Главные вкладки

    План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
    материал на тему

    Штеин Антонида Валерьевна

    Содержание

     

    1.     Перспективный план самообразовательной деятельности                                                

    2.     Обоснование выбора темы                                                                                                        

    3.     Цель, задачи, ожидаемые результаты                                                                                     

    4.     Направления самообразования                                                                                                

    5.     Материалы работы

    6.     Литература

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoobrazovanie_shtein_a.v.doc104.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 32

    Копейского городского округа

    456656, Челябинская область, г. Копейск, ул. Электровозная,18, тел.: (8-35139) 2-13-58

    ПЛАН

    САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «Применение активных методов обучения

    на уроках английского языка

    как средство повышения качества обучения иностранному языку»

    Учитель английского языка

    Штеин А.В.

    г.Копейск,2016 г.

    Содержание

    1. Перспективный план самообразовательной деятельности                                                
    2. Обоснование выбора темы                                                                                                        
    3. Цель, задачи, ожидаемые результаты                                                                                    
    4. Направления самообразования                                                                                                
    5. Материалы работы
    6. Литература

    Раздел.1 Перспективный план самообразовательной деятельности

    Этапы

    Содержание работы

    Сроки

    1.  Диагностический

    Анализ затруднений.

    Постановка проблемы.

    Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

    2015 – 2016 учебный год

    2. Прогностический

    Определение цели и задач работы над темой.

    Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

    Прогнозирование результатов.

    2015 – 2016 учебный год

    3. Практический

    Внедрение системы мер, направленных  на решение проблемы.

    Формирование методического комплекса.

    Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

    Корректировка работы.

    2016 – 2017 учебный год

    4. Обобщающий

    Подведение итогов.

    Оформление результатов работы по теме самообразования.

    Представление материалов.

    2017 – 2018 учебный год

    5. Внедренческий

    Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

    Распространение.

    2017– 2018 учебный год

    «Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку»

    Работа над темой начата в 2015 – 2016 учебном году

    Предполагается закончить работу над темой в 2017 – 2018 учебном году.

     

    Обоснование выбора темы

    1. Условия возникновения данной проблемы. 

    Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным требованиям, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня предлагает школа. В первую очередь, от учителя зависит –  каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение технологии активных методов обучения и технологии модерации  дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии. В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное, заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

    Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

    1. Актуальность проблемы

    За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.

    Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии.

            Для решения данной проблемы определила для себя методическую тему «Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку» с целью развития личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Для эффективного достижения ключевых профессиональных задач строю обучение на понимании сущности учебной работы как процесса взаимодействия учителя и ученика, обучающихся друг с другом, включающего в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга.

      Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.

    3.  Постановка проблемы.

    Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

            Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

    Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает данная технология, основанная на использовании активных методов обучения.

    ● Как повысить мотивацию, эффективность и качество освоения школьниками программы?

    ● Как раскрыть и развить потенциал ребенка, создать благоприятные условия для реализации его природных способностей?

    ● Как научить ребенка быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, умению налаживать эффективные коммуникации с разными людьми?

    Цель самообразования:

            Освоить новую технологию, основанную на использовании активных методов обучения, способствующую развитию личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности и умеющей применить свои знания в нужный момент. Научиться применять ее на уроках английского языка.

    Задачи:

    1. повышение мотивации и интереса к учению;
    2. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
    3. развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
    4. формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
    5. повышение уровня своей профессиональной компетенции.

    Ожидаемые результаты самообразования  

    1. Повысить качество преподавания предмета.
    2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
    3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
    4. создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
    5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
    6. Разработать дидактические материалы, тесты, видео пособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
    7. Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
    8. Обобщить опыт по исследуемой теме.

    Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

    Направления самообразования: 

     

    Основные направления

    Действия и мероприятия

    Сроки

    реализации

    Профессиональное

    1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

    2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

    3. Повышать квалификацию на курсах для учителей иностранного языка

    2015- 2016

     

     регулярно

     

    регулярно

      

    Психолого-педагогические

    Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической психологии.

    регулярно

    Методические

    1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по иностранным языкам.

    2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

    3. Принимать активное участие в работе МО учителей иностранного языка.

    4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, городских фестивалях по английскому языку.

    5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края через Интернет.

    6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

    7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

    8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке

    9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков английского языка.

    9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

    10. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков.

    11. Выступать с докладами по теме самообразования

     регулярно

     

     регулярно

     

    Регулярно

     

    ежегодно

     

     регулярно

     регулярно

     

    регулярно

     

     2016-2017

     2016-2017

    Согласно   плана МО

     

     2016-2017

    Согласно плана МО

    Информационно-технологические

    технологии

    1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

    2. Обзор в Интернете информации по иностранному языку, педагогике и психологии.

    Регулярно

     регулярно

     

    Охрана здоровья

    Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

    регулярно

     

    Теоретическая часть

    Новые Федеральные  Государственные Образовательные Стандарты четко определили приоритеты общего образования, назвав главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Выведение учащегося на позицию активного, самообучающегося субъекта требует применения технологий, создающих эмоционально комфортную, мотивирующую и творческую обстановку.

    Технология активных методов обучения (технология АМО) эффективно решает поставленные перед образованием задачи, в том числе и на уроках английского языка. 

    Во-первых, она предполагает интенсивное групповое взаимодействие, эффективную коммуникацию и способствует формированию УУД личности (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

    Во-вторых, технология АМО способна обеспечить высокую степень мотивированности учащихся к изучению иностранного языка, их включенности в процесс активной коммуникации на иностранном языке за счет игрообучения.  

    Одним из главных преимуществ активных методов обучения является то, что они как нельзя лучше  помогают создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу психологической комфортности, ориентации на успех каждого  учащегося, что  значительно повышает эффективность урока.

    Структура урока с применением технологии АМО соответствует структуре урока с применением системно-деятельностного подхода,  который положен в основу стандартов нового поколения. Она включает в себя следующие основные этапы: инициация (приветствие, знакомство); вхождение или погружение в тему (определение целей урока, ожиданий и опасений обучающихся ); работа над темой (интерактивная лекция, проработка содержания темы в группах); релаксация, эмоциональная разрядка; рефлексия, подведение итогов.

    Для педагога очень важно проработать все этапы,  создать законченную картину урока и тем самым обеспечить системность и целостность образовательного процесса.

    Приведу пример некоторых активных методов обучения, применяемых мною на уроках английского языка.

    Салют - самолёт

    Время проведения: 5-7 минут

    Происхождение метода: авторский

    Цель: приветствие, настрой на доброжелательность в работе, активизация всех участников

    Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры

    Предварительная подготовка: учитель заранее готовит только необходимые материалы

    Технология проведения: учитель приветствует учащихся и объявляет, что  прежде, чем начать работу они  должны поприветствовать друг друга. Для этого они должны сделать из бумаги самолетик, написать на нем приветствие, «запустить » его к другому участнику, в ответ получить свой самолетик  с приветствием. Учащиеся могут свободнопередвигаться по классу.

    Лестница успеха

    Этап урока: целеполагание / рефлексия

    Происхождение метода: заимствованный  

     Цель: определение целей урока; оценить свою работу на уроке (этапе урока)

    Необходимые материалы: изображение лестницы на бумаге (на ватмане, на карточках у каждого участника), на доске, на интерактивной доске; фломастеры

    Технология проведения: на этапе целеполагания  учитель предлагает ученикам определить цели урока, записав их на ступеньках лестницы. На этапе рефлексии ученики  отслеживают  выполнение целей в течение урока, свое продвижение по лестнице. Дети оценивают свою работу на каждом этапе: младшие школьники оценивают свою работу цветом (красный – Great! отлично, зеленый Good! хорошо, синий – Not very good! доработай), более старшие ребята могут оценивать себя отметкой. Свою оценку каждого этапа дети фиксируют в своей тетради  или просто запоминают. В конце урока учащиеся выставляют себе оценки за урок, по совокупности оценок за все этапы в таблице самооценки выведенной на интерактивной доске.

    Весёлый круг

    Этап урока:  релаксация

    Происхождение метода: адаптированный

    Время проведения: 5-7 минут

    Цель: смена деятельности, эмоциональная разрядка, повторение лексики

    Необходимые материалы: мяч или   игрушка

    Технология проведения: учитель предлагает учащимся встать в круг. Ведущий встает в центр круга, кидает мяч по - очереди каждому и задает вопрос. Участник возвращает мяч, отвечая на вопрос. Возможны варианты: русское слово – английское слово и т.д. В роли ведущего в младших классах может выступать учитель.

    Вариант: под музыку передают по кругу мяч (игрушку). Музыка останавливается, тот, у кого в руках мячик, называет слово.

    Применение технологии активных методов обучения на уроках обеспечивает высокий уровень заинтересованности учащихся,  их познавательной и творческой активности,  позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика. Это, в свою очередь, помогает сделать процесс обучения насыщенным, качественным, эффективным и психологически комфортным не только для обучающихся, но и для педагогов.

    Литература:

    1. Воровщиков С.Г.   Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.
    2. Конаржевский Ю.А.   Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
    3. Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2008.– № 4.– с. 12–23.
    4. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 2001г. – 150 с.
    5.  Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В.В. Гузеев. – М.:Знание, 1999.– 120 с.
    6.  Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с.4–5.
    7. Хуртова  Т.В. Формы профессионального обучения педагогов. – Волгоград: Учитель 2008
    8. Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.
    9. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986.
    10.  Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», “Cambridge University Press” 2001 г. – 224 с.
    11.  Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
    12.  Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.,1999.
    13.  Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // ИЯШ.. – 2004. - №7.
    14.  Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.
    15.  A.Malderez., C. Bodoczky, Mentor Courses. A resource book for trainer-trainers. CUP., 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивная доска на уроках английского языка как средство повышения результата обученности.

    В данной методической публикации отражены следующие темы как актуальность использования интерактивной доски на урока английского языка, преимущества выполнения интеративных заданий, опыт учиеля п...

    Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся

    Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....

    Использование игр на уроках английского языка,как средство повышения мотивации и эффективности обучения детей-инофонов

    Я работаю с детьми - билингвами в начальной школе не первый год и считаю, что начинать иноязычное общение следует во 2 классе, используя преимущества детской памяти и задействуя все механизмы запомина...

    Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

    В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...

    Использование интерактивных сказок на уроках английского языка, как средство повышения мотивации изучения предмета.

    Информатизация системы образования подразумевает использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе современной школы. С учётом возрастных особенностей детей начальной школы в качес...