Литературное чтение Тема: Поэты Ставрополья о Великой Отечественной войне.
методическая разработка (4 класс)

Селюкова Татьяна Георгиевна

Урок литературного чтения расширит читательский опыт учащихся, продолжит работу над выразительностью чтения произведений ставропольских поэтов, сформирует умение анализировать, выражать своё мнение, навыки правильного  и выразительного чтения.

Способствует развитию воображения, умение работать с поэтическим текстом; обогащению речи младшего школьника, развитию памяти, мышления.

Такой урок воспитывает  патриотов своей страны, любящих и прославляющих свой родной край, воспитывает уважения и благодарность к людям, победившим фашизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx35.76 КБ
Файл urok_chteniya.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение                            

Тема:  Поэты  Ставрополья о Великой Отечественной войне.

Цели: Обучающие: расширить читательский опыт учащихся, продолжить работу над выразительностью чтения произведений ставропольских поэтов, формировать умение анализировать, выражать своё мнение, формировать навыки правильного  и выразительного чтения.

Развивающие: развивать воображение, умение работать с поэтическим текстом; обогащать речь младшего школьника, развивать память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать патриотами своей страны, любящими и прославляющими свой родной край, воспитывать уважения и благодарность к людям, победившим фашизм.

                         Ход урока

1.Орг. момент. Приветствие гостей.

              -Ребята! Готовы вы к уроку?  (Да!)

              Мы хороший, дружный класс,

              Все получится у нас! 

2. Актуализация знаний уч-ся и введение в тему урока.

-Как думаете легко ли сочинять стихи? Кто может стать поэтом? Что для этого надо?

-Внимательно посмотрите на карту. На ней отмечены такие населённые пункты как, Георгиевск, Будёновск, Грачёвка, Пятигорск, Кисловодск, Минводы. Карта, какого же субъекта Российской Федерации изображена на экране?

( Ставропольский край)

-С картами мы работаем   на каком уроке? ( окружающем мире)

А сейчас у нас урок литературного чтения. Поэтому на карте появляются такие имена. слайд

  Кашпуров Иван Висильевич , Луковенко Владимир Иосифович,Г.С.Фатеев, А.Е.Екимцев

-Знакомы ли вам эти фамилии? Откуда вы их знаете? Что объединяет их? ( Поэты Ставрополья. Стихи для детей. Прославляли свой край, родину.)

-Наш Ставропольский край совсем небольшой , но в нём живут  замечательные люди, которые его прославляют своим трудом, достижениями, стихами.

3. Сообщение темы урока. 

Эти  поэты  в своих произведениях выражают свою любовь к родным местам. Кроме этого они писали о войне. И сегодня  вы узнаете и услышите произведения этих писателей на военную тематику. Незаполненные таблички означают то, что вы на сегодняшнем уроке услышите и откроете для себя  новые имена поэтов нашего края.

слайд

 Итак, тема сегодняшнего урока литературного чтения на экране: Поэты  Ставрополья о Великой Отечественной войне.

4. Работа по теме урока. 

1)Беседа с уч-ся:

-Что вы знаете о В О  войне?( высказывание детей, )

-Сколько дней осталось до Победы?

-Освобождение Ставрополья произошло уже как 72 года назад. Что вы слышали об этом?

(Читали в музее. К  нам приходили библиотекари и рассказывали о нашем селе в годы войны.)

- Всё правильно. 70 лет как наш народ празднует победу, и мы живём в мире. Но не везде на планете сейчас мир и спокойствие. Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, своих героев достоин свободы и независимости. 

-Тема войны красной нитью всегда проходила и в произведениях наших ставропольских поэтов и писателей. И это очень актуально сейчас. Трудно говорить и представить войну нам не знавшим её. Но нельзя потерять ту ниточку связи поколений. Многие из этих поэтов были детьми войны. То, что они запомнили из детства, их воспоминания стали основой для таких стихов и произведений о войне. 

слайд

Геннадий Семёнович Фатеев родился 1934 году в селе Красногвардейском Ставропольского края. В школу пошёл в 1941 году. Пережил немецкую оккупацию. Многие его стихи, песни, прозаические произведения связаны с военно - патриотической тематикой. Первые стихи написал в седьмом классе.  Был членом Союза писателей. Награждён орденом Дружбы. Умер в 2005 году.  Ведущая тема военной лирики – тема памяти. Бережно хранил память о родных, близких, погибших в минувшую войну:                    

                                  Сосед мой весь изранен был в бою

                                     На энской высоте у Сталинграда.

                                     Он редко носит звёздочку свою,

                                      А это стопроцентная награда.

-Книги  на военную тему: «Бункер Гитлера», «Рейхстаг», «Трактора и танки» посвящены защитникам Отечества.

-Сегодня познакомимся со стихотворением Г. Фатеева «Молчат сурово мраморные плиты» Слайд

 «Молчат сурово мраморные плиты»

мраморные плиты - Плиты из мрамора горная порода

Сурово – как сказать по другому ( серьёзнно, строго)

Послушав стихотворения вы поймёте, о каких плитах идёт речь.

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ: 

Молчат сурово мраморные плиты

И надписи уже едва видны.

Однажды навестить друзей убитых

Пришел солдат из дальней стороны.

Он тридцать лет в степном поселке не был,

Хотя душою  каждый день бывал.

Шагал солдат и узнавал лишь небо,

И больше ничего не узнавал.

Вот где-то здесь он со своим отрядом,

Поклялся не покинуть рубежи.

Друзья легли в могиле братской рядом,

И лишь ему врачи вернули жизнь.

Стоял солдат, оплакивая  близких,

Односельчан, оставленных в бою.

И вдруг он прочитал на обелиске,

Среди других фамилию свою.

«Да жив я, жив!» B висках  свинцом стучало.

«…жив!»– повторяло эхо, как ответ.

И даже смерть друзей не разлучала,

Все эти тридцать от бессмертья лет.

Беседа по содержанию:- О ком это стихотворение?

 -Какие картины вы представляли, когда слушали? Нарисуйте их словесно. О каких надписях идёт речь?

слайд

 Памятник в Кугульте  с надписями

- слайд

-На слайде фотография памятника погибшим воинам. Вы узнали, где находится он? В центре нашего села есть памятник воинам односельчанам. Установлен он в 1985  году. На нём высечены фамилии, ушедших на фронт кугультинцев, не вернувшихся  с войны в родное село. 

Чтение стих. уч-ся самостоятельно с заданием:

  •  Словарная работа: что значит степной поселок?
  •  Как понимаете значения слова  рубеж? (Оборонительный рубеж — определённый командованием рубеж на местности для успешной обороны от противника)
  • Бра́тская моги́ла — групповое захоронение умерших примерно в одно время, часто в результате сражения.
  • Обелиск- памятник
  • Свинцом - металл

-Прочитать. Расставить партитуру.

Работа в парах:

- Поменяйтесь листками с соседом и просмотрите, как ваш сосед выполнил задание, если согласны, поставьте +.

Чтение уч-ся вслух.

По две строчки выразительно.

Один ученик выразительно.

ФИЗМИНУТКА ? 

Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.

2) Поэты Ставрополья о войне

А сейчас мы продолжим знакомство с военной тематикой ставропольских поэтов. Помогут мне мои помощники- ребята, которые посетили музей, библиотеку и нашли книги и стихи ставропольских поэтов о войне. Ребята сделают краткую аннотацию на книги, которые вам потом  можно будет взять для чтения. Вы внимательно послушайте стихотворения ставропольских поэтов о войне, которые ребята выбрали не только для сегодняшнего урока, но и для участия в школьном конкурсе  лучших чтецов.

  1. Масимов Герман        -           «Бессмертье»  Иван  Кашпуров
  2. Никифорова Валерия - А. Екимцев «Помнит Родина героев»
  3. Петрецкий Лёня       - Ян Бернард « Минное поле детства»
  4. Шевченко Лалита - Владимир Луковенко « Перед Боем»
  5. Матвейчук Ангелина   -       Козлов И.М. «Не забыл я друга фронтового»
  6. Циндрина Соня  -    Циндрина Соня « Ко Дню Победы»

         1.Выступление Масимова  Германа

В нашей сельской библиотеке  я взял сборник стихов ставропольского поэта « Не за морями чудо». В этом сборнике  много   стихотворений   этого  автора, но мне понравилось  стихотворение «Бессмертье»  написанное в 1951 году. Оно посвящается памяти героя Советского Союза Ивана Зюсь, навечно зачисленного в списки стрелкового полка. Я прочитаю отрывок из этого стихотворения.

«Бессмертье»  Иван  Кашпуров

В тот миг , когда к нему толпою

Фашисты бросились,

Боец под пулемёт своей рукою

Гранату ахнул

и – конец…

Отхлынул бой.

Заря горела.

Бойца подорванное тело

Нашли средь кучи вражьих тел.

Клялись бойцы и офицеры

За смерть героя отомстить.

Бойцы стоят суровой стражей,

Горят сердца-

Не потушить.

Пошли их в бой сейчас – и каждый Бессмертный подвиг совершит!

  1. Выступление Никифоровой Леры.

Книга Александра Екимцева называется «Фронт над облаками» . Сборник стихотворений ставропольского  поэта о войне. Издан в 1975 году. Состоит из двух частей: « Фронт над облаками» и «Брянский лес.»

Зимней, летней ли порою,

Каждый день и каждый час

Помнит Родина героев,

Павших, в битве за Кавказ.

Тех, кто пал в его просторах,

Средь его крутых вершин.

Кто в горах стоял, как горы,

Как они – несокрушим.

Кто в морозы и в метели

В поднебесной высоте

Мерз, проваливался в щели

В непроглядной темноте.

В поднебесной выси дрался,

Защищал наш отчий дом.

Кто в горах навек остался-

В Мавзолее ледяном.

3.Выступление Петрецкого Леонида.

 Ян Бернард родился в 1937 году в Польше. В раннем  детстве  пережил войну. Сейчас  живёт и продолжает работать  на Ставрополье.  Обо всём, что пришлось пережить детям войны,  пишет в своих произведениях. В  его книгах  «Минное поле детства»,  « Дети войны», « Дети батальона» рассказывается о  тяжёлом детстве  мальчишек и девчонок, переживших войну.

Вставай страна огромная!

Я в почерневшем пел снегу.

И детства ночь бездомная.

На волжском берегу.

Вставай страна огромная

Без слёз я слушать не могу.

И каждой жилкой помню я

Войны свинцовую пургу.

Снега в огне расплавились.

Я пел : Вставай на смертный бой!

И рано вдовы старились,

И дети становились в строй.

4.Выступпление Шевченко Лалиты. 

В Интернете я нашёл стихотворение « Перед боем» ставропольского поэта Владимира  Луковенко. Родился Владимир Луковенко  14 июня 1926 года . Воевал и в 1944 году был ранен в Польше. После войны  жил и работал учителем истории в Ставропольском крае до конца своих дней.

Перед боем.  Владимир Луковенко.

И листья таинственно так шелестят

На фронте в лесу перед битвой,

И пули, бывало, противно свистят,

И кто-то читает молитву.

Спокойно пока что, но знают солдаты:

В траншею из штаба примчится связной,

Приказ принесёт: «На фашистов проклятых

Подняться в последний решительный бой».

И каждый посмотрит на свой автомат

В надежде, что он не откажет.

Могильный подарит врагу «аромат»,

Дорогу в могилу укажет.

5.Высттупление Матвейчук Ангелины.

В музее нашего села  я прочитала книгу «Созвучие». Эта  книга , в которой собраны стихи поэтов Грачёвского района Ставропольского края. Для себя я сделала важное открытие. Оказывается, в книге есть много стихотворений поэтов из нашего села. О войне мне понравилось стихотворение Козлова Ивана Михайловича « Не забыл я друга фронтового». В музее я прочитала, что Иван Михайлович Козлов  родился в 1924 году . В начале войны был мобилизован  и участвовал в обороне Кавказа. Осенью 1945 года вернулся в Кугульту. Работал учителем в школе. Был директором школы. Иван Михайлович был основателем сельского музея, и долгие годы работал в нём. К сожалению, он не дожил до сегодняшних дней. Но оставил о себе добрую память, в том числе и это стихотворение, которое он посвятил своему другу, герою Великой Отечественной войны нашему земляку, Минаенко Ивану Алексеевичу.

Козлов Иван Михайлович поэт Кугульты « Не забыл я друга фронтового»

Он и я в боях друзьями стали,

Защищая вместе Сталинград,

 Украину, Крым освобождали,

Брали Вену, Будапешт, Белград.

Рядом с ним в атаку мы ходили,

И в разведке были много раз,

Свои жизни с ним мы не щадили,

Выполняя боевой приказ.

С фронта письма мы домой писали.
Дома ждали весточки от нас,

И мы ждали, очень тосковали

По родным, по дому много раз.

Не забыл я друга фронтового,

 Всю войну я вместе с ним прошёл.

С той поры прошло лет очень много,

Но его я помню хорошо.

6.Выступление  Циндриной Сони.

  Война коснулась нашей семьи тоже.  Мой  прадедушка, Моисеев Василий Иванович, семнадцатилетним юношей ушёл на фронт. Воевал до самой победы. Был смелым, мужественным защитником Отечества. За что, награждён орденами и медалями. Его нет в живых. Но остались фотографии, документы. По ним и рассказам бабушки я проследила боевой путь своего прадедушки, Моисеева Василия Ивановича во время Великой Отечественной войны. Все собранные материалы оформила в исследовательской работе,   которую   назвала « Спасибо деду за победу». С этой работой я выступила на районной конференции школьников. А самое главное,  я и моя семья навсегда сохранит благодарную память о нашем  герое, гвардии ефрейторе Моисееве Василии Ивановиче.

В память о моём прадедушке и таких как он солдатах той войны, я попробовала сочинить стихотворение о войне. Оказалось, что это не так просто. Вот что у меня получилось.

Ко Дню Победы.

70 лет мы не знаем войны,

-Подведение итогов конкурса.

-Чтение кого из ребят вам больше понравилось? Выберите  Лучшего   чтеца. Наш конкурс будет продолжаться  на следующих уроках литературного чтения.

-Обратите внимание на выставку книг писателей и поэтов Ставрополья. Вы можете поближе посмотреть и познакомиться, взять, почитать.

3. Итог урока.

-Что узнали нового? Какие новые имена запомнились?

-А кто-нибудь из вас как Соня захотел сочинить  свои стихи?

 

     



Предварительный просмотр:

Литературное чтение                            

Тема:  Поэты  Ставрополья о Великой Отечественной войне.

Цели: Обучающие: расширить читательский опыт учащихся, продолжить работу над выразительностью чтения произведений ставропольских поэтов, формировать умение анализировать, выражать своё мнение, формировать навыки правильного  и выразительного чтения.

Развивающие: развивать воображение, умение работать с поэтическим текстом; обогащать речь младшего школьника, развивать память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать патриотами своей страны, любящими и прославляющими свой родной край, воспитывать уважения и благодарность к людям, победившим фашизм.

                         Ход урока

1.Орг. момент. Приветствие гостей.

              -Ребята! Готовы вы к уроку?  (Да!)

              Мы хороший, дружный класс,

              Все получится у нас! 

2. Актуализация знаний уч-ся и введение в тему урока.

-Как думаете легко ли сочинять стихи? Кто может стать поэтом? Что для этого надо?

-Внимательно посмотрите на карту. На ней отмечены такие населённые пункты как, Георгиевск, Будёновск, Грачёвка, Пятигорск, Кисловодск, Минводы. Карта, какого же субъекта Российской Федерации изображена на экране?

( Ставропольский край)

-С картами мы работаем   на каком уроке? ( окружающем мире)

А сейчас у нас урок литературного чтения. Поэтому на карте появляются такие имена. слайд

  Кашпуров Иван Висильевич , Луковенко Владимир Иосифович,Г.С.Фатеев, А.Е.Екимцев

-Знакомы ли вам эти фамилии? Откуда вы их знаете? Что объединяет их? ( Поэты Ставрополья. Стихи для детей. Прославляли свой край, родину.)

-Наш Ставропольский край совсем небольшой , но в нём живут  замечательные люди, которые его прославляют своим трудом, достижениями, стихами.

3. Сообщение темы урока. 

Эти  поэты  в своих произведениях выражают свою любовь к родным местам. Кроме этого они писали о войне. И сегодня  вы узнаете и услышите произведения этих писателей на военную тематику. Незаполненные таблички означают то, что вы на сегодняшнем уроке услышите и откроете для себя  новые имена поэтов нашего края.

слайд

 Итак, тема сегодняшнего урока литературного чтения на экране: Поэты  Ставрополья о Великой Отечественной войне.

4. Работа по теме урока. 

1)Беседа с уч-ся:

-Что вы знаете о В О  войне?( высказывание детей, )

-Сколько дней осталось до Победы?

-Освобождение Ставрополья произошло уже как 74 года назад. Что вы слышали об этом?

(Читали в музее. К  нам приходили библиотекари и рассказывали о нашем селе в годы войны.)

- Всё правильно. 74 года как наш народ празднует победу, и мы живём в мире. Но не везде на планете сейчас мир и спокойствие. Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, своих героев достоин свободы и независимости. 

-Тема войны красной нитью всегда проходила и в произведениях наших ставропольских поэтов и писателей. И это очень актуально сейчас. Трудно говорить и представить войну нам не знавшим её. Но нельзя потерять ту ниточку связи поколений. Многие из этих поэтов были детьми войны. То, что они запомнили из детства, их воспоминания стали основой для таких стихов и произведений о войне. 

слайд

Геннадий Семёнович Фатеев родился 1934 году в селе Красногвардейском Ставропольского края. В школу пошёл в 1941 году. Пережил немецкую оккупацию. Многие его стихи, песни, прозаические произведения связаны с военно - патриотической тематикой. Первые стихи написал в седьмом классе.  Был членом Союза писателей. Награждён орденом Дружбы. Умер в 2005 году.  Ведущая тема военной лирики – тема памяти. Бережно хранил память о родных, близких, погибших в минувшую войну:                    

                                  Сосед мой весь изранен был в бою

                                     На энской высоте у Сталинграда.

                                     Он редко носит звёздочку свою,

                                      А это стопроцентная награда.

-Книги  на военную тему: «Бункер Гитлера», «Рейхстаг», «Трактора и танки» посвящены защитникам Отечества.

-Сегодня познакомимся со стихотворением Г. Фатеева «Молчат сурово мраморные плиты» Слайд

 «Молчат сурово мраморные плиты»

мраморные плиты - Плиты из мрамора горная порода

Сурово – как сказать по другому ( серьёзнно, строго)

Послушав стихотворения вы поймёте, о каких плитах идёт речь.

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ: 

Молчат сурово мраморные плиты

И надписи уже едва видны.

Однажды навестить друзей убитых

Пришел солдат из дальней стороны.

Он тридцать лет в степном поселке не был,

Хотя душою  каждый день бывал.

Шагал солдат и узнавал лишь небо,

И больше ничего не узнавал.

Вот где-то здесь он со своим отрядом,

Поклялся не покинуть рубежи.

Друзья легли в могиле братской рядом,

И лишь ему врачи вернули жизнь.

Стоял солдат, оплакивая  близких,

Односельчан, оставленных в бою.

И вдруг он прочитал на обелиске,

Среди других фамилию свою.

«Да жив я, жив!» B висках  свинцом стучало.

«…жив!»– повторяло эхо, как ответ.

И даже смерть друзей не разлучала,

Все эти тридцать от бессмертья лет.

Беседа по содержанию:- О ком это стихотворение?

 -Какие картины вы представляли, когда слушали? Нарисуйте их словесно. О каких надписях идёт речь?

слайд

 Памятник в Кугульте  с надписями

- слайд

-На слайде фотография памятника погибшим воинам. Вы узнали, где находится он? В центре нашего села есть памятник воинам односельчанам. Установлен он в 1985  году. На нём высечены фамилии, ушедших на фронт кугультинцев, не вернувшихся  с войны в родное село. 

Чтение стих. уч-ся самостоятельно с заданием:

  •  Словарная работа: что значит степной поселок?
  •  Как понимаете значения слова  рубеж? (Оборонительный рубеж — определённый командованием рубеж на местности для успешной обороны от противника)
  • Бра́тская моги́ла — групповое захоронение умерших примерно в одно время, часто в результате сражения.
  • Обелиск- памятник
  • Свинцом - металл

-Прочитать. Расставить партитуру.

Работа в парах:

- Поменяйтесь листками с соседом и просмотрите, как ваш сосед выполнил задание, если согласны, поставьте +.

Чтение уч-ся вслух.

По две строчки выразительно.

Один ученик выразительно.

ФИЗМИНУТКА ? 

Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.

2) Поэты Ставрополья о войне

А сейчас мы продолжим знакомство с военной тематикой ставропольских поэтов. Помогут мне мои помощники- ребята, которые посетили музей, библиотеку и нашли книги и стихи ставропольских поэтов о войне. Ребята сделают краткую аннотацию на книги, которые вам потом  можно будет взять для чтения. Вы внимательно послушайте стихотворения ставропольских поэтов о войне, которые ребята выбрали не только для сегодняшнего урока, но и для участия в школьном конкурсе  лучших чтецов.

  1. Масимов Герман        -           «Бессмертье»  Иван  Кашпуров
  2. Никифорова Валерия - А. Екимцев «Помнит Родина героев»
  3. Петрецкий Лёня       - Ян Бернард « Минное поле детства»
  4. Шевченко Лалита - Владимир Луковенко « Перед Боем»
  5. Матвейчук Ангелина   -       Козлов И.М. «Не забыл я друга фронтового»
  6. Циндрина Соня  -    Циндрина Соня « Ко Дню Победы»

         1.Выступление Масимова  Германа

В нашей сельской библиотеке  я взял сборник стихов ставропольского поэта « Не за морями чудо». В этом сборнике  много   стихотворений   этого  автора, но мне понравилось  стихотворение «Бессмертье»  написанное в 1951 году. Оно посвящается памяти героя Советского Союза Ивана Зюсь, навечно зачисленного в списки стрелкового полка. Я прочитаю отрывок из этого стихотворения.

«Бессмертье»  Иван  Кашпуров

В тот миг , когда к нему толпою

Фашисты бросились,

Боец под пулемёт своей рукою

Гранату ахнул

и – конец…

Отхлынул бой.

Заря горела.

Бойца подорванное тело

Нашли средь кучи вражьих тел.

Клялись бойцы и офицеры

За смерть героя отомстить.

Бойцы стоят суровой стражей,

Горят сердца-

Не потушить.

Пошли их в бой сейчас – и каждый Бессмертный подвиг совершит!

  1. Выступление Никифоровой Леры.

Книга Александра Екимцева называется «Фронт над облаками» . Сборник стихотворений ставропольского  поэта о войне. Издан в 1975 году. Состоит из двух частей: « Фронт над облаками» и «Брянский лес.»

Зимней, летней ли порою,

Каждый день и каждый час

Помнит Родина героев,

Павших, в битве за Кавказ.

Тех, кто пал в его просторах,

Средь его крутых вершин.

Кто в горах стоял, как горы,

Как они – несокрушим.

Кто в морозы и в метели

В поднебесной высоте

Мерз, проваливался в щели

В непроглядной темноте.

В поднебесной выси дрался,

Защищал наш отчий дом.

Кто в горах навек остался-

В Мавзолее ледяном.

3.Выступление Петрецкого Леонида.

 Ян Бернард родился в 1937 году в Польше. В раннем  детстве  пережил войну. Сейчас  живёт и продолжает работать  на Ставрополье.  Обо всём, что пришлось пережить детям войны,  пишет в своих произведениях. В  его книгах  «Минное поле детства»,  « Дети войны», « Дети батальона» рассказывается о  тяжёлом детстве  мальчишек и девчонок, переживших войну.

Вставай страна огромная!

Я в почерневшем пел снегу.

И детства ночь бездомная.

На волжском берегу.

Вставай страна огромная

Без слёз я слушать не могу.

И каждой жилкой помню я

Войны свинцовую пургу.

Снега в огне расплавились.

Я пел : Вставай на смертный бой!

И рано вдовы старились,

И дети становились в строй.

4.Выступпление Шевченко Лалиты. 

В Интернете я нашёл стихотворение « Перед боем» ставропольского поэта Владимира  Луковенко. Родился Владимир Луковенко  14 июня 1926 года . Воевал и в 1944 году был ранен в Польше. После войны  жил и работал учителем истории в Ставропольском крае до конца своих дней.

Перед боем.  Владимир Луковенко.

И листья таинственно так шелестят

На фронте в лесу перед битвой,

И пули, бывало, противно свистят,

И кто-то читает молитву.

Спокойно пока что, но знают солдаты:

В траншею из штаба примчится связной,

Приказ принесёт: «На фашистов проклятых

Подняться в последний решительный бой».

И каждый посмотрит на свой автомат

В надежде, что он не откажет.

Могильный подарит врагу «аромат»,

Дорогу в могилу укажет.

5.Высттупление Матвейчук Ангелины.

В музее нашего села  я прочитала книгу «Созвучие». Эта  книга , в которой собраны стихи поэтов Грачёвского района Ставропольского края. Для себя я сделала важное открытие. Оказывается, в книге есть много стихотворений поэтов из нашего села. О войне мне понравилось стихотворение Козлова Ивана Михайловича « Не забыл я друга фронтового». В музее я прочитала, что Иван Михайлович Козлов  родился в 1924 году . В начале войны был мобилизован  и участвовал в обороне Кавказа. Осенью 1945 года вернулся в Кугульту. Работал учителем в школе. Был директором школы. Иван Михайлович был основателем сельского музея, и долгие годы работал в нём. К сожалению, он не дожил до сегодняшних дней. Но оставил о себе добрую память, в том числе и это стихотворение, которое он посвятил своему другу, герою Великой Отечественной войны нашему земляку, Минаенко Ивану Алексеевичу.

Козлов Иван Михайлович поэт Кугульты « Не забыл я друга фронтового»

Он и я в боях друзьями стали,

Защищая вместе Сталинград,

 Украину, Крым освобождали,

Брали Вену, Будапешт, Белград.

Рядом с ним в атаку мы ходили,

И в разведке были много раз,

Свои жизни с ним мы не щадили,

Выполняя боевой приказ.

С фронта письма мы домой писали.
Дома ждали весточки от нас,

И мы ждали, очень тосковали

По родным, по дому много раз.

Не забыл я друга фронтового,

 Всю войну я вместе с ним прошёл.

С той поры прошло лет очень много,

Но его я помню хорошо.

6.Выступление  Циндриной Сони.

  Война коснулась нашей семьи тоже.  Мой  прадедушка, Моисеев Василий Иванович, семнадцатилетним юношей ушёл на фронт. Воевал до самой победы. Был смелым, мужественным защитником Отечества. За что, награждён орденами и медалями. Его нет в живых. Но остались фотографии, документы. По ним и рассказам бабушки я проследила боевой путь своего прадедушки, Моисеева Василия Ивановича во время Великой Отечественной войны. Все собранные материалы оформила в исследовательской работе,   которую   назвала « Спасибо деду за победу». С этой работой я выступила на районной конференции школьников. А самое главное,  я и моя семья навсегда сохранит благодарную память о нашем  герое, гвардии ефрейторе Моисееве Василии Ивановиче.

В память о моём прадедушке и таких как он солдатах той войны, я попробовала сочинить стихотворение о войне. Оказалось, что это не так просто. Вот что у меня получилось.

Ко Дню Победы.

70 лет мы не знаем войны,

-Подведение итогов конкурса.

-Чтение кого из ребят вам больше понравилось? Выберите  Лучшего   чтеца. Наш конкурс будет продолжаться  на следующих уроках литературного чтения.

-Обратите внимание на выставку книг писателей и поэтов Ставрополья. Вы можете поближе посмотреть и познакомиться, взять, почитать.

3. Итог урока.

-Что узнали нового? Какие новые имена запомнились?

-А кто-нибудь из вас как Соня захотел сочинить  свои стихи?

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Памяти юных героев посвящается» Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне

В результате мероприятия у детей усилится чувство патриотизма, сформируются гражданские качества личности школьников, более подробно познакомятся со славной боевой историей Великой Отечественной...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой отечественной войне, 1 - 2 класс

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой отечественной войне, начальные классы...

Мы этой памяти верны», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Материал для литературно-музыкальной композиции

История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира - война 1941 - 1945 годов. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь наше...

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Сценарий литературно-музыкальной композиции , посвященной 72-ой годовщине в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам….»

Данная  литературно-музыкальной композиции , посвященной 72-ой годовщине в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам….» поможет провести мероприятие, посвя...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...