокое озеро республики.

7. Самый южный район республики.

8. Самая восточная крайняя точка республики.

9. Самое распространенное дерево в республике.

10. Самая большая пещера республики.

Ответы

1 вариант

  1. Асылыкуль.
  2. г. Ямантау.
  3. Татышлинский, 1376 км.
  4. Уфа, 1586г.
  5. Баймак, 17.4 тыс. чел.
  6. Янаульский
  7. Самаро – Златоустовская (Куйбышевская)ж.д. проложена в конце 19 века, в 1888 году участок Кинель – Уфа.
  8. В Бакалинском районе.
  9. Бурзянский район, 15,4 тыс.чел в 2000г.
  10. русские, 36,3 % в 2002 году.

2 вариант

  1. Уфимский, 51,3 тыс. чел. в 2000 г.
  2. поймы рек Дема и Ик (1,5 и 5м соответственно)
  3. Белорецкий, 11307 км
  4. Межгорье, 1995 г.
  5. Белая, длина 1420 км.
  6. Банное (Яктыкуль)
  7. Зианчуринский
  8. В Учалинском районе.
  9. липа
  10. Сумганская (длина 4500 м)

Задание 4. «Найди ошибки»

Команды получают карточки с заданием – в предложенном тексте найти и подчеркнуть географические ошибки. За каждую найденную ошибку начисляется 0,5 балла.

1 вариант

«Республика Башкортостан расположена на севере Урала. Она граничит с 3 республиками и 3 областями.. Республика имеет выход в океан .Крайние точки республики находятся: северная – в  Татышлинском, южная – в Хайбуллинском, западная – в Шаранском, восточная - в Белокатайском районах. Протяженность республики с севера на юг 550 км, с запада на восток более 430 км. Высшая точка республики – г. Янгантау – находится на Бугульминско – Белебеевской возвышенности. Уральские горы находятся на западе республики. Климат Башкортостана умеренно континентальный. В течение года хорошо выражены сезоны года. По территории республики протекают реки: Волга, Урал, Уфа, Кама, Ока» .

2 вариант

« Республика Башкортостан расположена в пределах лесной, лесостепной и степной природных зон. Наиболее распространенными почвами на ее территории являются подзолистые и серые лесные. В республике в настоящее время проживает 3.5 млн. человек, в том числе в городах – 54 %. Основные народы, проживающие в республике – башкиры, чуваши, мордва, марийцы. Крупные города республики: Салават, Ишимбай, Мелеуз. Основными отраслями специализации промышленности являются: машиностроение, черная металлургия, химическая, лесная и пищевая. В сельском хозяйстве республики животноводство преобладает над растениеводством. Получили развитие овцеводство, скотоводство молочно-мясного направления, свиноводство. Выращивают зерновые, овощные, картофель, лен, подсолнечник. Основными видами транспорта в республике являются: водный (речной и озерный), железнодорожный и автомобильный».

2. практический тур

Задание 1 . «Собери карту»

Каждой команде предлагается собрать на скорость карту республики Башкортостан из разрезанных частей. Команда, первая и правильно собравшая карту, получает 3 балла, другая – в зависимости от объема проделанной работы (от 0-2 баллов). Если же обе команды одновременно и правильно собрали карту, то получают по 3 балла.

Задание 2.  Конкурс художников – защитников природы

Командам предлагается нарисовать плакат в защиту природы своей местности. Это может сделать один из представителей команды прямо во время игры. Для подготовки отводится определенное время, художники сдают свои рисунки в конце игры. При оценке этого конкурса необходимо использовать следующие критерии: а) отражение в содержании заданной темы; б) художественное оформление; в) оригинальность; г) само представление («зашита») плакатов. Поэтому максимальное количество баллов за данный конкурс может быть 4 балла.

Задание 3. «Знаешь ли ты карту?»

Команды должны нанести на контурную карту республики Башкортостан предложенные объекты. За каждый правильно нанесенный объект дается один балл.

1 вариант

Названия районов в которых находятся крайние северная и восточная точки республики; Бугульминско – Белебеевская возвышенность; Прибельская равнина; г. Ямантау; реки – Уфа, Урал, Кама; озеро Асылыкуль; водохранилище Нугуш; Башкирский Государственный Заповедник; города – Стерлитамак, Кумертау, Учалы; центры химической промышленности.

2 вариант

Названия районов, в которых расположены крайние южная и западная точки республики; Уфимское плато; Зилаирское плато; г. Иремель; реки – Белая, Стерля, Дема; Озеро Кандрыкуль; Павловское водохранилище; Кутукское урочище; города – Салават, Нефтекамск, Уфа; центры машиностроения.

3 тур. Домашнее задание

Задание 1. «Ты – мне, я – тебе»

Команды обмениваются вопросами, которые подготовлены заранее. Количество вопросов составляет от 3 до 5. за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Задание 2. «Приезжайте в гости к нам !»

Данное задание состоит из трех частей. Каждое из них оценивается 3 баллами. Таким образом, максимально за это задание можно получить 9 баллов. Участники каждой команды могут проявить свою находчивость и изобретательность: подготовить иллюстрации, фотографии, слайды, рисунки, стихи, сувениры, блюда местной кухни и т.п. жюри может добавить баллы за оригинальность представления.

Часть 1. «Достопримечательности Башкортостана»

Представьте, что к вам в гости приехали школьники из других уголков России или зарубежных стран, и вам надо провести экскурсию для них. С какими самыми интересными местами родного края вы бы познакомили гостей? С именами кого из наших земляков они связаны? Что бы вы рассказали им об этих достопримечательностях? Для характеристики выберите 3 объекта.

Часть 2. «Хлеб да соль!»

Итак, гости познакомились с некоторыми уголками нашей республики. Но экскурсия будет далеко не полной, если они не отведают местных деликатесов. Чем вы бы угостили своих друзей? Составьте меню из трех блюд. Назовите предприятия нашей республики, производящие предложенные вами продукты питания.

Часть 3. «Подарок гостям!»

Но вот пришла пора прощаться со своими гостями. Все знают, что башкиры – гостеприимные люди. Какой подарок вы бы хотели подарить своим друзьям на память о нашей республике? Какие предприятия выпускают предложенную продукцию? Какое местное сырье используется для его производства?

В конце урока члены жюри подводят итоги конкурса, награждают команду-победительницу, отмечают самых активных участников.

Литература

  1. Башкортостан. Краткая энциклопедия \ Под ред. Р.З. Шакурова – Научное издательство «Башкирская энциклопедия», Уфа – 1996, - 672 с., ил.
  2. Города и районы Республики Башкортостан. – АНО «Издательский дом «Республика», Уфа – 2007.
  3. Хисматов М. Ф., Сухов В. П. География Башкортостана для 9 класса. -  Уфа: Китап, 2000, - 200 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению Тема: Е.И. Чарушин Лесной котёнок (обобщающий урок)

На изучение данной темы отводится 3 часа.На обобщающем уроке учитель  продолжает  формировать у учащихся  навык правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения. Учит детей отве...

План-конспект урока немецкого языка во 2 классе по теме "Идём гулять" по учебнику "Немецкий язык, 2 класс", авторы - Н.Д.Гальсковоа, Н.И.Гез. Урок обобщающего повторения.

Обощающий урок немецкого языка во 2 классе с повторением лексики по темам "Комната", "Еда и напитки", "Животные", "Цвет", "Счёт", "Алфавит". На уроке дети знакомятся с традициями праздновани...

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Педагогические приемы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в 3 классе

Примеры реализации сдоровьесберегающих технологий при обучении французскому языку в 3 классе...

Урок обобщающего повторения по разделу «Фонетика»

Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по разделу «Фонетика»; закрепить правописание безударных гласных, проверяемых ударением, сомнительных и непроизносимых согласных, раздел...

Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс "Поверхность нашего края". (Республика Башкортостан, Белорецкий район). УМК "Школа России"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Поверхность нашего края" (Белорецкий район Республики Башкортостан)...