Рабочая программа по родному языку и родной литературе и КТП 2 класс
рабочая программа (2 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_i_rodnoy_literature_i_ktp_2_klass.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС согласно приказам Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрировано Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936), № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937), № 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020) в федеральный государственный образовательный стандарт внесены соответствующие изменения, предусматривающие выделение предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" как самостоятельных и обязательных для изучения.
Рабочая программа по родному языку и родной литературе для 2 класса
35 часов (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения программы курса
«Родной язык и родная литература» во 2 классе.
В результате освоения предметного содержания по родному языку ( родной литературе) у обучающихся, оканчивающих 2 класс, формируются учебные действия:
Личностные результаты:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры;
- включение в культурно-языковое пространство русского народа;
осмысление красоты и величия русского языка;
- приобщение к литературному наследию русского народа;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Учащиеся научатся:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,к своему народу, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей, рассказывающих в своих произведениях о Родине, о народной культуре, традициях, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- понимать цель выполняемых действий;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
- понимать важность планирования работы;
- осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в словах);
- выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
- осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
- оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
- намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
- объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
- осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
- оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
- владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
- находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
- владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
- озаглавливать текст;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
Учащиеся научатся:
- осознавать слово как главное средство языка;
- осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
- различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
- производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
- различать родственные (однокоренные) слова;
- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
- осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
- применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
- устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
самостоятельно озаглавливать текст;
- выразительно читать и пересказывать текст;
∙ делить текст на части, озаглавливать части;
∙ делить слова на части для переноса;
∙ составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
∙ составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Планируемые предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Родной язык (родная литература)» к концу 2-го года обучения
1.Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
- выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
- редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
- употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
- употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
- владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
- умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание учебного предмета
35 часов
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 5 часов.
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например,каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии - 5 часов.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста -6 часов.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Работа с деформированным текстом. Создание диалога.
Раздел 4. Что такое текст? –3 часа.
Признаки текста: текст состоит из 2-х и более предложений, смысловая связь предложений, объединённых общей темой и основной мыслью, предложения располагаются в определенном порядке, предложение - относительно законченное высказывание, можно подобрать заголовок.
Структурные части текста: начало, основная часть, концовка.
Стили речи: разговорный, научный, художественный и сферы употребления.
Языковые особенности текстов: эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнение, совмещение художественного и разговорного стилей, вопросительные и побудительные предложения, повторы, обращения.
Виды текстов: художественные и научно-познавательные, их сходство и различия.
Тема текста, его главная мысль, подбор заголовка.
Раздел 5. Учусь понимать и запоминать информацию – 10 часов.
Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Особенности текстов по их типу: текста - повествования (рассказывает о том, что произошло, можно поставить вопросы что случилось? что произошло?, в тексте преобладают глаголы (слова, называющие действия предметов); текста-описания (описываются люди, предметы, животные, события, можно поставить вопрос какой? (какая? какое? какие?), в тексте преобладают прилагательные (слова, называющие признаки предметов); текста-рассуждения (говорится о причинах явлений и событий, можно поставить вопрос почему?). Определение типа текста, темы, главной мысли текста. Подбор заголовка с учётом типа текста. Создание текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
План текста. Деление текста на смысловые части, составление плана текста, установление связи между частями текста.
Краткий пересказ текста. Деление текста на логически законченные части, нахождение опорных слов, краткий пересказ текста по плану и опорным словам. Сравнение краткого пересказа текста с его содержанием.
Лексическое значение слова. Понятие лексического значения слова, определение лексического значения слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов, заимствованные слова.
Вежливые слова. Слова приветствия, прощания, обращения, извинения. Речевой этикет: формы приветствия, прощания, обращения.
Раздел 6. Учусь собирать информацию – 5 часов.
Работа с текстом. Деформированный текст, связь предложений в тексте (восстановление событийного ряда), восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Восстановление текста по ключевым словам. Связь предложений в тексте. Деление текста на логически законченные части, составление плана текста. Работа по плану текста (восстановление событийного ряда, пересказ текста).
Словарь, его функции. Типы словарей (языковые, энциклопедические). Языковые словари: толковый, орфографический, словарь иностранных слов, орфоэпический словарь, словарь устаревших слов, паронимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов. Работа с толковым словарём, орфографическим словарём. Составление памятки «Как работать со словарём».
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Количество проверочных(практических) работ |
Русский язык: прошлое и настоящее. | 5 | 1 | |
Язык в действии. | 5 | 1 | |
Секреты речи и текста. | 6 | 1 | |
Что такое текст? | 3 | ||
Учусь понимать и запоминать информацию. | 10 | ||
Учусь собирать информацию. | 5 | 1 | |
7. | Резервные уроки | 1 | |
Итого | 35 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку с родным языком обучения для 3 класса с ууд
Рабочая программа по русскому языку 3 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе с...
Рабочая программа по русскому языку. Русскому родному языку. Т.Г. Рамзаева, учебник для 2 класса в 2-х частях.
Русский язык. Русский родной язык.(170 часов в год - 5 часов в неделю)Русский язык. Т.Г. Рамзаева, учебник для 2 класса в 2-х частях.Программа составлена в соответствии с основной образовательной прог...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1-4 классов на 2019-2023 уч.г.
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2
Адаптированные программы 1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2 ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1-го класса.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса " Начальная школа 21 века"
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального госуд...