Рабочая программа по предмету «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)” для 1 класса
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Агафонова Людмила Германовна

 

Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК, основной образовательной программы начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass.docx48.21 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

Предмет: государственный  язык

Чувашской Республики (чувашский)

Класс- 1 класс

Срок реализации программы:

 2018 – 2019 учебный год

Количество часов в неделю: 1ч

Количество часов всего: 33 ч

Количество часов, отведенных на уроки развития речи: 33 ч

Пояснительная записка

       Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК, основной образовательной программы начальной школы МБОУ «СОШ № 24» г. Чебоксары.

Рабочая программа  разработана с учетом:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями)- 1-4 классы;
  • основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары;
  • примерной образовательной программы по государственному языку Чувашской Республики (чувашскому);
  • учебного плана МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары;
  • календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары на 2018-2019 учебный год;
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).

         Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Цели и задачи учебного предмета

Обучение государственному языку Чувашской Республики (чувашскому) в начальной школе направлено на достижение двуединой цели:

1) развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном для них уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;

2) воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.

        Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять общение с носителями чувашского языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.

В достижении цели обучения государственному языку Чувашской Республики (чувашскому)  решаются следующие задачи:

        – развитие у младших школьников коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности – говорении, аудировании, чтении, письме;

        – овладение языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения;

        – приобщение к культурному наследию чувашского народа, формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения;

– воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами чувашского языка;

– развитие у младших школьников элементарных универсальных учебных умений.

        Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе развития коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций.

Коммуникативная компетенция – способность и готовность обучающихся общаться с носителями чувашского языка с учетом своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо); способность создавать и воспринимать тексты.

Языковая компетенция – освоение фонетических, грамматических и лексических средств чувашского языка; формирование умений опознавать языковые явления, анализировать и классифицировать их.

Социокультурная компетенция – формирование определённого набора знаний о Чувашской Республике, её языковых и национально-культурных особенностях.

        Государственный язык Чувашской Республики (чувашский) как предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим возможность развивать речевые и умственные способности обучающихся, формировать чувство патриотизма, любви к Родине и родному краю, уважительное отношение к чувашскому языку, традициям чувашского и других народов, толерантность к представителям иных наций и их культуре.

Сроки реализации программы: 2018-2019  учебный год

Формы и методы, технологии обучения

Основные  технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, проблемная, технология продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, телекоммуникационные технологии.  

Основные типы и формы занятий: урок усвоения новых знаний, урок систематизации знаний, комбинированные уроки.

Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, творческая.

Дидактическое обеспечение: компьютер, наглядный материал, электронные пособия.

Описание места учебного предмета в учебном плане

     Курс государственного языка Чувашской Республики (чувашского)   изучается в 1  классе  один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет  33 ч.

 Отличительная особенность.

Примерная программа рассчитана на 1 час в неделю. Рабочая программа составлена на основе примерной программы с расчетом 1 час в неделю и отличий от примерной программы не имеет.

Раздел 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Планируемые результаты для 1 класса

    В процессе изучения учебного предмета «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)» будут сформированы следующие результаты:

Личностные результаты

        У обучающегося будут сформированы:

        – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

        – моральные нормы поведения в обществе;

        – интерес к новому учебному материалу, предметно-исследовательской деятельности;

        – способность к оценке своей учебной деятельности.

        Обучающийся получит возможность для формирования:

        – понимания значения чувашского языка как государственного языка Чувашской Республики;

        – выраженной устойчивой мотивации изучения чувашского языка, интереса к культуре чувашского народа и других народов;

        – уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

        – учебно-воспитательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи.

Метапредметные результаты

        В области познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится:

        – определять и формулировать цель деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

        – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрации, таблицы, схемы), использовать знаково-символические средства представления информации;

        – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации;

        – пользоваться различными видами словарей и справочников;

        – устанавливать аналогии между изучаемым материалом;

        – объяснять языковые явления, процессы, связи, отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.

        Обучающийся  получит возможность научиться:

        – осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

        – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

        – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

        – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

        В области коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится:

        – выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учётом ситуаций общения;

        – точно выражать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

        – слушать собеседника и вести диалог, соблюдая правила речевого этикета;

        – определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности.

        Обучающийся получит возможность научиться:

        – полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

        – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

        – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

        – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

        В области регулятивных универсальных учебных действий обучающийся   научится:

        – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

        – осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом своей деятельности;

        – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

        – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

        Обучающийся  получит возможность научиться:

        – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

        – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

        – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Предметные результаты

        Основными предметными результатами изучения государственного языка Чувашской Республики (чувашского)  являются формирование умений в говорении, чтении, письме и аудировании; приобретение обучающимися знаний о лексике, фонетике и грамматике чувашского языка, об истории и культуре чувашского народа.

        Коммуникативная компетенция в следующих видах речевой деятельности

        Говорение (калу).

        Обучающийся  научится:

        – вести элементарный диалог, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;

        – составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;

          – рассказывать о себе, своей семье, Чувашской Республике, России, друзьях, школе, любимых животных, каникулах и т.д.;

         Обучающийся получит возможность научиться:

        – участвовать в диалоге (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение), соблюдая нормы речевого этикета;

         – кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному);

        – составлять краткую характеристику персонажей.

        Аудирование (тăнлу, итлев).

        Обучающийся  научится:

        – понимать на слух речь учителя и одноклассников;

        – воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

        Обучающийся  получит возможность научиться:

        – воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;

        – использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

        Чтение (вулав).

        Обучающийся научится:

        – читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;

        – читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале;

        – находить в тексте нужную информацию.

        Обучающийся  получит возможность научиться:

        – читать про себя и полностью понимать содержание небольших текстов;

        – догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

        – устанавливать последовательность событий;

        – выражать свое мнение о прочитанном;

        – составлять план прочитанного текста.

        Письмо (çыру).

        Обучающийся  научится:

        – списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения;

        – составлять текст по опорным словам;

        – писать поздравительную открытку с опорой на образец;        

        – писать по образцу краткое письмо.

        Обучающийся получит возможность научиться:

        – в письменной форме кратко отвечать на вопросы;

        – составлять текст в письменной форме по плану ключевым словам;

        – осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность.

Языковая компетенция

Обучающийся  научится:

        – пользоваться чувашским алфавитом, знать последовательность букв в нём;

        – применять основные правила чтения и орфографии;

        – произносить и различать на слух все звуки чувашского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений; соблюдать интонацию при чтении;

        – распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

        – сравнивать языковые явления русского и чувашского языков на уровне отдельных звуков, слов, словосочетаний и простых предложений;

        – распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, утвердительные и отрицательные предложения;

        – распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы слов;

        – знать основные способы словообразования;

        – распознавать в речи синонимы, антонимы;

Обучающийся  получит возможность научиться:

        – группировать слова в соответствии с изученными правилами;

        – опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (например, послелоги).

        – осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.        

    Для изучения учебного предмета «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)» предусмотрено  33 учебных часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ЧУВАШСКИЙ) »

Развитие речи. Тематические блоки

        Тематика устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, учитывает интересы младших школьников, их возрастные особенности и включает следующие темы.

  •         Знакомство. Знакомство с одноклассниками, учителем. Расспросы об имени, фамилии, возрасте людей. Основные элементы речевого этикета: приветствие, прощание.
  •         Семья. Родной очаг. Я и моя семья. Мой дом. Семья. Родной очаг. Члены семьи, родственники, их имена, возраст, профессии, внешность, черты характера, увлечения. Домашнее тепло. Проявление доброты, внимание и забота о близких. Семейные традиции и праздники (день рождения, Новый Год, Рождество). Забота о родителях. Связь поколений. Радушие и гостеприимство.
  •         Моя школа. В школе. На уроках. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Распорядок дня школьника. Занятия детей на уроках и на переменах, после школы. Одноклассники. Любимые учителя. Любимый предмет. Мир Книги.
  • Национальные блюда чувашской кухни. Овощи и фрукты. Продукты питания. Любимая еда. Национальные блюда чувашской кухни и народов, проживающих в Чувашии. Кухня народов мира.
  •         Традиции чувашского народа. Чувашские национальные игрушки. Любимые игрушки. Традиции чувашского народа (народные игры, песни, сказки, притча и др.) Мои увлечения. Любимые занятия. Традиции народов, проживающих в Российской Федерации.
  •         Село и город. Мой город. Родное село. Улицы, парки, транспорт. Достопримечательности родных мест. Достопримечательности Чувашской Республики.
  •         Природа Чувашии. Растительный и животный мир родного края. Растительный и животный мир родного края (овощи, фрукты, домашние и дикие животные). Поле, лес, река – прекрасный мир природы. Братья наши меньшие. Доброта. Забота. Времена года. Красная книга.
  •         Доброжелательность – национальная черта чувашского народа. Я и мои друзья. Добрый друг. Крепкая дружба. Сочувствие. Взаимопомощь. Радовать других – радоваться самому. Пословицы и поговорки чувашского народа о дружбе.
  •         Родная Чувашская Республика. Чувашская Республика – субъект Российской Федерации. Столица Чувашской Республики. Государственные символы Чувашской Республики. Культура и искусство чувашского края. Дружба народов. Известные люди чувашского народа. Золотые руки – благодарность мастеру.
  •         Родная страна. Государственные символы Российской Федерации. Столица Российской Федерации. Служение Отечеству. Защитники Отечества. День Великой Победы. Светлая память.  Современные цивилизационные ценности.

Содержание коммуникативной компетенции

  •         Аудирование. Восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников в процессе общения на уроке. Аудирование с пониманием основного содержания текста, соответствующего уровню развития детей и их интересам. Аудирование с полным пониманием содержания текста, соответствующего уровню развития детей и их интересам.
  • Говорение. На уровне диалога: этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового и учебного общения; диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); диалог-побуждение к действию. Объем диалога: 1 класс – 2 реплики со стороны каждого обучающегося.
  •  На уровне монолога: описание, повествование (рассказ, характеристика персонажей). Объем монологического высказывания: 1 класс  не менее 3 предложений.
  •         Чтение. Ознакомительное чтение. Чтение с полным пониманием содержания текста.
  •         Письмо. Письмо заглавных и строчных букв. Письмо слов, предложений. Списывание текста, выписки.

Содержание языковой компетенции

  •         Графика, орфография. Чувашский алфавит. Порядок букв чувашского алфавита. Различение звука и буквы. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Способы обозначения на письме мягкости согласных звуков буквами е, и, ĕ, ÿ, э (пӗлет, кил, тӱпе, эрне), мягким знаком ь (кукӑль), буквами я, ю (выля, уплюнкка). Заглавные и строчные буквы. Обозначение согласных в условиях озвончения.        Пунктуация. Знаки препинания (.?!) в конце предложения.
  •         Состав слова, словообразование. Элементарные способы образования слов в чувашском языке.        
  • Фонетика. Гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные и их произношение. Мягкое произношение согласных рядом с гласными [э], [ĕ], [и], [ӱ]. Озвончение шумных глухих согласных [п], [к], [т], [ш], [с], [х], [ч], [ç] между гласными, между предшествующими сонорными [в], [й], [л], [м], [н], [р] и последующим гласным. Удвоенные согласные. Отсутствие оглушения звука [в] в конце слова (ялав, калав). Ударение в слове. Слог. Ударные и безударные слоги.
  •         Лексика. Объем лексических единиц для усвоения с учетом непереводимых слов – примерно 500. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Заимствованные слова. Синонимы и антонимы (илемлӗ – хитре, пӗчӗк – пысӑк). 
  •         Грамматика. Синтаксис.
  •         Словосочетание. Различение слова, словосочетания, предложения.        Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Грамматическая основа простого предложения. Порядок слов в простом предложении.
  •         Морфология.
  •         Имя существительное (япала ячĕ). Отличие существительных от других частей речи. Собственные и нарицательные существительные. Начальная форма существительных. Вопросы существительных кам? и мĕн? Число имен существительных.
  •         Имя прилагательное (паллă ячĕ). Отличие имен прилагательных от других частей речи. Вопросы прилагательного мӗнле? и мӗн тӗслӗ? Связь имен прилагательных с именами существительными.
  •         Имя числительное (хисеп ячĕ). Отличие имен числительных от других частей речи. Вопрос количественного числительного миçе? Местоимение (ылмаш). Личные местоимения единственного и множественного числа. Указательные местоимения ку, кусем, çак. Вопросительные местоимения кам? мӗн? камсем? мӗнсем? мĕнле? миçе?хăш?
  •         Глагол (ĕç-хĕл). Отличие глагола от других частей речи. Начальная форма глагола. Изменение глагола по временам.

Содержание социокультурной компетенции

  •     Государственный (чувашский) язык как предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим возможность развивать речевые и умственные способности обучающихся, формировать чувство патриотизма, любви к Родине и родному краю, уважительное отношение к чувашскому языку, традициям чувашского и других народов, культуре и языковому наследию многонационального народа Российской Федерации.

            Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся

В результате изучения государственного языка Чувашской Республики (чувашского) на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание предмета «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)», у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)»  1 класс, 33 часа (1 ч в неделю)

Раздел 1 Знакомство - 2 ч

Раздел 2 Семья. Родной очаг– 3 ч

Раздел 3 Моя школа- 3 ч

Раздел 4 Национальные блюда чувашской кухни – 2 ч

Раздел 5 Традиции чувашского народа- 3 ч

Раздел 6 Село и город - 4 ч

Раздел 7 Природа Чувашии. Растительный и животный мир родного края –6 ч

Раздел 8 Доброжелательность –национальная черта чувашского народа – 5ч

Раздел 9 Родная Чувашия –3ч

Раздел 10 Родная страна, страны мира-2ч

Раздел 3. Тематическое планирование курса по государственному языку Чувашской Республики (чувашскому), 1 класс

№ дата

Урок теми

Кол-во часов

Дата

Примечания

 Давайте познакомимся!

 Основные элементы речевого этикета

 Я и моя семья

Мой дом

 Мои родители

 Моя школа.

Учебные принадлежности.

На уроках. В школе

 Любимая еда

 Любимая еда зверят

 Чувашские национальные игрушки.

Любимые игрушки

Наряды для Таи

Мой город

 Родное село

Любимые места

Улицы, парки, транспорт

 Овощи, фрукты  

Расскажи о домашних птицах

Дикие животные

Братья наши меньшие

Растительный мир родного края

Времена года

Я и мои друзья

Расскажи о своем друге

Добрый друг

Расскажи о мышке Тае

Расскажи о своих родственниках

Столица Чувашской Республики

Культура и искусство чувашского края

Известные люди Чувашии

Москва - столица Российской Федерации

Повторение