«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Юные защитники Отечества». Устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны»
классный час (2 класс)
Создание устного журнала "Маленькие герои большой войны " о пионерах героях , о детях войны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный проект на тему:
«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается»
Юные защитники Отечества»
Цели:
1. Познакомить детей с юными героями (пионерами)Великой Отечественной войны 1941 - 1945г
2. Воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу, уважение и глубокую признательность прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.
3. Воспитать патриотизм, гордость за свою Родину и её героев.
4. Воспитать уважение, глубокую признательность прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.
Задачи: Создать устный журнал «Маленькие герои большой войны» о пионерах – героях, о детях войны..
Тип урока:
Комбинированный урок
в форме :рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);
Краткое описание:
Наш урок мужества посвящён памяти пионеров-героев. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Ход занятия
- Организационный момент . Вступление ( постановка цели)
Учитель: Сегодня мы создадим наш устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны», который посвятим пионерам-героям, юным защитникам Отечества, отдавшим свою жизнь за светлое , мирное будущее. Все эти мальчишки и девчонки были лишены счастливого и радостного детства. Их детство прервала война…
У многих она забрала всё: дом, родных, друзей, жизнь…
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
- Основная часть ( материал для создания «Журнала»)
А) Звучит песня «Священная война»
1-й ученик: Война! Жесточе нету слова!
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть и нет.
2-й ученик: Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
1-й ученик: Помните, через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Помните эти имена…
Выступление групп ребят о пионерах-героях
Б) Группа первая:
Леня Голиков
Леня Голиков родился в 1926 году в деревне Лукино Полавского района Ленинградской области (ныне это Парфинский район Новгородской области). Отец Лени – Голиков Александр Иванович – работал мастером на сплаве леса, а мать – Екатерина Алексеевна – была домохозяйкой.
В 1935 году Леня поступил в школу, находившуюся в соседней деревне Мануйлово. Там он вступил в пионеры. Как и большинство мальчишек, рос подвижным, веселым, хулиганистым. Таким и остался он в воспоминаниях сверстников: организатором ребячьих игр и баталий, инициатором дальних походов на плотах по реке. Любил Ленька побродить по лесу, посидеть с удочкой у реки, любил читать книги и петь.
В 1939 году тяжело заболел отец и Леня пошел работать на Тулитовский сплавпункт.
Когда началась война, и фашисты заняли Лёнино село, он не захотел трудиться на гитлеровцев и бросил работу. С первых дней оккупации в Старорусском и Полавском районах действовали местные партизаны. Не раз бродил Леня по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Узнав от своего учителя по мануйловской школе В.Г. Семенова о формировании партизанской бригады, Леня обратился к командованию с просьбой зачислить его в отряд. Ему отказали, однако, он не отступил и А.П. Лучин, покоренный настойчивостью мальчика, сам упрашивает И.И. Глейха (командира вновь сформированного отряда взять Голикова связным). Вместе со сверстниками он подобрал однажды на месте боя несколько винтовок, похитил у фашистов два ящика гранат. Все это они потом передали партизанам.
Леня Голиков был награжден медалью за отвагу. В течение 10 дней партизанский отряд вел ожесточенные бои в районе деревни Сосницы, уничтожив 100 гитлеровцев и освободив несколько населенных пунктов. Немалая заслуга в успехе роты принадлежала Лене Голикову. Именно он указал боевую позицию на чердаке школы, откуда ураганным огнем партизаны преградили путь гитлеровцам, пытавшимся вновь овладеть деревней Сосницы. Леня Голиков - юный партизан-разведчик.
Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.
Участвовал в 27 боевых операциях... Истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 15 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу. Смелый партизан из автомата убил генерала, в штаб бригады доставил его китель и захваченные документы. В числе документов были: описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие ценные данные разведывательного характера".
24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Дедовичского района Псковской области. Похоронен на родине - в Лукино на деревенском кладбище, где на его могиле установлен величественный памятник.
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Представление на Героя ушло еще при жизни, за добытые в разведке секретные документы. А вот получить его он уже не успел.
Имя героя носят улицы в Ленинграде, Пскове, Старой Руссе, Окуловке, селе Пола, поселке Парфино, совхоз в Парфинском районе, теплоход Рижского морского пароходства, в Новгороде - улица, Дом пионеров, учебное судно юных моряков в Старой Руссе, пионерские дружины и отряды области. В Москве и в Новгороде установлены памятники герою. В областном центре на Волхове памятник установлен близ площади Победы. О его подвиге и бесстрашии написаны повесть, поэма, несколько очерков, сложена песня.(Приложение1)
В) Группа вторая:
Марат Казей
12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отряд. В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее,десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
В марте 1943 года у деревни Румок партизанский отряд имени Д. Фурманова попал в окружение, и все попытки его командира связаться с другими отрядами не увенчались успехом. Марат Казей вызвался установить связь с окружённым отрядом. Он вовремя привёл подкрепление, и бой завершился разгромом фашистских карателей. В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля - военные карты и планы гитлеровского командования.
11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельсовета Узденского района Минской области юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его "в кольцо". При выполнении очередного разведывательного задания был окружен гитлеровцами, отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, взорвал гранатой себя и окружавших его врагов.
Похоронен в родной деревне. За мужество и отвагу пионер Марат Казей 8 мая 1965 года был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою. (Приложение 2)
Г) Группа третья:
Зина Портнова
Ленинградская школьница, Зина Портнова в июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи, близ станции Оболь (Шумилинский район Витебщины). Ей было пятнадцать...
В Оболи была создана подпольная комсомольско - молодежная организация "Юные мстители" (руководитель Е. С. Зенькова) и Зину в 1942 г. избрали членом ее комитета. С августа 1943 она стала разведчицей партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова бригады им. В. И. Ленина. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
Сначала она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию - отравила более ста гитлеровцев. Ее могли схватить сразу, но стали следить. Чтобы избежать провала, Зину переправили в партизанский отряд.
Как-то ей поручили разведать численность и род войск в районе Оболи. В другой раз - уточнить причины провала в Обольском подполье и установить новые связи... Возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», Зина была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.
Потом ее уже не допрашивали, а методично мучили, издевались. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.
А вскоре перешел в стремительное наступление 1-й Прибалтийский фронт. Началась крупная операция советских войск, носившая название "Багратион". Миллионная группировка вражеских армий была разгромлена. Советские войска с помощью партизан освободили белорусскую землю от фашистов.
О подвигах юных мстителей советский народ узнал пятнадцать лет спустя, когда в июле 1958 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. И Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.
За подвиги и мужество, проявленные во время Великой Отечественной войны, большая группа участников Обольской подпольной комсомольской организации "Юные мстители" была награждена орденами Советского Союза. А на груди руководителя организации Ефросиньи Савельевны Зеньковой засверкала Золотая Звезда Героя Советского Союза. Этой высокой награды Родины была удостоена посмертно и Ромашка - Зина Портнова. Возле Оболи, у автострады, среди зеленых молодых деревьев и цветов, установлен высокий гранитный памятник. На нем золотыми буквами высечены имена погибших юных мстителей.
В Ленинграде, на тихой Балтийской улице, сохранился дом, в котором жила легендарная Ромашка. Рядом школа, в которой она училась. А немного подальше, среди новостроек, широкая улица имени Зины Портновой, на которой установлена мраморная стена с ее барельефом
Д) Группа четвертая:
Валентин Котик
Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. О Герое Советского Союза Вале Котике написаны сотни повестей, рассказов, очерков. Памятник юному герою стоит в городе Шепетовке перед школой, где он учился и в столице нашей Родины Москве.
Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
Е) Группа пятая:
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков,
Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров,
Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков,Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов,
Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Ё) Шестая группа
Валя Зенкина
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробраться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.
В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода была нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец – иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.
И Валя клятву сдержала.
Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми.
За отвагу и мужество Родина наградила свою юную дочь орденом Красной Звезды.
Учитель. Почтим минутой молчания память юных
героев Великой Отечественной войны.
Ж) Седьмая группа
ИЗ ПИОНЕРСКОЙ ЛЕТОПИСИ
...Шла война. В деревне, занятой гитлеровцами, жили обыкновенные ребятишки. И был среди них двенадцатилетний пионер Витя Орлянский. Собрал он мальчишек, девчонок. Держа в руках Витин галстук, они дали клятву помогать с отцам и братьям бороться с фашистами.
Витю схватили гитлеровцы и расстреляли. Скоро в деревню пришли партизаны. На груди у Вити они нашли потемневший от крови, простреленный пионерский галет)
Когда партизаны попали в окружение, командир взял Витин галстук и высоко поднял его. Партизаны бросились вперёд за командиром. Они прорвали окружение, но в раж пуля сразила командира. Безжизненная рука уронила галс Его подхватил боец и понёс через всю войну. Не раз Вити галстук звал бойцов в бой.
Вот что такое честь пионерского галстука
КЛЯТВА. З.Александрова.
Хлопья белого снега
Над Донбассом летят...
Принимали Олега
В пионерский отряд.
По мосткам деревянным
Шла из школы домой.
Детство их пролетело.
А лишь юность пришла,
На высокое дело
Их страна позвала...
Комсомола питомцы,
Стая смелых орлят,
Имена краснодонцев
В каждом сердцем горят.
Грустно никнут знамёна
До родимой земли
На могилу с поклоном Пионеры пришли.
Будет к солнцу тянуться Зелень новой листвы.
Пионеры клянутся
- Первичная проверка. Понимание. Работа в группах.
Учитель. Страницы военной истории находят отражение в народной мудрости, фольклоре. Всем участникам предлагается соединить начало и окончание пословиц. (Пока группы выполняют задания, звучит песня “О пионерах героях”. Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.)
Солдат спит – служба идет
Кто храбр да стоик – тот десятерых стоит
Храбрость сестра - победы
Кто за свое дерется, тому и сила – двойная дается
Русский солдат - не знает преград
Тяжело в учении – легко в бою
Автомат да лопата – друзья солдата
Щи да каша – пища наша
(проверить: по две пословицы зачитывает каждая группа)
- Закрепление . Викторина (решение вопроса и определение его жизненного значения) Рабта в группах. Ответы на вопросы.
Учитель: сейчас проверим, какие вы внимательные и решительные. У вас на столах лежат листочки с автобиографиями пионеров-героев и вопросы, вы должны найти ответ в тексте и написать только имя и фамилию героя.
- Назовите имена четырех пионеров-героев, удостоенных звания Героя Советского Союза. ( Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова и Леня Голиков)
- Кого из пионеров-героев фашисты заставили пробраться в Брестскую крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен? Этот пионер остался там помогать нашим бойцам, сообщив ценную информацию о враге. (Валя Зенкина)
3.На счету этого пионера-героя 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Им убит гитлеровский офицер, возглавлявший карательную операцию. Этот пионер-герой удостоен звания героя Советского Союза посмертно. (Валя Котик)
- Попав в плен, эта пионерка во время допроса застрелила двух гитлеровских офицеров и была впоследствии зверски замучена фашистами. За стойкость и героизм девочка посмертно отмечена высшим званием - Герой Советского Союза. (Зина Портнова)
- Назовите пионера-героя, разведчика в штабе партизанской бригады на белорусской земле, погибшего в бою. Он взорвал врагов и себя последней гранатой. За мужество и героизм посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. (Марат Казей)
(Чья группа быстрей, та и зачитывает ответы.)
Ученик. Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Учитель: Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает.
Наш устный журнал, посвящённый памяти пионеров- героев подошёл к концу. Это ещё одна страничка нашей истории, истории Великой Отечественной войны. Больно, когда погибают взрослые, но когда гибнут мальчишки и девчонки, эту боль передать невозможно. Сегодня мы узнали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми. Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.
5. Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, что вы узнали новое для себя? (ответы детей)
-Почему этих ребят называют пионерами – героями.
Описание:
Краткое описание:
Наш урок мужества посвящён памяти пионеров-героев. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Ученики 1 класса рассказали о подвигах пионеров – героев во время Великой Отечественной войны. Во время урока ребята почтили память павших в Великой Отечественной войне минутой молчания.
Мы обязаны помнить о тех, кто погиб и кто выжил, не забывать историю своей Родины, любить и гордиться ею, чтобы не допустить новых войн.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
(карточки раздать группам.)
- Соедини пословицу:
Солдат спит – пища наша
Кто храбр да стоик – не знает преград
Щи да каша – служба идет
Кто за свое дерется, тому и сила – легко в бою
Русский солдат - тот десятерых стоит
Тяжело в учении – двойная дается
Автомат да лопата – таланта
Храбрость сестра - друзья солдата
- Викторина о пионерах героях.
- Назовите имена четырех пионеров-героев, удостоенных звания Героя Советского Союза.
____________________________________________________________________
- Кого из пионеров-героев фашисты заставили пробраться в Брестскую крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен? Этот пионер остался там помогать нашим бойцам, сообщив ценную информацию о враге. ____________________________________________________
- Назовите имя пионера-героя, сумевшего стать военным лётчиком и награждённого двумя орденами Красной Звезды за участие в бою и спасение жизни Советского летчика. _____________________________________
- На счету этого пионера-героя 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Им убит гитлеровский офицер, возглавлявший карательную операцию. Этот пионер-герой удостоен звания героя Советского Союза посмертно. ____________________________________________________
- Попав в плен, эта пионерка во время допроса застрелила двух гитлеровских офицеров и была впоследствии зверски замучена фашистами. За стойкость и героизм девочка посмертно отмечена высшим званием - Герой Советского Союза. _______________________________________________________
- Назовите пионера-героя, разведчика в штабе партизанской бригады на белорусской земле, погибшего в бою. Он взорвал врагов и себя последней гранатой. За мужество и героизм посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. _____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны.2) ...
Маленькие герои большой войны (о детях в Великой Отечественной войне)
Этот материал можно использовать на классном часе, посвященном Великой Отечественной войне, можно использовать как выступление ребят на празднике о пионерах – героях в В...
"Маленькие герои большой войны" мероприятие ко Дню Победы
Сценарий мероприятия о войне...
Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ...
Зональный брейн-ринг "Маленькие герои большой войны", посвященный 72 годовщине Великой Победы
Воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свою Родину, уважения к её защитникам, к её историческому прошлому на примере подвигов пионеров-героев......
Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20
Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...
Технология РКМЧП, Технологическая карта: Внеклассное чтение. К 75 летию Победы. Тема "Домашние животные - маленькие герои большой Войны". 3 класс.
Тема урока: Домашние животные – четвероногие помощники войны....