Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Башкатова Галина Ивановна

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_geroi_bolshoy_voyny.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ

Тема

Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)

Педагогическая цель

Создание страниц - проектов по рассказам Л.Кассиля «Держись, капитан!», Н.Богданова «Иван Тигров».

Задачи

Продолжить знакомство с рассказами, героями которых являются дети; способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы; воспитывать чувство гордости за детей, принимавших участие в защите Родины.

Тип занятия

Закрепления изученного материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают рассказы, героями которых являются дети; испытывают чувство гордости за их поступки, помнят о войне, осознают ценность мирной жизни.

Личностные
результаты

Анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выявлять и корректировать причины собственного затруднения; структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; работать в    группах, обосновывать и доказывать собственное мнение; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи; уметь контролировать процесс и результат своей деятельности; находить и исправлять собственные ошибки.

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям; применять правила делового сотрудничества.

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

Словесный,  наглядно – иллюстративный, частично - поисковый, проблемный.

Образовательные
ресурсы

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для групповой и индивидуальной работы,  выставка книг о войне, героями которых являются дети, фотографии детей в мирное и военное время.

Сценарий занятия

Этапы занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Эмоциональный настрой

Звучит фонограмма песни Тамары Гвердцители «Дети войны»

На фоне песни ребята просматривают фотографии детей, сделанные во время войны.

Овладевают навыками психологической подготовки к занятию.

II. Определение темы занятия.

- Ребята, вы посмотрели отрывок фильма. Как он связан с нашим занятием?

- Наверное, вы обратили внимание на фотографии и рисунки в нашем кабинете.

- Что вы можете рассказать о них?

- Какие чувства они переживают? В какое время сделаны?

- Да, нелегко было всем во время Великой Отечественной войны, особенно детям.

О тяжёлом военном детстве, о детях, ставших героями, написано много произведений. Сегодня мы обратимся к страницам некоторых книг о войне.

- Найдите на сенсорных крестах среди многих фамилий тех писателей, рассказы которых мы читали.

- Займите места в группах в соответствии с тем, произведения какого автора вы читали, а если читали и те и другие, то чьи рассказы понравились больше.

Итак, мы обращаемся к страницам книг Л.Кассиля и Н. Богданова. И создадим проекты по одному из произведений каждого писателя. I группа по рассказу Л.Кассиля, II – Н.Богданова.

 

Дети войны – это тема, которую мы изучали на предыдущем занятии.

Везде дети.

Одни дети веселятся,  радуются, счастливы. Фотографии сделаны в мирное время. А во взгляде других, наоборот, слезы, грусть, страх. Фотографии сделаны во время войны.

Ребята находят карточки: Лев Кассиль и Николай Богданов.

Занимают места в группах в соответствии с прочитанными произведениями.

Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель и занятия.

Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества.

Планируют учебное сотрудничество
с одноклассниками.

III. Создание проекта

1) Автор, название рассказа, главный герой произведения.

- Начните оформление проекта с фамилии писателя.

- Вспомните их рассказы.

- Ещё раз посмотрите на рисунки и фотографии вокруг. Найдите среди них главного героя одного из произведений писателя.

На конторке возьмите имя героя рассказа и его название. Назовите их.

Продолжаем оформление проекта.

Ребята наклеивают на лист А-2 фамилию писателя.

Вспоминают произведения Л.Кассиля: «Рассказ об отсутствующем», «У классной доски», «Держись, капитан!», «Отметки Риммы Лебедевой», «Барабасик», «Батарейный заяц»; Н.Богданов: «Вдвоём с братишкой», «Иван Тигров», «Лётчик Летучий», «Солдатская каша», «Боевой друг», «Чемоданчик» и др.

Гриша Филатов «Держись, капитан!» Льва Кассиля и Ваня Куркин «Иван Тигров» Николая Богданова.

.

 

Слушают учителя и выполняют действия в соответствии с установкой учителя. Учатся умению уступать друг другу.

Владеют навыками самостоятельной работы.

2) Характеристика героя.

На экологическом панно есть характеристики различных персонажей. Найдите ту, которая соответствует герою вашего рассказа. Поместите её на проект.

Находят характеристики персонажей произведений и дополняют ими проект.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества.

3) Основная мысль произведения.

-На другой конторке найдите основную мысль произведения.

Находят основную мысль произведений и дополняют проект.

Владеют навыками самостоятельной работы.

4) Подбор пословиц.

-Вернитесь к экологическому панно и подберите пословицы, которые больше всего подойдут к вашему рассказу.

Ребята работают в группах самостоятельно.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества.

IV. Презентация проектов.

- Итак, у каждой группы получилась страница-проект об одном из рассказов о войне. Представьте нам ваши проекты.

Участники каждой команды защищают свой проект.

Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию
и имеющиеся знания.

V. Итог занятия. Рефлексия

- Эти и другие рассказы о детях на войне вы можете прочитать в книгах, представленных на выставке. Читайте произведения о войне, узнавайте больше о том времени для того, чтобы помнить. Эти книги могут тронуть каждое сердце, добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь, а главное – передать не только память о войне, но и осознание ценности мирной жизни.

-Ребята, а  в наше время все ли дети живут в мире и спокойствии?

А что вы можете сделать для укрепления мира во всем мире?

Слушают учителя.

К сожалению, и сегодня в мире неспокойно, вооружённые конфликты приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают всех, и в том числе детей, несчастными,  поэтому мир надо беречь.

Уважать друг друга, не ссориться, ценить друг друга. Можно выпустить листовки о мире и рассказать малышам.

Слушают учителя и выполняют действия в соответствии с установкой учителя. Учатся умению уступать друг другу.

Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества.

- Ребята, а чем похожи эти рассказы?

- А ещё авторы напоминают нам о мирном детстве и стремятся внушить веру в то, что все опять станет хорошо, все будет, как надо.

Пусть навек исчезнут войны,

Чтобы дети всей земли  Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось,

В окнах светлых отражалось

И сияло над землёй

Людям всем

 И нам с тобой!

Юные ребята, прямо на глазах, становятся взрослыми. Вчерашние мальчишки становятся героями.

Осуществляют
контроль, волевую
саморегуляцию
при возникновении затруднений.