Программа кружка "Край родной"
рабочая программа (2 класс) на тему

Колпакова Наталья Викторовна
Программа кружка краеведения "Край родной" для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 

кружка  краеведения

"Родной край"

для учащихся 2 класса

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Учитель начальных классов Колпакова Н.В. 

первая

 квалификационная

 категория

                                                                                                

Стаж работы 30 лет

 

2014 - 2015 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа относится к туристско-краеведческой направленности.

Школьное краеведение – важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край.

Каждый край нашей страны имеет свои культурные традиции и памятные места, которые могут стать основой краеведческой работы. Памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей художественной культуры, занимают особое место среди объектов искусствоведческого краеведения. Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново неразрывно связано с именами Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева.

Актуальность настоящей программы заключается в том, что она позволяет средствами дополнительного образования частично компенсировать пробелы в знаниях о родном крае и известных людях по разным предметам, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей.  

Встреча с местностью и обстановкой, где жили и творили писатели и живописцы, музыканты и актеры, знакомство с подлинными документами и их личными вещами, посещение тех мест, где художниками владели, запечатленные в их творениях мысли и чувства, где их глазам открывались картины поэтического восприятия окружающего мира, производят яркое, неизгладимое впечатление. Волнующий эффект присутствия в этих исторических местах вызывает неповторимое ощущение личной причастности к культурной традиции края.

Во время занятий дети получают информацию о родном поселке, районе, области, роли города Тула в истории России; узнают традиционные для родного края промыслы; знакомятся с культурным наследием Тульской области, именами знаменитых людей, чья жизнь и творчество были связаны с Тулой и областью.

           Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Она позволяет заложить основы краеведческих знаний, опираясь на которые дети смогут развить свой дальнейший интерес, общаясь с другими источниками информации, посещая различные кружки в средних и старших классах.

В основе программы развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.  

Срок реализации программы: 1год. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю по 2 часа, всего - 144 часа.

 

Цели и задачи

Целью курса является программы является формирование интереса к истории своей Малой Родины, расширение собственного культурного кругозора, развитие самосознания школьника.

Задачи  курса краеведения познакомить:

  • с историей возникновения г. Тулы, его значение в истории Российского государства;
  • с оборонительным значением Тулы для Российского государства;
  • с народными промыслами и ремеслами Тульского края;
  • с жизнью и бытом населения Тульского края;
  • с достопримечательностями и памятными местами родного края;
  • с великими земляками и их вкладом в мировую культуру и искусство

Основные принципы, положенные в основу программы:

-  принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-  систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни села (посёлка), района, актуальность, воспитательная ценность.

Организационно-педагогические основы обучения

К наиболее эффективным формам представления материала по данной программе, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения любой темы и на любом этапе занятия. Презентация дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия кружка по данной программе. Данная форма позволяет представить изучаемый материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача изучаемого материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Все методы учитывают возрастные психологические характеристики учащихся.  Существенными новыми качествами у ребят в этом возрасте становится произвольность поведения, способность к самоорганизации, рефлексии, умение творчески решать поставленные задания. Вместе с тем, произвольность процессов еще не у всех учащихся развита на достаточном уровне. Практические и лекционные занятия построены так, чтобы максимально заинтересовать учебным материалом учащихся и дать возможность реализовать свой творческий потенциал.

У детей этого возраста расширяется интерес к социальному миру, формируются социальные мотивы: ответственность, целеустремленность, долг, пытливость. Кроме того, еще значимы мотивы успеха, престижа, «хороших отметок». Поэтому форма контроля игровая.

Структура построения занятий

     Программа "Юные друзья природы" рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в течение учебного года.

            Формы  организации учебного процесса.

   В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы проведения занятий:

  • экскурсии
  • посещение выставок, музеев;
  • просмотр видеофильмов;
  • защита проектов;
  • исследовательская деятельность;
  • викторины;
  • игры.

   Для реализации образовательной программы «Край родной» необходимо дидактическое обеспечение:

  • слайды, видео пособия;
  • специальная литература, фотографии;
  • иллюстрации.

  Методы работы, используемые при освоении программы:

- объяснительно-иллюстрационный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- продуктивный.

   В течение всего учебного года поддерживается тесная связь с родителями, которые принимают участие во многих мероприятиях кружка.Ожидаемые результаты и способы их проверки

          Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления об исторических местах и известных людях Тульской земли, понимания того, что всем разнообразием знаний о родном крае можно овладеть при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.  

К концу года школьники должны знать:

  1. историю родного края;

     2.о семейных традициях, о своей родословной;

     3. историю создания и развития школы;

4. О растительном и животном мире Тульской области;

  1. важные исторические события, связанные с Тульским краем и их значение для России;
  2. города Тульской области;
  3. достопримечательности и памятные места Тульского края и их значение в мировой и российской культуры;
  4. великих людей Тульского края и их вклад в мировую культуру и искусство;

6. народные промыслы Тулы и Тульского края.

     7. о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной         войны.

            Дети будут уметь:

  1. работать с картой и находить города Тульской области;
  2. составлять родословную
  3. отличать филимоновскую, белёвскую и тульскую городскую    игрушку от   других;
  4. расписывать филимоновскую, белёвскую, тульскую  игрушку;
  5. кратко рассказывать о достопримечательностях и великих людях        Тульского края.

Содержание программы.

Тема 1. Введение  (2ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.  Природа – наш второй дом. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

Тема 2. Мой край на карте Родины

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Символ России – берёза. Стихи, песни о белоствольной. Рисование берёзы. Тульская область– частица России. Наша область на карте страны. Значение нашей области для страны.

Тема 3. Природа родного края

Растительный мир средней полосы.  Растения Тульской области, занесенные в Красную книгу. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Культурные растения нашего района. Лекарственные растения. Грибы. Животный мир Тульского края. Животный мир Тульского края. Животные, занесенные в Красную книгу.

Тема 4. Я и моя семья. (3 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей.   Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий  конкурс - «Старая фотография рассказала…». Моя родословная. Родословное древо.

Тема 5. Тула историческая.

 Край наш Тульский. Города Тульской области. Карта области. Как Тула строилась. Тула древняя. Тульский Кремль. Герб Тулы. Жизнь и быт населения Тульского края. Одежда крестьян Тульского края. Фольклор, праздники туляков. Пиры и питание тульских крестьян.

Тема 6. Тульские ремесла. 

Чудо-мастера Тулы. Тула – город оружейников. Музей оружия. Тульский самовар. Самоварных дел мастера. Пряничное дело. Музеи пряников в г. Тула. Тульская гармонь. Н.И. Белобородов – создатель тульской гармоники. Тульская народная игрушка. Филимоновская игрушка. Белёвская игрушка.

Тема 7. История нашего района. 

Откуда пошел город Плавск. Исторические места г. Плавска. Памятные места Плавского района. Известные люди земли Плавской. Поэты родного края.

Тема 8. Ратная слава земли Тульской.

 Куликово поле – поле русской славы. Тула – оружейный щит России. Оборона Тулы. Оборона г. Плавска. Плавчане – герои Великой отечественной войны. Герои-земляки.

Тема 9. Памятные места и известные люди земли Тульской. 

Памятные места Тульской области. Ясная Поляна – дом-музей Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. И.С. Тургенев – «Дворянин Тульской губернии». В.А. Жуковский – уроженец Белевского уезда Тульской области. Поленов В.Д, - мастер лирического пейзажа. Дом над Окой. Даргомыжский В.А. – наш земляк. Командир легендарного крейсера «Варяг» - В.Ф. Руднев. А.Т. Болотов – основоположник русской агрономической науки.

Тема 10. Малая моя родина – мой посёлок.

История возникновения посёлка Молочные Дворы. Улицы поселка. Предприятия в нашем посёлке. История создания и развития школы. Талантами славится наша земля.

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Введение.

2

2

2

Мой край на карте Родины.

 

6

3

3

3

Природа родного края.

12

8

4

4

Я и моя семья.

6

6

5

Тула историческая.

 

28

18

10

6

Тульские ремесла.

28

16

12

7

История нашего района.

10

6

4

8

Ратная слава земли Тульской.

14

6

8

9

Памятные места и известные люди Тульской области.

22

14

8

10

Малая моя родина – мой посёлок.

 

16

8

8

Всего:

144

81

63

        

Календарное – тематическое  планирование «Родной край»

Педагог дополнительного образования Колпакова Н.В.

№ п/п

Дата проведения

Название темы занятия.

Количество часов.

Введение (2 ч.)

1

1.09

Вводное занятие. Краеведение - наука о родном крае.Инструктаж по ТБ

2

Мой край на карте Родины (6 ч.)

2

4.09

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

2

3

8.09

Символ России – берёза. Стихи, песни о белоствольной. Рисование берёзы.

2

4

11.09

Тульская область– частица России. Наша область на карте страны. Значение нашей области для страны.

2

Природа родного края (12 ч.)

5

15.09

Растительный мир средней полосы.  Растения Тульской области, занесенные в Красную книгу.

2

6

18.09

Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов.

2

7

22.09

Культурные растения нашего района. Работа с гербарием.

2

8

25.09

Лекарственные растения. Грибы.

2

9

29.09

Животный мир Тульского края.

Животные, занесенные в Красную книгу

2

10

2.10

Обобщающее занятие. Игра «Знаток природы»

2

Я и моя семья (6 ч.)

11

6.10

Родной дом и семья. Профессии моих родителей.

2

12

9.10

Творческий конкурс «Старая фотография из семейного альбома рассказала…».

2

13

13.10

Моя родословная. Родословное древо

2

Тула историческая (28 ч.)

14

16.10

Край наш Тульский. Города Тульской области. Работа с картой области.

2

15

20.10

Как Тула строилась. Тула древняя.

2

16

23.10

Ансамбль Тульского кремля.

2

17

27.10

Заочное путешествие по Тульскому Кремлю.

2

18

30.10

Герб Тулы – отражение исторического значения Тулы.

2

19

3.11

Жизнь и быт населения Тульского края.

2

20

6.11

Экскурсия в школьный краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.

2

21

10.11

Одежда крестьян Тульского края.

2

22

13.11

Рисование одежды тульских крестьян.

2

23

17.11

Праздники в крестьянской семье Тульского края.

2

24

20.11

Посещение «Музея древностей» в Туле.

2

25

24.11

Фольклор – духовное богатство нашего народа

2

26

27.11

Пиры, питание тульских крестьян.

2

27

1.12

Игра "Слабое звено" (урок обобщения знаний)

2

Тульские ремесла (28 ч.)

28

4.12

Чудо-мастера Тулы. Тула – город оружейников.

2

29

8.12

Посещение музея оружия в г. Тула.

2

30

11.12

Тульский самовар – гордость особая.

2

31

15.12

Самоварных дел мастера.

2

32

18.12

Пряничное дело в Туле.

2

33

22.12

Музей тульского пряника на фабрике "Ясная Поляна". Музей тульского пряника при фабрике "Старая Тула".(Посещение музея.)

2

34

25.12

Чаепитие с Тульским пряником.

2

35

28.12

Тульская гармонь.

2

36

12.01

Посещение музея Н.И.Белобородова – создателя Тульской гармоники.

2

37

15.01

Тульская народная игрушка.

2

38

19.01

Филимоновская игрушка.

2

39

22.01

Лепка Филимоновской игрушки

2

40

26.01

Роспись Филимоновской игрушки.

2

41

29.01

Познавательная игра "Умники и умницы"

2

История нашего района (10 ч.)

42

2.02

Откуда пошел Плавск. Заочная экскурсия по историческим местам г. Плавска.

2

43

5.02

Памятные места Плавского района.

2

44

9.02

Экскурсия в краеведческий музей г. Плавска.

2

45

12.02

Известные люди земли Плавской.

2

46

16.02

Поэты родного края.

2

Ратная слава земли Тульской (14 ч.)

47

19.02

Куликово поле – поле русской славы.

2

48

26.02

Тула – оружейный щит России.

2

49

2.03

Оборона г. Плавска.

2

50

5.03

Посещение музея Б.Ф. Сафронова в школе № 1 г. Плавска

2

51

12.03

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Знакомство с жизнью и подвигом героев-земляков.

2

52

16.03

 Работа над проектом «Герои-земляки»

2

53

19.03

Экскурсия к обелиску Памяти в п. Молочные Дворы.

2

Памятные места и известные люди Тульской области (22 ч.)

54

23.03

Памятные места Тульской области. Работа с картой памятных мест Тульского края. Природные и культурные достопримечательности

2

55

26.03

Ясная Поляна – дом-музей Л.Н. Толстого. (экскурсия).

2

56

30.03

По Толстовским местам. Яснополянская школа.

2

57

2.04

Литературная гостиная. Чтение произведений Л.Н. Толстого.

2

58

6.04

И.С. Тургенев – «Дворянин Тульской губернии»

2

59

9.04

В.А. Жуковский – уроженец Белевского уезда Тульской области.

2

60

13.04

Поленов В.Д. – мастер лирического пейзажа. Дом над Окой.

2

61

16.04

Русский композитор Даргомыжский А.С. – наш земляк. Творчество А.С. Даргомыжского.

2

62

20.04

Командир легендарного крейсера "Варяг" – В.Ф. Руднев

2

63

23.04

А.Т.Болотов – основоположник русской

 агрономической науки.

2

64

27.04

Обобщающий урок – викторина «Знаете ли вы их имена?»

2

Малая моя родина – мой посёлок (16 ч.)

65

30.05

История возникновения посёлка Молочные Дворы.

2

66

7.05

Улицы нашего посёлка. Планировка посёлка. Новостройки.

2

67

12.05

Предприятия в нашем посёлке.

2

68

14.05

История создания и развития школы.

2

69

18.05

Экскурсия по п. Молочные Дворы.

2

70

21.05

Талантами славится наша земля. Песни, частушки.

Деревенские посиделки с бабушками.

2

71

25.05

Обобщающий урок. Рисование на тему «Мой любимый дворик».

2

72

28.05

Что мы узнали за год? Подведение итогов. Урок обобщения.

2

Список литературы

№ п/п

Название, автор, издательство, год и место издания

1

Богуславский В.В. Тульские древности: энциклопедический словарь-справочник / Под общей редакцией В.И. Крутикова – Тула: "Русский лексикон", 1995

2

Милонов Н.А. Русские писатели и Тульский край: Очерки по литературному краеведению. – Тула: Изд-во Тул. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2002.

3

Край наш Тульский. Путеводитель. – Тула: Издательский Дом "Пересвет",2002

4

Пахомов В.Ф. Литература. Хрестоматия об учащихся 5 – 7 классов. – Тула: Издательский Дом "Пересвет", 2004

5

Поленово. Фотоальбом о Государственном историко-художественном и природном музее заповеднике В.Д. Поленова. – М.: "Планета", 1989

6

Шевчук А.В. Село Сергиевское – город Плавск (справочник-путеводитель). – Тула: "Русский лексикон", 1994

7

Подшивка газеты "Слобода"

8

Подшивка газеты "Плавская новь"

10

Интернет-сайты о Туле и Тульской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе для 1 класса по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Давлетшиной М.С.

рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе ( алифба + башкирский язык и литература)  для 1 класса  по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Дәүләтшиной М.С., 3 часа в неделю...

Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...