«Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы»
статья

Жанна Ивановна Кошляк

Предварительный просмотр:

Тема республиканского семинара на базе школы № 50

«Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы»

Тема мастер-класса «Литературная сказка на основе этно-культурного регионального компонента, как  средство познания основ экономики младшими школьниками» Учитель: Кошляк Ж.И.

Материалы и инструменты: магнитная доска, презентация, схема «Мудрая суть сказаний», таблица примерных «толстых» и «тонких» вопросов, три отрывка из  сказки «Коре Сарыг и Волчий царь» с пропусками для экономических терминов,  поле для группового кластера, «ягоды» для первого ряда кластера: богатая долина, река, жеребенок, силки, птицы, не много, пояс, страшно, подаренное счастье; «ягоды» для второго ряда кластера: Отрывок № 1: экономические блага, личная собственность, свободные блага. Отрывок № 2: личная собственность, природные богатства, ограниченность ресурсов. Отрывок № 3: личная собственность, цена выбора, альтруистические потребности; презентационные листы со сказкой – призером экономического фестиваля; оценочные листы; бланки для отзывов.

                                               Введение (вызов):

Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).

Конфуций рассуждал: «Я услышал и забыл.  Я увидел и запомнил.  Я сделал и понял» и психологи утверждают, что в памяти откладывается лишь 10% услышанной информации, а научив другого, мы запоминаем  95%.

«Жизнь на уроке должна стать подлинной».

Сделать ее такой – задача современного учителя.

                                         Теоретическая часть: (осмысление)

Слайд № 1 Стандарты ориентируют нас, педагогов, на развитие современного образования. Требования к результатам обучения, заложенные в стандартах, предполагают 3 компонента: личностный, предметный и метапредметный.  

 Достижение  одного из результатов невозможно без двух других. Таким образом, взаимосвязь трех компонентов предполагает внутреннюю интеграцию, под которой понимается объединение отдельных предметов  в единое целое. А достижение целостности результата невозможно без организации системно-деятельностного подхода, что есть метапредметность внешняя, которая дает жизненные компетентности школьникам.

Слайд № 2 Именно учитель обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на отдельные предметы к целостному образному восприятию мира, в том числе экономическому и экологическому, то есть  к метадеятельности. Такой подход заложен в ряде методик  и технологий:

• развивающее обучение Эльконина-Давыдова;

• мыследеятельностная педагогика;

• коммуникативная дидактика;

• эвристическое обучение;

• логико-смыслового моделирования;

• школа М.Щетинина

• технология развития критического мышления (ТРКМ)

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление деревьев понятий, кластеров, схем «фишбоун» и «ромашка», приемы сворачивания информации (конспект, таблица, граф)

Метапредметный урок - это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

Где интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам практическую жизнедятельность учащегося

Слайд № 3 В рамках внеурочной деятельности в 3-4 классе КРО мы с Татьяной Викентьевной Дубро, специалистом ЦДТ,  претворяли в жизнь программу экологического клуба «Почемучка». Экологические основы плотно связаны с экономическими началами, поэтому детки в коллективе,  вникали в основы экономики и умели определять некоторые первичные  экономические термины. 

В силу того, что младшие школьники способны к наиболее яркому  экологическому сопереживанию природе и экономическому восприятию окружающей жизни и среды через сказку, я предлагаю использовать данное средство в смешанной метапредметной модели образования при изучении нескольких предметов, для того чтобы учащиеся вышли в поле метакогнитивного опыта, который поможет им в любых жизненных ситуациях.

                                                   Мастер-класс: (осмысление—рефлексия)

Слайд № 4 Данной деятельностью легко заниматься в контексте литературной сказки с элементами этно-культурного регионального  компонента, потому что  во всем своем многообразии, они основаны на экологической связи человека и природных сил.  

Хорошо подошли авторские сказания Петра Анисимовича Троякова «Коре Сарыг на буланом коне», являющие собой кладезь этнической литературы и культуры нашего региона.  

Схема « Мудрая суть сказаний» на магнитной доске  В данных сказаниях человек учится  почтительному, уважительному отношению к духам-хозяевам гор, где они, в свою очередь, выступают в качестве чудесного дарителя именно экономических и  природных благ, уважающим и почитающим их людям, что и является экологической и экономической составляющей данных сказок.

Немаловажно, что основой для этих сказок стали также и мистические представления древних людей о природе человеческих качеств - лени, строптивости, жадности и других,  как о живых существах, что тоже, несомненно,  интересно и поучительно для младших школьников.

Кроме того,  данный контекст затрагивает моральную цену выбора между трудолюбием и ленью, между строптивостью и покладистостью  и, конечно же, представляет возможность  рассмотреть наличие человеческих альтруистических потребностей.  

Знакомясь, например,  со сказаниями «Чудесный хомыс», «Мальчик на чужбине» или «Стеклянный шарик»,  педагог погружает детское воображение  в самобытную среду охотничьей, сельскохозяйственной  и  животноводческой жизни хакасской семьи, одновременно заостряя внимание на том, как человек в сказке получает или завоевывает  свободные блага, использует личную и общественную собственность, понимает и осуществляет цену выбора, не навредив природе, в лице  ее неких могущественных  сил.

Слайд № 5 Как уже становится понятно, первый и второй этап носит обучающий характер и несет функцию  вызова, а затем осмысления. Очень хорошо на стадии вызова работает метод Толстых и тонких вопросов. Например: «Толстый вопрос»: -Считаете ли вы, что поля, леса, лекарственные травы, ягоды-это человеческое благо? («Тонкий»ответ -Да) «Тонкий  вопрос»: -Почему? («толстый»развернутый ответ из личного опыта). –Правда ли, что одежда, которую мы носим-это наша личная собственность? (Да) – Почему?- Если человек помогает окружающим, делает все ради них, отказываясь от своих желаний, тогда его называют альтруистом? (да)  -Приведите примеры.

Слайд № 6 Подробнее остановимся на третьем и четвертом этапе, при переходе на рефлексию.

В богатой травами, ягодниками и кедрами  (экономические блага) долине реки Абакан (свободные блага) жил сирота Коре-Сарыг. Он вырастил каурого жеребенка ( личная собственность), рожденного поздней осенью, который стал конем для верховой езды. Однажды Коре-Сарыг поехал осматривать волосяные силки (личная собственность), поставленные в степи на вольных птиц ( природные богатства), которые не всем охотникам доставались, поскольку птицы были хитры и их было не так уж и много(ограниченность ресурсов).  По дороге он увидел двух лежащих спаренных белых змей. Он остановил своего каурого коня, снял свой пояс ( личная собственность )и бросил его поверх змей. Страшно было Коре-Сарыгу ( цена выбора). Но согласно хакасскому обычаю, если бросить поверх двух спаренных змей пояс, то он, надетый после этого на человека, или подаренный  близкому, принесет тому счастье (альтруистические потребности).

Слайд № 7. Составление (аудиторно) двурядного кластера. Защита.

В 3-4 классе дети уже могут попробовать самостоятельно сочинять сказки, вышеописанного формата, опираясь на помощь взрослого наставника, используя предложенный им общий план сочинения.

Что касается плана сочинения сказки, то он может быть таким:

1) Описание родного края.

2) Опасность для природы, созданная поступками человека или неких сказочных сил.

3) Добрые герои-спасатели.

4) Подручные (личные) волшебные средства для спасения природы.

5)Добрый замысел героев против злых сил.

6) Помощь окружающего мира героям.

7)Добрый исход замысла героев для природы.

Важно, чтобы на доступном сообразном возрасту уровне сочиненная сказка строилась, как экологических, так и экономических аспекты, а также имела содержательные моменты, связанные с  моральным долгом человека природе.

В пример хочется привести один из удачных образцов сказочного сочинения ученика.  

                         Чудовище Ай-кюн и три героя

(Экологическая сказка по основам экономики с указанием терминов в контексте)

Очень красив и приветлив наш плодородный край Хакасия. Но по-разному раньше бывало. Давным-давно жило на вершине горы страшное чудовище Ай-кюн. Зорко смотрело оно вокруг. Взглянет Ай-кюн на небо - загораются небеса красным пламенем. Посмотрит на землю - горит трава на пастбищах красным огнем. Однажды, трое добрых героев: солдат Аас, батрак Торсых и Ласточка решили помочь (альтруистические потребности) хакасскому народу избавиться от злого чудовища Ай-кюна и освободить пастбища, поля с пшеницей и ягодники (экономические блага) от пламени. Надоело видеть героям мытарства народа, а также высыхающие озёра, реки и ветер (свободные блага) умирающие от жаркого дыхания чудовища.

У солдата Ааса была тачанка, у Торсыха батрака- бочка, а у Ласточки- мёд и волшебное пёрышко. (Личная собственность)

Посоветовались они друг с другом и придумали средство, с помощью которого избавят от чудовища Ай-кюна  свою Хакасию.

Пошли три героя со своим скарбом   к реке Абакан, от которой всё меньше становилось толку. Жители  пользовались ею, но через особый колодец (общественная собственность), управляемый надсмотрщиком. Очереди к колодцу были несметные. Мало стало воды. На всех помногу не хватало. (Ограниченность ресурсов). Подошла очередь Ааса, Торсыха и Ласточки брать воду. Увидел бочку надсмотрщик и возмутился. Предупредил, что столько нельзя брать воды, а если герои уговорят жителей поделиться своей долей воды, то тогда можно. Рассказали герои о своем замысле односельчанам. Сделать зелье колдовское, чтоб оно казалось лакомым и навсегда усыпить чудовище Ай-кюн. Многие односельчане отказались от своей воды (цена выбора) на целые сутки и наполнили бочку для зелья.

Загрузили герои бочку на тачанку, намазали ее края сладким мёдом и обмакнули в воду волшебное пёрышко. Сказали колдовские слова. Забурлила вода и стала мертвой.

Отправились Ааас, Торсых и Ласточка к Ай-кюну и оставили бочку на пригорке. Не смогло устоять чудовище перед сладким запахом меда, сползло с вершины горы и отведало мертвой воды. С тех пор закаменело Ай-кюн и стало причудливой скалой. Старожилы говорят, что много в ней залежей железной руды (природные богатства) и тянется она по просторам Хакасии к самому югу.

Сочинение сказки благоприятно сказывается не только на  становлении экологической и экономической культуры представителей разных поколений одного региона, но и  активизирует интерес к участию в масштабных общероссийских и региональных конкурсах, которые смогут выявить талант к изучению  сложных дисциплин и обеспечить  его признание, а также высоко  оценить детское творчество.

Например, данная сказка «стала призером XXIII Межрегионального экономического фестиваля школьников «Сибириада. Шаг в мечту» в рамках экономического конкурса «Сказка сказывается, да дело делается» среди многих участников из сорока девяти городов  российского Зауралья, благодаря тому, что юный автор, активно использовал возможности подготовительного периода собственного продуктивного сочинительства,  хорошо усвоил  начальные экономические термины, умело воспользовался навыком сочинения по плану и смог грамотно  внедрить термины в контекст своей собственной  сказки, тем самым качественно усовершенствовал свои ученические компетенции.

В итоге, хочется перефразировать слова известного русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, справедливо гласящие, что интеллектуальный потенциал российской  молодежи «будет прирастать Сибирью».

                                                Источники:

  1. Кошляк Ж. И. Взаимодействие педагога с родителями по организации работы клуба «Почемучки», как фактор повышения экологической культуры учащихся. Научно-методический журнал ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» №1, 2016,  «ПОИСК»
  2. http://60722.mdtf.ru/ 

  1. https://multiurok.ru/files/skazka-po-osnovam-ekonomiki.html

  1. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/04/06/diplomant-mezhdunarodnogo-konkursa-yuzhnyy-polyusi

  1. http://sibiriada.org/about.html

  1. http://sibiriada.org/zaochnyj_konkurs/itogovye_protokoly_zaochnogo_konkursa_skazka_skazyvaetsya_da_delo_delaetsya_dlya_2_6_klassov.html

https://studfiles.net/preview/1624387/

МУДРАЯ

СУТЬ СКАЗАНИЯ  

почтительность

уважительное  отношение к духам-хозяевам гор

чудесные дарители  экономических

(природных) благ

мистические представления о природе человеческих качеств, как о живых существах  

лень  строптивость жадность

моральная цена  выбора трудолюбие и лень строптивость и покладистость

 страх и смелость  

наличие человеческих альтруистических потребностей  

желание помочь

отдать в дар

В богатой травами, ягодниками и кедрами  (экономические блага) долине реки Абакан (свободные блага) жил сирота Коре-Сарыг. Он вырастил каурого жеребенка ( личная собственность), рожденного поздней осенью, который стал конем для верховой езды.

Однажды Коре-Сарыг поехал осматривать волосяные силки (личная собственность), поставленные в степи на вольных птиц ( природные богатства), которые не всем охотникам доставались, поскольку птицы были хитры и их было не так уж и много(ограниченность ресурсов).  По дороге он увидел двух лежащих спаренных белых змей.

Он остановил своего каурого коня, снял свой пояс ( личная собственность )и бросил его поверх змей. Страшно было Коре-Сарыгу ( цена выбора). Но согласно хакасскому обычаю, если бросить поверх двух спаренных змей пояс, то он, надетый после этого на человека, или подаренный  близкому, принесет тому счастье (альтруистические потребности).



Предварительный просмотр:

Толстый вопрос

Тонкий  вопрос

-Считаете ли вы, что поля, леса, травы, ягоды-это человеческое благо? -Да

Почему?

–Правда ли, что одежда, которую мы носим-это наша личная собственность?

Почему?

Если человек помогает окружающим, делает все ради них, отказываясь от своих желаний, тогда его называют альтруистом?

Приведите пример из личного опыта



Предварительный просмотр:

В богатой травами, ягодниками и кедрами  долине ( …………………………..) реки Абакан (…………………………………….) жил сирота Коре-Сарыг. Он вырастил каурого жеребёнка (……………………………………………………….), рожденного поздней осенью, который стал конем для верховой езды.

Однажды Коре-Сарыг поехал осматривать волосяные силки (…………………..), поставленные в степи на вольных птиц (………………………………………….), которые не всем охотникам доставались, поскольку птицы были хитры,  и их было не так уж и много (………………………………………………).  

По дороге он увидел двух лежащих спаренных белых змей. Он остановил своего каурого коня, снял свой пояс (………………………………………………) и бросил его поверх змей. Страшно было Коре-Сарыгу (………………………………..). Но согласно хакасскому обычаю, если бросить поверх двух спаренных змей пояс, то он, надетый после этого на человека, или подаренный  близкому, принесет тому счастье (………………………………………………).

В богатой травами, ягодниками и кедрами  долине ( …………………………..) реки Абакан (…………………………………….) жил сирота Коре-Сарыг. Он вырастил каурого жеребёнка (……………………………………………………….), рожденного поздней осенью, который стал конем для верховой езды.

Однажды Коре-Сарыг поехал осматривать волосяные силки (…………………..), поставленные в степи на вольных птиц (………………………………………….), которые не всем охотникам доставались, поскольку птицы были хитры,  и их было не так уж и много (………………………………………………).  

По дороге он увидел двух лежащих спаренных белых змей. Он остановил своего каурого коня, снял свой пояс (………………………………………………) и бросил его поверх змей. Страшно было Коре-Сарыгу (………………………………..). Но согласно хакасскому обычаю, если бросить поверх двух спаренных змей пояс, то он, надетый после этого на человека, или подаренный  близкому, принесет тому счастье (………………………………………………).

Отрывок № 1

не много

природные богатства

отрывок № 2

пояс

ограниченность ресурсов

Отрывок № 3

страшно

личная собственность

богатая долина

подаренное счастье

цена выбора

река

экономические блага

альтруистические потребности

Жеребенок

личная собственность

Силки

свободные блага

Птицы

личная собственность

Метапредметный  подход заложен в ряде методик  и технологий, одной из которых является  технология развития критического мышления (ТРКМ)

Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление деревьев понятий, кластеров однорядных и многорядных, схем «фишбоун», приемов сворачивания информации (конспект, таблица, граф)

Метапредметный урок - это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

Где интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, т.е выведение ребенка в поле метакогнитивного опыта.

Метапредметный  подход заложен в ряде методик  и технологий, одной из которых является  технология развития критического мышления (ТРКМ)

Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление деревьев понятий, кластеров однорядных и многорядных, схем «фишбоун», приемов сворачивания информации (конспект, таблица, граф)

Метапредметный урок - это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

Где интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, т.е выведение ребенка в поле метакогнитивного опыта.

Метапредметный  подход заложен в ряде методик  и технологий, одной из которых является  технология развития критического мышления (ТРКМ)

Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление деревьев понятий, кластеров однорядных и многорядных, схем «фишбоун», приемов сворачивания информации (конспект, таблица, граф)

Метапредметный урок - это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

Где интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, т.е выведение ребенка в поле метакогнитивного опыта.

Метапредметный  подход заложен в ряде методик  и технологий, одной из которых является  технология развития критического мышления (ТРКМ)

Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление деревьев понятий, кластеров однорядных и многорядных, схем «фишбоун», приемов сворачивания информации (конспект, таблица, граф)

Метапредметный урок - это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

Где интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, т.е выведение ребенка в поле метакогнитивного опыта.

Метапредметный  подход заложен в ряде методик  и технологий, одной из которых является  технология развития критического мышления (ТРКМ)

Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление деревьев понятий, кластеров однорядных и многорядных, схем «фишбоун», приемов сворачивания информации (конспект, таблица, граф)

Метапредметный урок - это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

Где интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, т.е выведение ребенка в поле метакогнитивного опыта.

Долго ли, коротко ли они шли, повстречалась им на пути священная береза «пай-хазын» с шестьюдесятью ветвями и золотыми листьями. Ко- ре-Сарыг спрашивает: «Золотолиственная священная береза «пай-хазын», скажи, в этом солнечном мире за добро платят ли добром?». Пай-хазын ответила: «Я одна выросла посреди степи. Грозный ветер меня сгибал, громкий гром меня пугал, но я выстояла. Проходящие мимо люди прятались под моей кроной во время дождя, находили приют от жаркого солнца. После того, как люди получали мое добро, они платили злом. Мои же корни жгли на огне, ножом обрезали мои ветви, из ветвей делали топорища. В этом мире, на освещаемой солнцем земле, люди не отплачивают за добро добром».

Долго ли, коротко ли они шли, повстречалась им на пути священная береза «пай-хазын» с шестьюдесятью ветвями и золотыми листьями. Ко- ре-Сарыг спрашивает: «Золотолиственная священная береза «пай-хазын», скажи, в этом солнечном мире за добро платят ли добром?». Пай-хазын ответила: «Я одна выросла посреди степи. Грозный ветер меня сгибал, громкий гром меня пугал, но я выстояла. Проходящие мимо люди прятались под моей кроной во время дождя, находили приют от жаркого солнца. После того, как люди получали мое добро, они платили злом. Мои же корни жгли на огне, ножом обрезали мои ветви, из ветвей делали топорища. В этом мире, на освещаемой солнцем земле, люди не отплачивают за добро добром».

Долго ли, коротко ли они шли, повстречалась им на пути священная береза «пай-хазын» с шестьюдесятью ветвями и золотыми листьями. Ко- ре-Сарыг спрашивает: «Золотолиственная священная береза «пай-хазын», скажи, в этом солнечном мире за добро платят ли добром?». Пай-хазын ответила: «Я одна выросла посреди степи. Грозный ветер меня сгибал, громкий гром меня пугал, но я выстояла. Проходящие мимо люди прятались под моей кроной во время дождя, находили приют от жаркого солнца. После того, как люди получали мое добро, они платили злом. Мои же корни жгли на огне, ножом обрезали мои ветви, из ветвей делали топорища. В этом мире, на освещаемой солнцем земле, люди не отплачивают за добро добром».



Предварительный просмотр:

  1. Представление темы и подтемы семинара.

Чтобы не повторятся, оговорюсь, что будут рассматриваться материалы Петра Анисимовича Троякова. Его сказание из сборника «Коре Сарыг на буланом коне»

2.Начну свое выступление со слов Иммануила Канта « Не мыслям следует учить, а мыслить»

Чтобы идти в ногу со временем мне в моей работе были нужны приемы, методы и стратегии, которые действовали бы  на всех предметах, независимо от содержания,  по единой модели «вызов – осмысление – рефлексия»,  обладали  бы внешней метапредметностью, помогающей вести детей в поле метакогнитивного опыта. *Дополнительно о метапредметности есть сведения в раздаточном материале с черной точкой

3.Представляю Вам предвестницу и колыбель ФГОС НОО образовательно-педагогическую ТРКМ. В данном списке она указана, как одна из…..

4. 5. Год назад, на прошлом республиканском семинаре, который проходил на базе нашей школы я рассказывала о ТРКМ подробнее, с практическим занятием  учеников 4 класса КРО.

На данном слайде видно, как дети на разных предметах работают с однорядными и двурядными кластерами, с отрицательными и положительными графами, создают собственные выступления используя ромашку вопросов Блума и таблицы Толстых и Тонких вопросов, работают в паре, группе, индивидуально, в итоге защищают свои изготовленные кластеры.

6.Сегодня планирую показать, как интегрирую закрепление ранее пройденного на окружающем мире материала по теме «Экономика» в 4 классе по программе Школа России с уроком литературного чтения при изучении сказок с этно-культурным компонентом. То есть технологически буду взаимосвязывать внутреннюю метапредметность (интеграцию) и внешние метапредметные методы и приемы ТРКМ.

7.На данном слайде показаны этапы работы. У вас в раздаточном они тоже есть. По первому этапу не стану уточнять. Чтение, размышление, словарная работа –это традиционные виды работы. А вот при этическом разборе –главная моя задача с помощью учеников соорудить такую схему, и показать экономическую составляющую хакасского сказания, через то, чему сказка учит, через то, на чем основано содержание, через сплетения контекста.

Б)Остановимся подробнее на этапе стадии вызова и осмысления. Чтобы вызвать старые экономические знания применяю  Таблицу Толстых и Тонких вопросов. Чем толще вопрос, тем тоньше ответ. На вопросы первой колонки легко отвечать. А вот на тонкие вопросы ответить без осмысления довольно трудно, потому что они требуют толстого ответа, и скорее заполняются уже после рефлексии. Поэтому скорее приступаем к осмыслению, а затем и к рефлексии.

8. 9. Нам с вами предстоит групповая работа по Отрывкам. Перед вами наборы экономических понятий, слов из контекста и отрывок сказки «Коре Сарыг и волчий царь» с пробелами в тексте. Ваша задач встасить экономические понятия в текст. Защитить свои мысли нужно с помощью составленного двурядного кластера и прочитывания текста с уже внедренными понятиями, ориентируясь на данный кластер

10. Некоторые ученики, которые способны продолжить формировать свои компетенции идут дальше и вполне способны сами сочинять сказки по представленному плану.

11. Например, сказка, которая находится у вас в раздаточном материале, «стала призером первой пятерки  XXIIIего  Межрегионального экономического фестиваля школьников «Сибириада. Шаг в мечту» в рамках экономического конкурса «Сказка сказывается, да дело делается» среди многих участников из сорока девяти городов  российского Зауралья.

В итоге, хочется перефразировать слова известного русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, справедливо гласящие, что интеллектуальный потенциал российской  молодежи «будет прирастать Сибирью».

13. Этот слайд касается обобщения опыта учителя. ТРКМ и ее внутренняя метапредметность очень благодатная почва, позволяет оттачивать учительские компетенции, идти в ногу со временем и с новыми стандартами: преподавать не только у детей, писать публикации, участвовать в обнинских конкурсах.

Схема « Мудрая суть сказаний»

  В данных сказаниях человек учится  почтительному, уважительному отношению к духам-хозяевам гор, где они, в свою очередь, выступают в качестве чудесного дарителя именно экономических и  природных благ, уважающим и почитающим их людям, что и является экологической и экономической составляющей данных сказок.

Немаловажно, что основой для этих сказок стали также и мистические представления древних людей о природе человеческих качеств - лени, строптивости, жадности и других,  как о живых существах.

Кроме того,  данный контекст затрагивает моральную цену выбора между трудолюбием и ленью, между строптивостью и покладистостью  и, конечно же, представляет возможность  рассмотреть наличие человеческих альтруистических потребностей.  

Знакомясь, например,  с хакасскими  сказаниями «Чудесный хомыс», «Мальчик на чужбине» или «Стеклянный шарик»,  погружаем детское  воображение  в самобытную среду охотничьей, сельскохозяйственной  и  животноводческой жизни хакасской семьи, одновременно заостряя внимание на том, как человек в сказке получает или завоевывает  свободные блага, использует личную и общественную собственность, понимает и осуществляет цену выбора, не навредив природе, в лице  её могущественных  сил.

 

Экологическая и экономическая составляющая данных сказок.

получает или завоевывает  свободные блага, использует личную и общественную собственность, понимает и осуществляет цену выбора, не навредив природе, в лице  её могущественных  сил.

        учится

        основа

КОНТЕКСТ

«Чудесный хомыс»

 «Мальчик на чужбине»

 «Стеклянный шарик»

  • Чтение, размышление, словарная работа и этический разбор сказок на I стадии «вызова» (использование или «толстых» и «тонких» вопросов, или ромашки Блума и пр. из ТРКМ)
  • Внедрение предлагаемых экономических терминов в контекст отрывка сказки на II стадии «осмысления»
  • Составление групповых кластеров и их защита на III стадии «рефлексии»
  • Переход в поле метакогнитивного опыта --составление собственной сказки по предложенному плану (самый значимый результат)
  • Чтение, размышление, словарная работа и этический разбор сказок на I стадии «вызова» (использование или «толстых» и «тонких» вопросов, или ромашки Блума и пр. из ТРКМ)
  • Внедрение предлагаемых экономических терминов в контекст отрывка сказки на II стадии «осмысления»
  • Составление групповых кластеров и их защита на III стадии «рефлексии»
  • Переход в поле метакогнитивного опыта --составление собственной сказки по предложенному плану (самый значимый результат)
  • Чтение, размышление, словарная работа и этический разбор сказок на I стадии «вызова» (использование или «толстых» и «тонких» вопросов, или ромашки Блума и пр. из ТРКМ)
  • Внедрение предлагаемых экономических терминов в контекст отрывка сказки на II стадии «осмысления»
  • Составление групповых кластеров и их защита на III стадии «рефлексии»
  • Переход в поле метакогнитивного опыта --составление собственной сказки по предложенному плану (самый значимый результат)

«Чудесный хомыс»

«Мальчик на чужбине»

«Стеклянный шарик»

ПОГРУЖАЕМ

В СРЕДУ

ОХОТНИЧЬЕЙ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ

ЖИЗНИ ХАКАССКОЙ СЕМЬИ

СВОБОДНЫЕ БЛАГА

ИСПОЛЬЗУЕТ

СОБСТВЕННОСТЬ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

ЦЕНА ВЫБОРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Аудиовизуальные (технические) средства обучения на уроках русского языка и литературы

О некоторых аудиовизуальных  средствах обучения на уроках русского языка и литературы...

«Применение инновационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения качества обучения»

     Современный этап развития образования в России характеризуется интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового. Для современного этапа развития образования в РФ харак...

разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в тв...