Игровая программа «Мой край родной Ямал»
методическая разработка (2 класс) на тему

Цель: формирование интереса и любви к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о традициях народов севера;

- познакомить с играми народов севера.

Развивающие:

- продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:

- развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город;

- закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и любовь к малой Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasnetsova_s.g._igrovaya_programma_moy_kray_rodnoy.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая программа  «Мой край родной Ямал»

Цель: формирование интереса и любви к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о традициях народов севера;

- познакомить с играми народов севера.

Развивающие:

- продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:

- развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город;

- закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и любовь к малой Родине.

Оборудование: презентация, для игр - картонные топорики, мячики разного цвета, корзинки.

Ход мероприятия

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном богатом северном крае, о полуострове Ямал. Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Сегодня мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине.

В начале мероприятия предлагаю посмотреть видеоролик о Ямальском крае.

В игровой программе примут участие две команды «Северное сияние» и «Морозко». За победу каждого этапа игры командам будут вручаться жетоны.
Команды  поочерёдно  отвечают на вопросы викторины.
1. Викторина

1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли)
2. Столица Ямала? (г.Салехард)
3. В каком округе мы живем? (Ямало-ненецком)
4. Что изображено на гербе, флаге Ямала?
5. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)
6. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой)
7. Чем богат наш край? (пушниной, газом и т.д.)
8. Как называется одежда коренных жителей севера? (малица)
9. Как называется обувь коренных жителей севера? (кисы)
10. Скажите название жилища? (чум)
11. Чем покрывают чум зимой?
12. Чем украшают одежду ненцы и ханты? (орнаментом, бисером)

2. Спортивное задание для  капитанов «Метание топориков».

Победителем является тот, кто дальше кинет топорик. 

3. Загадки
 
1. Днем спит, ночью мышей ловит? (сова).
2. Лежат на кочках кусочки янтаря, в рот положишь – тут же растает? (морошка).
3. В ночь безлунную до чума кто добраться вам поможет? (звезда полярная).
4. Пять остяков в одном чуме живут? (перчатка).

4. Приметы и поговорки народов севера? (2-3 приметы). 
«Не мучай животное – оно принесет тебе беду»
«Не втыкай в землю острые предметы – ей больно»
«Если у чума злая собака-то и хозяин злой»
«Много грибов – много белок»
«Не бросай в реку камни – хозяин не даст рыбы»
«Красное солнце к ветру»
«Снег скрипит к морозу»

5. Национальная игра «Перетяни палку» (для мальчиков).

6. Домашнее задание «Культура Ямала»

Дети рассказывают о культуре северных народов.

Команда «Северное сияние» - воспитание детей в тундре

Жизнь в тундре суровая, поэтому детей воспитывают в строгости, рано приобщают к труду. В семье ребенка никогда не балуют, с самого рождения отучают плакать и обращаются с ним, как со взрослым.

Девочек по исполнении трех лет обучают шитью одежды и вышиванию национальных орнаментов, приучают поддерживать огонь в чуме, готовить еду.

В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе, как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником.

Команда «Морозко» -отношении к пище.

Рыба и мясо – основная пища северных народов. Почти ежедневно они едят блюда из рыбы. Мальчик,  будущий рыбак, не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником. У ненцев существует почтительное отношение к пище. Вот некоторые правила обращения с ней:

-нельзя смеяться над едой

-нельзя доедать пищу за старыми людьми, а то будешь болеть.

7.Игра «Сбор ягод». 

На полу рассыпаны ягоды (мячики) разного цвета. Одна команда собирает красные (брусника), другая –желтые (морошка. Берем по одной ягоде в руку и кладем в корзину своего командира.
Подведение итогов.

Слово для подведения итогов мероприятия «Ямал…Мой край родной» предоставляется жюри (выступление жюри). Награждение победителей.

Учитель Вы сегодня проявили смекалку и находчивость, умение работать в команде, показали замечательные знания о родном крае. Закончить наше мероприятие  хочется словами Леонида Васильевича Лапцуя:

Кто не бывал в тундре Ямала,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня-
Полюбите наш край наверняка.


Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит нас неласковая вьюга,
В любой зайдете чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.


Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый  будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа " Мой край родной"

Каждо­му человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире при­роды, других людей и других народов, а это невозможно без знания истори...

программа Мой край родной

Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение» и на внеурочной деятельности. Данной программой могут воспользо...

Программа кружка "Край родной"

Программа кружка краеведения "Край родной" для 2 класса....

Рабочая программа "Ставрополье- край родной!"

Рабочая программапо внеурочной деятельности« Ставрополье - край родной!»     Программу составила учитель начальных  классов:Прокудина Ольга Леонидовнас. КОЧУБЕЕВСКОЕ...

Рабочая программа факультатива "Край родной"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Край родной" на ступени начального образования в 3-4 классах с пояснительной запиской, УУД, приложением....

Игровая программа «В гостях у Ямал Ири»

Мероприятие является итоговым по станции «Полярная станция» в рамках длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие» и направлена на выявление творческого потенциала детей, создание условий дл...

Инновационный проект «Мой край родной – Ямал!» (национально-региональный компонент).

Методический паспорт проекта Тема         Инновационный проект «Мой край родной – Ямал!»(национально-региональный компонент) на базе МБДО...